РЕНЕССАНС в искусстве

Найдено 1 определение
РЕНЕССАНС в искусстве
фр. re naissance — возрождение) — одна из крупнейших эпох в истории мировой культуры, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму, формирование светской культуры, гуманистического сознания, порывающего с религиозным мистицизмом. Р. в Западной Европе ориентировался на возрождение античной культуры (отсюда и название), что давало возможность, опираясь на опыт и авторитет шедевров иск-ва прошлого, добиваться гармонического единства телесного и духовного, чувственного и интеллектуального в человеке, способствовать прогрессивному развитию худож. культуры. Энгельс определял Р. в Западной Европе как «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством...» (т. 20, с. 346). Как содержательно-формальное явление культуры Р. базируется на диалектическом характере ее развития, на ощущении неразрывности культуры прошлого и настоящего, на осознании переходности периода, связываемого с понятием «Р.». В эстетику и теорию худож. культуры это понятие вошло в XVIII в., а более широко — в середине XIX в., после публикаций фр. историка Ж. Мишле и особенно швейцарск. историка и философа культуры Я. Бурк-хардта, чье исследование «Культура Ренессанса в Италии» (1860) показало роль в истории культуры личности, утверждающей свое право на свободное развитие. Впоследствии было установлено, что понятие «Р. в и.» введено еще в XVI в. итал. живописцем, архитектором и историком иск-ва Дж. Вазари, а использовалось фактически раньше, со времен античности, с целью подчеркнуть безостановочность прогресса в культуре, его способность задержаться, иногда на длительный срок, а потом «возродиться». В конце XIX в. Вельф-лин на базе разработанного им истори-ко-критического изучения стиля по типологическому принципу ввел связанную между собой пару понятий «Р.» и «барокко», с характерными для них изобразительными принципами — соответственно «линейным» и «живописным», утверждая двуединство этих принципов и цикличность развития в иск-ве. В XX в. Панофский, особенно в книге «Ренессанс и ренессансы в западном искусстве» (1960), расширил трактовку этого понятия для выработки метода детального исследования исторической эволюции стиля в иск-ве. В совр. эстетике и искусствознании идут споры по вопросу определения сущности и временных границ Р. в и. Споры эти затрагивают проблемы гуманизма и роли иск-ва в об-ве, его периодизации на рубеже феодальной и капиталистической общественно-экономических формаций. В своем классическом выражении Р. в и. охватывает период развития иск-ва Западной Европы с XIII по XVI в. Причем в нем как самостоятельные выделяются периоды проторенессанса, раннего. Высокого и позднего Возрождения. Это членение относится в первую очередь к иск-ву Италии. В Нидерландах, Германии, Франции и Испании XV—XVI вв. черты, родственные иск-ву итал. Р. (интерес к личности человека и его роли в мире, освоение традиций античной культуры, связь иск-ва с эстетикой гуманизма), проявились преимущественно в живописи. В отличие от Италии в этих странах выделяются два периода — истоки и начальная пора Северного Возрождения и собственно Северное Возрождение, совпадающее по времени с поздним Возрождением в Италии (после 1540 г.). Аналогичные процессы, протекавшие в иск-ве Восточной Европы, Азии и Дальнего Востока, позволяют определять их как варианты «грузинского», «китайского» и т. д. Р. Во всех случаях данные процессы имели свои отличительные черты, обусловленные типом культуры и преломляемые в различных видах искусства. Р. в и. выдвинул на первое место личность художника как творца стиля и общественного деятеля, отражающего существенные тенденции своего времени и связывающего их с постижением сущности человека и природы в целом. Это достигается специально выработанными методами худож. творчества для передачи богатства и красоты реальной действительности на основе соединения интуитивного и интеллектуального, худож.-образного и научного постижения мира (Возрождения эстетика). Крупнейшими представителями Р. в и. были живописцы, архитекторы, скульпторы, поэты, драматурги: в раннем Возрождении (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Альберти, Донателло, Я. ван Эйк), Высоком Возрождении (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Ф. Рабле, А. Дюрер), в позднем Возрождении (У. Шекспир, М. Сервантес) и др. В своем творчестве они не только создали идеал гармоничного и свободного человеческого бытия, но и выразили сложность и противоречивость жизни, ее драматизм, продемонстрировали свою включенность в мировую историю культуры.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
349.23 кб

Проблема Altersstil в европейском искусстве Ренессанса

Романенкова Юлия Викторовна
Целью статьи является анализ так называемого «старческого стиля» в искусстве Ренессанса как в Италии, так и в странах севернее Альп.
Читать PDF
116.47 кб

Э. Панофский ренессанс и «Ренессансы» в искусстве Запада

Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М.,1998. 362с. Автор реферата С.А.Гудимова
Читать PDF
307.05 кб

«с тех пор как кончилось искусство» ренессанс XII века и античное наследие

Арутюнян Юлия Ивановна
Читать PDF
332.24 кб

Ренессанс в искусстве как ответ на исторический запрос европейской культуры

Загрядская Алиса Сергеевна
Читать PDF
689.18 кб

"Гроза" Джорджоне. Произведение искусства в обстановке ренессансного studiolo

Яйленко Евгений Валерьевич
Рассматривается культурная среда, в которой сложился замысел картины Джорджоне, известной как «Гроза», из венецианской Галереи Академии.
Читать PDF
277.40 кб

СВЯТОСТЬ И ПОЭЗИЯ. ОСНОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ИСКУССТВЕ "РУССКОГО РЕНЕССАНСА"

Мусеев Николай Александрович
В статье рассматривается связь категорий святости и творчества в искусстве «серебряного века».
Читать PDF
15.76 мб

Концепция человека в неоплатонической философии Ренессанса и её интерпретация в искусстве

Гладышева Стелла Геннадьевна
Статья посвящена неоплатонической философии Возрождения и её интерпретации в искусстве.
Читать PDF
817.99 кб

"художественная картина мира" итальянского Ренессанса в контексте освоения истории искусства

Золотарева Лариса Романовна
Представлена авторская модель "художественной картины мира" итальянского Ренессанса в контексте изучения истории искусства.
Читать PDF
221.84 кб

«Английский Ренессанс искусства». От У. Пейтера до О. Уайльда. Культурно-эстетический аспект

Федоров А.А.
Английский Ренессанс явился своеобразным типом культуры. Это был культурный проект о всеобщем возрождении искусства, жизни и человека в их неразрывной связи.
Читать PDF
323.87 кб

Жорж Вигарелло. Искусство привлекательности: История телесной красоты от Ренессанса до наших дней

Душенко К.В.
Читать PDF
451.14 кб

Анализ декоративного оформления сундуков эпохи Ренессанса из Большого собрания изящных искусств ASG

Булгакова Алина
Статья посвящена анализу декоративного оформления сундуков эпохи ренессанса из большого собрания изящных искусств ASG.
Читать PDF
174.05 кб

Отечественное балетное искусство как воплощение особенностей «Русского культурного ренессанса» (коне

Аржанухина Вера Валерьевна
Статья посвящена рассмотрению основных черт русского культурного ренессанса на примере развития балетного искусства.
Читать PDF
7.29 мб

Ю. В. Чантурия. Белорусское градостроительное искусство: средневековое наследие, Ренессанс, барокко,

Читать PDF
2.39 мб

О значении выставки произведений эпохи Ренессанса в университетском Зале искусств для формирования к

Парфентьева Наталья Владимировна, Ворошин Семен Дмитриевич
В статье процесс формирования культуры студенчества рассматривается на примере академической выставки в Зале искусств Южно-Уральского государственного университета, на которой были представлены выдающиеся художественные произведен
Читать PDF
185.41 кб

2018.02.006. АНДАСК Р. РЕНЕССАНСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОСМОСА: ПРИМЕЧАНИЯ ПО ВЗАИМООТНОШЕНИЮ МЕЖДУ ИСКУССТВО

Гранин Р.С.