Религия и интеллигенция

Найдено 1 определение
Религия и интеллигенция
Отношение российской интеллигенции к религии, ее понимание соц. и нравственно-духовной сущности религ. феномена претерпели в последние десятилетия 20 в. серьезные изменения. Если в советский период считалось, что интеллигенция придерживается традиционно материалистических, атеистических взглядов, то сегодня, в обстановке мировоззренческого плюрализма, российская интеллигенция демонстрирует многообразный спектр мнений, мировоззренческих ориентаций в отношении религии и церкви.
Изменение отношения интеллигенции к религии привело к тому, что на смену вульгарно-материалистическому и догматически-атеистическому подходу пришло убеждение, что религия является носителем общечеловеческих нравственных ценностей, составной частью национального культурного наследия, одним из факторов, формирующих национально-этническое самосознание (см. Национальное (этническое) и религиозное).
Соц. — политическое отчуждение интеллигенции на разных этапах развития об-ва толкает ее на поиски истины и смысла жизни в иных замкнутых и зачастую недоступных посторонним сферах: в философии, эстетическом творчестве, религии, в обращении к сакральным символам и формам, к религиозным сюжетам. Так же, как в предыдущие столетия, свободомыслие в отношении религии и атеистические идеи бросали вызов офиц. идеологии и массовому сознанию, были атрибутом свободы и независимости суждений интеллигенции, так и в наши дни религиозность интеллигенции, вера в Бога воспринимаются как своего рода свободомыслие, как признак самостоятельности и независимости мышления, что, в свою очередь, является одной из отличительных характеристик интеллигенции как соц. страты, состоящей из разных групп.
Первая группа интеллигенции естественно-научная. В ее отношении к религии можно выделить два типа: 1) ученые с материалистически-атеистическим мировоззрением (данный подход традиционно характерен для мн. естествоиспытателей); 2) ученые с религ. мировоззрением; академик Б.В. Раушенбах, напр., абсолютизирующий религ. чувство, к-рое, по его мнению, имеет биологическую основу и передается генетически. Близкую т. зр. высказывают академик Н.М. Амосов (по его мнению, человек биологически предрасположен к Богу), академик И.Р. Шафаревич (по его мнению, религия извечно присуща человеку). Среди определенной группы ученых-естествоиспытателей утвердилось мнение о возможности соединения науки и религии, научной картины мира и религ. чувства.
Вторая группа интеллигенции техническая (сотрудники НИИ, КБ, научноисследовательских секторов технических вузов, инженеры крупных промышленных предприятий, технические работники среднего звена). В ее отношении к религии можно выделить три типа: 1) научнотехнические работники (НТР) с атеистически-материалистическим мировоззрением, хотя их кол-во и сокращается; 2) НТР с присущими России традиционными верованиями (православие, протестантизм, ислам); 3) НТР с ориентацией на нетрадиционную религиозность (см. Нетрадиционные религии и культы в России), оккультизм и иррационализм (от 25 до 60 % из опрошенных в городах Западной Сибири в 1986 и 1995 гг.).
Третья группа интеллигенции работники культуры и гуманитарной сферы знания. Социологи отмечают, что данная группа интеллигенции образует как бы «религиозную субкультуру» и именно из этого слоя в осн. идет распространение религиозности. Так, по данным социологических исследований, проведенных в Москве, Новгороде и др. регионах страны, уже в нач. 90-х гг. среди работников культуры было 44 % верующих, 46 % опрошенных заявили, что религия занимает важное место в их жизни, и 34 % посещают богослужения не реже одного раза в месяц. (Для сравнения: в тот же период у инженеров соответствующие показатели равны 16, 13, 7; у квалифицированных рабочих 20, 19, 7; у колхозников 18, 18, 4.)
К третьей группе интеллигенции вплотную примыкает четвертая художественно-творческая (писатели, поэты, публицисты, художники, артисты). Среди данной группы интеллигенции, в работе к-рой огромную роль играет воображение, художественная фантазия, эстетические и поэтические чувства, особенно много верующих и людей, положительно относящихся к религии. 1) Позиция художественно-творческой интеллигенции по отношению к религии наиболее четко проявляется, когда речь заходит о совр. «религиозном возрождении». Феномен веры оказывается в центре внимания этой группы интеллигенции. Религия воспринимается ими как основа их внутренней веры, нравственного и эстетического кодекса (писатели Г. Куницин, В. Кондратьев, М. Рощин, актриса Н. Гундарева, режиссер мультипликатор Ю. Норштейн, журналист Андрей Печерский, поэт В. Кривулин и др.). 2) Вместе с тем часть художественно-творческой интеллигенции оценивает совр. «религиозный ренессанс» в России весьма сдержанно, отмечая его поверхностный характер и объясняя подобный поворот к религии не глубинными душевными порывами, а причинами, лежащими вне религ. сферы, своего рода «модой на религию» (публицист А. Агеев, писатели Л. Карелин, К. Любарский, А. Батыгин, литератор Л. Сараскина, журналист С. Бестужева и др.). 3) Часть художественно-творческой интеллигенции высказывает, по существу, атеистически-материалистические взгляды, скептически оценивая поворот к религии и поиски духовно-нравственных ориентиров в церкви (литературные критики А. Бочаров, А. Бойцов и др.). Большое внимание представители художественно-творческой интеллигенции уделяют проблеме соотношения религии и духовности, веры и нравственности. Согласно мнению большинства из них, религия источник подлинной духовности, эффективный способ нравственного очищения и покаяния (поэтесса Т. Жирмунская, артист К. Лавров, поэт Д. Самойлов, публицист В. Ткаченко, писатели Б. Можаев, В. Кожевников, Ю. Каграманов, В. Розов, С. Каледин, Ю. Сенокосов и др.). Анализируя нравственное сознание совр. российского об-ва, мн. представители интеллигенции обращают внимание на то, что по-настоящему заниматься нравственным воспитанием, культурой и душой человека может лишь религия.
Дифференциация в группе художественно-творческой интеллигенции в связи с отношением к религии и церкви проходит и по оси: славянофильство (патриоты) и западничество. Часть интеллигенции настроена патриотически. Стоя на позиции критики социализма, в основе к-рого, по их мнению, лежат три принципа диктатура пролетариата, атеизм и пролетарский интернационализм, они говорят о русской идее, тесно связанной с предложенной в перв. пол. 19 в. основоположником славянофильства А.С. Хомяковым триадой, лежащей в основе функционирования и существования российского обва: православие — самодержавие — народность (художник И. Глазунов, писатели А. Дугин, В. Распутин, Ю. Бондарев, С. Куняев, П. Проскурин, В. Белов, А. Знаменский, С. Викулов, В. Пикуль, публицисты Д. Ильин, В. Воздвиженский, Г. Подлесских, М. Устинов, В. Коваль-Волков, В. Курбатов, М. Любанов, Н. Шипилов, Н. Федь, П. Савицкий и др.). Подавляющему большинству патриотически настроенных представителей интеллигенции присуща пессимистическая оценка сегодняшнего состояния духа русского народа, констатация отсутствия русского национального самосознания — оно, с их т. зр., аморфно и слаборазвито, поскольку оторвано от того, что составляет его истинную суть, — от православия.
Западнически настроенная часть интеллигенции, напротив, ориентируется не на правосл. нормы и ценности, а на зап. тип культуры, зап. демократию и правовое гос-во (поэты Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Окуджава, писатели П. Коротич, М. Шатров, А. Рыбаков, А. Ананьев, С. Баруздин, Д. Гранин, публицисты Ф. Бурлацкий, Н. Иванова, А. Нуйкин, Ю. Черниченко и др.).
Религ. искания совр. российской интеллигенции проявляются и в создании ее представителями различных групп, политич. партий, движений, союзов с религ. приоритетами (см. Христианская демократия в России, Ислам и политика, Исламские общественнополитические объединения в России).

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
137.05 кб

Феномен интеллигенции в русской религиозной философии XX века

Алёхина Евгения Викторовна
В статье представлен критический анализ русскими религиозными философами начала ХХ века утопической и нигилистической идеологии и особенностей рациональности революционной интеллигенции.
Читать PDF
638.94 кб

«Религиозный максимализм» русской интеллигенции в начале XX в.

Лузина Татьяна Ивановна
В статье рассматриваются идеи петербургской группы богоискателей во главе с Д. С. Мережковским.
Читать PDF
369.74 кб

Язык и религия в ценностных ориентациях Российской интеллигенции

Осинский Иван Иосифович, Добрынина Марина Ивановна
В статье рассматриваются место и роль языка в ценностных ориентациях российской интеллигенции. Объектом анализа является интеллигенция одного из субъектов Российской Федерации -Республики Тува.
Читать PDF
123.78 кб

Интеллигенция и Церковь с 70-х по 80-е гг. Хх В. Фактор религиозности

Сазонов Дмитрий Иванович
В статье рассмотрен феномен возвращения интеллигенции в Русскую Православную Церковь в 70-е 80-е гг. ХХ в., фактор возрастающей религиозности части интеллигенции рассматриваемого периода.
Читать PDF
333.35 кб

Русская интеллигенция и религия: опыт историософской реконструкции смысла

Жукоцкий Владимир Дмитриевич
Читать PDF
62.21 кб

Уроки В. В. Розанова в поисках религиозного самоопределения интеллигенции

Корольков Александр Аркадьевич
Интеллигенция России неоднозначна в своем отношении к христианству это ярко проявилось в жизненных и творческих противоречиях выдающегося мыслителя и писателя рубежа ХIХ-ХХ столетий, Василия Васильевича Розанова.
Читать PDF
58.86 кб

Революция 1917 г. В судьбах русской религиозной интеллигенции (С. Н. Булгаков)

Засядь-волк Е. Я.
The Revolution of 1917 in Russia had a huge influence on S.N. Bulgakov's life and creativity. The thinker gave the estimation to revolutionary changes in his articles and letters. The Revolution inspired S.N.
Читать PDF
178.47 кб

Интеллигенция и Церковь. К вопросу о возникновении религиозно-философских собраний

Пайман Аврил
Настоящий текст является стенограммой выступления автора на конференции «Русский символизм», состоявшийся в Институте русской литературы Российской Академии Наук (Пушкинский Дом) 25-27 октября 1999 г.
Читать PDF
399.07 кб

Особенности религиозно-нравственных исканий русской интеллигенции XIX - начала XX в

Шахова И.В.
В статье особое внимание уделяется важнейшим периодам эволюции религиозного сознания в среде интеллектуальной элиты. Показана связь между социокультурными изменениями в обществе и трансформацией господствующих духовных ценностей.
Читать PDF
22.20 мб

Религиозные поиски народа и интеллигенции в очерке М. М. Пришвина «За волшебным колобком»

Лишова Наталья Ивановна
В статье рассматривается проблема религиозного поиска народа и интеллигенции, которая была очень актуальна в начале ХХ века, в период расцвета атеистического мироощущения. В очерке М.
Читать PDF
1.05 мб

Эволюция взглядов Московской и Петербургской религиозно-философской интеллигенции на революционный п

Набокина Марина Евгеньевна
Статья посвящена осмыслению влияния революционного процесса в России 1905 – 1917 годов на становление и развитие московской и петербургской религиознофилософской интеллигенции как социокультурного феномена интеллектуальной истории