РЕЙСНЕР МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕЙСНЕР МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ

в 90-х годах был умеренным либералом; в начале 900-х годов эволюционировал влево и был вынужден эмигрировать. Долгое время жил за границей, откуда посылал корреспонденции в "Русское Богатство" и другие журналы. В настоящее время Рейснер - член РКП (б.), профессор Московского Университета, где читает лекции по праву. Автор ряда статей и книг по вопросам государственного устройства и конституции РСФСР. /Т. 2/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

РЕЙСНЕР Михаил Андреевич (1868-1928)
российский правовед, социальный психолог и историк. Кандидат права (диссертацию защищал у А.Л. Блока - отца известного поэта), профессор. Окончил юридический факультет Варшавского университета (1893). В 1893-1896 преподавал правовые науки в Киевском университете. Сотрудничал с Е.Н. Трубецким. Был командирован в Гейдельберг, где проработал два года. По возвращении (1898) работал экстраординарным профессором юридического факультета Томского университета. С 1903 - в эмиграции. Увлекся марксизмом и политической борьбой. Читал лекции в Парижской высшей школе социальных наук. В 1907 вернулся в Россию. Работал приват-доцентом Петербургского университета и профессором Высших женских курсов и юридического факультета Психоневрологического института. Исследовал различные проблемы истории и теории государства и права. В 1911-1912 опубликовал двухтомный труд "Государство". В 1915-1916 (совместно с дочерью Ларисой) издавал журнал "Рудин". После октябрьского переворота 1917 развивал идею "пролетарского интуитивного права" в виде "революционного правосознания". Автор текста декрета об отделении церкви от государства. Участвовал в разработке первой конституции РСФСР. Был профессором Петроградского университета, Психоневрологического института и Военной академии Генерального штаба. Разрабатывал проблемы социальной психологии. В 1923 в докладе (и статье) "Проблемы психологии и теория исторического материализма" отметил возможности психоаналитического реформирования психологии. В 1925 выпустил книгу "Проблемы социальной психологии". Призвал переработать "громадный фрейдовский материал" и продолжить его "первоначальную линию монизма и материализма", "очистить драгоценные зерна фрейдизма от идеологической оболочки". В последующие годы занимался изучением социально-психологических проблем и разработкой соответствующих методов. Оказал значительное влияние на становление российской социальной психологии. Автор книги "Право, наше право, чужое право, общее право" (1925) и ряда работ по проблемам социальной психологии, права, религии, государства, политики, идеологии и социологии.
В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь

РЕЙСНЕР Михаил Андреевич

(1868 – 8 авг. 1928) – советский социолог, историк и правовед, проф. Томского и Петроградского ун-тов, Психо-неврологич. ин-та и Военной академии Генштаба. Окончил юридич. фак-т Варшавского ун-та (1893). В эмиграции (с 1903) сотрудничал в с.-д. газ. "Vorw?rts", читал лекции в парижской Высшей школе социальных наук. До 1905 – народник, в философии – позитивист; под влиянием революц. событий примкнул к большевикам. После Октябрьской революции по поручению В. И. Ленина вел работу в юридич. органах Сов. гос-ва, был одним из учредителей Комакадемии. Р. разрабатывал проблемы социальной психологии, теории гос-ва и права, атеизма и истории политич. учений. Социальная психология, по Р., обусловливает идеологич. формы, к к-рым относится и гос-во. В разрабатываемой Р. "теории социальных раздражений" проявилось влияние идей вульгарного материализма, рефлексологии Бехтерева и концепции "организующей" роли идеологии Богданова. Под влиянием "психологич. теории" права Петражицкого Р. развивал идеи "пролетарского интуитивного права", к-рые были подвергнуты острой критике в 20-х гг. в Комакадемии. Р. – воинствующий атеист, участник публичных дискуссий, автор антирелиг. пьес. Соч.: Гос-во и верующая личность. Сб. ст., СПБ, 1905; Рус, абсолютизм и европ. реакция, СПБ, 1906; Теория Л. И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология, СПБ, 1908; Л. Андреев и его социальная идеология. Опыт социологич. критики, СПБ, 1909; Гос-во, ч. 1–3, в двух вып., М., 1911–1912; Пролетариат и мещанство, СПБ, 1917; Вильгельм II и железная империя, [2 изд.], П., 1917; Основы Сов. Конституции, М., 1920; Бог и биржа. Сб. революц. пьес, [М.], 1921; Интеллигенция, как предмет изучения в плане науч. работы, "Печать и революция", 1922, кн. 1; Гос-во буржуазии и РСФСР, ч. 1–3, М.–П., 1923; Нужна ли вера в бога?, 3 изд., М., 1923; Любовь, пол и религия, Рязань, 1924; Революция и право, в сб.: Научные известия, т. 2 – Общественно-гуманитарные науки, Смоленск, 1924; Проблемы социальной психологии, Ростов-на-Дону, 1925; Социальная психология и марксизм, в сб.: Психология и марксизм, Л., 1925; Идеологии Востока. Очерки вост. теократии, М.–Л., 1927; Мещанство (Социологич. очерк), "Красная Новь", 1927, No 1; История политич. учений, т. 1, М.–Л., 1929; Классовые основы религии, М., 1930. Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 81–132; История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 304, 488. В. Клушин. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.