культурная система, возникшая и развившаяся под определяющим влиянием той или иной религии (конфессии) и "обслуживающая" сакральное отношение последней. Идеальный тип Р.К. характеризуется в структурном отношении строго иерархической (пирамидальной) архитектоникой, а в содержательном отношении сложным двухуровневым строением, предполагающим сочетание "сверхчувственного" и "чувственного" социально-когнитивного содержания.
РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА
РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА
Источник: Философский глоссарий
РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА
одна основных разновидностей духовной культуры человечества, совокупность ценностей, норм, идеалов, образов и значений, характеризующих каждую из мировых религий. В основе Р. к. — комплекс верований, которые регулируют самые различные виды жизнедеятельности людей, их поведение и внутренние духовные процессы. Сущность Р. к. состоит в том, что вероучение и определенные отношения человека с надприродными сущностями устанавливаются через систему действий, образов, процедур в замкнутом, освященном божественной благодатью пространстве, что придает Р. к. не только мировоззренческий, но и духовно-деятельностный характер. Р. к. представляет собой единство миропонимания и культа, т.е. обрядовых действий и избранной формы объединения и поведения верующих. Возникновение Р. и Р. к., относящееся, как отмечено К. Ясперсом (1883—1969), к «осевому времени» I тыс. до н.э., стало новым самостоятельным периодом в истории человеческой цивилизации. Значение Р. к. заключалось в том, что она дала новые принципы духовной организации жизни человека и общества, и поэтому становление основных мировых религий (буддизм, конфуцианство, иудаизм, христианство, ислам) стало важнейшим фактором возникновения новых региональных цивилизаций. Несмотря на существенные различия между отдельными мировыми религиями и религиозными направлениями, можно говорить о некоторых общих доминантах исторического развития Р. к. Прежде всего, Р. к. отличается установлением универсальных критериев поведения человека и жизни общества. Одновременно, при общей направленности и ориентации на Бога или на сверхприродные сущности, она обращена к межличностным отношениям, а ее организующая роль связана с внедрением целого ряда этических норм. Поэтому, утверждая через институт церкви идеи долга, веры, сострадания, божественного знания, озарения и спасения, Р. к. в равной степени обращена к обыденному существованию, к повседневной жизни и духовному миру всех без исключения людей независимо от их сословия, ранга, национальности или имущественного положения. Поэтому в Р. к. находят поддержку и развитие некоторые принципы гуманизма. На протяжении длительного времени, а точнее, вплоть до установления господствующего положения светской культуры в капиталистическую эпоху Нового времени, Р. к. оставалась одной из важнейших форм социальной и духовной жизни простых людей, что характерно для некоторых регионов мира (напр., Ближний Восток) и по сей день. Индивидуальная Р. к., основанная на соответствующей системе ценностей и идеалов, проявляется в исполнении религиозных предписаний, норм поведения, отправлении религиозных культов и ритуалов. Как правило, конечной целью она признает индивидуальное моральное совершенствование. По отношению к человеку Р. к. всегда носила двойственный характер: с одной стороны, она утверждала уход от обыденного мира, а с другой — объективно способствовала его принятию путем познания его высшей сущности или его совершенствования и преобразования. Поэтому Р. к. стала важнейшим средством ориентации человека в мире на основе идеальных представлений о его строении и поведении людей. В истории человечества Р. к. стала одним из важнейших социальных институтов, который непосредственно воплощает присутствие божественных или высших духовных начал на земле и одновременно выполняет практические организационные функции. Одним из наиболее известных религиозных институтов является Ватикан, резиденция Папы Римского, главы католической церкви, город-государство и крупнейший центр Р. к. современности. Другими организационными формами Р. к. и учреждениями, выполняющими не только функции управления, но и религиозного спасения, являются соборы, монастыри, секты и религиозные общины. Институциональные аспекты существования Р. к. тесно связаны с социальными и хозяйственными сторонами жизни религиозных сообществ людей. Поэтому Р. к. не только созерцательна и рефлективна, но выражается также в практической деятельности, труде на благо других людей, в различных формах благотворительности, которые объявляются вполне достойными путями религиозного спасения и нравственного совершенствования человека. В связи с этим Р. к. получает свое развитие через создание освященного божественной благодатью особого мира, которым чаще всего становится пространство собора, монастырской усадьбы, какой-либо общины. Целостность Р. к. поддерживается не только духовным единством, общими институтами и обрядностью, но и культуротворческой деятельностью, созданием особого художественного мира, в котором «психологическое родство эстетического и религиозного потрясения» (М. Вебер) создавало бы фундамент для союза искусства и религии. Однако степень и многообразие форм искусства в отдельных мировых религиях было различным (ср., напр., ислам и католицизм). В своих зрелых проявлениях Р. к. представляет собой не только социокультурный комплекс верований и ритуалов, но находится в тесном взаимоотношении с различными социальными и философскими учениями, нормами морали, правом и эстетикой. На протяжении долгого времени через Р. к. происходило приобщение людей к образованию, грамотности, а различные религиозные учреждения часто становились хранилищами книг, произведений искусства и центрами художественного творчества, примеры чему можно найти в арабо-мусульманской культуре, западноевропейской средневековой культуре и русской православной культуре. Значение художественной Р. к. заключается не в только в образном воплощении сверхчувственных начал, но и в раскрытии в лучших ее образцах общечеловеческих духовных, нравственных и эстетических ценностей и идеалов. В сфере Р. к. получили свое развитие архитектура, живопись, отдельные жанры литературы, духовная музыка, музыкальное исполнительство и различные виды прикладного искусства. В то же время для Р. к. было характерно развитие философской мысли — теологии, где дается систематическое изложение отдельных религиозных учений. Наряду с этим со сферой Р. к. связаны такие виды и направления философствования и художественного творчества, в которых в неспецифических для традиционной исторической религии формах ставятся универсальные проблемы человеческого бытия, жизни природы и общества. Наиболее характерным современным явлением подобного рода является религиозный экзистенциализм, получивший развитие в русской и западной философии 1-й пол. ХХ в. Место и значение Р. к. в истории цивилизации никогда не оставалось неизменным. Выполнив в основном свою консолидирующую, социально-цивилизаторскую, нравственную и духовную роль, Р. к. в современных условиях торжества и неуклонного развития светских форм культуры и науки старается демонстрировать свою открытость миру, призывает к диалогу со всеми сторонами жизни современной постиндустриальной цивилизации. См. также Религия и культура, Арабо-мусульманская культура, Протестантизм, Католицизм, Христианство.