РЕMKE Иоханнес

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

РЕМКЕ Иоханнес
философ; р. 1.2. 1848 (Эльмсхорн) — ум. 23. 12. 1930 (Марбург); в 1885—1921 — профессор в Грейфсвальде. Его онтологическая философия представляет собой гносеологический монизм. В отличие от монизма имманентной философии, который из традиционной формулы «предмет — содержание — субъект» устраняет предмет, оставляя только содержание сознания, Ремке, наоборот, отбрасывает так называемое содержание сознания и признает лишь предмет, непосредственно охватываемый индивидуальным сознанием, как раз в силу его безусловной непространственности. Отсюда очевидна противоречивость утверждения о наличии «содержания в сознании». Для Ремке теряет смысл противоположность «имманентного-трансцендентного» и «находящегося вне и внутри души», а также допущение некой «внутренней мыслительной деятельности». Мышление он представляет не как субъективный творческий акт, а как объективное обнаружение, к тому же для него несомненна объективность всеобщего. Человек — это не отдельное существо, а единство действия двух существенно различных существ, одно из которых определяется всеобщим, другое — субъективно переживаемым. В качестве науки об основах философия имеет своим предметом наиболее всеобщее из сущего. Осн. соч.: Lehrbuch der allgemeinen Psychologie, 1894; Die Seele des Menschen, 1902 (рус. пер.: Душа человека, 1906); Philosophie als Grundwissenschaft, 1910; Die Willensfreiheit, 1911; Logik oder Philosophie als Wissenschaftslehre, 1918; Ethik als Wissenschaft (Gesammelte Aufsätze), 1928.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

РЕMKE Иоханнес

(1 февр. 1848 – 23 дек. 1930) – нем. философ, представитель имманентной философии. Проф. философии в Грейфсвальде (1885–1921). Ученик теолога А. Бидермана (1819–85) и Шуппе. Защищал субъективно-идеалистич. т. зр. гносеологич. монизма, согласно к-рой познаваемое находится в сфере сознания, т.е. имманентно ему. По мнению Р., до сих пор философия исходила из незаконного – дуалистического – противоположения субъекта объекту, души – внешнему миру, из мнимой дилеммы: или причина наших восприятий в нас, или она вне нас. На самом деле, по мысли Р., это рассуждение покоится на догматич. предпосылке о познающей душе как существующей отдельно от внешнего мира, что приводит к полной невозможности понять, "...каким образом душа, которой внешний мир противостоит, как что-то чуждое, может составить себе понятие о нем, если она как познающая... с самого начала ограничена сама собою" ("О достоверности внешнего мира для нас", 1892, в сб.: "Новые идеи в философии", No 6, СПБ, 1913, с. 81). Для того чтобы согласовать между собой эти два предварительно разъединенных мира, философы, пишет Р., "...так долго исправляли обычное понятие о внешнем мире, пока не отняли у него всего, что некогда облекало его остов, даже пространственность..." (там же, с. 80). Но если у внешнего мира отняли все его атрибуты, то душе, напротив, приписали свойства внешнего мира, ибо считать, что мир "в ней" или что она "внутри" мира, значит представлять ее пространственной, т.е. материальной. В действительности, утверждает Р., душа имматериальна. Она не "находится" в мире, а "обладает" им. Т.о., понятие нематериальности души Р. стремится использовать в качестве логич. аргумента для доказательства имманентности мира, однако из этого понимания души вовсе не следует представление о нерасчлененности души и материи. Против субъективного идеализма Р. выдвигает довод непосредственной данности мира: "...внешний мир вообще, как непосредственно достоверное, имеет то общее с душой, что его реальность также не может быть "доказана" и потому именно не может, что, будучи непосредственной достоверностью, стоит выше всякого доказательства, как и реальность мыслящей души" (там же, с. 88). Однако критика Р. субъективизма, утверждающая существование трансцендентного – объективной реальности, содержит отрицание его собств. позиции. "Гармония" души и внешнего мира, познающего и познаваемого достигается у Р. путем их отождествления, эклектич. объединения, к-рое освобождает от трудностей познания, но именно благодаря тому, что фактически упраздняет само познаваемое. При этом, правда, оказывается бессмысленным, а потому и неразрешимым вопрос об объективности знания, на к-рый Р. не может дать последовательный с т. зр. своей философии ответ. Столь же трудна для него и проблема "множественности сознаний", от решения к-рой, по его же собств. словам, зависит признание нравств. жизни. Впадая в противоречие с самим собой, Р. защищал персоналистич. тезис об индивидуумах как вечных сущностях (см. "Душа человека", СПБ, 1906, с. 38–39). Филос. позиция Р. была подвергнута резкой критике в работе В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (см. Соч., т. 14, с. 168, 187, 199, 264, 333 и др.). Последователи Р. в 1918 создали об-во его имени и издавали журнал "Grundwissenschaft" (1919–37). Соч.: Die Welt als Wahrnehmung und Begriff, В., 1880; Logik oder Philosophie als Wissenslehre, 2 Aufl., Lpz., 1923; Lehrbuch der allgemeinen Psychologie, 3 Aufl., Lpz., 1926; Philosophie als Grundwissenschaft, 2 Aufl., Lpz., 1929; Grundriss der Geschichte der Philosophie, Bonn, 1960. Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. буржуазной философии, Тб., 1960, с. 136–42; Hochfeld S., J. Rehmke, M?nch.–Lpz., 1923; Wissen und Denken. Festschrift zu J. Rehmkes 75. Geburtstag, Lpz., 1923; Troberg G., Kritik der Grundwissenschaft J. Rehmkes, В., 1941; Schneider F., Die geschichtliche Stellung der Philosophie J. Rehmkes, "Z. philos. Forschung", 1951, Bd 5, H. 2, S. 253–72. Р. Гальцева. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.