Реконструкция культуры

Найдено 1 определение
Реконструкция культуры
один из методов изучения культуры посредством ее моделирования в качестве целостной системы. В отличие от истор. реконструкций (археол., архитектурных и др.) в культурологич. Р.к. не ставится задача воссоздания конкретно-индивидуализирующих черт исследуемого культурного феномена, а лишь его типологич. и системообразующих признаков. Принципы, на основе к-рых могут быть осуществлены такого рода Р.к., были разработаны еще эволюционистами вт. пол. 19 в. (Спенсером, Тайлором, Л. Морганом и др.) и сводятся к представлениям: о физич. и психич. единстве человека, чем детерминировано сравнит. единообразие антропол. и социальных интересов и потребностей всех людей, а также наиболее вероятные способы их удовлетворения, однотипность социальных функций и их символич. выражения в культурах разных народов; о единстве этапов истор. социокультурной эволюции у всех народов, прохождении всех их через стадии более или менее сопоставимой типологии, социальной и культурной организации, при безусловной автономии темпов и ритмов этой эволюции у каждого народа, благодаря чему на Земле одновременно сосуществуют сооб-ва, находящиеся на разных стадиях развития, что дает возможность по аналогии с наблюдаемыми культурными чертами “отставших” в своей эволюции сооб-в реконструировать ранние этапы культуры тех сооб-в, что ушли в своем развитии вперед; о зависимости конкретно-истор. черт той или иной культуры от сочетания природных и истор. условий существования соответствующего сооб-ва, благодаря чему более полные знания об этих условиях повышают достоверность реконструкции форм изучаемой культуры. Эти принципы были развиты и дополнены неоэволюционистами 20 в. (Салинс, Дж. Стюард, М. Харрис), еще более углубившими представления об экологич. детерминированности культурных форм (по крайней мере у сельского населения), а также выведшими закономерности многолинейного характера социокультурной эволюции, при к-рой в рамках одного сооб-ва развитие разных специализир. областей культуры происходит не равномерно и при весьма опосредствованной взаимокорреляции; структурными функционалистами (Радклифф-Браун, Малиновский, Р. Мертон, Парсонс и др.), развившими представления о всякой локальной культуре как иерархич. системе с высоко взаимообусловленными средствами, технологиями и организационными формами удовлетворения интересов и потребностей людей, об универсальных параметрах структуры, организации и функционирования культуры как системы; структуралистами (Леви-Стросс, Фуко, Р. Барт), делавшими акцент на системно-символич. связях между культурными формами и возможности структурной Р.к. по аналогии с естеств. языками, герменевтич. “декодировке” культурных смыслов объектов на основании их места в системе и т.п., а также представителями иных школ и направлений антропологии. Т.о., в Р.к. доминируют и взаимодополняют друг друга два методол. подхода: реконструкция общей структуры культуры и ее функциональных подсистем как упорядоченного и иерархизированного комплекса, а также аналоговое моделирование этой системы в соотнесении с более изученными культурами, относящимися к такому же типу социокультурной организации, или по аналогии с одной из наиболее изученных подсистем реконструируемой культуры (преимущественно языком). Целью культурологич. Р.к. является моделирование культурно-истор. типологии исследуемой культуры, ее цивилизац. типа как системы социальной организации, регуляции и коммуникации, осн. параметров комплексов целостных ориентаций, образов жизни, ментальностей, гл. социальных ин-тов и особенностей их функционирования и т.п. Такого рода модельные построения активно используются специалистами, занимающимися изучением истор. динамики культуры: адептами разл. цивилизац. направлении и школ в истор. и культурологич. науках, нек-рыми историками и социологами, работающими в русле стадиально-формационной парадигмы истор. процесса, и др. Методол. значимость Р.к. заключается в возможности формирования целостного, масштабного, свободного от чрезмерной эмпирико-описат. детализации взгляда на исследуемую культуру, моделирования ее как структурно-функциональной динамич. системы, реконструирования не форм по их фрагментам, а процессов по их рез-там, сопоставит. анализа изучаемой культуры опять-таки не столько по своеобразию ее атрибутивных черт, сколько по технол. признакам способов осуществления коллективной жизнедеятельности людей, их экзистенциальных ориентаций и т.п. В рез-те применения этого метода исследователь получает возможность типологизировать изучаемое явление на основании единых критериев и систем признаков, равно применимых к типологизации любой иной культуры (т.е. выйти на статистич. колич. показатели, шкалирование и пр.), и объяснить с позиций социальной и коммуникативной функциональности происхождение и специфику тех или иных значимых компонентов, т.е. перевести исследование культуры из русла гуманитарного описания в русло социально-научного объяснения. Лит.: Аверкиева Ю.П. История теор. мысли в амер. этнографии. М., 1979; Никишенков А.А. Из истории англ. этнографии. Критика функционализма. М., 1986; Островский А. Б. Школа франц. структурализма: вопросы методики // СЭ. 1988. N 2; Этнологич. наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения. М., 1991; Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994. Ч. 2; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. А.Я. Флиер. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
594.06 кб

Метадискурс реконструкции смыслов в культуре

Костяев Александр Иванович
Во многих исследованиях смысл реконструируется по их принадлежности к определенной культуре. Авторская концепция заключается в противоположном: разные типы культуры реконструируются на основе смыслов.
Читать PDF
613.72 кб

Заполнитель культурного слоя как источник его реконструкции

Беляева Валентина Ивановна, Смирнов И.А.
Исследуя культурный слой стоянки Пушкари I, авторы пришли к выводу, что структура этого поселения может изучаться несколькими дополняющими друг друга способами: исследованием крупных объектов (ям, западин, скоплений различного мат
Читать PDF
499.15 кб

Историко-культурологическая реконструкция мест ссылки Николая II

Розина Ольга Владимировна
Проблема гибели Российской империи и отречение от власти императора Николая II продолжает интересовать российских и зарубежных исследователей.
Читать PDF
1.28 мб

Виртуальная реконструкция объектов историко-культурного наследия

Румянцев М.В., Смолин, А.А., Барышев Р.А., Рудов И.Н., Пиков Н.О.
Статья посвящена исследованию научных и методических оснований виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия.
Читать PDF
2.84 мб

Опыт реконструкции конской маскираннего этапа пазырыкской культуры

Бусова В.С.
Пазырыкская культура Алтая широко известна благодаря уникальной сохранности вещевых комплексов из курганов Пазырыка.
Читать PDF
420.25 кб

Реконструкция обрядов перехода архаической культуры бурят Предбайкалья

Николаева Дарима Анатольевна
Высказывается предположение, что в ранний период формирования культурогенеза у бурят бытовали обряды, определяющие границы биологического взросления девушек. Сохранились внешние знаки, фиксирующие период полового созревания.
Читать PDF
209.27 кб

Культурологическая реконструкция биографии поколения «Военной эмиграции»

Колобова Юлия Игоревна
Данная статья посвящена проблеме методологической разработки биографии поколения «военной эмиграции» в историко-культурном контексте.
Читать PDF
11.28 мб

Науканский «Ледовый словарь»: к реконструкции ледового культурного ландшафта

Крупник Игорь Ильич, Богословская Людмила Сергеевна, Альпыргин Борис Иванович, Добриева Елизавета Алихановна
Статья написана по результатам совместных работ ученых, занимающихся изучением народных знаний о современном изменении климата, и экспертами-старейшинами, носителями исчезающего науканского эскимосского языка.
Читать PDF
238.87 кб

Всё о праславянах: опыт историко-культурной реконструкции от С. В. Алексеева

Елисеев Глеб Анатольевич
Рецензия на монографию С. В. Алексеева «Праславяне: опыт историко-культурной реконструкции».
Читать PDF
1.48 мб

Обрядовые коды культуры: к реконструкции мифоритуального комплекса «Кулайцев»

Панкратова Людмила Владимировна
Материалы Барсовского VII могильника кулайской историко-культурной общности изучаются как многоуровневый культурный текст, структурные элементы которого являются обрядовыми кодами, отражающими систему мировоззрения и мифологическу
Читать PDF
1.49 мб

Реконструкция части ансамбля-памятника истории и культуры XVIII века Останкино

Семенова-прозоровская Е. А.
Читать PDF
2.67 мб

ПРОБЛЕМЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ЖИЛИЩ ТАГАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХАКАССКО-МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ

Прищепа Евгений Валерьевич
По материалам наскальных изображений Боярских писаниц с привлечением археологических данных о жилищах тагарской культуры анализируются возможные конструктивные особенности жилищ тагарской культуры I тыс. до н. э.
Читать PDF
410.14 кб

Культурные коды телесности: к вопросу реконструкции на художественном материале

Меркулова Наталья Геннадьевна
В статье рассматриваются теоретические аспекты анализа культурных кодов телесности в рамках художественного творчества, которое представляется объективированным результатом человеческой деятельности, воплощающим основные понятия,
Читать PDF
412.04 кб

Народный календарь и празднично-обрядовая культура манси: проблемы реконструкции

Попова С. А.
В статье рассматриваются календарные традиции северной группы манси. Акцентируется внимание на празднично-обрядовые практики, приуроченные к таким космическим явлениям, как солнечные ритмы, лунные циклы, сезоны.
Читать PDF
6.26 мб

Историческая реконструкция как способ формирования культурного ландшафта Юга России

Демина Анастасия Владимировна
Движение исторической реконструкции достаточно молодое культурное явление.