РЕИНКАРНАЦИЯ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕИНКАРНАЦИЯ
лат.) - перевоплощение (души), возрождение.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РЕИНКАРНАЦИЯ
(Reinkamation; лат.) — перевоплощение (души), возрождение; см. Метемпсихоз (переселение душ).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Реинкарнация
от лат. reincarnatio) — перевоплощение (души), возрождение. Одно из положений античной (древней) индийской философии упанишад (в ведийский период).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

РЕИНКАРНАЦИЯ
перевоплощение душ в новые тела, то же, что и в греческих источниках метемпсихоз (переселение душ). Цель реинкарнации дать возможность душе путем многих опытов достигнуть совершенства, чтобы слиться в гармоническое единство с Богом.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

РЕИНКАРНАЦИЯ
франц. reincarnation - перевоплощение, олицетворение) — термин, выражающий веру в способность богов, духов, святых и т. д. появляться среди людей в облике человека, животного, растения, даже неодушевленного предмета.

Источник: Атеистический словарь

Реинкарнация
странствие души, ее переселение из одного тела в другое. Наиболее полно учение о реинкарнации развито в ряде восточных религий. Общая тенденция переселения душ – от низшей ступени к высшей. Но это возможно лишь в том случае, если душа, вселившаяся в тело человека, неуклонно выполняет все те обязанности, которые предписываются той социальной группе, в которой живет человек.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Реинкарнация
технический термин в индийской и буддистской мысли, который связывают с доктриной о карме, и под которым подразумевается, что сознание человека продолжает свое существование после его физической смерти, однако это не обязательно должно осуществляться в форме перерождения души. На Западе реинкарнацию, как правило, путают с представлениями о переселении души или ее перерождении во многих жизнях, подкрепляя это представление заявлениями о том, что люди помнят свои прошлые существования.

Источник: Новые религиозные движения.

РЕИНКАРНАЦИЯ
в восточных религиях и философии учение о бессмертии души, которое осуществляется путем многократного переселения души ("колесо сансары"), ее перевоплощения. Кармический закон ("карма") устанавливает порядок перевоплощений в зависимости от той жизни, которую индивид прожил в прошлом и настоящем, и в зависимости от того, как он ее прожил, перевоплощения могут быть различны. Кармически правильная жизнь (в зависимости от установок того или иного учения) дает хорошее и более высокое, по сравнению с предыдущим, перевоплощение. Полностью праведная жизнь индивида, постигшего истинную (в рамках учения) суть бытия, может прервать цепь бесконечных перевоплощений и соединить душу с Абсолютом. Кроме того, для такого соединения нужны особые тренировки и особые состояния.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Реинкарнация
философско-религиозное учение о переселении души после смерти одного тела в другое. Накоплено много фактов, свидетельствующих, что некоторые люди обладают информацией о жизни умерших людей, которых они никогда при своей жизни не знали и ничего о них не слышали. Вывод, что, следовательно, их душа раньше жила в этих других телах, гипотетичен. Возможно и другое – тоже гипотетическое – объяснение: эти люди каким-то образом имеют доступ к «информационному полю», сохраняющему память о прошлом (и возможно проекты будущего). Разве ноосфера В.И.Вернадского (как особая энергетическая оболочка нашей планеты) – не предположение такого же типа (как и убеждение верующих о «намоленной» атмосфере в храмах)? Все это очень правдоподобно, но пока не достоверно. Пока что паранаука здесь стимулирует научные поиски, и это очень хорошо, если предположения не перерастают в слепую веру. Да, кроме тела и социальной личности, есть душа, как самостоятельное начало. Но как она существует вне тела, мы пока не знаем.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

РЕИНКАРНАЦИЯ
Учение о перевоплощении, в которое верил Иисус и
апостолы, так же как и все люди тех дней, но которое теперь
отрицается христианами. Все египтяне, обращенные в Христианство,
Отцы Церкви и другие, верили в эту доктрину, как показывают труды
некоторых из них. Во все еще существующих символах, птица с
головой человека, летящая по направлению к мумии, телу, или
"душа", соединяющаяся со своим сахоу (окруженное ореолом тело Эго,
а также камалокская оболочка), подтверждает это верование. "Песнь
Воскрешения", которую поет Изида, чтобы возвратить своего
мертвого супруга к жизни, можно перевести как "Песнь
Перевоплощения", так как Озирис есть коллективное Человечество.
"О! Озирис (здесь следует имя Озирифицированной мумии или
умершего), воскресни вновь в святой земле (материи), превышняя
мумия в гробу, в своих телесных субстанциях", - такова была
траурная молитва жреца над покойником. У египтян "Воскресение"
никогда не означало воскресение изувеченной мумии, но Души,
которая ее оживляла, воскресение Эго в новом теле. То, что Душа
или Эго периодически облекается в плоть, было всемирным
верованием; также ничто не может быть в большем согласии со
справедливостью и кармическим законом. (См. "Предсуществование".)

Источник: Теософский словарь

РЕИНКАРНАЦИЯ
инд. "сансара", греч. "метемпсихоза" - переселение душ, перевоплощение) - одна из трактовок гипотетической проблемы бессмертия человека. Учение о Р. не типично для подавляющего большинства мировых философских и религиозных систем и возникает в регионе, ограниченном Индийским субконтинентом. Первые классические упоминания о Р. встречаются в конце первого тысячелетия до н.э. в Упанишадах. Учение о Р. реализовалось в трех главных формах. Согласно текстам Упанишад, в мире наличествует только Бог, нет никого, кроме Него, включая и человека. Бог попеременно рождает и поглощает мироздание. Перевоплощается т.обр. собственно не человек, а Брахман, Единое Божественное. Любой индивид - его протуберанец и одновременно ему единосущен. Буддийская версия учения о Р. постулирует то, что личности нет. Она - лишь сумма некоторых элементов, которые перманентно существуют, но личность как таковая исчезает. Перевоплощаются в строгом смысле (по замечанию буддолога О. Розенберга) не личности, а "дхармы" (элементы безначального и безличного психофизического жизненного процесса), некогда утратившие состояние покоя. Зло, сотворенное людьми, транслируется в следующее воплощение. Спасение в буддизме предполагает пресечение потока бесконечных возвращений, выход за пределы неизбывно тяжкого бытия. В буддизме учение о Р., о "перевоплощении" приобретает облик учения о "развоплощении" (Мень). В конце 19 в. формируется эволюционистская теософская модель учения о Р. Это учение отвергает буддийский пессимизм и фундируется на ценностях прогрессизма и научного оптимизма этого столетия. Блаватская сделала особый акцент именно на индийской версии учения о Р. Р. трактовалась ею как форма самоспасения мира, как бесконечное развитие каждого человека через различные тела. Благодаря закону возмездия, закону кармы человек в каждом последующем воплощении ("переселении" из тела в тело) отвечает за деяния предыдущей жизни. Выражается это, согласно одной из версий теософского учения о Р., в частности, в том, что сама процедура добровольного или насильственного ухода человека из каждой его жизни принципиально схожа: обреченный умереть "от воды" (утонуть либо захлебнуться в собственной ванной) не может погибнуть при пожаре и т.д. Осознав это, человек может очиститься и приблизиться к истинным высотам достоинства своей природы. Учения о Р. имели практическими следствиями вегетарианство и неприятие кровопролития вкупе с отказом от кровавых жертвоприношений в культовой сфере.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

Реинкарнация
(Reincarnation).
Bepa в то, что человеческая душа последовательно проживает несколько жизней. Идея реинкарнации зародилась в Сев. Индии (ок. 1000-800 гг. до н.э.). Популярные на Западе концепции реинкарнации  не более чем видоизмененная древняя теория переселения душ (иногда ее называют метемпсихозом), согласно крой человеческая душа может пребывать не только в человеческом теле, но и в животных и растениях. Заново сформулированная западная версия переселения душ гласит, что человек очередной раз может рождаться только в человеческом облике.
Идея реинкарнации, всегда составлявшая неотъемлемый элемент классического буддизма,впервые встречается в ранних индуистских писаниях (Упанишадах). Ее разделяли некрые греческие философы, в т.ч. Пифагор и Платон. В результате влияния греческих мистериальных религийI в., гностиков, римских стоиков, теория переселения душ (реинкарнации) стала составной частью как западного, так и восточного учения.
С понятием реинкарнационных циклов тесно связано восточное понятие кармы. Закон кармы гласит, что зло, совершенное в предыдущих жизнях, влияет на нынешнюю жизнь, а все действия, совершаемые в данный момент, повлияют на будущую жизнь. По сути дела, карма  это закон причинноследственной связи, закон действия и реакции на это действие. На Востоке вера в карму породила пессимистический взгляд на жизнь  человеческое существование рассматривается как бесконечный цикл мук, страданий и новых рождений. Кармическая реинкарнация не разрешает проблемы зла  человек может спастись только сам, навсегда вырвавшись из бесконечного колеса перерождений. Идеи божественного прощения и милосердия отсутствуют.
Реинкарнационная концепция в ее современной западной форме возникла в XVIII в., в эпоху Просвещения, и возродилась вновь в оккультных движениях XIX в.,  напр., в теософском учении, у истоков крого стояла знаменитая Е. Блаватская. Эта "вестернизированная " форма реинкарнации позже обрела популярность благодаря ряду медиумов (Э. Кейс, X. Уомбах, Ж. Диксон и др.). В отличие от восточных поборников реинкарнации, ее западные сторонники отстаивают более оптимистический взгляд на жизнь, поддерживая надежду на то, что последующие жизни будут лучше.
Конечная цель всякой реинкарнации состоит в слиянии с "высшей реальностью", в том, чтобы стать Богом. Учение о реинкарнации целиком основывается на монистической, мистикооккультной картине мира, края подразумевает, по существу, божественную природу человека, отвергает понятие всевышнего Богаличности и обещает обретение эзотерической мудрости.
Библейское христианство, в отличие от учения о реинкарнации, ставит во главу угла благодать, искупление, прощение падшего человечества через смерть, крую претерпел за все человечество Иисус Христос, и через Его воекресение. Христианское неприятие реинкарнации воплощено в библейском положении: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр 9:27).
R.M.Enroth (пер. Ю.Т.) Библиография: М. Albrecht, Reincarnation: А Christian Appraisal; R.A. Morey, Reincarnation and Christianity; P.J.Swihart, Reincarnation, Edgar Cayce and the Bible.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
341.46 кб

Этимологическая реконструкция понятий «Воскресение» и «Реинкарнация»: опыт сравнительного исследован

Компаниец Лилия Викторвна
В эпицентре исследовательского интереса находится этимологическая реконструкция и сравнительный анализ терминов «воскресение» и «реинкарнация» с акцентом на первом.