РЕЛИГИОВЕДЕНИЕРЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА

Религиоведение в России

Найдено 1 определение:

Религиоведение в России

Традиции научного религиоведения сложились в России во вт. пол. 19 нач. 20 в. Изучение религий в отечественной науке с самого начала характеризовалось, во-первых, широтой интересов (внимание ученых привлекали религии не только России, но и др. стран мира как древние, так и современные) и, вовторых, разнообразием источников (использовались всевозможные письменные свидетельства, а также данные археологии, этнографии, фольклористики, лингвистики). Мифологическая школа, утвердившаяся в России на рубеже 1840—1850-х гг., способствовала распространению сравнительно-исторического метода, а эволюционистское направление внесло в науку исторический подход и признание определяющего влияния перемен в общественной жизни на развитие идей. Уже в дореволюционный период в российской науке существовали области знаний, не получившие столь же солидного развития за рубежом (исследование славянского язычества и его пережитков в русском быте, изучение старообрядчества и русского сектантства, а также самобытных религий многочисленных неславянских народов Российской империи). Так, в 1859 вышел в свет труд А.П. Щапова «Русский раскол старообрядчества», в к-ром впервые распространение староверия было поставлено в связь с идеологией соц. и политич. протеста; в 1866–1869 была издана сохраняющая свое научное значение и сегодня капитальная работа о языческих верованиях славян А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (3 тома); в 1881–1887 — «Осетинские этюды» (3 тома) В.Ф. Миллера; в 1890 «Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда» Д.Н. Анучина и т. д.

Изучение религий народов Сибири и европ. Севера началось в 18 в. Были собраны уникальные материалы о верованиях аборигенного населения (И.Г. Георги, В.Ф. Зуев, С.П. Крашенинников, И.И. Лепехин, Г. Новицкий, С.П. Паллас и др.), существенно дополненные исследователями 19 в. (Н.Н. Агапитов, Д. Банзаров, А.Ф. Миддендорф, П.И. Третьяков, М.Н. Хангалов, Н.Н. Харузин, С. Шашков и др.). В 18 в. началось и изучение народов Кавказа, обогатившее науку сведениями о религ. традициях этого края (И.-А. Гюльденштедт, С.-Г. Гмелин, С.Д. Бурнашев и др.); в 19 в. эту работу продолжили Ю. Клапрот, М.М. Ковалевский, Б. Гатиев, Б.К. Далгат и др.

В послереволюц. период изучение религий продолжалось, причем круг проблем религиоведения значительно расширился. Так, благодаря успешному развитию археологии и этнографии в советское время сложилась такая область науки, как исследование первобытных верований (ранних форм религии), а также оформились как особые направления психология и социология религии. Отличительная черта советского религиоведения марксистская методология; правда, в работах этого периода она представлена подчас упрощенно, особенно в публикациях пропагандистского антирелиг. характера. Нужно также учесть, что в то время перед исследователями, как правило, ставилась идеологическая цель. Вместе с тем в советский период накоплен богатый опыт комплексного использования разных по характеру источников для изучения того или иного круга верований. Примером работ, основанных на данных ряда смежных дисциплин, могут служить фундаментальные труды Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян» (1981) и «Язычество Древней Руси» (1987). На качественно новый уровень поднялось изучение религий народов, населявших территорию России в древности. Так, достижения отечественной науки в исследовании воззрений ранних кочевников обобщены в книгах Д. С Раевского «Очерки идеологии скифо-сакских племен» (1977) и «Модель мира скифской культуры» (1985). Одним из серьезных итогов работы в области отечественного религиоведения является энциклопедия «Мифы народов мира» (в 2 т., 1980, 1982).

Проблематика исследований религии в российской науке может быть представлена следующим образом.

Общетеоретические проблемы религиоведения (Л.Я. Штернберг, С.А. Токарев, Д.М. Угринович, Ю.А. Левада, И.Н. Яблоков и др.).

Происхождение религии и ее ранние форм ы (этнографы Н.Н. Харузин, Л.Я. Штернберг, Е.Г. Кагаров, А.Н. Максимов, A. М. Золотарев, С.П. Толстов, С.А. Токарев, А.Ф. Анисимов, Д.К. Зеленин и др.; философы Ю.И. Семенов, Ю.П. Францев и др.; историки В.Н. Басилов, В.К. Никольский, П.Ф. Преображенский; фольклористы В.Я. Пропп, Е.М. Мелетинский и др.; археологи О.Н. Бадер, B. Н. Чернецов, Ф.В. Равдоникас, П.П. Ефименко, А.П. Окладников, А.Д. Столяр, А.А. Формозов, С.В. Киселев, Е.И. Крупнов, З.А. Абрамова, В.Д. Кубарев и др.).

Древние и современные религии зарубежных стран: Древнего Египта (Б.А. Тураев, И.Г. ФранкКаменецкий, М.Е. Матье, Э.Е. Кормышева, М.А. Коростовцев и др.); Передней Азии (Б.А. Тураев, И. М., Дьяконов, И.С. Клочков и др.); Древней Греции и Рима (В.В. Латьппев, Б.Л. Богаевский, Ф.Ф. Зелинский, Е.Г. Кагаров, А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи, А.И. Немировский, Е.М. Штаерман и др.); Древнего Ирана (В.И. Абаев, Е.Э. Бертельс, И.С. Брагинский, М.А. Дандамаев, М.М. Дьяконов, И.М. Дьяконов, Л.А. Лелеков, В.Г. Луконин, С.П. Толстов, В.В. Струве, И.М. Стеблин-Каменский и др.); Китая (Н.Я. Бичурин, С.М. Георгиевский, Н.П. Мацокин, В.М. Алексеев, Ю. Бунаков, Г.Г. Стратанович, Л.С. Васильев, Э.М. Яншина, Р.Л. Рифтин, А.Е. Лукьянов и др.); Японии (С.А. Арутюнов, Г.Е. Светлов, Л.М. Ермакова, А.Н. Мещеряков и др.); Индии (Д.Н. Овсянико-Куликовский, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин, Я.В. Васильков, Н.Р. Гусева, Т.Я. Елизаренкова, С.Л. Невелева, Р.Б. Рыбаков, Н.Г. Краснодембская и др.); Кореи (Ю.В. Ионова, Р.Ш. Джарылгасинова, М.И. Никитина и др.), а также др. стран и регионов. Ю.В. Кнорозов ввел в научное использование уникальные источники по религии древних майя: расшифровав иероглифическую письменность майя, он перевел на русский язык (1975) ритуальные тексты жрецов этого народа.

Религии народов, живших в древности на территории России (СССР). Широкий размах археологических работ, в особенности в советское время, способствовал исследованию ранне-земледельческих культов населения Триполья (К.В. Болсуновский, Т.С. Пассек и др.), а также Средней и Передней Азии (Е.В. Антонова, В.И. Сарпаниди, С.П. Толстов и др.), религии Древнего Хорезма (С.П. Толстов, Ю.А. Рапопорт, В.И. Ягодин и др.) и др. регионов Средней Азии (J1. И. Альбаум, Г.А. Брыхина, А.М. Беленицкий, Б.А. Литвинский, И.Р. Пичикян, Г.А. Пугаченкова, Л.И. Ремпель, А.В. Седов, Б.Я. Ставиский, К.В. Тревер, А.Ю. Якубовский). Появились многочисленные работы о религ. воззрениях скифов и саков (М.И. Ростовцев, А. Лаппо-Данилевский, М.И. Артамонов, Б.Н. Граков, А.Д. Грач, Э.А. Грантовский, М.П. Грязное, Б.А. Литвинский, Е.Е. Кузьмина, A. Н. Марьяшев, В.С. Ольховский, Е.В. Переводчикова, Д.С. Раевский, С.И. Руденко, B. А. Ильинская, Н.Л. Членова, А.И. Шкурко и др.). Изучение пермских культовых предметов, выполненных в «зверином стиле», начатое в дореволюционное время (Д.Н. Анучин, А.А. Спицын и др.), продолжалось и в советские годы (А.П. Смирнов, В.Н. Чернецов, В.В. Чарнолуский, Л.С. Грибова и др.).

Исследование славянского язычества принесло заметные результаты уже в дореволюционный период (19 в. И.М. Снегирев, А. Н Афанасьев, А.О. Котляревский, А.А. Потебня, Д.Н. Анучин, Н.Ф. Сумцов, А.С. Фоминцин и др., нач. 20 в. Е.В. Аничков, Н.М. Гальковский, Д.К. Зеленин и др.). Оно получило дальнейшее развитие в советское время (Д.К. Зеленин, Н.М. Маторин, Е.Н. Елеонская, В.Я. Пропп, В.И. Чичеров, Б.А. Рыбаков, В.П. Даркевич, В.К. Соколова, Н.Н. Велецкая, Г.А. Носова, Л.А. Тульцева, И.П. Русанова, Б.А. Тимощук, Я.Е. Боровский, В.В. Иванов, В.Н. Топоров, Н.И. Толстой, А.Ф. Журавлев и др.).

Происхождение христианства и история раннехристианской церкви (Я.А. Ленцман, С.И. Ковалев, А.Б. Ранович, М.М. Кубланов, И.С. Свенцицкая, И.Д. Амусин, Н.М. Никольский, Р.Ю. Виппер, С.А. Шебелев, П.Ф. Преображенский, Н.В. Румянцев).

История Русской Православной церкви и современное состояние православия. В 1866–1883 вышла 12-томная «История русской церкви» архиепископа Макария (Булгакова), а в кон. 19 нач. 20 в.

«История русской церкви» Е.Е. Голубинского. Для этих работ были характерны широкое привлечение источников, большая или меньшая степень их критического освоения и научного анализа. Большой вклад в изучение истории православия в России внесли историк В.О. Ключевский («Древнерусские жития святых как исторический источник») и Н.Ф. Каптерев («Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович», 1887). В 1930 вышла в свет книга Н.М. Никольского «История русской церкви». Разным вопросам истории Русской Православной церкви, в т. ч. и новейшей, посвятила работы большая группа отечественных ученых (С.В. Бахрушин, Н.С. Борисов, Н.С. Гордиенко, Б.Д. Греков, Е.Ф. Грекулов, П.К. Курочкин, Н.П. Красников, В.К. Никольский, М.П. Новиков, М.Н. Тихомиров, Б. Кандидов, М. Горев, Я.Н. Щапов, А.М. Сахаров, А.А. Зимин, В.И. Корецкий, О.М. Рапов, М.Я. Волков, П.Г. Рындзюнский, Б.Г. Литвак, П.Н. Зырянов, Н.А. Смирнов, М.И. Одинцов и др.).

Особый раздел в изучении исторических судеб российского православия составил обширный свод работ, посвященных расколу и старообрядчеству: 18 в. А. Иоаннов (Журавлев); 19 в. В.В. Андреев, Н.Ф. Каптерев, А.П. Щапов, В. Кельсиев, П.С. Смирнов, А.С. Пругавин, В.Г. Дружинин, Ф. Елеонский, И. Филиппов, И. Юзов и др.; нач. 20 в. П.С. Смирнов, А.С. Пругавин и др.). В советский период исследования старообрядчества в 1930— 1950-е гг. заглохло, но уже в кон. 50-х гг. вновь заявило о себе солидными работами. Было опубликовано немало интересных работ по этой теме (С.П. Мельгунов, В.Д. БончБруевич, Н.Н. Покровский, В.Г. Карцов, К.В. Чистов, Е.В. Рихтер, Н.С. Гурьянова, И.В. Познеева, В.Ф. Миловидов и др.). Выходят в свет работы о сектантстве, зародившемся в недрах православия (В.Д. Бонч-Бруевич, А.С. Пругавин, А.И. Клибанов и др.).

История католической церкви и ее современное состояние, социальная доктрина Ватикана (М.В. Андреев, Л.Н. Великович, И.Р. Григулевич, Н.А. Ковальский, С.Г. Лозинский, М.П. Мчедлов, Ф.Г. Овсиенко, И.Б. Ястребов и др.).

Протестантизм и протестантское сектантство (А.И. Клибанов, Л.Н. Митрохин, В.И. Гараджа, А.Н. Ипатов, А.А. Кислова, О.В. Чернышова, В.И. Добреньков, А.Т. Москаленко, Ю.В. Крянев, Г.С. Лялина, Э.Г. Филимонов, О.В. Курило и др.).

Ислам. Изучение мусульманства в России представлено работами крупных ученых, начавших свою деятельность в кон. 19 в. и продолжавших ее в советское время (В.В. Бартольд, А.Э. Шмидт, А.Е. Крымский, И.Ю. Крачковский, А.А. Семенов, В.А. Жуковский и др.). 1930 — 1950-е гг. отмечены ослаблением интереса к исламу, однако в последующие годы исламоведение оживилось, и в свет вышло немало работ, посвященных различным аспектам исследования мусульманства (А.В. Авксентьев, Л.И. Климович, Н.А. Смирнов, Е.А. Беляев, Е.Э. Бертельс, Л.Р. Полонская, М.Т. Степанянц, И.П. Петрушевский, Г.М. Керимов, А.А. Нуруллаев (Аширов), С.М. Прозоров, О.Ф. Акимушкин, А.И. Ионова, М.Б. Пиотровский, Л.Р. Сюкияйнен, А.В. Сагадеев, А.А. Игнатенко, Р.Г. Балтанов, Е.А. Резван, А.Д. Кньпн, Д.В. Ермаков, А.В. Малашенко, Д.В. Микульский, Р.Г. Ланда, А.В. Смирнов, Т.С. Саидбаев и др.). Важным результатом работ отечественного исламоведения явился словарь «Ислам» (1991).

В советское время в исламоведении сложилось особое направление этнографическое изучение «народного» (бытового) ислама, т. е. тех его реальных форм, к-рые сложились в конкретных исторических условиях в жизни разных народов. В работах этого направления большое внимание уделено пережиткам доисламских традиций, принявшим мусульманизированный облик (М.С. Андреев, О.А. Сухарева, В.Н. Басилов, Г.П. Снесарев, Т.Д. Баялиева, С.М. Демидов, О. Муродов, Н.С. Бабаева, И.М. Шаманов, P. X. Керейтов, Г.А. Гаджиев, М.Ч. Джууртубаев, А.О. Булатов, А.Т. Толеубаев, Р.М. Мустафина и др.).

Буддизм. Во вт. пол. 19 нач. 20 в. в России сложилась отечественная школа изучения буддизма, основу к-рой заложили востоковеды В.П. Васильев, И.П. Минаев, А.М. Позднеев, О.О. Розенберг, С.Ф. Ольденбург, Ф.И. Щербатской, Г.Н. Потанин, И.А. Подгорбунский. Научная деятельность нек-рых из них продолжалась и в годы советской власти. В 1919 была издана книга Г.Ц. Цыбикова «Буддист-паломник у святынь Тибета», написанная по дневникам 1899–1902. В первые послереволюционные годы вышел в свет и ряд др. интересных публикаций (А.П. Баранников, Б.Я. Владимирцов, Б.А. Куфтин и др.). Исследованию буддизма способствовала экспедиция Н.К. Рериха в Центральную Азию в 1925–1928, в к-рой участвовал его сын, востоковед Ю.Н. Рерих; материалы экспедиции нашли свое отражение в многочисленных публикациях. В период 1930 Т950-Х гг. изучение буддизма почти прекратилось, но в 1960-е гг. возобновилось; итоги исследовательской работы представлены многочисленными публикациями (А.Н. Кочетов, К.М. Герасимова, В.И. Корнев, В.А. Богословский, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин, Е.И. Кычанов, Б.А. Литвинский, 3. Б. Альтман, Б.Я. Ставиский, Н.В. Абаев, С.Ю. Лепехов, С.П. Нестеркин, А.И. Железнов, Ц.-Б. Бадмажапов, Ц.П. Пурбуева, В.П. Андросов, Н.В. Самозванцева, Д.Б. Дашиев и др.).

В изучении буддизма также сложилось направление, ориентированное на исследование «народной» религии, сохраняющей архаические местные культовые традиции, переосмысленные в духе буддизма (Н.Л. Жуковская, К.М. Герасимова, Г.Р. Галданова, Г.Н. Очирова, Т.Д. Скрынникова, Н.П. Шастина, Н.О. Шаракшинова и др.).

Иудаизм. Исследование этой религии не получило большого развития, однако представлено целым рядом интересных публикаций (А.Б. Ранович, Н.М. Никольский, М.С. Беленький, М.И. Шахнович, И.Ш. Шифман и др.).

Национальные (этнические) религии разных народов России. На основе богатого фактического материала в Российской империи, а затем в СССР развивалось и достигло больших успехов изучение самобытных религий разных народов страны. Сегодня о религ. традициях каждого народа существует немало обстоятельных работ, в т. ч. и капитальных обобщающих трудов. Не ставя своей задачей дать всеохватывающий обзор, приведем несколько примеров.

Русские (М.М. Громыко, М.Н. Шмелева, Л.А. Анохина, К.В. Чистов, И.В. Власова, И.А. Кремлева, Л.А. Тульцева, Г.А. Носова, Т.А. Листова и др.).

Марийцы (И.Н. Смирнов, Н.В. Никольский, В.М. Васильев, Н.М. Маторин, Н.С. Попов и др.); мордва (А.Н. Минх, М.Е. Евсеев, М.Т. Маркелов, Н.Ф. Мокшин и др.); чуваши (В.К. Магницкий, Ф. Виноградов, К.П. Прокопьев, С.И. Руденко, Н.В. Никольский, П.В. Денисов, Г.Е. Кудряшов, А.К. Салмин и др.); башкиры (Кайюм Насыров, Н.Ф. Катанов, Д.П. Никольский, С.И. Руденко, Н.В. Бикбулатов, Ф.Ф. Фатыхова и др.); татары (Н.Ф. Катанов, A. Ф. Лихачев, А. Сперанский, Р.Г. Ахметьянов, Ф. X. Валеев, Е.А. Халикова, М.Г. Худяков, К.Д. Давлетшин и др.).

Осетины (В.Ф. Миллер, Б.А. Алборов, Г.Ф. Чурсин, B. И. Абаев, Л.А. Чибиров, Б.А. Калоев и др.); адыги (Л.Я. Люлье, Хан-Гирей, Е.М. Шиллинг, Л.И. Лавров, М.В. Кантария, М.И. Мижаев, Г. X. Мамбетов, А.Т. Шортанов и др.); народы Дагестана (П. Пронецлавский, Г.-М. Дебиров, З.А. Никольская, А.Г. Трофимова, Г.А. Гаджиев, А.Г. Булатова, A. О. Булатов и др.); балкарцы, карачаевцы, абазины (К.Г. Азаматов, X. X. Малкондуев, И.М. Шаманов, М.Ч. Джуртубаев, М.Д. Каракетов, Е.Н. Данилова и др.).

Нганасаны (П.И. Третьяков, А.А. Попов, Б.О. Долгих, Г.Н. Грачева, Ю.Б. Симченко и др.); обские угры ханты и манси (В.Н. Чернецов, Г. Старцев, З.П. Соколова, В.М. Кулемзин, И.Н. Гемуев, А.М. Сагалаев и др.); якуты (И.А. Худяков, В.Л. Серошевский, А.Ф. Миддендорф, Н.П. Припузов, В.Л. Приклонский, Н.А. Виташевский, В.М. Ионов, Э.К. Пекарский, В.Ф. Трощанский, B. Н. Васильев, А.Е. Кулаковский, Г.В. Ксенофонтов, А.А. Попов, С.А. Токарев, Г.У. Эргис, И.С. Гурвич, А.П. Окладников, Н.А. Алексеев, Т.В. Жеребина, Е.Н. Романова, Ф.Ф. Васильев и др.); эвенки (С.М. Широкогоров, Г.В. Ксенофонтов, И.М. Суслов, Г.М. Василевич, А.Ф. Анисимов, В.А. Туголуков, А.И. Мазин и др.); кеты (В.И. Анучин, Е.А. Алексеенко, Е.А. Крейнович и др.); селькупы (Г.Н. Прокофьев, Е.Д. Прокофьева, Г.И. Пелих и др.); тувинцы (Л.П. Потапов, С.И. Вайнштейн, В.П. Дьяконова, М.Б. Кенин-Лопсан, 3. К. Кыргыс и др.); буряты (Н.Н. Агапитов, М.Н. Хангалов, Г.Н. Потанин, Б.Э. Петри, Г.В. Ксенофонтов, Н.Л. Жуковская, Т.М. Михайлов, И.А. Манжигеев, Д.С. Дугаров, К.М. Герасимова, Г.Р. Галданова, Г.Н. Очирова, Л.Л. Абаева и др.); народы Алтая (В.И. Вербицкий, В.В. Радлов, А.В. Анохин, Л.П. Потапов, Н.П. Дыренкова, С.А. Токарев, А.В. Чанчибаева и др.); народы Нижнего Амура (Л.И. Шренк, П.П. Шимкевич, Л.Я. Штернберг, И.А. Лопатин, А.Н. Липский, A. М. Золотарев, Е.А. Крейнович, В.А. Аврорин, И.И. Козьминский, А.В. Смоляк, С.В. Иванов, Н.Б. Киле и др.).

Социология религии (И.Н. Яблоков, Д.М. Угринович, Р.Г. Балтанов (Казань), Н.П. Алексеев (Орел), М.К. Тепляков (Воронеж), М.Г. Писманник (Пермь), Г.Е. Кудряшов (Чебоксары), B. С. Соловьев (Йошкар-Ола) и др.).

Психология религии (Д.М. Угринович, К.К. Платонов, В.Р. Букин, В.И. Носович и др.).

Нетрадиционные религии и культы (И.Р. Григулевич, Л.Н. Митрохин, П.С. Гуревич, Е.Г. Балагушкин, А.А. Ткачева, И.Я. Кантеров, Л.И. Григорьева и др.).

Широкий круг проблем религиоведения освещался в сборниках «Вопросы истории религии и атеизма» (12 выпусков) и в «Ежегоднике музея истории религии и атеизма» (7 томов). С 1964, со времени создания Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС, стало выходить периодическое издание «Вопросы научного атеизма», в к-ром центральное место отводилось религиоведческим проблемам. За период существования ин-та с 1964 по 1992 было выпущено 39 сборников, в т. ч. тематических, посвященных православию, католицизму, исламу, христ. сектантству, нетрадиционным религиям. Разумеется, некоторые статьи, помещенные в этих изданиях, наряду с научным содержанием, включали и пропагандистский в духе «государственного атеизма» элемент.

В 60—70-х гг. был проведен ряд социологических исследований в нек-рых автономных республиках и областях РСФСР: на Северном Кавказе (Дагестан, Чечено-Ингушетия), в Татарии, Чувашской, Марийской и Мордовской автономных республиках, в Коми и Карелии, в Бурятии, ряде областей и краев Сибири (Омская, Новосибирская обл., Алтайский край и др.). Эти исследования позволили выявить специфику проявления религиозности и процессы, происходящие в религ. сфере у целого ряда народов, проживающих на территории России. Аналогичные исследования проводились в эти годы на Украине, в Белоруссии, Молдавии, республиках Прибалтики, в Казахстане и Средней Азии. В 90-х гг. 20 в. изучение проблем религии продолжается в ин-тах Российской Академии наук: Институт российской истории, Институт всеобщей истории, Институт философии, Институт востоковедения, Институт Европы, Институт США и Канады, Институт государства и права, Институт этнологии и антропологии и др., в к-рых созданы отделы и группы по религиоведческой проблематике.

Большую работу в области религиоведения продолжают вести МГУ (кафедра философии религии и религиоведения философского факультета), Санкт-Петербургский государственный университет (кафедра истории и философии религии), ун-ты в Перми, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и др. Функционирует кафедра религиоведения в Академии государственной службы при Президенте РФ, специализирующаяся на проблематике государственно-церковных отношений. В Российском независимом институте социальных и национальных проблем действует центр «Религия в современном обществе», занимающийся проблемами свободы совести, этноконфес. отношений, роли религии в национальных процессах, социологии. анализом религ. ситуации в России и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религии народов современной России

Найдено схем по теме Религиоведение в России — 0

Найдено научныех статей по теме Религиоведение в России — 0

Найдено книг по теме Религиоведение в России — 0

Найдено презентаций по теме Религиоведение в России — 0

Найдено рефератов по теме Религиоведение в России — 0