Религиозная психология

Найдено 1 определение
Религиозная психология
одно из направлений соц. — психологической науки, тесно связанное с психологией религии как научной дисциплиной. В основе Р. п. соц. — психологический подход к исследованию внутренних механизмов религ. поведения людей, религ. объединений, орг-ций и общин. Выделяется несколько аспектов изучения религ. феномена в рамках Р. п.: 1) совокупность мыслей, чувств и переживаний личности, обусловленная верой в существование высшего (надприродного и надчеловеческого) начала, почитанием этого начала и поклонением ему; 2) коллективные психологические состояния и переживания (а также механизмы их формирования, воспроизводства и закрепления), обусловленные участием в событиях религ. значения (обрядах, праздниках, богослужениях, процессиях, религ. собраниях и т. п.); 3) описание состояний 1 и 2 в лит-ре богословской и религ. направленности; 4) анализ 1, 2 и 3 в религиоведческой лит-ре на основе данных физиологии высшей нервной деятельности, с позиции общей и соц. (в т. ч. исторической и этнонациональной) психологии.
Р. п. отличается непосредственным отношением к предметам и символам религ. значения, обостренным восприятием их функций, динамичной сменой переживаний личности в ходе богослужения, отношением к религ. праздникам и обрядам как к смысложизненным событиям для верующего. Смирение является одной из ключевых категорий регулирования и саморегулирования внешнего поведения и духовной жизни религиозно настроенного человека; оно предполагает осознание личностью принципиальной ограниченности своих способностей и возможностей, ее готовность принять трудные (иногда безысходные) условия существования и деятельности и продолжать в них выполнение своего долга.
Все мировые религии, представленные в России, а также нек-рые (как правило, наиболее развитые) национальные религии выделяют страдание как одну из высших ценностей индивидуального духовного опыта личности и основной путь достижения духовно-нравственного совершенства. В основе таких представлений лежат эмпирические наблюдения, к-рые показывают, что тяжелые физические и духовные испытания ведут при попытке осознать их значение для человека — к переоценке привычных, традиционно освоенных ценностей, следствием чего часто бывает изменение сложившейся шкалы нравственных оценок, образа жизни и поведения личности, характера ее умонастроений и переживаний. В условиях соц. кризисов религ. почитание страдания выполняет компенсаторные и регулятивные функции («Христос терпел и нам велел»).
С развитием научно-практических и социальных технологий акценты религ. значения страдания смещаются в сторону высоких оценок умения личности справиться с мучительными психологическими коллизиями и ее готовности следовать религиозно мотивированному нравственному долгу вопреки неблагоприятным внешним обстоятельствам и трудностям осуществления нравственного выбора.
Характерной чертой Р. п. является состояние катарсиса (внутреннего очищения, духовного обновления), периодически переживаемого верующими в соответствии с кульминационными событиями религ. календаря или в результате совершения религ. обрядов. В разных религиях существует своя последовательность этапов в достижении этого состояния. Коллективные переживания (в ходе совместных богослужений, процессий, обрядов) резко усиливают, как правило, это состояние, придают ему особое значение в общении и эмоциональном объединении верующих. Обряды и праздники, обеспечивающие достижение катарсиса, по своему происхождению восходят к древнейшим родоплеменным ритуалам, трансформировавшимся на протяжении тысячелетий. Распространение в России христ-ва, ислама, иудаизма и буддизма изменило как идейное содержание, так и структуры воспроизводства Р. п. на основе вероучений и культовых систем этих религий, локализовавших свое влияние среди определенных этнонациональных групп и отчасти сосуществовавших с элементами архаических культов. Отсюда феномен двоеверия, свойственного психологии практически всех народов России (см. Язычество в России, Неоязычество).
Если для традиционного уклада об-ва характерным состоянием Р. п. является обрядоверие, то в ходе модернизации и разрушения традиционных укладов наблюдается усиление индивидуализированного отношения как к религии в целом, так и к ее основным аспектам (идеологии, культу, орг-ции, профессиональным и личностным качествам священнослужителей и т. д.).
В процессе секуляризации Р. п. претерпела существенные изменения. Во-первых, более сложной и опосредованной стала ее зависимость от социокультурной жизни об-ва; более динамичными и индивидуально окрашенными стали релит, образы и переживания. Во-вторых, по мере освоения верующими достижений совр. культуры на первое место в Р. п. все больше выступают разнообразные эмоциональные аспекты экзистенциальной проблематики. В-третьих, совместные культовые действия в модернизирующихся об-вах гораздо реже сопровождаются одновременно переживанием религ. энтузиазма, чем это имеет место в об-вах, где сохраняется традиционный бытовой и религ. уклад. Вместе с тем кризисные периоды модернизации об-ва, тупиковые ситуации в попытках ее осуществления вызывают, как правило, заметное оживление Р. п., стимулируют эмоциональное отношение к религ. ценностям, представленным в традиционных, по своей ориентации, этнонациональных формах. Институты старейшин, существующие в ряде национальных укладов страны, подчеркивают приоритет «своей» веры и «своих» религ. ритуалов. Вненациональные и внеконфес. образования Р. п. остаются преимущественно достоянием космополитизированных и высокообразованных слоев и групп, где популярны неоиндуистские, теософские и др. экуменические идеи и верования (см. Аум Синрике, Общество Сознания Кришны, Вневероисповедная религиозность, Церковь сайентологии, Нетрадиционные религии и культы в России). Последние встречают жесткое осуждение правосл. и исламских традиционалистов. Большую готовность к диалогу с носителями синкретических вариантов Р. п. обнаруживают лидеры модернистского крыла в католицизме, протестантизме, иудаизме (см. Синкретизм религиозный).

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
421.49 кб

Психологические функции религиозного обращения

Буланова Ирина Сергеевна, Чернов Александр Юрьевич
В статье исследуется феномен религиозного обращения. Приведен краткий обзор современного состояния по данной проблеме.
Читать PDF
1.07 мб

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ

Положенкова Елена Юрьевна, Чабанова Руслана Андреевна, Макарова Вероника Павловна
Настоящая работа посвящена исследованию религиозной личности, мотивов её поведения и установок, а также факторов, влияющих на её формирование. В работе рассматриваются основные подходы к интерпретации данной проблематики.
Читать PDF
325.73 кб

Психологические основания религиозного догматизма

Канаков Дмитрий Владимирович
Рассматриваются психологические основания религиозного догматизма на основе методологического принципа единства деятельности и сознания.
Читать PDF
269.31 кб

Психологические исследования религиозной мотивации

Ясин Мирослав
В статье анализируется развитие теоретических подходов к вопросу религиозной мотивации: теория самоопределения, теория ожидания, теория поисковой активности и теория сакрализации.
Читать PDF
347.67 кб

Психологическое консультирование религиозных клиентов

Черняева Светлана Анатольевна
В статье рассматриваются особенности психологического консультирования религиозных клиентов, специфика их ситуаций и мотивации к консультированию. С этой целью представлен психологический анализ религиозности.
Читать PDF
188.78 кб

Религиозность личности в контексте Российской психологии

Чумакова Дарья Михайловна
В статье изучены различные подходы к изучению религиозности личности в отечественной психологии. Приведен анализ социально-психологических и общепсихологических основ религиозности личности.
Читать PDF
506.30 кб

Психологическое манипулирование в новых религиозных движениях

Раевский А. Е.
В статье раскрывается содержание и происхождение терминов «новые религиозные движения», «промывание мозгов», «психологический контроль».
Читать PDF
441.64 кб

Специфика религиозной конверсии как психологического феномена

Буланова Ирина Сергеевна
Психологический аспект феномена религиозной конверсии сводится к особому типу трансформации личности. Для описания и объяснения данного феномена используется социально-когнитивный подход.
Читать PDF
320.35 кб

Критерии религиозности в психолого-педагогических исследованиях

Склярова Татьяна Владимировна
В статье рассмотрены классический и постклассический подходы к исследованию религиозности в социальных науках. Охарактеризована системно-динамическая концепция изучения религиозности (С. Д.
Читать PDF
290.49 кб

Психологические критерии для систематизации религиозной практики

Воронкина Маргарита Алексеевна
Статья посвящена теме жертвоприношения исключительно важному и универсальному явлению в истории человечества. Важнейшее направление для выявления содержания этого явления изучение его психологической подоплеки.
Читать PDF
423.49 кб

Интеграция психологических теорий в объяснении религиозного опыта

Чернов А. Ю., Буланова И. С.
В статье раскрывается авторское понимание интеграции психологических теорий объяснения феномена религиозного опыта.
Читать PDF
395.57 кб

Религиозный опыт личности: социально-психологические исследования

Самойлова Ирина Геннадьевна
В статье представлены результаты эмпирических исследований некоторых аспектов религиозного опыта личности: религиозной конверсии и религиозной социализации личности, специфики самопредъявления подростков с религиозным мировоззрени
Читать PDF
130.64 кб

Влияние религиозных и эзотерических учений на развитие психологии

Серкин Владимир Павлович
Разделение научных и религиозных учений проходит, по мнению автора, по линии ответа на вопрос о детерминантах человеческой активности.
Читать PDF
358.53 кб

Социально-психологические особенности семьи и религиозность родителей

Чумакова Дарья Михайловна
Исследованы взаимосвязи особенностей взаимодействия в семье и религиозности родителей. Испытуемые с более высокой религиозностью личности реже наказывают своих детей и имеют более широкий реестр копинговых стратегий.
Читать PDF
103.62 кб

Этико-психологические аспекты религиозной идентичности психотерапевта

Веселова Елена Константиновна
В статье ставится проблема соотношения типов религиозной идентичности психотерапевта и клиента. Целью исследования является анализ этикопсихологических последствий различий религиозной идентичности психотерапевта и клиента.