реляционизм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

РЕЛЯЦИОНИЗМ
(Реляционализм) (Relationismus) — философское, точнее, гносеологическое воззрение, согласно которому возможно только познание отношений между вещами и между понятиями (Кант, Бергсон и др.). Более того, действительность ограничена областью логических отношений (марбургская школа). Рассматриваемая с математической точки зрения и, следовательно, в сфере чистых понятий, логистика является чистым реляционизмом.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Реляционизм
(лат. relation – относительно, отношение) – 1. Теоретико-познавательное положение, согласно которому истинным предметом познания являются отношения между вещами или явлениями, а не сами эти вещи или явления. 2. В аксиологии (в противоположность объективизму и субъективизму): основное положение в споре о способах существования ценностей. Оно стремится сохранить объективную природу ценностей, уточняя ее, однако, мотивами родового субъективизма. В этом случае онтологический статус ценности трактуется как результат отношений между людьми, их потребностями и теми элементами действительности, которые эти потребности удовлетворяют. Релятивизм признает наличие относительных истин и отрицает истины абсолютные.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

реляционизм
РЕЛЯЦИОНИЗМ — это «взаимоотнесенность всех смысловых элементов и их взаимно обосновывающая значимость внутри определенной системы», существенные только для определенного исторического типа бытия, при изменении которого меняется и сама нормативная система. Такое определение Р. дает К. Манхейм в «Идеологии и утопии» (1929), где он выражает свое отношение к релятивизму и стремится прояснить различные смыслы самого феномена релятивности, отличая от него реляционность как особый объективно обусловленный случай.         В соответствии с традиционной теорией познания, знание фиксирует объект вне времени, изменений, перспективы и ситуации, но в действительности истина «доступна только в разных плоскостях», что и принимается за релятивизм. На самом деле речь должна идти о Р., который подразумевает не произвольный характер этих «разных плоскостей», но познание как «приближение к подвижному объекту с подвижных позиций». Социология знания, имеющая дело с подобной ситуацией, должна быть учением об «экзистенциальной обусловленности знания», а как метод — о его историко-социологической обусловленности. В связи с этим Манхейм и ввел понятие «реляционирования» в отличие от традиционно понимаемого релятивизма. Субъект реляционирует, если соотносит высказывание с определенной интерпретацией мира и социальной структурой как ее предпосылкой, осуществляет отнесение отдельных духовных образований ко всей структуре исторического и социального субъекта. При этом не утрачивается объективность восприятия, познания в целом; она лишь достигается косвенно, результаты обеспечиваются аспектом познания, присущим данному наблюдателю. Это не релятивизм в том смысле, что можно принять любое мнение; но Р., и формулировка любого высказывания всегда носит реляционный характер. По Манхейму, Р. переходит в релятивизм в том случае, если он примет статический идеал «вечных истин», оторванных от наблюдателя и перспективы его видения и если о нем будут судить с позиций идеала «абсолютной истины». Теорию познания следует пересмотреть, положив в ее основу «тезис о реляционной структуре человеческого познания», при котором по-новому понимается и объективность знания, когда предметы исследуются под различными углами зрения, затем применяются методы, способные синтезировать или согласовать выводы.         Если различие реляционности и релятивности носит эпистемологический характер, то различие реляционности и относительности обнаруживается при онтологическом подходе. На это обратил внимание Н. Гартман в «Этике» (1925): противоположность реляционности (Relationalitat) — субстрат, противоположность относительности (Relativitat) — абсолютное. Так, реляционная структура, которой отчасти обладают все категории, не означает относительности категорий, тогда как, например, можно говорить об абсолютности нравственных ценностей и относительности ценностных благ.         Л.А. Микешина

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
334.71 кб

Латентный реляционизм Плотина

Тютюнников Александр Александрович
Статья представляет собой род экзегезы, предмет которой фрагмент одного из трактатов пятой «Эннеады» Плотина (Enn. V. 4; 2, 22-26). Обосновывается гипотеза об онтологическом приоритете отношений в философской системе Плотина.