РЕФОРМИЗМ в рабочем движении

Найдено 1 определение
РЕФОРМИЗМ в рабочем движении
политич. течение, к-рое отрицает необходимость классовой борь­бы, социалистич. революции, выступает за сотрудниче­ство классов и надеется с помощью серии реформ, про­водимых в рамках бурж. законности, превратить капи­тализм в общество «всеобщего благоденствия» и со­циальной справедливости.
Р. возник в последней четв. 19 в., когда под влиянием успехов рабочего движения и развития бурж. демок­ратии ряд с.-д. деятелей выступил с требованием ре­визовать марксизм и взять курс на реформирование, улучшение бурж. общества, на постепенное «врастание» в социализм (Э. Бернштейн, Г. Фольмар, А. Мильеран и др.) Несмотря на борьбу против бернштейнианства, к-рую вели в еврои. с.-д. партиях марксисты, сдача позиций реформизму приобретала все более широкий, хотя зачастую и не явно выраженный, характер. Из крупных политич. орг-ций, входивших во 2-й Интер­национал, только руководимая В. И. Лениным боль­шевистская партия последовательно отстаивала революц. линию в рабочем движении.
После Окт. революции 1917 и окончания 1-й мировой войны противоборство марксизма и Р. стало борьбой между двумя организационно оформленными политич. течениями рабочего движения. Революц. крыло было представлено Коминтерном, реформистское - Берн­ским и 21/2-м Интернационалами, а затем, после их слияния в 1923 - Социалистич. рабочим интернацио­налом. Эволюция с.-д. партий в период между мировы­ми войнами - это движение от словесного признания марксизма к антимарксизму. После 2-й мировой войны Р. переходит на путь окончат. и полного разрыва с марксизмом, зафиксированный в новых программах осн. европ. с.-д. партий (1958-61). Офиц. доктрина совр. Р., провозглашенная в декларации Франкфуртского (1951) конгресса Социалистич. интернационала и про­тивопоставляемая науч. коммунизму, марксизму-ленинизму - «демократический социализм». Теоретич. корни «демократич. социализма» восходят к неоканти­анству с его проповедью «этического социализма».
С т. зр. теоретиков совр. Р. социализм - не за­кономерный продукт естеств.-историч. развития, а нравств. идеал, равно доступный представителям всех слоев общества. Социалистич. преобразование общества рассматривается как моральная проблема воспитания людей в духе «вечных» ценностей социализма. Соответ­ственно Р. отвергает революц. методы воздействия на обществ. развитие. Реформа как антитеза революции остается основой реформистского мышления. С т. зр. Р. социализм может возникнуть только «демократиче­ски», т. е. в результате суммы политикоэкономич. и особенно культурно-воспитат. мероприятий, осущест­вляемых с.-д. и даже бурж. пр-вами; социализм может существовать только как «демократия», т. е. как гармонич. единство всех социальных групп, включая капи­талистов - таково кредо Р. Несмотря на то, что в доку­ментах, программных заявлениях с.-д. партий встре­чаются упоминания о социализме, содержание этого понятия становится все более неопределенным, рас­плывчатым.
Стремление эклектически соединить «кусочки» капи­тализма и «кусочки» социализма определяет двойствен­ность, половинчатость практич. политики реформист­ских, с.-д. партий. Ни в одной стране, где лидеры с.-д. партий возглавляли и возглавляют правительства, не сделано ничего для подрыва основ капитализма. Совр. Р. правых социалистов по существу направлен на мо­дернизацию капитализма, его приспособление к новым историч. условиям.
Реформистские политич. партии и тесно связанные с ними реформистские профсоюзы сыграли и играют определ. роль в повышении жизненного уровня, улучшении социального положения трудящихся. Это обеспечивает им массовую поддержку во многих развитых капиталистич. странах. Реформистские с.-д. партии, объединен­ные в Социалистич. интернационал, насчитывали (с учетом коллективного членства) ок. 15 млн. чел. (1980). В конце 1981 с.-д. деятели возглавляли пр-ва или вхо­дили в кабинеты 17 стран. В 70-х гг. активизировалась деятельность Социалистич. интернационала в Азии, Африке и Лат. Америке.
Исходя из того, что продвижение к социализму не­возможно без преодоления раскола рабочего движения, коммунистич. партии, критикуя правооппортунистич.идеологию и политику Р., выступают за конструктив­ный, свободный от предубеждений диалог между ком­мунистами и социалистами, за широкое сотрудничество с социал-демократами.
Осн. препятствием для единства действий революц. и реформистского течений рабочего движения служит антикоммунизм правых лидеров социал-демократии. Именно антикоммунизм, равно как и фактич. исчезно­вение грани между с.-д. и либерально-бурж. воззре­ниями, вызвали идейно-лолитич. кризис социал-рефор­мизма, к-рый углубился в результате хронич. неустой­чивости капиталистич. экономики со 2-й пол. 70-х гг. В условиях этого кризиса внутри мн. реформистских партий, при сохранении общего курса на классовое сотрудничество с буржуазией, усилилась дифференци­ация и идейное брожение, активизировались левые группы. Произошли позитивные сдвиги в позициях с.-д. руководства по ряду важных междунар. проблем. С меньшей настойчивостью стало подчеркиваться враж­дебное отношение с.-д. партий к единству действий с коммунистами.
В совр. условиях коммунисты «... приветствуют успе­хи в развитии сотрудничества коммунистических и социалистич. или социал-демократич. партий, достигну­тые в ряде стран и в междунар. плане. Они считают, что коренные интересы рабочего класса и всех трудящихся требуют преодоления преград, стоящих на пути сотруд­ничества и осложняющих борьбу трудящихся против монополистического капитала, против реакционных и консервативных сил» (Конференция коммунистич. и рабочих партий Европы, М., 1977, с. 21).

Источник: Советский философский словарь