РЕЛЯТИВИЗМ

Найдено 32 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Релятивизм
лат. "relativo", "относительный") - представление об относительности, неабсолютности какого-то явления.

Источник: Философия политики: глоссарий

РЕЛЯТИВИЗМ
философская концепция, утверждающая относительность,условность и субъективность человеческого познания, т.е. отрицание объективности.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Релятивизм
(от лат. relativus – относительный) – 1) признание изменчивости объектов и знания о них и отрицание момента их устойчивости; 2) признание зависимости результатов познания от его условий.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Релятивизм
от лат. relativus — относительный) - методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности, условности знания и ведущий к отрицанию возможности познания объективной истины.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

РЕЛЯТИВИЗМ
(от лат.— относительный) — философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания. Считается, что в наших знаниях не отражается объективный мир.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

РЕЛЯТИВИЗМ
принцип интерпретации мировоззренческих, культурных, познавательных систем, подчеркивающий моменты их исторической изменчивости, ситуативной обусловленности, их замкнутости и несоизмеримости друг с другом. Р. обычно связан с историцизмом и социологизмом, с представлениями о существовании охватывающих и несоизмеримых мировоззрений, "концептуальных каркасов", структурирующих мышление людей определенных эпох и культур.

Источник: Современная западная философия: словарь

РЕЛЯТИВИЗМ
теория, согласно которой нет ничего абсолютно истинного и все, будь то вкусы или даже цвета, зависит от индивидуальности каждого или от разделяемой им точки зрения. Принцип релятивизма был сформулирован еще в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Это значит, что истинным или ложным все оказывается лишь по отношению к нам. В том, что касается познания, релятивизм ведет к скептицизму; в сфере морали он порождает конформизм; в религии — толерантность.

Источник: Философский словарь

Релятивизм
от лат. rel?t?vus — относительный) — методологический принцип и концепция, утверждающие относительность истинности любых знаний; восходит к учению древнегреческих философов — софистов и скептиков. Относительность знаний вытекает прежде всего из их «привязанности» к определенному времени и конкретной ситуации. «Истина — дочь своего времени» (Ф. Бэкон). Однако абсолютизация релятивности, отрицание всякой устойчивости, постоянства, общезначимости знания ведет к отрицанию объективных закономерностей и возможности существования объективноистинного знания.

Источник: История и философия науки

Релятивизм
(лат. relativus – относительный) – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания. Проистекает из односторонности подчеркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Как методологическая установка, релятивизм восходит к учению древнегреческих софистов. Это отражение принципиальной изменчивости знания, его утверждений и выводов, а также фиксация достаточно сложного акта мышления, допускающего быстрый переход от одного доминирующего звена в познании к другому.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

РЕЛЯТИВИЗМ
философско-методологическая концепция, сторонники которой исходят из того, что "все в мире относительно", абсолютизируют изменчивость действительности и наших знаний о ней, преувеличивают относительность и условность последних. Это теория, согласно которой нет ничего абсолютно истинного и все, будь то вкусы или даже цвета, зависит от индивидуальности каждого или от разделяемой им точки зрения. Принцип релятивизма был сформулирован еще в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Это значит, что истинным или ложным все оказывается лишь по отношению к нам. В том, что касается познания, релятивизм ведет к скептицизму; в сфере морали он порождает конформизм; в религии – толерантность.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Релятивизм
(от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, исходящий из абсолютизации атрибута относительности. В результате отрицается возможность получения абсолютной объективной  истины, утверждается, что «каждый прав по своему». Признание соотносительности любого существования не ведет к Р., поскольку любое сущее в разных соотношениях (коррелятах) и абсолютно и относительно. Нет ни абсолютно абсолютного, ни абсолютно относительного. Пока существует водный поток, он остается рекой, хотя она постоянно изменяется и играет разную роль во взаимодействии с рельефом, как место утоления жажды или передвижения на лодке. Истинность каждго из данных суждений абсолютна, но в рамках заданных соотношений., т.е. относительна. «1 = 1» - абсолютная истина, но относительно твердых тел.

Источник: Философские категории авторский словарь

РЕЛЯТИВИЗМ
от лат. relativus относительный) - 1) то же самое, что реляционализм; 2) философская, гносеологическая точка зрения, впервые отчетливо представленная софистом Горгием, согласно которой все знания рассматриваются лишь как относительно правильные, ибо они обусловливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий, особенно в зависимости от своего индивидуального телесно-душевного состояния. Для этического релятивизма, который в своей крайней форме уничтожает все нравственные мерила, различие между добром и злом становится относительным. В философии культуры и философии истории релятивизм исповедуется довольно часто, ибо в их распоряжении нет математически точного мерила. Физическая теория относительности не имеет ничего общего с релятивизмом в вышеуказанном смысле.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РЕЛЯТИВИЗМ
(от лат. ге1аб\щз — относительный) — методологический принцип, утверждающий относительность, условность всякого знания и отрицающий воз-можность знания безусловного, достоверного, объективного. Обосновывается признанием, с одной стороны, абсолютной изменчивости мира, в результате чего наше знание о любом объекте оказывается верным лишь для какого-то весьма ограниченного, неуловимо краткого момента, с другой стороны, того, что единственный источник познания — чувственный опыт, который всегда индивидуален, вследствие чего представления разных людей даже об одном и том же предмете могут быть весьма различны. Исходя из этих объяснений, релятивизм утверждает, что если в познаваемом объекте или в познающем субъекте (или в том и в другом одновременно) нет ничего постоянного, устойчивого, неизменного, то не может быть ничего постоянного, устойчивого, неизменного и в содержании человеческого знания.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Релятивизм
 (лат. relativus — относительный) — идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Признавая относительность знаний, Р. отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир. Такая т. ер. ярко выражена уже в философии Горгия, хотя у него Р. имел положительное значение для развития диалектики. В целом же Р. характерен для агностических и субъективно-идеалистических систем. Он был, напр., одним из гносеологических источников «физического» идеализма. Диалектический материализм признает относительность познания лишь в том смысле, что каждая историческая ступень познания ограничена данным уровнем развития производительных сил и уровнем науки, а не в смысле отрицания объективной истины. В совр. буржуазной философии Р. используется как средство борьбы против материалистической философии (Абсолютная и относительная истина).

Источник: Философский словарь. 1963

РЕЛЯТИВИЗМ
(лат. relati vus — относительный) — направление в теории познания, отрицающее возможность познания объективного мира. Р. исходит из того факта, что человек на той или иной ступени своего развития не может получить исчерпывающее и абсолютно верное знание как обо всей действительности в целом, так и о конкретном предмете исследования, что в каждый данный момент наши знания не являются завершенными, они ограничены уровнем развития производства, науки, познавательными возможностями людей. Преувеличивая этот относительный характер знаний, наличие в них моментов заблуждения, Р. делает вывод об их произвольности, условности, субъективности. Он совершенно отрицает объективность познания, наличие в нем положений, отражающих реальные свойства и закономерности действительности. «...Положить релятивизм в основу теории познания, значит неизбежно осудить себя либо на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм» (Ленин).

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Релятивизм
(от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. В широком смысле это принцип относительности; в узком смысле обозначает относительность, условность и ситуативность научного знания, которое во многом зависит от исторического и социокультурного контекста, вплоть до социально-психологических особенностей учёного. Релятивизм возникает из односторонности подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма – отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий. Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

РЕЛЯТИВИЗМ

(от лат. relativus - соотносительный) - убеждение, что нет единой истины, одинаковой для всех людей, а есть множество истин, удобных, полезных и убедительных для одних лиц и групп, но неприемлемых для других. Каждая из таких "истин" соотносима с желаниями, культурной, национальной и социальной принадлежностью человека или группы, с эпохой, расой и пр. Релятивизм близок к скептицизму и нередко отождествляется с нравственной и религиозной индифферентностью. Основной контраргумент: релятивизм сам обусловлен определенными вкусами, желаниями, субкультурой и всем прочим в жизни его сторонников и легко может быть оставлен как не обязательный для всех. В религиозной мысли релятивизм проявляется, напр., в требовании устранять теологические предпосылки из понимания ключевых событий Священной истории и описывающих их текстов или же в утверждениях, что Воплощение и другие акты вмешательства свыше следует трактовать как способы понимания событий, а не сами события.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

РЕЛЯТИВИЗМ
(от лат. relativus — относительный) — 1. В естествознании: концептуальная основа совр. ест.-науч. картины мира, сводящаяся к теории относительности А.Эйнштейна и ее следствиям для разл. отраслей физики — оптики, термодинамики, электромагнитной теории и пр. (см. Относительности теория). 2. В философии и гуманит. науках: совокупность учений, утверждающих относительность к.-л. принципиальных оснований мышления (познания) и деятельности. Наиболее часто говорят о гносеологич. Р., вырастающем из формулы Протагора «Человек есть мера всех вещей», и этич. Р., вырастающем из формулы «Цель оправдывает средства», авторство к-рой приписывается Макиавелли. Синоним термина «Р.» в обоих значениях — «реляционизм». В зап.-европ. (континентальной) философии также употребляется термин «реляционализм», обозначающий гносеологич. позицию, согл к-рой, познание действительности ограничено обл. отношений между вещами или понятиями, т.е. сосредоточено в чисто логич. сфере. См. Кант, неокантианство, Бергсон. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

РЕЛЯТИВИЗМ
(Relativismus) — 1) то же самое, что реляционизм; 2) философская, гносеологическая точка зрения, впервые отчетливо представленная софистом Горгием, согласно которой все знания рассматриваются лишь как относительно правильные, ибо они обусловливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий, особенно в зависимости от своего индивидуального телесно-душевного состояния. Для этического релятивизма, который в своей крайней форме уничтожает все нравственные мерила, различие между добром и злом становится относительным. В философии культуры и философии истории релятивизм исповедуется довольно часто, ибо существование предзаданных, неизменных ценностей и целевых установок подвергается сомнению. Основы физической теории относителъности коренятся в верифицируемых космологических гипотезах и в реляционализме применяемых математических теорий.
А. Metzger. Phänomenologie und Metaphysik — Das Problem des R. und seine Überwindung, 1933; E. May. Am Abgrund des R., 1941; A. Tyssen, Der philos. R., 1941; H. Wein. Das Problem des R., 1950; P. Strasser. Wirklichkeitskonstruktion und Rationalität — ein Versuch überden R., 1980; H. J. Wedel. Moderner. R., 1990.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Релятивизм
от лат. relativus — относительный) — признание относительности, условности, ограниченности человеческой деятельности в качестве основной ее характеристики. Понятие относительности, условности, обусловленности противопоставляется в Р. абсолютному, необусловленному. Р. выступает в различных формах. Р. может быть «онтологическим»: мир изменчив, в нем нет ничего устойчивого, все связано со всем, все меняется относительно предыдущего этапа (софисты, античные скептики, отчасти современный прагматизм). Р. «гносеологический» — наиболее распространенная форма Р. Он связан с невозможностью найти абсолютные основы познания. Наше познание соотносится с человеком, его желаниями, страстями, устройством органов чувств: «человек — мера всех вещей». Помимо «протагоровского сознания», помимо теории познания софистов, элементы Р. присутствовали в учениях Беркли и Юма, в теории познания Канта и др. В современной методологии и философии науки существует «методологический» Р. — принципиальный отказ от абсолютных научных предпочтений («эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда). Р. может быть «этическим» (у каждого — «своя» мораль); эстетическим («суждения вкуса» не являются всеобщими); «историческим» (теория О. Шпенглера).

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

РЕЛЯТИВИЗМ
философское учение, представляющее собой развертывание принципа «все относительно». Этот принцип отрицает абсолютные, субстанциальные элементы вещей, знания, этических и художественных норм. В онтологическом плане релятивизм утверждает, что вещи существуют не сами по себе, а всегда даны в тех или иных отношениях, в тех или иных изменениях. Отсюда релятивизм делает вывод, что вещи и есть совокупность отношений, изменений, лишенных какого-либо субстанциального ядра.
В гносеологическом плане релятивизм, всячески подчеркивая изменчивость, условность, ограниченность знаний, использует эти аспекты мышления как аргументы против объективно-общезначимой истины. Поскольку знания непрерывно изменяются, следовательно, в них нет ничего объективно-истинного. Скептицизм и агностицизм - типичные формы проявления релятивизма в гносеологии. В области морали релятивизм отрицает объективную общезначимость нравственных норм, открывая тем самым путь волюнтаризму и аморализму. В исторических и социально-экономических дисциплинах релятивизм отрицает саму возможность полноценного научного знания, сводя процесс познания в них к определенным методологическим процедурам описания фактов. Релятивизм - внутренне самопротиворечивое и саморазрушающееся учение, ибо последовательное проведение тезиса «все относительно» превращает его в абсолют, коего, согласно релятивизму, не может быть.

Источник: Краткий философский словарь 2004

РЕЛЯТИВИЗМ
философская позиция, основу которой составляет абсолютизация релятивного в действительности и познании (Гераклит, Кратил, Соломон, иррационалистические и субъективистские концепции). Суть релятивизма как мировоззренческой установки выражается формулой: «Все относительно». Различают онтологический, гносеологический, моральный, эстетический, политический и экзистенциальный релятивизм («Все едино»). Пафос релятивизма — борьба с догматизмом, авторитаризмом, тоталитаризмом путем акцентирования самоценности уникального, неповторимого, единичного, индивидуального, равноценности всех моментов и проекций бытия. Однако, позиция релятивизма уязвима и в целом, и в частностях. В целом она логически противоречива, ибо само утверждение «Все относительно» либо относительно, либо абсолютно. Если оно само относительно, то оно возможно истинно, а возможно ложно; если же оно абсолютно, то оно ложно абсолютно, так как отрицает само себя. Несостоятельность релятивизма, в частности, состоит в ссылках его представителей на современную науку (теорию относительности, квантовую механику, альтернативные теории в различных науках и др.). Это можно отнести, прежде всего, за счет некомпетентности авторов таких ссылок, ибо в любой научной теории нечто является относительным всегда только по отношению к чему-то, принятому за абсолютное. (См. абсолют, инварианты, релятивность, иррационализм).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

РЕЛЯТИВИЗМ
Заблуждение, выраженное в положении: «Все относительно (релятивно)». Суть релятивизма состоит в распространении теории относительности на весь мир. Согласно теории относительности, положение «А движется» означает «А движется относительно С». Например, предложение «бутылка, стоящая на столе в вагоне-ресторане, движется» означает, что бутылка движется относительно человека, стоящего на станции, но не относительно пассажира, сидящего в вагоне-ресторане. Релятивизм обобщает это положение и заявляет, что любое предложение типа «А есть В» означает «А есть В с точки зрения (относительно) С». К примеру, предложение «Варшава расположена на Висле» означает, строго говоря, что «Варшава расположена на Висле с точки зрения Кароля», но может и не располагаться там с точки зрения Людвига. Или: «Ольга спит» означает, что «Ольга спит с точки зрения Маргариты», но, возможно, «с точки зрения Натальи Ольга не спит».
Понимаемый в таком смысле релятивизм есть суеверие; ибо, хотя очень многие предложения и относительны, некоторые таковыми, очевидно, не являются. Абсолютное заблуждение представляет собою прежде всего суждение «истина относительна», если оно вообще осмысленно, ибо положение Р истинно тогда и только тогда, когда то, что Р обозначает, является фактом, а это совершенно не зависит от того, знают об этом люди или нет.
В сущности, релятивизм — всего лишь утонченная форма скептицизма. Причиной его популярности является разложение общества, утрата веры в здравый смысл; отсюда и обращение ко всякого рода предрассудкам.
См.: истина, скептицизм.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

РЕЛЯТИВИЗМ
(лат. relativus – относительный) – признание относительности, условности, ограниченности человеческой деятельности в качестве основной ее характеристики. Понятие относительности, условности, обусловленности противопоставляется в Р. абсолютному, необусловленному.
Р. выступает в различных формах. Он может быть «онтологическим»: мир изменчив, в нем нет ничего устойчивого, всё связано со всем, всё меняется относительно предыдущего этапа (софисты , античные скептики, отчасти современный прагматизм ).
Р. «гносеологический» – наиболее распространенная форма. Он связан с невозможностью найти абсолютные основы познания. Наше познание соотносится с человеком, его желаниями, страстями, устройством органов чувств, «человек – мера всех вещей». Помимо «протагоровского сознания», помимо теории познания софистов, элементы Р. присутствовали в учениях Беркли и Юма , в теории познания Канта и др. В современной методологии и философии науки существует «методологический Р.» – принципиальный отказ от абсолютных научных предпочтений («эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда ). Р. может быть «этическим» (у каждого – «своя» мораль); «эстетическим» («суждения вкуса» не являются всеобщими); «историческим» (теория О. Шпенглера ).
Р. не следует путать с релятивностью как свойством человеческого существования. Относительное – это всегда соотнесенное с чем-то: с предметным миром, с человеком, с космосом, с природной средой, с другой культурой. Человек живет в мире обусловленного и конечного, в мире причин и следствий, функциональных зависимостей. Все попытки подойти с рациональными мерками к понятиям «абсолютного добра», «абсолютной истины», «абсолютной красоты» не привели к успеху; эти понятия «безосновны», их нельзя разложить на смысловые составляющие, это скорее символы другого мира.
Пытаясь определить смысл исходных философских категорий, человеческое мышление вынуждено порождать, конструировать реальность, соотносимую с содержанием исследуемой категории. Так рядом с добром неизбежно появляется зло, с истиной – ложь, рядом с понятием бытия – «ничто». Так появляется диалектика как попытка через относительное, «соотносительное» представить абсолютное. Вся человеческая деятельность, наука, политика лежит между полюсами этих бинарных оппозиций. Мифологическое сознание, эстетическая ирония разом перепрыгивают через эту пропасть, рассматривая два полюса лишь как человеческий способ символизации Абсолютного, но не в качестве условий практической задачи, которую надо решить.

Источник: Краткий философский словарь.

РЕЛЯТИВИЗМ
от лат. relativus — относительный) — философский принцип, подчеркивающий примат связи объектов перед их субстанциальными свойствами, приоритет целостности, системности реальности перед ее отдельными частями, развития — перед сохранением. Формулировка принципа релятивизма, как недостоверности и относительности всякого знания, впервые встречается у древнегреческих софистов Протагора и Горшя, позднее — в античном скептицизме, а также в скептицизме Нового времени и в английском эмпиризме. Вопрос об относительности знаний и убеждений постоянно возникает в периоды научных революций, смены мировоззренческих систем, в частности на рубеже 19—20 вв., а также и в наши дни.
Принцип физического релятивизма в рамках специальной и общей теории относительности связан с философским релятивизмом весьма опосредованно. Будучи элементом физической теории, данный принцип состоит в переосмыслении понятий классической механики (времени, пространства, массы, скорости). При этом в рамках некоторых интерпретаций специальной теории относительности имеет место неправомерное отождествление понятия «наблюдателя» А. Эйнштейна с введением «субъективного элемента» в сферу физических взаимодействий, с субъективно-идеалистическим представлением о зависимости реальности от познающего субъекта. Социально-культурный релятивизм есть акцентирование моментов своеобразия и исторической изменчивости человекоразмерных систем (общественных, культурных, языковых), их ситуативной обусловленности, замкнутости и несоизмеримости друг с другом. Данный тип релятивизма обычно связан с отрицанием линейного развития культуры, с представлением о существовании охватывающих и несоизмеримых форм жизни и мировоззрений, структурирующих мышление людей определенных эпох и культур (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер). К нему примыкает гносеологический релятивизм, отвергающий абсолютный характер философских категорий, научных законов, чувственных представлений, кумулятивное развитие знания. Его сторонники подчеркивают нагруженность эмпирических данных теоретическими интерпретациями, зависимость теоретических терминов от включенности в теоретические схемы, обусловленность теорий мировоззренческими системами и социальными конвенциями, функциональную и содержательную зависимость знания и сознания от деятельности и общения, прерывность и неравномерность познавательного процесса. В качестве источника гносеологического релятивизма нередко рассматривают принцип «лингвистической относительности» Э. Сепира—Б. Уорфа, тезис «онтологической относительности» У. Куйана, понятие «несоизмеримости» (Т. Кун, П. Фейерабенд) и др.
Моральный релятивизм отрицает абсолютный характер, т. е. всеобщность и принудительность, морали, подчеркивая условность и ситуативность моральных норм. При этом утрачивается специфика морали как движения от сущего к должному, а мораль подчиняется, как правило, субъективным пристрастиям или общественной целесообразности (крайние варианты гедонизма и утилитаризма, граничащие с аморализмом). Понятие философского релятивизма есть прямой результат философского спора: оно возникло как форма критической оценки сторонников вышеуказанных взглядов со стороны их оппонентов. Одним из первых его употребил В. И. Ленин в критике взглядов Э. Маха и А. А. Богданова. Сегодня это обвинение звучит в адрес постмодернистских учений. Не являясь специальной доктриной, релятивизм в некоторых вариантах близок историцизму, социологизму, холизму и функционализму и противоположен субстанциализму и фундаментализму.
И. Т. Касавин

Источник: Новая философская энциклопедия

РЕЛЯТИВИЗМ
от лат. relativus - относительный), методология, принцип, состоящий в метафизич. абсо­лютизации относительности и условности содержания познания. Р. проистекает из одностороннего подчерки­вания постоянной изменчивости действительности и от­рицания относит. устойчивости вещей и явлений. Гносеологич. корни Р.- отказ от признания преемствен­ности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (напр., от биологич. .потребностей субъекта, его психич. состояния или на­личных логич. форм и теоретич. средств). Факт разви­тия познания, в ходе к-рого преодолевается любой до­стигнутый уровень знания, релятивисты рассматри­вают как доказательство его неистинности, субъектив­ности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.
Р. как методологич. установка восходит к учению др.-греч. софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей...» следует признание основой познадия только текучей чувственности, не отражающей к.-л. объективных и устойчивых явлений. Элементы Р. характерны для антич. скептицизма: обнаруживая не­полноту и условность знаний, зависимость их от исто­рич. условий процесса познания, скептицизм преувели­чивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Аргументы Р. философы 16-18 вв. (Эразм Роттердам­ский, Монтень, Бейль) использовали для критики дог­матов религии и традиц. основоположений метафизики. Иную роль Р. играет в идеалистич. эмпиризме (Берк­ли, Юм, махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсо­лютизация относительности, условности и субъектив­ности познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирич. описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.
Определ. влияние Р. приобрел на рубеже 19-20 вв. в связи с филос. осмыслением революции в физике. Опи­раясь на метафизич. теорию познания, игнорируя принцип историзма при анализе изменения науч. зна­ния, нек-рые ученые и философы говорили об абс. относительности знаний (Мах, Петцольдт), о полной их условности (Пуанкаре) и т. п. Анализируя положение, сложившееся в философии и физике, В. И. Ленин пи­сал: «...Положить релятивизм в основу теории познания, значит неизбежно осудить себя либо на абсолют­ный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм» (ПСС, т. 18, с. 139).
Согласно диалектич. материализму, наши знания отно­сительны не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле признания историч. ограниченности каж­дого достигнутого уровня знаний. Вместе с тем в каж­дой относит. истине содержатся элементы абс. истины, что обусловливает развитие науч. познания.
Р. как принцип понимания истории характерен для субъективно-идеалистич. течений в бурж. философии истории. Отрицая объективность историч. знаний, нек-рые теоретики считают, что оценки и суждения историков крайне относительны и отражают их субъек­тивные переживания, зависимость от определ. политич. установок, что всякое воспроизведение исторического процесса является результатом произвола историка (Арон).
Распространение принципа Р. на область нравств. отношений приводит к этич. Р., выражающемуся в том, что моральным нормам придается относитель­ный, полностью условный и изменчивый характер; моральный Р. нередко смыкается с аморализмом.
В разных историч. условиях принцип Р. имеет раз­личное социальное значение. В нек-рых случаях Р. объективно способствовал расшатыванию отживших социальных порядков, догматич. мышления и косности. Чаще всего Р.- следствие и выражение кризиса обще­ства, попытка оправдания утраты историч. перспекти­вы в его развитии.

Источник: Советский философский словарь

РЕЛЯТИВИЗМ
этический) (лат. relaiivus - относительный) - методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе мн. домарксистских и совр. буржуазных этических теорий; выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается крайне относительный, изменчивый и условный характер. Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени. Но за этим многообразием и изменчивостью моральных представлений релятивисты не усматривают ничего общего и закономерного, т. к. сам характер социальной обусловленности морали и тем более содержание определяющих ее общественно-исторических законов остаются не понятыми ими. Поэтому в конечном итоге Р. приводит к субъективизму в толковании нравственных понятий и суждений, к отрицанию в них к.-л. объективного содержания. Этический Р. часто выражал в себе стремление определенных социальных групп подорвать или ниспровергнуть господствующие формы нравственности, к-рым придавался абсолютный и догматический смысл (Абсолютизм). В истории этических учений релятивистское воззрение на мораль получает развитие уже в рабовладельческом об-ве. Софисты, указывая на противоположность нравственных представлений у разных народов (то, что считается добродетелью у одних, осуждается как порок у др.), подчеркивали относительность добра и зла (добро есть то, что полезно тем или иным людям). В Р. софистов выразилось стремление развенчать абсолютные моральные установки, узаконенные многовековыми традициями прошлого. Подобное отношение к моральным принципам проявилось также у академиков -поздних последователей Платона, к-рые в своем этическом учении отразили идейный кризис рабовладельческого об-ва. В новое время идеи этического Р. развивали Гоббс и Мандевиль, к-рые пытались подорвать основы религиозно-догматической нравственности феодализма, опровергнуть представление о ее абсолютном характере и божественном происхождении. При этом религиозно-идеалистическому пониманию морали они противопоставили наивно-материалистическое ее истолкование: источник нравственности в интересах и склонностях людей, в их представлениях о полезном и вредном, а также в потребностях государственного устройства. Подчеркивая относительный характер моральных представлений, Мандевиль уделяет особое внимание критике учения о врожденных нравственных чувствах, распространенного в то время (Нравственного чувства теории). Крайние формы этического Р., сочетающегося с полным отрицанием к.-л. объективных оснований нравственности, получают широкое распространение в совр. буржуазной философии морали. Наиболее характерна в этом отношении эмотивистская теория (Неопозитивизм). Ее сторонники считают, что моральные суждения не имеют никакого объективного содержания, а выражают лишь субъективные установки тех, кто их высказывает. Отсюда делается вывод, что моральные суждения нельзя считать ни истинными, ни ложными и что не следует даже ставить вопрос об их обоснованности и правомерности: каждый человек имеет право придерживаться тех принципов, к-рые ему предпочтительны, и любая т. зр. в морали одинаково оправданна. Такая форма этического Р. является теоретическим обоснованием морального нигилизма и ведет к полной беспринципности. Будучи реакцией на догматизм официальной буржуазной идеологии и морали, релятивистская т, зр. вместе с тем делает невозможной выработку четкой моральной позиции. Провозглашая принцип безусловной терпимости в морали, эмотнвисты тем самым (хотят они этого или нет) теоретически оправдывают всякое социальное зло.

Источник: Словарь по этике

релятивизм
учение о всеобщей относительности, о невозможности предпочесть одну точку зрения на реальность другой в силу отсутствия объективного критерия истины. Р. Ни в коем случае нельзя сближать с диалектикой, согласно которой объективная истина, хотя и имеет «двойственную, двуединую природу» (являясь единством формально-логически несовместимых противоположностей, например, устойчивости и изменчивости, свободы и необходимости, добра и зла и т.д.), все же существует как таковая. У истоков р. Стояли комментаторы гераклита (возглавляемые неким кратилом), которые развили и в соответствующем направлении истолковали гераклитовский тезис о всеобщей изменчивости и непостоянстве. Но если гераклит утверждал, что в одну реку нельзя войти дважды, то кратил заявил, что и одного раза это сделать не удастся, не удастся зафиксировать сам момент входа, все не просто текуче, все абсолютно текуче, возможно, включая саму текучесть. Основоположниками же философской доктрины р. Считаются софисты («человек есть мера всех вещей, и как кому кажется, так оно и есть»). Очевидно, методологический р. Превращается в агностицизм в гносеологии, либерализм в философии права, в системе социальных установлений (здесь определенную роль сыграла теория «существования по установлению» античных софистов, особенно антифонта) и имморализм в этике (ибо упраздняется само понятие объективных нравственных предписаний). Однако р., в ряде моментов родственный методологическому плюрализму, не стал сколько-нибудь значимым направлением и традицией в классической философии вплоть до хх века, ибо противоречил самой установке на рациональное познание и поиск истины. Апофеозом антирелятивизма стала диалектика гегеля, выбившая почву из-под метафизического взгляда на мир, критика которого всегда была «козырной картой» р. В его попытках «завоевать себе место под солнцем», не гнушаясь «передергиванием» логических и методологических канонов. Однако, воцарение в классической философии гегелевской парадигмы («все действительно разумно, все разумное действительно»), вскрывшей действительную природу разума и его законов с диалектико-логической точки зрения, имело в некотором смысле и обратный эффект. Поняв, что на пути обоснования рационализма философия и методология исчерпали свои эвристические ресурсы, исследователи этих проблем бросились в другую крайность – р., ставший «методологическим знаменем», объединяющим различные теории в различных областях философии, культурологии, социологии и смежных с ними дисциплин (в самой методологии р. Прочно утвердился как господствующая парадигма). Здесь можно назвать и теорию локальных цивилизаций тойнби – шпенглера (фактически упразднившую понятие всемирной истории, прогресса, объективных исторических законов – у шпенглера, исторической рациональности и т.д.), конвенционалистскую теорию истины пуанкаре (истина – результат соглашения ученых относительно способа концептуального описания эмпирического опыта), теорию парадигм и научных революций т. Куна и «методологический анархизм» п. Фейерабенда в методологии науки (см. Кумулятивизм), гипотезу лингвистической относительности сепира и уорфа в философии языкознания и сравнительной антропологии и т.д. Радикальное значение для торжества р. В современной методологии в его вульгарной, извращенной форме имел постмодернизм и основополагающие идеи его духовного отца ж. Дерриды о необходимости деконструкции всех «тоталитарных» (то есть диалектических) противоположностей, «стирании всех границ» и «свободе дискурса». Диалектика уступила место несостоятельному с точки зрения логики р., и эта (постмодернистская) форма деструкции рациональности коренным образом отличается от религиозно-фидеистической, которую пытались осуществлять на ранних периодах развития христианской теологии некоторые апологеты (тертуллиан, к примеру). Ибо деструкции во второй половине хх века подверглось само понятие разума и рациональной реконструкции действительности, сама противоположность «разумное – неразумное», «норма – аномалия», «истина – ложь», «субъект – объект», «реальность – фантом» и т.д.

Источник: Краткий философский глоссарий

РЕЛЯТИВИЗМ
от лат. relativus – относительный) – возведенный в ранг теоретич. концепции принцип, согласно к-рому все в мире только относительно. Из такого подхода вытекает отрицание к.-л. абс. субстанциональных моментов, сторон в вещах, науч. теориях, моральных нормах и т.д. В зависимости от предметных областей, где реализуется этот принцип, различают: Р . м е т а ф и з и ч е с к и й (онтологический), т.е. утверждение, что вещи и их свойства существуют только в отношениях к другому (обычно под ним понимается дух, воспринимающий субъект). Крайним выражением такой т. зр. является, напр., позиция Беркли: "То, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно. Их e s s e есть p e r c i p i, и невозможно, чтобы они имели какое-либо существование вне духов или воспринимающих их мыслящих вещей" ("Трактат о началах человеч. знания", СПБ, 1905, с. 62). Концепцию, утверждающую, что существуют только отношения, иногда наз. р е л я ц и о н и з м о м. Р. гносеологический – концепции, объединяемые принципом: все наши знания относительны, они обладают значимостью лишь для определ. т. зр., а поэтому необъективны. Такой принцип обосновывается по-разному. В философии эмпиризма Р. с логич. неизбежностью вытекает из признания индивидуального опыта единств. источником знания: если различные индивиды устроены по-разному, обладают различным опытом, то и их знания об одном и том же различны. Первым представителем этой т. зр. в истории философии был, по-видимому, Протагор, утверждавший, что человек есть мера всех вещей. В этом же смысле Р. был свойствен софистам, скептицизму. Др. предпосылкой для принятия принципа Р. в гносеологии является апелляция к тому, что познаваемая нами действительность находится в постоянном изменении, поэтому наши знания всегда относительны в том смысле, что истинны только в данный момент. В такой т. зр., во-первых, не учитывается относит. устойчивость вещей и явлений, к-рая и делает возможным их познание, а во-вторых, вопрос о соответствии наших представлений объекту подменяется вопросом о неизменности этих представлений. Иногда обоснованием Р. служит ссылка на то бесспорное обстоятельство, что объект не может быть познан сразу весь и целиком, что поэтому знания о нем со временем изменяются и иногда довольно радикально. Как показали Энгельс (см. "Анти-Дюринг", 1966, с. 81–92) и Ленин (см. "Материализм и эмпириокритицизм", в кн.: Соч., т. 14, с. 181–299), здесь смешивается вопрос об объективности наших знаний с вопросом об их полноте, т.е. объективным считается лишь окончательное, абс. знание, но поскольку таковое невозможно, факт изменения знаний рассматривается как доказательство их неистинности. Как филос. концепция Р. стал особенно модным на рубеже 19 и 20 вв., когда физики и философы, придерживающиеся старых, наивно-материалистич. представлений о веществе (к-рое отождествлялось с материей), о массе и т.д., столкнулись с новыми физич. теориями; их правильное филос. осмысление требовало иных, диалектико-материалистич. представлений, с т. зр. к-рых наши знания относительны не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле историч. условности приближения их к этой истине (см. В. И. Ленин, Соч., т. 14, с. 124). Неумение же или нежелание стать на эту т. зр. приводило к утверждениям об абс. относительности знаний (Мах, Авенариус), о полной их условности (Пуанкаре, см. Конвенционализм). Р. этически й – результат распрост-ранения принципа Р. на область нравств. отношений – отрицает объективный характер моральных норм, их объективную значимость. Такого рода Р. является, попыткой "оправдать" теоретически аморализм и беспринципность в самом широком смысле. Р. может иметь место и в эстетике, где он связан с отрицанием общечеловеческого содержания в истинных произведениях иск-ва, отрицанием преемственности между различными направлениями иск-ва. В СССР такой Р. был характерен для Пролеткульта, Лефа и т.д. В зарубежной историографии распространен Р. в понимании истории. Суть его состоит в отрицании возможности объективного познания и оценки тех или иных историч. событий, поскольку якобы все определяется господствующими в наст. время "политич. страстями" (как говорил Ницше, мы пользуемся историей лишь постольку, поскольку она нам служит). В разных историч. условиях Р. как принцип имеет разное социальное звучание. Иногда он является выражением и следствием загнивания общества, попыткой оправдать утрату историч. перспективы в его развитии. В др. случаях Р. объективно способствует расшатыванию и разрушению отживших социальных порядков, догматич. мышления и косности. Р. философский не следует смешивать с физич. Р., к-рый означает признание т. зр. относительности теории. Лит.: Пуанкаре ?., Наука и гипотеза, М., 1904, с. 60–61; его же, Последние мысли, П., 1923; Кузнецов И. В., Принцип соответствия в совр. физике и его филос. значение, М.–Л., 1948; Франк Ф., Философия науки, пер. с англ., М., 1960; Нарский И. С., Совр. позитивизм. Критич. очерк, М., 1961; Troeltsch E., Der Historismus und seine ?berwindung, В., 1924; Spiegelberg H., Antirelativismus, Z.–Lpz., 1935. H.Французова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Релятивизм
Учение, утверждающее невозможность абсолютного учения. В широком смысле слова это, конечно, не более чем трюизм. Разве конечный разум способен получить абсолютный доступ к абсолюту, если абсолют есть бесконечный разум или вообще не есть разум? Подлинный смысл понятие релятивизма обретает только в специальном значении, выступающем в двух основных формах. Действительно, необходимо различать, с одной стороны, эпистемический, или гносеологический, релятивизм и, с другой стороны, этический, или нормативный, релятивизм. Обе эти формы могут выступать как слитые воедино (например, у Монтеня), так и разделенные (например, у Спинозы – вторая форма, у Канта – первая).
Эпистемический или гносеологический релятивизм утверждает относительность всякого знания и говорит, что мы не имеем доступа ни к одной абсолютной истине. Он противостоит теоретическому догматизму. Может быть, это одна из форм скептицизма? Не совсем, поскольку относительное знание все‑таки является знанием и даже может в рамках своего порядка считаться твердо установленным. В этом смысле безусловными релятивистами являются Монтень и Юм, но также и Кант, который вовсе не был скептиком, как и большинство нынешних ученых. В этом и состоит один из парадоксов квантовой физики: чем больше мы познаем мир, тем слабее в нас ощущение приближения к абсолютному знанию.
Что касается этического или нормативного релятивизма, то он утверждает относительность ценностей. Мы не имеем доступа ни к одной абсолютной ценности; всякое оценочное суждение относится к тому или иному субъекту (субъективизм), к тем или иным генам (биологизм), к определенной эпохе (историзм), к определенному обществу или культуре (социологизм или культурализм) и даже – точка зрения, которую разделяю и я, – ко всему этому, вместе взятому. В этом смысле релятивизм противостоит практическому догматизму. Равнозначен ли он нигилизму? Не обязательно. Относительная ценность не менее реальна и в силу своей относительности не перестает быть ценностью. Например, тот факт, что стоимость товара не является абсолютной (она зависит от условий его производства, рынка, валюты и т. д.), еще не значит, что этот товар вообще ничего не стоит или что цена на него может быть установлена произвольно. Точно так же тот факт, что сострадание ценится по‑разному (в зависимости от культуры, эпохи и отдельных людей), еще не значит, что оно вообще не ценится или ценится наравне с равнодушием или жестокостью. Я бы даже сказал так: ценность может быть относительной лишь при условии, что она существует в качестве ценности той или иной группы людей и является для них тем, чем никогда не станет чистое небытие. Релятивизм, вовсе не обязательно приводящий к нигилизму (который является лишь его утрированной формой, как по отношению к гносеологическому релятивизму или умеренному скептицизму такой формой является критикуемый Юмом крайний скептицизм, тогда как умеренный скептицизм он как раз и проповедовал), есть скорее веский довод против него (в интеллектуальном плане) и причина противостоять ему (в моральном плане). По существу, это та же самая причина, по которой релятивизм противостоит и практическому догматизму. Два последних течения сближает между собой общее стремление к признанию исключительно абсолютных ценностей: одни утверждают, что такие ценности существуют (практический догматизм), другие это отрицают (нигилизм), но это расхождение предполагает согласие в чем‑то основополагающем, что можно назвать стремлением к абсолютизации. Релятивисты далеко не так требовательны и гораздо более здравомыслящи. Они не ищут абсолют, чтобы в результате обнаружить небытие. Они интересуются реальными условиями рынка (в отношении экономических ценностей), истории, общества и жизни людей (в отношении нравственных, политических и духовных ценностей) и в результате находят достаточно, чтобы с этим можно было жить или в крайнем случае умереть. Пусть кто‑нибудь объяснит мне, какие причины могут заставить нигилиста с опасностью для собственной жизни сражаться против варварства и почему ради этой борьбы так уж необходимо провозглашать себя искателем абсолютных ценностей. Но ведь варвар, не раз приходилось слышать мне, скажет вам, что защищает собственные ценности. Например, нацист будет говорить о чистоте расы, культе вождя, нации и силы, которые для него противостоят вашему уважению к правам человека, выдуманным женщинами и евреями. Что я могу на это ответить? Такое действительно происходит, и мне представляется весьма забавным, что в качестве возражения оппоненты апеллируют к той самой реальности, которая и подтверждает мою правоту. Нацист становится нацистом во имя определенных ценностей, а демократ борется с нацизмом во имя других ценностей. Это установленный факт, и он доказывает, что ценности действительно существуют, во всяком случае, существуют для нас и благодаря нам, и этого вполне достаточно. Если вам, чтобы стать антифашистом, необходимо, чтобы и абсолют разделял эти взгляды, это ваше личное дело. Но представьте на миг, что нацистом стал Бог и нам это известно. Вы что, тоже обратитесь в нацистскую веру? Или вообразите себе, что никакого абсолюта вообще нет? Что ж теперь, вы перестанете уважать права человека? Странная это мораль, если она зависит от сомнительной метафизики, а любая метафизика сомнительна.
Тот факт, что всякая ценность относительна, ни в коей мере не доказывает, что на свете нет ничего стоящего. Мало того, последнее предположение выглядит в этом свете весьма маловероятным – разве небытие может быть относительным? Нигилизм – утрированный, уплощенный релятивизм. И наоборот, релятивизм – онтологический нигилизм (по отношению к ценностям, которые не являются ни сущностями, ни идеями в себе) и вместе с тем практический реализм (ценности реально существуют, во всяком случае для нас, потому что они заставляют нас действовать, вернее, потому, что мы действуем ради них). Ценность не есть истина, она – объект желания, а не познания; она принадлежит сфере действия, а не созерцания. В то же самое время она не есть ни чистое небытие, ни простая иллюзия; она действительно имеет значение – по меньшей мере для нас и благодаря нам, потому что она для нас действительно желанна. Иллюзорна в наших ценностях не их ценность; иллюзорно почти всегда возникающее чувство их абсолютного характера. Иными словами, нравственный абсолют существует только в воле и благодаря воле. Именно это я и называю практическим абсолютом, то есть все то, чего я желаю абсолютно, безо всяких условий и торга. Но разве я желаю этого потому, что оно существует в себе? Вовсе нет. Почему же? Потому что это неразрывно связано с моим желанием жить и действовать так, как подобает человеку. Суть всего этого выразил Спиноза в имеющей огромное значение схолии к теореме 9 III книги «Этики»: мы не предпринимаем усилий ради ничто; «мы стремимся к чему‑либо, желаем чего‑нибудь, чувствуем влечение и хотим не вследствие того, что считаем это добром, а наоборот, мы потому считаем что‑либо добром, что стремимся к нему, желаем, чувствуем к нему влечение и хотим его». Тот факт, что всякая ценность относительна к направленному на нее желанию (а значит, и к жизни, истории, отдельному человеку, т. е. биологически, исторически и биографически определенному желанию), еще не повод отказаться от желания или думать, что это желание (которое и само может быть желанным) не имеет ценности. Когда ты любишь, разве тебе необходимо, чтобы Бог или истина любили вместе с тобой? И разве для того, чтобы любить справедливость, необходимо, чтобы она существовала в виде абсолюта? Скорее верно обратное: если бы абсолютная справедливость существовала, она бы в нас не нуждалась, а у нас было бы меньше причин ее любить. Но дело обстоит совсем не так. Справедливость надо любить не потому, что она – добро, а подчиняться ей следует не потому, что она существует. Справедливость – добро потому, что мы ее любим (ее добро – лишний повод к нашей любви, и этим обусловлена ее ценность). И как раз потому, что ее не существует, необходимо, как говорил Ален, ее создать. Нигилизм – философия лени и небытия. Релятивизм – философия желания и действия.

Источник: Философский словарь.

релятивизм
РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus — относительный) — философский принцип интерпретации природных, социокультурных, мировоззренческих, когнитивных объектов в их отношении друг к другу и своему окружению. Он подчеркивает примат связи объектов перед их субстанциальными свойствами, приоритет целостности, системности реальности перед ее отдельными частями, развития перед сохранением.         Формулировка принципа Р. впервые встречается у древнегреческих софистов Протагора и Горгия, далее — в античном и нововременном скептицизме, в английском эмпиризме. Вопрос об относительности знаний и убеждений постоянно возникал в периоды научных революций, смены мировоззренческих систем, в частности на рубеже 19—20 вв. Принцип физического Р. в рамках специальной и общей теорий относительности (СТО и ОТО) связан с философским Р. весьма опосредованно. Будучи элементом физической теории, данный принцип состоит в переосмыслении понятий классической механики времени, пространства, массы, скорости). При этом в рамках некоторых интерпретаций СТО имеет место неправомерное отождествление понятия «наблюдателя» А. Эйнштейна с введением «субъективного элемента» в сферу физических взаимодействий, с субъективно-идеалистическим представлением о зависимости реальности от познающего субъекта. Как концепция Р. принимает во внимание относительность, изменчивость суждений, норм, правил и критериев, зависимость их истинности, правильности от пространственно-временных, культурно-исторических, социальных, психологических и ценностных факторов.         Этический Р. полагает, что не существуют безусловные, общие для всех культур моральные ценности и нормы, коренящиеся в неизменной, внеисторической природе человека. Необходимо принимать во внимание социальный контекст и нормы данного общества, ибо они признаются правильными для одной и неправильными для другой среды. Социально-культурный Р. есть акцентирование моментов своеобразия и исторической изменчивости человекоразмерных систем (общественных, культурных, языковых), их ситуативной обусловленности, замкнутости и несоизмеримости друг с другом. Таковой тип Р. обычно связан с отрицанием линейного развития культуры, с представлением о существовании охватывающих и несоизмеримых форм жизни и мировоззрений, структурирующих мышление людей определенных эпох и культур (Н. Данилевский, О. Шпенглер). К нему примыкает гносеологический R, отвергающий абсолютный характер философских категорий, научных законов, чувственных представлений, кумулятивное развитие знания, Его сторонники подчеркивают нагруженность эмпирических данных теоретическими интерпретациями, зависимость теоретических терминов от включенности в теоретические схемы, обусловленность теорий мировоззренческими системами и социальными конвенциями, функциональную и содержательную зависимость знания и сознания от деятельности и общения, прерывность и неравномерность познавательного процесса. В качестве источника гносеологического Р. нередко рассматривают принцип «лингвистической относительности» Э. Сепира—Б. Уорфа, тезис «онтологической относительности» У Куайна, понятие «несоизмеримости» (Т. Кун, П. Фейерабенд) и др.         Моральный Р. отрицает абсолютный характер, т.е. всеобщность и принудительность морали, подчеркивая условность и ситуативность моральных норм. При этом утрачивается специфика морали как движения от сущего к должному, а мораль подчиняется, как правило, субъективным пристрастиям или общественной целесообразности (крайние варианты гедонизма и утилитаризма, граничащие с аморализмом). Р. разделяет основные принципы историцизма, социологизма, холизма и функционализма, противоположные позициям субстанциализма и фундаментализма.         Р. не является самостоятельным направлением среди других, но настойчиво проявляется как неотъемлемое свойство познания вообще, особенно современного, где плюрализм «миров», подходов, критериев, систем ценностей, парадигм общепризнан. Р. Рорти говорит о существовании двух традиций в современной философии, связанных с различием в понимании истины, одну из которых он обозначает как «Р.», а другую именует традицией Платона—Канта—Гегеля, понимавших путь к истине как движение к верному представлению о мире «как он есть сам по себе» и видевших основу достоверных суждений в чувственных данных и ясных идеях. Соответственно, к «релятивистам» относятся Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер, М. Фуко, Ж. Деррида, а также представители американского прагматизма и аналитической философ и и У Джеймс, Р. Рорти, У Куайн, Т. К у н и др. Они не считают себя противниками рационализма и не утверждают, что истины — всего лишь «удобные фикции», но отказываются от традиционного философского проекта — найти прочные и неизменные критерии для суждений.         В контексте идеалов классической рациональности Р. по-прежнему подвергается критике и категорическому неприятию. В представлениях об абсолютной истине, абсолютном наблюдателе, признании истины как объективного, независимого от сознания, определенного, адекватного знания Р. не может быть признан как имеющий право быть. Однако многолетняя борьба с этим феноменом не дает результата, а современные науки и постмодернистские подходы вынуждают признать релятивность знания как неотъемлемый и значимый момент познавательной деятельности человека. Предпосылки Р. в познании — это такие объективные свойства действительности, как изменчивость, развитие, объективная неопределенность явлений и процессов, развитие и изменение самого человека, общества, человечества в целом.         Психологизм несет в себе Р. в качестве своей неизменной предпосылки, что обосновано Э. Гуссерлем в первой части его «Логических исследований» (1900), где Р. рассматривался в соотнесении со скептицизмом и психологизмом. По словам Гуссерля, «что истинно, то абсолютно, истинно "само по себе"; истина тождественно едина, воспринимают ли ее в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги». Истина сверхвременна и не имеет смысла указывать ей место во времени, приписывать «простирающуюся на все времена длительность»; истина принадлежит к области абсолютно обязательного, основанного на идеальности. Гуссерль позднего периода осознает неполноту и односторонность такой позиции. Стремясь преодолеть объективизм и натурализм в познании, он вновь вводит человека в его «жизненный мир» («Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», 1954), понимая, что не чужда истине и повседневная жизнь человечества, хотя «истина и обнаруживается здесь лишь в своей обособленности и релятивности».         Поиск нетрадиционной оценки и решения проблемы Р. осуществил К. Манхейм — один из основоположников социологии познания, исходивший из того, что для этой области знания решение проблемы Р. особенно значимо и одновременно связано с переосмыслением эпистемологии, теории познания в целом. Он осознает ограниченные возможности традиционной теории познания, которая базируется на достаточно узком «эмпирическом поле» — естественных науках. Концепция Манхейма рассматривает моменты многообразия, изменчивости, релятивности, существенно отличающие ее от традиционной рационалистической, а по существу «абсолютистской» и догматически неизменной, теории познания. Выдвигая вместо критикуемого Р. концепцию реляционизма, он стремится найти средства и приемы — «эпистемологический аппарат» — для «повременного и ситуационно обусловленного», относительного и конкретного процесса получения знания. Историзм, отождествлявшийся с Р. и поэтому оценивавшийся отрицательно, прежде также не входил в поле рационального познания. Сегодня очевидно, что поскольку реальное, «фактическое» знание имеет свою историю и формируется в контексте истории культуры и социума, то должны быть найдены формы рационального осмысления историзма и введения его в философию познания. В. Дильтей, разрабатывая методологию исторического знания, наук о культуре в целом, искал и предлагал новые способы и типы рациональности, передающие релятивность исторического познания, но стремящиеся сохранить «научность» и преодолеть необоснованный Р.         В современной эпистемологии осознается, что необходимо различать релятивность как свойство самого знания, отражающее изменчивость объекта, обстоятельств его существования и способов его интерпретации, и Р. как тенденцию абсолютизации релятивности знания. Рассуждая об этом, Т. Рокмор справедливо полагает, что «иначе чем на вероятностных основаниях невозможно знать, что идея разума соответствует независимому объекту». Он исходит из того, что после Канта есть лишь два разумных подхода — скептицизм, борьба с которым оборачивается догматизмом, и Р., утверждающий, что знание не имеет абсолютного обоснования. Со времен Платона философы считают необходимым бороться с Р., но «мало кто глубоко размышлял о его законных источниках». Ситуация усугубляется тем, что отрицательное отношение к «моральному Р.» как бы переносится на эпистемологический Р., тем самым «затемняя» правомерность и суть самой проблемы. Обращение к методологии гуманитарного познания, а также выдвижение на передний план субъектных характеристик познания в неклассической науке, приводят к дальнейшему изменению понимания многих эпистемологических проблем Р.         И. Т. Касавин, Л.А. Микешина

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Релятивизм
(Relativism). Абсолютный релятивизм представляет собой: (1) эпистемологическую концепцию, отрицающую всякое объективное, общепризнанное человеческое знание и утверждающую, что смысл и истина меняются от человека к человеку, от культуры к культуре, от эпохи к эпохе; (2) метафизическую концепцию, отрицающую любые неизменные реальности  энергию, пространство, время, естественные законы, человеческую личность, Бога  и утверждающую, что все постигается исходя из деятельности, событий, процессов, отношений, в крых различные наблюдатели являются включенными участниками; (3) этическую концепцию, отрицающую неизменные моральные принципы, обязательные для всякого человека во всякой ситуации, и, т.о., придающую им только ограниченную ценность. Порожденный этими тремя сферами, релятивизм проник буквально во все области человеческого опыта и знания.
Ограниченный релятивизм полагает внутренне противоречивым и ошибочным абсолютный релятивизм с его безусловным отрицанием всякой безусловной истины, но в то же время согласен с тем, что человеческое знание носит в значительной степени условный и искаженный характер и находится под влиянием бесчисленных изменчивых факторов. Однако, согласно концепции ограниченного релятивизма, в общем божественном откровении людям сообщаются неизменные истины о природе Бога, прежде всего  о неизменных планах Божьих в отношении изменяющихся людей в изменяющихся культурах. Обладающий конечной природой, падший человек не способен изобрести неизменные истины, он может только открыть и получить их посредством божественного откровения и божественного соизволения. В этом смысле человек способен познать не только неизменные принципы, планы и цели, но также смысл уникальных, непреходящих событий в их объективной значимости.
Человеческое познание обусловливается бессчетным количеством культурных переменных  психологических (Фрейд), субъективных (Кьеркегор), моральных (Флетчер), экономических (Маркс), политических (РайнхольдНибур), исторических (Ричард Нибур, В. Дильтей), образовательных (Дьюи), религиозных (Кобб, Старке, Уотте), антропологических (Крафт), стилистических (Рикер). В условиях калейдоскопически меняющихся переменных поборники всеобщего релятивизма отвергают всякую неизменность, абсолютную истину о предмете.
Для толкования и сообщения всегда было очень важно все лучше понимать эти переменные. Сейчас интерпретаторы осознают чтобы понять суть людей, принадлежащих иной культуре, чрезвычайно важно найти в них нечто близкое тебе, причем в терминах их собственных установок и исторических корней. Такое кросскультурное воеприятие равно необходимо, если нужно сообщить главное о себе носителям других культур в терминах их собственных категорий мышления и вербального выражения. Но нахождение лучших путей восприятия и передачи не решает проблемы объективности.
Согласие в вопросе о том, до какой степени могут повлиять культурные переменные на познание, так и не было найдено. Детерминисты полагают, что помимо определенного набора состояний, присущих человеческому мозгу и сознанию, никакие иные состояния невозможны. Любое знание соотносится с этими состояниями и определяется ими (Скиннер). Для других исследователей, хотя и считающих, что человеческое знание и поведение предрасположено к привычному ответу на данный ряд побуждающих факторов, подобная обусловленность "все же не означает абсолютного детерминизма". Однако при этом зависимость всяких суждений от культурновременных факторов считается неоспоримой (Крафт).
Существует также точка зрения, согласно крой человек рассматривается не только в качестве физического организма, но и как имеющий ум, душу, дух, способный к свободному волеизъявлению и самотрансценденции. Соответственно, человеческое знание не привязано в этом случае к временному фактору, и люди несут ответственность за свои поступки (Т.Рид, Дж.О. Базуэллмл. и др.). Экзистенциалисты утверждают, что человечество не связано ни внешним детерминизмом, ни внутренним детерминизмом, обусловленным данной человеку неизменной природой; подлинно свободный человек фактически должен демонстрировать эту весьма проблематичную свободу, будучи независимым от культурных пристрастий и привычных предпочтений. Все же более вероятно, что некое знание предваряется культурными влияниями и творческим знанием, крые лишь прилагаются к той или иной ситуации.
Абсолютный релятивизм. Независимо от того, культурные или психологические переменные определяют, предваряют и порождают те или иные метафизические верования, поборники абсолютного релятивизма знают очень мало о природе людей и вещей как о понятиях или сущностях в самих себе, но много знают об их отношениях, функциях и связанных с ними процессах. Люди и вещи, в понятиях абсолютного релятивизма,  это то, что люди и вещи делают. Своеобразные, неповторимые личности сводятся к влияниям, отношениям, событиям, случаям (А.Ф. Бентли). Теология "отношений" ставит своей целью освободить людей от тирании абсолютов, но при этом способна умалить ценность личности, как таковой.
В восточном монистическом релятивизме личности не есть некая реальность  это просто майя, насколько последние отличимы от Единого. Дифференциация отдельных индивидов, с крыми устанавливаются отношения, проистекает не из природы бытия, а вследствие человеческого концептуального суждения, отличающего субъект от предиката. Отсюда все соответствующие суждения носят иллюзорный характер и соотносятся с точкой зрения тех, кто их высказывает. В "реальности" индивиды, подобно каплям росы, сливаются в сверкающее море; это части, крые уже невозможно отделить от целого. Поскольку все, что можно постичь, носит относительный характер, то не остается ничего неизменно объективного, что стоило бы отстаивать,  ив результате рождается нигилизм. Никакая самость не может существовать индивидуально, и никаких стойких отличий нельзя выявить между добром и злом. Нравственные конфликты  это не что иное, как слабость мышления, к-ром у надлежит культивировать спокойное безразличие. Решения должны приниматься без малейшего понимания того, как принимается решение (А. Уотте).
Абсолютный релятивизм, утверждение обусловленности всего отношениями и контекстуализация в итоге порождают аморализм, "азиатский фатализм", бессмысленность, нигилизм. К-ром е того, радикальный релятивизм внутренне противоречив  любое человеческое суждение считается обусловленным культурновременными факторами, но само суждение "все относительно" полагается неоспоримым и универсальным. Иначе говоря, абсолютный релятивизм безусловно отрицает всякие абсолюты  и при этом абсолютизирует относительность.
Ограниченный релятивизм. Менее редукционистские и более открытые подходы к содержательному и осмысленному человеческому бытию предполагают не только существование различий между культурами, но и сходство между ними. Крафт в главе о человеческой общности указывает на семьдесят три константы человеческого общества, но в конце главы приводит единственный критерий оценки культурных систем  их действенность(адекватность) в свете персональных, социальных и духовных потребностей людей. Формы культуры, включая христианскую миссионерскую культуру, обсуждаются у него исключительно с точки зрения их практической пользы. Но пользы для кого и для чего? Красиво звучит: "во имя надлежащего отношения людей к Богу", однако, полагая, что концептуальная мысль человека на сто процентов обусловлена временным фактором, Крафт лишается неизменного критерия, с помощью крого можно было бы отличить ложный религиозный опыт от подлинного обращения ко Христу. Очевидно, что равноценный по динамике переживаемый опыт может быть и опытом дьявола, превращающегося в ангела света. Проверки на подлинность христианского опыта, согласно Св. Писанию, включают обращение к концептуально равноценным суждениям о природе Христа, о предвечном Слове, ставшем плотью (Ин 1:118,2031; 1Ин4:13; 2 Ин 9). Теологи, ориентированные на аспект отношений, на функциональный аспект, склонные к релятивизму,подрывают неизменную концептуальную значимость общего божественного откровения в тварном мире, а также специального откровения в учении воплощенного Христа и боговдохновенных глашатаев  пророков и апостолов.
Какие же транскультурные истины даны нам в общем откровении? (1) JIюди едины по своей человеческой природе. Везде, во всех культурах люди были, есть и остаются людьми. Вопреки дегуманизирующим и деперсонализирующим тенденциям, человек есть субъект, а не только объект, и в качестве самостоятельной силы является ответственным членом общины, соучаствуя в достижении ее общих, объективных целей. (2) Люди обладают неотчуждаемыми человеческими правами и обязанностями. Отличаясь друг от друга физически, экономически, по образованию, политическим пристрастиям, в социальном и религиозном планах, люди имеют право на равное внимание и уважение. (3) Люди заслуживают справедливости. Какова бы ни была ситуация и когда бы человек ни чувствовал несправедливое к себе отношение, он протестует против несправедливости. (4) Неправедные люди нуждаются в праведном прощении, в прощающей святой любви. (5) Людям надлежит быть интеллектуально честными и верными по отношению к реальным фактам. Они не должны лжесвидетельствовать друг против друга. (6) Если предполагается, что человеческое общество, взаимное доверие и общение должны нести в себе какойто смысл, то людям надлежит быть логически непротиворечивыми в своих мыслях, словах и писаниях. Человеческое знание и опыт связаны не только с культурными переменными, но также и с постоянными величинами морали, фактаи логики.
Ратовать за единственный абсолют, любовь, как это делает Дж. Флетчер,  значит игнорировать всю широту Божьего разума и мудрости. Абсолютизировать только фактические данные, как это делается в разных формах сциентизма и позитивизма,  значит не обратить внимания на достоверные слова Логоса о нравственности, грехе и спасении, атакже на собственную цельность Логоса  Того, Кто не может отрицать себя и противрречить себе. Но отстаивать только логические абсолюты, как это делают рационалисты,  значит не видеть ничего, к-ром е данных опыта. Тем самым возникает опасность замыкания в себе, опасность проявления несправедливости и безответственности в ядерную эпоху.
Потребность в абсолюте. Притязания на истину, в отличие от обычного мнения несведущего человека, должны опираться на нечто большее, чем частное или коллективное субъективное мнение. Как показал Г. Кауфман, всякие притязания на истину заведомо предполагают притязания на объективность. При том, что сам Кауфман не решился признать необходимость веры в абсолюты, он признает, что объективное знание превосходит реальное мышление и чувства в трех аспектах  данности, универсальности и логической связности, крые он называет "функциональными абсолютами". Но поскольку они функционируют как абсолюты (наряду со справедливостью, любовью, интеллектуальной честностью и человеческим достоинством), чтобы сделать жизнь возможной и содержательной,  почему же тогда не назвать их " абсолютами " ?
Признать неизменные истины посреди переменчивого человеческого опыта  значит, по словам Августина, онтологически признать их неизменный источник. П. Тиллих также признал, что все эти абсолюты указывают на внешний по отношению к ним всеобъемлющий Абсолют. К сожалению, тиллиховекая концепция самого бытия деперсонализировала живой и динамичный JI0госСв. Писания.
Наиболее логически связное основание как для переменных, так и постоянных в содержательном человеческом опыте,  это, как полагают христиане, есть личный, живой, справедливый, любящий и истинный Бог, открывающий себя не только в мире, истории и природе человека, но в еще большей степени в Иисусе истории и учениях Св. Писания. Имея конечную природу, падший человек не способен открыть объективную, нормативную истину самостоятельно, но как носитель образа Божьего может быть наделен общей или специальной благодатью, позволяющей ему обрести эту истину. Через общее откровение абсолютного Бога людям становятся известны моральные принципы, лежащие в основе справедливого общества, а через специальное откровение  планы и цели любящего Бога в отношении неправедных людей. Живой Бог не подвержен относительности времени, пространства, энергии и человеческой природы. Люди же и тварный мир пребывают в относительном и зависимом от Бога положении.
Для религиозных релятивистоврадикалов уже стало общим местом утверждение, что человек может пережить опыт Бога даже в том случае, если невозможно существование никаких концептуальных и логически последовательных истин, относящихся к Богу. Даже слова Иисуса и Библии, утверждают они, обусловлены культурновременными факторами. Их можно воспринимать только в некогнитивном плане, исключительно как некий указатель. Подобный религиозный релятивизм, хотя и сочетающийся с набожностью, не достигает цели, потому что он не способен воспринять адекватное описание сотворения человека по образу Божьему и возрождения человека в образе Божьем как средство концептуального познания Бога (Кол 3:10). Человек, пребывающий в море релятивизма, посредством откровения и просветления Божьего способен прийти к некрым словесно выразимым абсолютам,  поскольку он создан для познания Бога и Искупителя, для общения с Ним, неизменным в своей сущности, атрибутах, планах относительно времени и пространства.
Отрицание выраженного в высказываниях откровения может быть и следствием неумения соотнести сущее, предстающее и в изменчивом, и в неизменном опыте, с божественным Логосом(Ин 1:13). Божественный Логос вечен и отличен от вселенной, но не сводится к иной, интеллектуальной вечности, как это имеет место в восточном мистицизме. Божественный Логос имманентен и правит миром и людьми, но не сводится к естественным процессам, как в либерализме. Божественный Логос воплощается в истинную человеческую личность, но не сводится к познавательно невыраженным персональным встречам, как в неоортодоксии. Божественный Логос был запечатлен в Св. Писании, но Он не сводится к библицизму, как у некрых крайних фундаменталистов. Если же говорить в целом, то Логос Божий трансцендентен и имманентен, воплощается в человека и запечатлен в Св. Писании, именно так учит классическая ортодоксальная теология.
Апологетика, выдвигающая аргументы в пользу абсолютов божественного Логоса, общего откровения, откровения воплощения и откровения, запечатленного в Св. Писании, сама по себе не является еще одним абсолютом. Необязательно быть божественным и безошибочным глашатаем Божьим, чтобы подтверждать Божью мудрость, могущество и мораль в мире, божественную безгрешность во Христе и божественное откровение в Св. Писании. Израильтяне, различая истинных и ложных пророков, не обретали тем самым некую автономную значимость. Проверить квалификацию хирурга  это не значит изображать себя более опытным и талантливым в хирургической практике, чем сам специалист. Всем известны бесчисленные изменчивые величины, с крыми сталкивается каждый познающий человек, и поэтому мы не удивляемся, что христианские апологеты открыто притязают лишь на то, что их утверждения  невзирая на правомерные сомнения  в высшей степени вероятны.
Аналогичным образом христиане говорят только об определенной степени вероятности, в какой могут считаться истинными их интерпретации, а также формы применения богооткровенных высказываний. Утверждать абсолютность вечного Божьего суждения  вовсе не то же самое, что утверждать абсолютность понимания верующим откровения в любой данный момент времени, когда он возрастает в знании и благодати. Верно как раз обратное. Рассматривать абсолютность божественного откровения в терминах замысла Божьего, исходить из критериев точности записанного откровения, обеспечивающих осуществление замысла Божьего,  значит отрицать абсолютность высказываний правительства, учебных заведений, ООН и религиозных институтов. Божественное просветление не выражается в безошибочности.
Хотя никакая интерпретация Св. Писания сама по себе не может считаться абсолютом, некрые интерпретации отличаются большей надежностью в сравнении с другими  благодаря достоверным данным, разумным герменевтическим принципам, здравым критериям истины. Наиболее точные и взвешенные критерии, крыми поверяются различные интерпретации, выводятся из постоянных величин, содержащихся в общем откровении,  его грамматики, литературного контекста, авторского замысла, историкокультурного фона и более широкого теологического контекста. К-ром е того, благодаря интерпретации должна достигаться некая цельность жизни, когда в человеке видят личность, а не предмет, когда уважают его права, справедливо к нему относятся и прощают его неправедные поступки.
Несказанное зло совершалось от имени христианства теми людьми, крые абсолютизировали свои относительные представления о жизни и Св. Писании. В в.?з. практике самонадеянные пророки, крые притязали на роль глашатаев Божьих, не будучи уполномоченными на это Богом, подвергались самым жестоким наказаниям. Да освободит Бог сегодняшних евангеликов от пророческих служений, безо всяких обоснований возводимых к божественному откровению! Богооткровенные абсолюты не должны служить для абсолютизации чисто человеческих, пусть даже хороших, идей.
Аналогичным образом непоправимый ущерб делу Христа и Св. Писания нанесли те, кто релятивизировал богооткровенные абсолюты, объективно значимые для всех людей во всех культуpax. Христианство есть либо истина для всех, либо ни для кого. Мы можем считать достоверными свои позиции в части основных христианских положений и реальностей, крые описываются этими положениями, только в том случае, если наша интерпретация опирается на достаточное число убедительных и развернутых отрывков из Св. Писания, если она разделялась интерпретаторами на протяжении всей истории Церкви, если о соответствии этой интерпретации учению Слова нам дается непосредственное внутреннее свидетельство Св. Духа. В таком случае мы можем уверенно ссылаться на указанные реальности и с радостью проповедовать великие учения веры.
В дни, когда правит радикальный релятивизм, ученики Господа, Который был, есть и будет все тем же Господом, держат оборону  оборону против нападок на познающую веру, раз и навсегда доверенную святым (Иуд 3), с кротостью, благоговением и ясным сознанием (1 ПетЗ:1516).
G.R.Lewis (пер. Ю.Т.) Библиография: A. F. Bentley, Relativity in Man and Society; G. W. Bromiley," The Limits of TlieologicalRelativism", CT. May 24,1968.67; J. B. Cobb, Jr., Christ in a Pluralistic Age; R.J. Coleman, Issues in Theological Conflict; B. A. Demarest, General Revelation; J. W. Dixon, Jr., The Phsychology of Faith: A Theory of Theological Relativity; C. F.H. Henry, Christian Personal Ethics; G. Kaufman, Relativism, Knowledge and Faith; C.H. Kraft, Christianity in Culture; M. Kransz and J. W. Meiland, eds., Relativism CognitiveandMoral; G. R. Lewis, "Categoriesin Collision?" in Perspectives on Evangelical Theology, and Testing Christianitys TruthClaims; F. Schaeffer, How Should We Then Live? B. F. Skinner, Back to Freedom and Dignity; J. S. Spong, "Evangelism When Certainty Is an Illusion", Ccen, Jan. 613, 1982,1116; W. Starcke, The Gospel of Relativity; P. Tillich, My Search for Absolutes; D. Turner, The Autonomous Man.
См. также: Апологетика; Контексту aлизация теологии; Откровение, общее; Знание; Истина, Правда; Библии, авторитет; Христианство и культура; Ситуативная этика.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
331.35 кб

Скептицизм Крипке и его преодоление в контексте онтоэпистемологической оппозиции реализм/релятивизм

Ладов Всеволод Адольфович
Рассматриваются критические аргументы Е.В. Борисова в адрес исследований В.А. Суровцева и В.А. Ладова, посвященных проблеме следования правилу, а также обсуждается новый вариант решения этой проблемы, предложенный Е.В. Борисовым.
Читать PDF
499.26 кб

Релятивизм: абстрактная теория или методологическая практика?

Касавин И. Т.
Читать PDF
641.25 кб

Хороший аргумент и эпистемический релятивизм

Черняк А. З.
В статье исследуются эпистемологические аспекты оценки аргументов, которые становятся важными факторами при принятии аргумента аудиторией.
Читать PDF
2.25 мб

Является ли релятивизм неизбежным следствием коммуникативной рациональности?

Вострикова Е. В.
Читать PDF
1.16 мб

Релятивизм как эпистемологическая проблема

Микешина Л. А.
Читать PDF
95.44 кб

2001. 04. 008. Санкей Х. Онтологический релятивизм Куна. Sankey H. Kuhn's ontological relativism//Bo

Рыбак А. А., Яковлев В. А.
Читать PDF
259.18 кб

Релятивизм в трактовке научного знания и критерии научной рациональности

Мамчур Е.А.
Читать PDF
848.79 кб

Культурный релятивизм в США: концепция и перспективы

А. А. Борисов, Ю. В. Василенко
Рассматривается концепция культурного релятивизма в США, ее развитие и перспективы.
Читать PDF
567.55 кб

Аксиологический релятивизм и современная дистопия Эроса

Тагиров Ф.В.
Статья посвящена проблеме дистопии Эроса, а также ситуации аксиологического ре-лятивизма, лишающего Эрос любого устойчиво-определенного места в поле само-определения субъекта.
Читать PDF
642.79 кб

Философский скептицизм и образовательный релятивизм

Стрельченко Василий Иванович, Провоторов Николай Федорович
Философский скептицизм создает эпистемологические условия формирования и тотализации тенденций образовательного релятивизма, а, как следствие этого, - неразличимости конкурирующих педагогических теорий (и практик) с точки зрения и
Читать PDF
144.31 кб

Множественное тело и этнографический релятивизм

Сивков Денис Юрьевич
В статье представлен анализ концепции множественного тела в междисциплинарном направлении исследование науки и технологии (STS), а также актуализация теоретического истока данной концепции в антропологической традиции и, в частнос
Читать PDF
402.19 кб

Цивилизационный абсолютизм и цивилизационный релятивизм

Касимов Руслан Харисович
В статье рассматривается проблема осмысления феномена цивилизации в рамках бинарной оппозиции абсолютного и относительного.
Читать PDF
13.75 мб

Размышления над книгой «Релятивизм как болезнь современной философии»

Яковлева А.Ф.
В статье осуществлен разбор книги «Релятивизм как болезнь современной философии» (отв. ред. В.А. Лекторский).
Читать PDF
196.53 кб

Релятивизм в науке и ценностное отношение

Клёцкин Михаил Васильевич
Предмет исследования осмысление причин и последствий когнитивного релятивизма в научном познании и философии науки.
Читать PDF
0.00 байт

Софистический релятивизм: миф или реальность?

Вольф Марина Николаевна
В традиционных интерпретациях античная софистика маркируется как релятивизм. Согласно им, Платон и Аристотель относят учение Протагора к философски несостоятельному перцептуальному релятивизму.

Похожие термины:

  • Догматизм и релятивизм

    Под Д. понимается некритический тип мышления, при котором выдвигаемые представления рассматривается как абсолютные, вечные истины, пригодные во все времена, во всех условиях и т.п. Характерными пр
  • ЭТИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ

    методологический принцип истолкования морали, в основе к-рого лежит утверждение, будто нравственные представления и понятия имеют только относительный, условный характер. Э. р. ведет к отрицанию
  • Культурный релятивизм

    научное направление, признающее относительный характер всех культурных ценностей и отдельных культур, основывающееся на убеждении, что каждая культура обладает уникальным набором ценностей и п
  • РЕЛЯТИВИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ

    принцип социологии научного знания, налагающий запрет на включение суждений об истинности того или иного научного утверждения в объяснение причин принятия либо непринятия этого суждения. Методо
  • РЕЛЯТИВИЗМ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

    принцип, согласно которому любое знание недостоверно и неокончательно. Р. часто понимается также как негативное суждение о состоянии научного знания, подчеркивание его несостоятельности, но указ
  • АБСОЛЮТИЗМ И РЕЛЯТИВИЗМ

    Под А. (лат. absolutus — безусловный) понимают утверждение о существовании только одного источника нравственных норм, значимость к-рых признается универсальной и ничем не ограниченной. Под P. (relativus — о
  • Релятивистская механика

    от лат. relativus — относительный + механика) — механика Эйнштейна, основанная на принципе относительности и на постулате о постоянстве скорости света по всем направлениям относительно любой инерциа
  • РЕЛЯТИВИСТСКИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ

    эффекты, которые особенно ярко проявляются при скоростях движения объектов, сравнимых со скоростью света в вакууме, в частности, замедление хода времени, сокращение протяженностей. Человеку, восп
  • Релятивистский

    от relation - отношение) зиждущийся на принципе относительности, базирующийся на теории относительности А. Эйнштейна, объяснимый посредством нее или с ее помощью.