РЕФОРМИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РЕФОРМИЗМ
(лат. reformare — исправлять) — политическое течение в рабочем движении, выступающее против социалистической революции и диктатуры пролетариата, видящее главную цель борьбы рабочего класса в реформах, к-рые должны привести к «улучшению» буржуазного строя. «Реформизм вообще состоит в том, что люди ограничиваются агитацией за изменения, не требующие устранения главных основ старого, господствующего класса,— изменения, совместимые с сохранением этих основ» (Ленин). По своему идейно-политическому содержанию Р. совпадает с правым ревизионизмом, но, в отличие от последнего, не обязательно выступает под флагом марксизма. Главный представитель Р. в настоящее время — правая социал-демократия, являющаяся важнейшей идейной и политической опорой буржуазии внутри рабочего движения капиталистических стран. Большинство правосоциалистических теоретиков отрицают существование антагонистических классов и классовой борьбы, проповедуют «социальное партнерство», называют капитализм «индустриальным» обществом, к-рое якобы содержит в себе многие элементы социализма. Социализм, по их мнению,— это сумма абстрактных этических принципов: справедливости, гуманности, равенства и т. п. Заявляя о своем «нейтралитете» в области мировоззрения, правосоциалистические идеологи ведут борьбу с марксистско-ленинской философией. Сильное влияние на социал-реформистов оказывает в последние годы религиозная идеология. Социал-демократическое движение неоднородно. Внутри каждой партии существует глубокое, хотя и не всегда проявляющееся противоречие между обуржуазившейся правосоциалистической верхушкой и рядовыми социалистами. Имеются левые социалистические группы и целые партии, стоящие на классовых пролетарских позициях. Коммунисты, стремясь преодолеть раскол рабочего класса, выступают за единство действий с социал демократами как в борьбе за мир и демократию, так и в осуществлении задач социалистического переустройства общества.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

РЕФОРМИЗМ
политическое течение в рабочем движении, основанное на убеждении, что преобразование существующего общества в общество социальной справедливости возможно и должно осуществляться путем реформ, постепенных преобразований. Возникнув во 2-й пол. 19 в., реформизм противостоял марксистской теории классовой борьбы, социалистической революции, диктатуре пролетариата. Теоретиками реформизма были Ф. Лассаль, Э. Бернштейн, Г Фольмар и др. Его распространение в рабочем движении связано с развитием демократических институтов, расширением избирательных прав, успехами рабочего движения. После 1-й мировой войны и Октябрьской революции реформизм становится организационно оформленным политическим течением в рабочем движении, официальной идеологией социалистических и лейбористских партий, большинства профсоюзов. В своей истории реформизм пережил и ряд кризисов: распад II Интернационала в 1-ю мировую войну; в 30-е гг. — в связи с мировым экономическим кризисом и приходом фашизма к власти; в конце 70—80-х гг. — в связи с усилением неоконсервативной идеологии и т. д. Реформизм не связан с определенным философским направлением и предполагает мировоззренческий плюрализм. Его теоретической доктриной был «демократический социализм», на смену которому пришла концепция «социальной демократии». Известны в послевоенные годы такие теоретики реформизма, как Г Дж. Ласки, Г. С. Мориссон, Б. Каутский, Дж. Стрейчи и др. Реформизм наряду с социально-экономическими реформами большое значение придает и культурно-воспитательным мероприятиям, исходя из принципов «этического социализма». Реформизм, отдавая приоритет реформам социальных институтов, решительно противостоит революционаризму, стремящемуся насильственно подстегнуть развитие общества и всемерно ускорить социальные изменения, не считаясь со степенью их подготовленности. Реформы в обществе — необходимый путь социального развития, который в марксизме считался чем-то второстепенным.
М. А. Хевеши

Источник: Новая философская энциклопедия

РЕФОРМИЗМ
совокупность буржуазных и мелкобуржуазных идейно-политических течений, выступающих за усовершенствование капитализма путем реформ, частичных «поправок», не меняющих его эксплуататорской классовой сущности. Буржуазный Р. отражает политику тех буржуазных кругов, к-рые, в отличие от крайне правых монополистических группировок, более трезво оценивают неблагоприятное для империализма развитие событий, предпочитая курс на «усовершенствование» капитализма, идут на частичные уступки трудящимся в условиях труда, оплаты, социального обеспечения с целью сохранить главное — господство капитала. Посредством Р. эти круги рассчитывают укрепить устои буржуазного порядка в условиях соревнования с социализмом, мирного сосуществования двух систем. Р.—реакция буржуазии на усиление классовой борьбы пролетариата, инструмент буржуазного господства над трудящимися.
Теории реформированного капитализма («общества равных возможностей», «потребительского общества», «народного капитализма», «демократии собственности» и др.) предусматривают «социальный контроль» над массами в сочетании с реформами «сверху», призванными «стабилизировать» и придать новую «жизненную силу» буржуазному строю. Различные концепции конвергентного типа («единого индустриального общества», «постиндустриального общества» и др.) уже не предполагают опоры на прочность капитализма в его «чистом» виде, а предлагают различные соединения (конвергенцию) капитализма с теми или иными элементами социализма при сохранении основы буржуазного порядка — частной собственности на средства производства.
Р. отражает историческую ограниченность буржуазии. Ее теоретики могут предложить господствующему классу лишь улучшение тех или иных элементов буржуазного общества, не избавляющее от присущих ему коренных пороков. Мелкобуржуазный Р. исходит из утверждения, что положение трудящихся может быть кардинальным образом улучшено в условиях капитализма. Согласно теориям мелкобуржуазного социализма («демократического социализма», христианского, «общинного», «экологического» социализма и др.), капитализм будет мирно эволюционировать в направлении социализма и этот процесс может происходить в рамках буржуазной законности и сотрудничества классов. Мелкобуржуазный социалистический идеал предстает в виде реформированного, приукрашенного капитализма (см. Мелкобуржуазная идеология). Р. внутри рабочего движения отвергает пролетарскую революцию и завоевание рабочим классом политической власти.
За многие десятилетия существования реформистские, прежде всего социал-демократические (см. Социал-демократия), партии и профсоюзы сыграли определенную роль в улучшении условий жизни трудящихся при капитализме. В ряде стран, напр. в Великобритании, ФРГ, Франции, Швеции и др., они пользуются немалым влиянием в массах. Коммунисты убеждены в том, что глубокие разногласия с мелкобуржуазными партиями и организациями не являются препятствием для совместных действий в борьбе за предотвращение ядерной войны, за оздоровление международной обстановки, за интересы и права трудящихся (см. также Оппортунизм, Ревизионизм).

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

Реформизм 
политическое течение внутри рабочего движения, отрицающее необходимость классовой борьбы, политической революции и политической власти рабочего класса, выступающее за сотрудничество классов и стремящееся с помощью серии реформ, проводимых в рамках буржуазной законности, превратить капитализм в общество «всеобщего благоденствия». История реформизма начинается в последней четверти XIX в., когда под влиянием успехов рабочего движения и развития демократии буржуазной ряд деятелей социал-демократии, и прежде всего Бернштейн, выступили с требованием ревизовать марксизм (см. Ревизионизм) и взять курс не на революционное преобразование общества, а на его реформистское улучшение. В конце XIX — начале XX в. реформизм превратился в международное явление и стал главной опасностью внутри рабочего и социал-демократического движения. Несмотря на упорную, хотя и не всегда последовательную борьбу против бернштейнианства, которую вели революционные, левые силы в европейских социал-демократических партиях, усиление влияния реформизма здесь приобрело массовый, хотя и не всегда явно выраженный, характер. Только русские большевики, руководимые Лениным, оказались единственной партией, последовательно отстаивающей революционную, интернационалистскую линию в рабочем движении. После Октябрьской революции борьба реформизма против марксизма перестала быть борьбой внутри политических партий рабочего класса и стала борьбой между двумя политическими течениями рабочего движения — коммунистическим и социал-демократическим. Официальной доктриной современного реформизма, провозглашенной в декларации Франкфуртского (1951 г.) конгресса Интернационала социалистического и противопоставляемой научному коммунизму, марксизму-ленинизму, служит «демократический социализм». Сторонники «демократического социализма» отвергают революционные методы воздействия на общественное развитие. Реформа социальная как антитеза революции продолжает оставаться альфой и омегой реформистского мышления. Социализм представляется реформистами обычно как абстрактный этический идеал, выражающийся в принципах свободы, гуманности, справедливости, равенства. Осуществление этого идеала, как правило, мыслится ими при сохранении частной собственности, в рамках буржуазной демократии. Так, формулируя социал-демократическую экономическую политику, программа СДПГ признает «свободную конкуренцию, свободную предпринимательскую инициативу» и выдвигает лозунг: «Конкуренция — насколько возможно, планирование — насколько необходимо». Это типичная реформистская попытка совместить несовместимое — частную собственность и социальную справедливость. Трудно согласиться с тем, что идеал реформизма — это действительно социалистический идеал. Но нельзя отрицать, что реформистские политические партии и реформистские профсоюзы сыграли важную роль в борьбе за улучшение жизни рабочего класса, что во многих странах они пользуются массовой поддержкой трудящихся. Коммунистические партии, критикуя практику и идеологию реформизма, выступают за сотрудничество с организациями трудящихся, находящимися под влиянием реформизма, за единство действий рабочего класса. Основным препятствием для единства действий революционного и реформистского крыла рабочего движения служит ныне антикоммунизм. Некоторые вожди и идеологи правого крыла международного реформизма не хотят видеть, что антикоммунизм изолирует социал-демократию от прогрессивных сил современности, толкает ее в объятия реакционных буржуазных кругов. Выход из того тупика, в который заводит социал-реформизм подобная политика, один — отказ от антикоммунистических шаблонов, объединение со всеми силами, борющимися за демократию и социализм.

Источник: Научный коммунизм. Словарь

Реформизм
политическое течение внутри рабочего движения, к-рое отрицает необходимость классовой борьбы, социалистической революции и диктатуры пролетариата, проповедует сотрудничество классов и надеется с помощью одних реформ превратить капитализм в об-во «всеобщего благоденствия». Р. возник в последней четверти 19 в. Его социальная база — подкупленная буржуазией верхушка рабочего класса, т. наз. рабочая аристократия. Р. тесно связан с ревизионизмом. Совр. Р. представлен Социалистическим интернационалом — международным объединением реформистов; учрежден в 1951. К октябрю 1061 он объединял 40 партий, охватывающих более 10,5 млн. членов. Коренной порок всех социал-реформистских теорий состоит в том, что они пытаются совместить несовместимое: частную собственность и социальную справедливость, социальное неравенство и всеобщее благосостояние. Никакой цельной, единой мировоззренческой основы совр. Р. ив имеет. Эклектическое сочетание идей неокантианства, позитивизм», абстрактного антропологизма, христианства — таково пестрое полотно, прикрывающее духовную нищету теоретиков Р. (А. Филип, В. Эйхлер, П. Боннель, Дж. Стрэчи и др.). Диалектика объявлена устаревшей, проповедуется плоский эволюционизм; материализм отбрасывается, естественноисторическая, экономическая неизбежность социализма объявлена мифом; социализм «выводится» из сферы духа, из вневременных и внеклассовых этических представлений индивидуума. Преданы атеистические традиции социализма: союз с клерикализмом, примирение науки и религии стали программным требованием правой социал-демократии. Характерная особенность лидеров совр. Р. (Ги Молле, Гейтскелл, Спаак, Брандт, Сарагат, Бен Гурион и др.) — откровенный антикоммунизм. «Антикоммунизм завел социал-реформизм в идейно-политический тупик. Это — одна из главных причин кризиса социал-демократизма» («Материалы XXII съезда КПСС», с. 361). Кризис социал-демократии является закономерным следствием общего кризиса капитализма, итогом всей истории Р. Принятие новых программ (1958—61) завершило послевоенную эволюцию Р., его врастание в систему капиталистических отношений. Вожди правого социализма защищают государственно-монополистический капитализм, поддерживают агрессивные устремления империализма. Только нажитое десятилетиями искусство политического фарисейства, относительно низкий уровень классового самосознания пролетариата и послевоенный экономический «бум» удерживают их до сих пор на поверхности политической жизни. Последнее десятилетие ознаменовалось явным падением роли и влияния Р. Неуклонно идет процесс освобождения рабочего класса от влияния Р. Борьба с Р., преодоление раскола рабочего класса — одна из насущнейших задач коммунистического движения. Без революционного переустройства об-ва, т. е. без уничтожения капитализма, никакие реформы создать социализм не могут. Разоблачая предательскую роль правых вождей социал-демократии, критикуя право-оппортунистическую практику я идеологию Р., компартии активно выступают за сотрудничество с социал-демократическими массами в борьбе за мир, демократию я социализм. Речь — деятельность человека, заключающаяся в общении с др. людьми, в выражении и передаче им мыслей посредством того или иного языка. Р. — это процесс пользования языком. Благодаря речевому общению, отражение мира в сознании отдельного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной практики человечества. При .этом общении происходит постоянный обмен мыслями: с одной стороны, понимание чужих мыслей и усвоение их, а с др. — формулировка и высказывание собственных мыслей. В связи с этим различают Р. пассивную (сенсорную) как восприятие и понимание чужой речи и Р. активную (моторную) как высказывание своих мыслей, чувств и желаний. То, что разделено между говорящим и слушающим, психологически по внутренней структуре Р. объединено в единое целое: говоря, человек слышит и понимает, слыша и понимая, говорит. Физиологически это объясняется единством в работе речедвигательного и слухового анализатора, связями между ними (Сигнальные системы). Осн. виды Р.: устная, т. е. произносимая и слышимая, и письменная. Последняя появилась в истории человечества много позднее устной и прошла в своем развитии ряд стадий от пиктографии (передача мысли условными схематическими рисунками) до совр. фонетической) письма. Особый вид Р. составляет внутренняя Р., характеризуемая скрытой артикуляцией речевых звуков. Р. является предметом изучения психологии, к-рая исследует процессы усвоения языка, формирования Р. в ходе индивидуального развития человека, условия ее воздействия, восприятия, понимания и произнесения и т. д.

Источник: Философский словарь. 1963

РЕФОРМИЗМ
политич. течение внутри рабочего движения, к-рое отрицает необходимость классовой борьбы, социалистич. революции и диктатуры пролетариата, выступает за сотрудничество классов и надеется с помощью серии реформ, проводимых в рамках бурж. законности, превратить капитализм в общество "всеобщего благоденствия". История совр. Р. начинается в последней четверти 19 в., когда под влиянием успехов рабочего движения и развития бурж. демократии ряд с.-д. деятелей выступил с требованием ревизовать марксизм и взять курс не на революц. преобразование общества, а на его улучшение путем проведения реформ. Социально-экономич. основой распространения Р. явилось относит. улучшение положения верхних слоев рабочего класса, рост и обуржуазивание с.-д. парт. и проф. чиновничества. Впервые программа Р. была изложена в ст. К. Хехберга, Э. Бернштейна и К. Шрамма "Ретроспективный обзор социалистич. движения в Германии" ("Jahrbuch f?r Sozialwissenschaft und Sozialpolitik",1879). Маркс и Энгельс подвергли эту статью резкой критике (см. Избр. письма, 1953, с. 328). В 1891 с открытой проповедью Р. выступил руководитель Баварской парт. орг-ции СДПГ, депутат рейхстага Г. Фольмар. В конце 19 в. возникло бернштейнианство – наиболее цельное и последоват. реформистское течение в период, предшествовавший Октябрьской революции. По мнению Бернштейна, рабочий класс еще недостаточно развит, "чтоб принять в свои руки политическую власть" ("Проблемы социализма и задачи социал-демократии", М., [1901], с. 351); учреждения капиталистич. общества настолько "гибки, изменчивы и способны к развитию", что "они не требуют своего искоренения, но лишь дальнейшего развития" (там же, с. 272). Поэтому нет необходимости в революц. диктатуре рабочего класса. Первое крупное практич. применение идей Бернштейна связано с именем лидера франц. "независимых социалистов" А. Мильерана, к-рый в 1899 занял пост министра в реакц. бурж. пр-ве Вальдека-Руссо. Бернштейнианство в теории и мильеранизм в политике вскоре стали идейно-полптич. платформой оппортунистич. элементов в рабочем движении. В Англии их поддержали фабианцы, мн. лидеры Независимой рабочей партии и тред-юнионов, в Бельгии – Ансель и Вандервельде, в Швеции – Брантинг и Дальберг, в Голландии – Ван Кол, в Австрии – Пернсторфер и Герц, в России – Прокопович, Кускова и др. В конце 19 – нач. 20 вв. Р. превратился в междунар. явление и стал гл. опасностью внутри рабочего и с.-д. движения. Несмотря на упорную, хотя и не всегда последовательную, борьбу против бернштейнианства, к-рую вели Люксембург, Меринг, Цеткин, К. Либкнехт в Германии, Лафарг и Гед во Франции, Лабриола в Италии, Благоев в Болгарии, Гортер в Голландии, в европ. с.-д. партиях сдача позиций реформизму приобрела широкий хотя зачастую и не явно выраженный, характер. Все больше сближался с бернштейнианством центризм каутскианского толка, хотя Каутский вначале выступил с критикой взглядов Бернштейна. Подточенный изнутри оппортунизмом 2-й Интернационал развалился с началом 1-й мировой войны. Из крупных и политически оформленных орг-ций, входивших во 2-й Интернационал, только руководимая Лениным большевистская партия отстаивала революц. интернационалистскую линию в рабочем движении. После Октябрьской революции и окончания 1-й мировой войны борьба марксизма и Р. перестала быть борьбой внутри политич. партий рабочего класса и стала борьбой между двумя политич. течениями рабочего движения. В февр. 1919 в Берне представители правых с.-д. партий 26 стран воскресили 2-й Интернационал. В марте 1919 представители 35 левых партий и групп учредили Коммунистич. Интернационал. В февр. 1921 в Вене представители 13 центристских социалистич. партий образовали Междунар. рабочее объединение социалистич. партий (21/2-й Интернационал). В мае 1923 в Гамбурге произошло слияние 2-го и 21/2-го Интернационалов; новая орг-ция получила название Социалистич. рабочий интернационал (Социнтерн – существовал до 1933), объединявший в то время 6,7 млн. чел. из 43 партий в 30 странах. Раскол рабочего движения, вызванный лидерами Р., стал фактом и привел к серьезному ослаблению антиимпериалистич. сил. Эволюция Социнтерна в период между мировыми войнами – это непрекращающееся движение от марксизма к антимарксизму. Левое крыло Социнтерна – представители т.н. австромарксизма (О. Бауэр, Фридрих, Виктор и Макс Адлеры, К. Реннер) – шаг за шагом сдавало позиции откровенному Р. Антикоммунизм, антисоветизм занимали все большее место в идейных концепциях с.-д. теоретиков, перерастая в открытый призыв к свержению Сов. власти. Несмотря на откровенно антикоммунистич. характер межвоен. Р. в целом, он не был однороден. Как внутри реформистских партий, так и между ними существовали заметные идейно-политич. различия, не прекращалась борьба между левыми и правыми элементами. Отражая настроение нар. масс, сознавая нарастание фашистской угрозы, ряд с.-д. лидеров вынужден был пойти на широкие контакты с коммунистами. Победа нар. фронтов в Испании и Франции показала перспективность политики единых действий. Однако успехи такой политики оказались непрочными. В с.-д. партиях взяли верх силы, видящие главного врага не справа, а слева. Сказались и сектантские настроения в Коминтерне, к-рый рассматривал с.-д-тию как "главный фактор междунар. контрреволюции" и соответственно ориентировал свои секции. Как показал опыт, такой подход не способствовал дифференциации внутри с.-д-тии, а, напротив, облегчал ее правым лидерам консолидацию сил на антикоммунистич. платформе. После 2-й мировой войны были предприняты усилия для воссоздания междунар. реформистского союза под названием Социалистич. Интернационал, к-рый был организован в 1951. Послевоен. история Р. характеризуется окончательным и полным разрывом с марксизмом, зафиксированным в новых программах ведущих европ. с.-д. партий (1958–1961). Совр. Р. официально объявил, что его идеология не является марксистской. "Маркс один из наших великих предшественников, не больше, не меньше, – писал идеолог франц. социалистов П. Боннель. – Считать его сегодня нашим единственным вдохновителем будет идолопоклонством и ослеплением... Он – великий момент социализма, его влияние было (и еще есть) громадным, но это превзойденный момент и отныне, думаю, пагубное влияние. Марксизм – позади нас" ("Le marxisme est derri?re nous", см. "La Revue socialiste", 1960, Avril, No 132, p. 436). Офиц. доктрина совр. Р., провозглашенная в декларации Франкфуртского (1951) конгресса Социалистич. Интернационала и противопоставляемая науч. коммунизму, марксизму-ленинизму, – "демократич. социализм". Теоретич. корни "демократического социализма" восходят к неокантианству с его проповедью "этич. социализма". С т. зр. теоретиков совр. Р. (В. Эйхлер, А. Филип, О. Поллак и др.), социализм не закономерный продукт естеств.-историч. развития, а нравств. идеал, равно доступный представителям всех слоев общества. Следовательно, социалистич. преобразование общества – это прежде всего моральная проблема, проблема воспитания людей на основе "вечных" духовных ценностей социализма. Социалистич. воспитание (в капиталистич. обществе), по мысли Эйхлера, должно развивать дружбу, любовь, товарищество, солидарность и, главное, терпимость. "Воспитание в духе терпимости, – писал он, – относится не только к инаковерующим, но оно точно также необходимо по отношению к политически инакомыслящим, к другому полу и, не в последнюю очередь, к людям иного социального происхождения" ("Der Weg in die Freiheit", Hannover, [1955], S. 31). Р. отвергает революц. методы воздействия на обществ. развитие. Реформа как антитеза революции остается альфой и омегой реформистского мышления. Социализм может возникнуть только "демократически", т.е. в результате суммы полптико-экономич. и (особенно) культурно-воспитат. мероприятий, осуществляемых с.-д. и даже бурж. пр-вами; социализм может существовать только как "демократия", т.е. как гармонич. единство всех социальных слоев и групп, включая капиталистов, – таково кредо Р. Социализм, создаваемый в союзе с капиталистами, естественно, не может обойтись без капитализма в экономике. Формулируя с.-д. экономич. политику, программа с.-д. партии Германии признает "свободную конкуренцию и свободную предпринимательскую инициативу", выдвигает лозунг: "конкуренция – насколько возможно, планирование – насколько необходимо". Эклектич. стремлению соединить воедино "кусочки" социализма и "кусочки" капитализма соответствует и филос. эклектика. Р. не имеет цельной, единой мировоззренч. основы. "Социализм является международным движением, которое отнюдь не требует застывшего единообразия воззрений, – говорится во Франкфуртской декларации. – Безразлично, черпают ли социалисты свои убеждения в результате марксистского или какого-либо иного социального анализа, или же в религиозных и гуманных принципах, все они стремятся к общей цели...". Философия Р. включает неокантианство, позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, антропологизм и др. направления, к-рые признаются совместимыми с социализмом и используются для опровержения марксизма. Диалектика и материализм объявляются устарелыми, их место занял плоский эволюционизм. Естественноисторич. неиз-бежность социализма объявлена мифом; социализм "выводится" из сферы духа, из вневременных и внеклассовых этич. представлений индивидуума. Атеизм тоже считается устарелым: союз с клерикализмом, примирение науки и религии стали программными требованиями с.-д-тии. "Партия считает, – говорится, напр., в декларации Голландской партии труда, – что религиозные убеждения и жизненная философия чрезвычайно важны для воспитания и умственного развития". Откровенно проимпериалистич. позиции, занятые мн. лидерами с.-д-тии, невыполнение ими своих предвыборных обещаний после прихода к власти, привели к концу 50-х гг. к нек-рому падению политич. влияния междунар. Р. Если в 1945 социал-демократы занимали министерские посты в пр-вах 22 стран, то в 1964 они входили только в 12 кабинетов. Вместе с тем Р. сохраняет значит. политич. влияние. К июлю 1963 Социнтерн состоял из 42 партий – членов и наблюдателей, – объединяющих 11,8 млн. чел., за партии реформистского интернационала голосует ок. 65 млн. чел. Реформистские политич. партии и реформистские профсоюзы, несмотря на немалое количество непривлекательных страниц в их истории, сыграли и определ. положит. роль в борьбе за улучшение жизни рабочего класса; во мн. зап.-европ. странах социал демократы пользуются массовой поддержкой трудящихся. В этих условиях успешное продвижение к социализму невозможно без преодоления раскола рабочего движения, без единства действий коммунистов и социалистов. Критикуя правооппортунистич. практику и идеологию Р., коммунистич. партии выступают за конструктивный, свободный от предубеждений и наслоений прошлого, диалог между коммунистами и социалистами, за широкое сотрудничество с социал-демократами в борьбе за мир, демократию и социализм. Коммунисты не отбрасывают многие лозунги и требования социал-демократов, но они показывают ограниченный, переходный характер этих требований, настаивают на бескомпромиссном признании главного – необходимости уничтожить капитализм, создать социализм. Осн. препятствием для единства действий революц. и реформистского крыла рабочего движения служит ныне антикоммунизм той части лидеров междунар. социал-демократии, для к-рой гл. врагом продолжает оставаться не империализм, а коммунизм. Ослепленные ненавистью к коммунизму, вожди и идеологи правого крыла междунар. Р. не хотят видеть, что антикоммунизм изолирует с.-д-тию от самых прогрессивных сил современности. "Антикоммунизм завел социал-реформизм в идейно-политический тупик" (Программа КПСС, 1961, с. 55). Понимание этого стимулирует активность левых групп и элементов, трезво мыслящих деятелей в руководстве социалистич. партий. Все сильнее становится стремление социал-демократов отказаться от антикоммунистич. шаблонов. Способствовать этому процессу – одна из гл. задач коммунистич. движения. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Браке и др., Соч., 2 изд., т. 19; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15; его же, Реформизм в русской социал-демократии, там же, т. 17; его же, О некоторых особенностях исторического развития марксизма, там же; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 19; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 21; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; Программа КПСС, М., 1961; Дворкин И. Н., Критика экономич. теорий правых социалистов (западногерманских и австрийских), М., 1959; Зедер Г., Очерк правосоциалистич. идеологии, пер. с нем., M., 1959; Правые социалисты – против социализма, под ред. Л. А. Леонтьева, М., 1960; Большов Д. Г., Мидцев В. В., Яковлева Л. ?., Кризис реформистских иллюзий "демократич. социализма", М., 1961; Ирибаджаков Н., Совр. критики марксизма, пер. с болг., М., 1962; Ситковский Е. П., "Социалисты" без социализма, "ВФ", 1962, No 10; Черняев А. С, Совр. Р. в рабочем движении Зап. Европы, "Вопр. истории КПСС", 1962, No 1; Попов С. И., Идейное банкротство совр. Р. (Критика филос. и социологич. концепций западно-герм. правых социалистов), М., 1963; Милибенд Р., Парламентский социализм, пер. с англ., М., 1964. А. Бовин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
189.30 кб

Гельвеций между Локком и революцией: онтология реформизма

Дьяков А. В.
Статья посвящена одному из важнейших элементов реформистской и революционной мысли последних столетий философской программе А. Гельвеция, творчески преобразовавшего сенсуализм Дж. Локка в программу преобразования окружающего мира.

Похожие термины:

  • РЕФОРМИЗМ в рабочем движении

    политич. течение, к-рое отрицает необходимость классовой борь­бы, социалистич. революции, выступает за сотрудниче­ство классов и надеется с помощью серии реформ, про­водимых в рамках бурж. законн