Рейхенбах, Ганс

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Рейхенбах, Ганс

немецкий философ и логик (Гамбург, 1891 —Лос-Анджелес, 1953), один из основателей Венского кружка и американского неопозитивизма. Сочинения: «Логика вероятности» (1832) и др.

Источник: Философский словарь

Рейхенбах Ганс
 (1891—1953) — философ и логик, проф. физики Берлинского ун-та. В ранних работах анализировал гносеологическую природу геометрии и логическую структуру теории относительности. В 20-х гг. Р. — один из организаторов Общества научной философии в Берлине, к-рое вместе с Венским кружком составило основу движения логического позитивизма. Поело победы фашизма в Германии эмигрировал в США. Р. занимался анализом причинности, закономерности, отношения причинности и вероятности, статистических и динамических закономерностей и т. д. Хотя Р. примыкал к логическому позитивизму, тем не менее в некоторых своих работах (напр., «Опыт и предвидение», 1938) он непосредственно приближается к материализму. Как логик Р. известен главным образом своими работами по вероятностной логике («Теория вероятности», 1935) и исследованиями по логическому анализу высказываний, выражающих законы науки (т. наз. теория номологических высказываний).

Источник: Философский словарь. 1963

Рейхенбах, Ганс

род. 26 сент. 1891, Гамбург - ум. 9 апр. 1953, Лос-Анджелес) - нем.-амер. логик и философ; профессор в Берлине и Стамбуле (1926-1938); с 1938 - в Калифорнийском ун-те в Лос-Анджелесе. Один из основателей Венского кружка и один из главных представителей неопозитивизма. Опираясь на исследования об основах геометрии и логической структуры физики, Рейхенбах пришел к опровержению идеи об априорности пространства и времени. Понятие вероятности Рейхенбах определяет как статистическое; в его вероятностной логике вероятности играют роль истинных ценностей. Положение имеет смысл, если может быть определена степень его вероятности. Осн. произв.: "Axiomatik der relativistischen Raum-Zeit-Lehre", 1920; "Ziele und Wege der heutigen Naturphilosophie", 1931; "Wahrscheinlichkeitslehre", 1935; "Experience and prediction", 1938; "From Copernikus to Einstein", 1942; "Philosophical foundations of quantum mechanics", 1944; "The rise of scientific philosophy", 1951.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РЕЙХЕНБАХ (Reichenbach) Ганс
1891-1953) - нем.-амер. философ и логик, один из ведущих представителей неопозитивизма. До эмиграции из Германии в 1933 - наиболее влиятельный член Берлинского кружка философов науки, в состав которого входили также Гемпель, В. Дубислав и др. С 1938 преподавал философию в Калифорнийском ун-те. Интересы Р. были связаны с философскими проблемами естествознания, прежде всего - квантовой механики и теории относительности. Он внес вклад в разработку вероятностной трехзначной логики, которая была предложена им в контексте анализа философских оснований квантовой механики. Исследуя проблемы теории относительности, Р. разработал специальную методологию "координативных дефиниций" как способ задания семантики абстрактных математических пространств. Он ввел важное для философии науки различение между "контекстом открытия" и "контекстом обоснования" знания. Выступая против спекулятивно ориентированных философских систем, Р. ставил задачу раскрыть значение достижений науки XX в. с тем, чтобы создать адекватную им философию.
Направление времени. М., 1962; Философия пространства и времени. М., 1985; Experience and Prediction. Chicago, 1938; Philosophic Foundations of Quantum Mechanics. Berkley, 1944; The Rise of Scientific Philosophy. Berkley, Los Angeles, 1951.

Источник: Современная западная философия: словарь

Рейхенбах, Ганс

(26. 9. 1891, Гам­бург - 9. 4. 1953, Лос-Анджелес), нем. философ и ло­гик. После установления фаш. режима в Германии эмиг­рировал сначала в Турцию, затем в США.
Р.- представитель логич. позитивизма. Согласно Р., хотя объекты внеш. мира и познаются с помощью чувств. впечатлений, никак не следует, что они сводимы к впечатлениям. Осн. доводом в пользу существования внеш. мира Р. считал наличие объективных причинных закономерностей, познание которых является целью науки.
Проблема причинности, анализ онтологич. природы и логич. структуры причинных связей являются ядром филос. и логич. исследований Р., посвященных отноше­нию между причинностью и вероятностью, динамич. и статистич. закономерностями. Р. исходил из того, что причинность является объективной связью реальных явлений, хотя в ряде ранних работ смешивал онтоло­гич. природу причинности с ее субъективными отобра­жениями в мышлении.
В теории познания Р. отвергал идеал совершенного доказательства и считал, что обоснование любого зна­ния лучше всего достигается посредством вероятностной логики. Приняв статистич. (частотную) интерпретацию вероятности, данную Р. Мизесом, Р. применил ее к логике и теории познания. Свой вариант многозначной логики, построенной как спец. случай вероятностной, Р. использовал для интерпретации логико-филос. проблем квантовой механики.

Источник: Советский философский словарь

Рейхенбах, Ганс

(26 сент. 1891 – 9 апр. 1953) – нем. философ и логик; в 1926–1933 – проф. философии физики в Берлинском университете, один из организаторов Берлинского об-ва науч. философии и основатель журн. "Erkenntniss", a также "International encyclopedia of unified science". После прихода фашизма эмигрировал сначала в Турцию (в 1933–38 – проф. философии Стамбульского ун-та), а затем в США (в 1939–53 – проф. Калифорнийского ун-та). Р. исходил из убеждения, что проблема существования внешнего мира является реальной проблемой, с к-рой нельзя "разделаться... с помощью софистических приемов" (см. "Experience and prediction", Chi.–L., [1961], p. 92). Из того, что объекты внешнего мира познаются с помощью чувств. впечатлений, никак не должно следовать, что они сводимы к впечатлениям (см. тамже, р. 129). В работе "Philosophic foundations of Quantum mechanics" (Berk., 1944) P. писал, что "об атомном мире следует говорить как о столь же реальном, что и привычный физический мир" (указ. соч., р. 20 и далее). Осн. признаком объективного существования внешнего мира Р. считал наличие объективных причинных закономерностей, вскрываемых наукой. Реальный мир бодрствующего человека отличается от мира снов своими согласованными каузальными связями (см. "Experience and prediction", p. 139). Проблема причинности (онтологич. природа и логич. структура причинности) составляет ось, вокруг к-рой вращаются все остальные исследования Р. [анализ отношения причинности и вероятности, динамич. и статистич. закономерностей, временного потока и причинных сетей, законоподобных (номологических) и импликативных высказываний и др.]. Во всех этих исследованиях Р. исходит из убеждения, согласно к-рому причинность является объективно реальной связью явлений, хотя в ряде работ, особенно в ранних, он нередко смешивал онтологич. природу причинного отношения с его субъективными отображениями в мышлении и науке. Отвергая идеал совершенного доказательства, Р. осн. внимание уделял вероятностной логике, считая, что проблема вероятностей "...составляет ядро любой теории познания" ("The theory of probability", Berk.–Los Ang., 1949, p. V). Приняв статистическую (частотную) интерпретацию вероятности, данную Мизесом, Р. применил ее к логике. Свой вариант многозначной логики Р. использовал для преодоления филос. и логич. трудностей в интерпретации квантовой механики (см. Логика квантовой механики). Широкую известность приобрели работы Р. по анализу логич. структуры высказываний, выражающих законы природы (см. Номологические высказывания), к-рым он придавал большое значение, поскольку считал, что науч. знание в основном состоит из них. Соч.: Relativit?tstheorie und Erkenntnis a priori, В., 1920; Von Kopernikus bis Einstein, В., [1927] (имеется англ. пер. – N. Y., 1942); Philosophie der Raum-Zeit-Lehre, В.–Lpz., 1928 (имеется англ. пер. – ?. ?., 1958); Atom und Kosmos, В., 1930 (имеется англ. пер. – ?. ?., 1957); Ziele und Wege der heutigen Naturphilosophie, Lpz., 1931; Wahrscheinlichkeitslehre, Leiden, 1935 (имеется англ. изд. – Berk.–Los Ang., 1949); Introduction ? la logistiques, P., 1939; Der Aufstieg der wissenschaftlichen Philosophie, В.–Gr?newald, 1951 (имеется англ. пер. – 4 ed., Berk.–Los Ang., 1957); Elements of symbolic logic, N. Y., [1951]; Nomological statements and admissible operations, Amst., 1954; Modern philosophy of science. Selected essays. Foreword by R. Carnap, L.–N. Y., [1959]; Axiomatik der relativistischen Raum-Zeit-Lehre, Braunschweig, [1965]; Student und Sozialismus, В., [s. a.]; в рус. пер. – Направление времени, М., 1962. Лит.: ?инн В. К., О нек-рых семантич. понятиях для простых языков, в сб.: Логич. структура науч. знания, М., 1965, с. 52–75; Kraft V., Der Wiener Kreis, W., 1950; Burks A. W., Reichenbach´s theory of probability and induction, "Review of methaphysics", 1951, p. 377–93; Kattsoff L. О., Ceccato S., Reichenbach´s treatment of "existence" in his "logic", "Methodos", 1951, v. 3, p. 275–86; Вr?ning W., Der Gesetzesbegriff im Positivismus der Wiener Schule, [Meisenheim/Glan, 1954]. И. Добронравов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.