РЕЙНИНГЕР Роберт

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

РЕЙНИНГЕР (Reininger) Роберт
род. 28 сент. 1869, Линц - ум. 17 июня 1955, Вена) - австр. философ, профессор в Вене с 1913. Создал трансцендентальную теорию познания, примыкавшую к кантовской философии ("Kants Lehre vom inneren Sinn", 1900; "Philosophie des Erkennens", 1910; "Das psychophysische Problem", 1910; "Kant, seine Anhдnger und seine Gegner", 1923). В своем произв. "Wertphilosophie und Ethik" (1939) Рейнингер обосновывает субъективистскую этику ценностей: не существует ценностей, независимых от оценивающего субъекта; суждения о ценностях основываются на чувстве ценности; познание ценностей есть познание собственных ценностей, создаваемых личностью; высшая ценность - самоусовершенствование, которое одновременно составляет смысл жизни. В "Metaphysik der Wirklichkeit" (1931) он защищал берклианское положение esse est percipi. "Реальное" заимствует присущий ему характер бытия от осн. первичных переживаний, в которых переживание и переживаемое образуют первоначальное единство. Психофизической проблемы, по мнению Рейнингера, в собственном смысле не существует. Характеристикой истины можно считать только чувство очевидности.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РЕЙНИНГЕР Роберт
философ; p. 28. 9. 1869 (Линц) — ум. 17. 5. 1955 (Вена); профессор в Вене (с 1913); создал трансцендентальную теорию познания, примыкающую к кантовской философии («Kants Lehre von inneren Sinn», 1900; «Philosophie des Erkennens», 1910; «Das Psychophysische Problem», 1910,1930; «Kant, seine Anhänger und seine Gegner», 1923). В своем произведении «Wertphilosophie und Ethik. Die Frage nach dem Sinn des Lebens als Crundlage einer Wertordnung» (1939, 1947) Рейнингер обосновывает субъективистскую этику ценностей: не существует ценностей, независимых от оценивающего субъекта; суждения о ценностях основываются на чувстве ценности; познание ценностей есть познание собственных ценностей, создаваемых личностью; высшая ценность — самоусовершенствование, которое одновременно составляет смысл жизни. В работе «Metaphysik der Wirklichkeit» (1931, 1947—1948,2 Bde.) он защищал берклианское положение esse est percipi. «Реальное» заимствует присущий ему характер бытия от основных первичных переживаний, в которых переживание и переживаемое образуют первоначальное единство. Психофизической проблемы в собственном смысле не существует. Характеристикой истины можно считать только чувство очевидности. Другие произведения: Locke, Berkeley und Hume, 1922; Fr. Nietzsches Kampf um den Sinn des Lebens, 1925; Die Religion der Inder, 1929; Wertphilosophie und Ethik, 1939,1947; Jugendschriften (1885—1895) und Aphorismen (1894—1948), 1974; Philosophie des Erlebens, 1976.
«Philosophie der Wirklichkeitsnähe». Festschr. z. 80. Geburtstag R. R. s, 1949; E. Heintel. Nachgelassene Philos. Aphorismen, mit einer Darstellung des Systems R. s u. vollst. Bblgr. 1961; K. Nawratil. R. R., Leben u. Wirken, 1969.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961