РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ
реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном. Понятие «группа референтная» было введено американским социальным психологом Г.Хайменом.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА
группа, оказывающая прямое или косвенное влияние на отношение или поведение человека; социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Референтная группа
(от лат. refero – отношу, сопоставляю) – социальная группа или общность, ценности и нормы поведения которой служат образцом - эталоном для подражания со стороны отдельного человека. Человек может быть членом такой группы, или наблюдать её со стороны, или даже сконструировать её в своем воображении. Любое прямое воздействие на человека, так или иначе, опосредуется его ориентацией на ту или иную Р.г. Это обстоятельство может как положительно способствовать, так и искажать процесс его формирования и самоформирования.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ
реальная или воображаемая группа, к-рая служит для индивида образцом, эталоном, системой отсчета для оценки самого себя и др., а также одной из основ формирования соц. установок, норм поведения и ценностных ориентаций. Это группа, к к-рой человек относится сознательно. Р.г. должна отвечать следующим значениям: 1) группа, на к-рую индивид ориентируется в своих действиях; 2) группа, к-рая служит для индивида образцом, эталоном или критерием для оценки личного поведения; 3) группа, в к-рую индивид стремится вступить, стать ее чл.; 4) группа, чьи взгляды и ценности служат своеобразными эталонами для индивида, к-рый не явл. непосредственным ее чл. Выбор индивидом Р.г. и соотнесение себя с ней выполняет две осн. функции: социализации и соц. сравнения, динамическим аспектом к-рой явл. установка индивида на соц. мобильность (если Р.г. индивида не совпадает с его группой членства, Р.г. явл. ориентиром его соц. перемещения). Различают Р.г. реальную и воображаемую. Реальная Р.г. — это группа людей, служащая для личности эталоном реализации оптимальных для нее соц. норм и ценностей; воображаемая — отраженные в сознании индивида его ценностные и нормативные ориентации, его жизненные идеалы, выступающие в форме персонифицированных эталонов и идеалов. Эти персонифицированные образы людей представляют «внутр. аудиторию», на к-рую личность ориентируется в своих мыслях и действиях. На практике понятие Р.г. применяется при изучении соц. мобильности, процессов адаптации личности к разл. соц. средам, эффективности средств массовой коммуникации. Лит.: Руденский Е.В. Социальная психология. М.; Новосибирск, 1997; Фролов С.С. Социология. М., 1997. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА
от лат. refero - отношу, связываю, сопоставляю), эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности к-рой выступают для него эталоном. Понятие «Р. г.» возникло для описания и объяснения того факта, что в своем поведении люди ориентируются не только и не столько на ту группу, к к-рой фактиче­ски принадлежат, но на ту, к к-рой сами себя относят для сравнит. оценки своих достижений и статуса. Для индивида Р. г. может выступать как стандарт для самооценки (компаративные Р. г.) и как источник его уста­новок, норм и ценностей (нормативные Р. г.).
Р. г. может совпадать или не совпадать с группой, к к-рой принадлежит индивид. Различают также «ре­альные» и «вымышленные», «позитивные» и «негатив­ные» Р. г. (напр., из-за неприязненного отношения к «Р. г. учителей» ребенок иногда поступает вопреки их требованиям).
Как правило, у индивида бывает неск. Р. г. С возра­стом число их увеличивается, в зависимости от содержа­ния решаемой проблемы человек обращается к разным Р. г., нормы к-рых могут взаимоподкрепляться, не пе­ресекаться или вступать в противоречие. Последнее ведет к внутриличностным конфликтам, а иногда и к психич. заболеваниям. С возникновением новых Р. г. прежние могут сохранять свое влияние.
Теория Р. г. изучает их типы, факторы и причины образования. Одна из гл. ее проблем - изучение детер­минант выбора индивидами тех или иных Р. г.
Концепция Р. г. используется при изучении форми­рования личности и социальной регуляции поведения индивида («предвосхищающая социализация», напр., объясняется тем, что индивид заранее усваивает нормы и ценности той группы, членом к-рой надеется стать); при анализе взаимосвязи менаду объективным положе­нием человека в социальной структуре и его субъектив­ным представлением об этом, для исследования причин возникновения нек-рых межиндивидуальных и внутриличностных конфликтов и т. п. Изучение Р. г. ин­дивидов важно для оптимизации воспитат. работы, предупреждения преступности, повышения эффектив­ности пропаганды.

Источник: Советский философский словарь

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА
от лат. refere - сопоставлять, сравнивать, сообщать) — реальная или воображаемая социальная общность, выступающая для индивида в роли эталона, образца для подражания; группа, к которой он хотел бы принадлежать. В качестве референтной группы может выступать как малая, так и большая социальная группа. Понятие «референтная группа» впервые ввел в 30-е гг. 20 в. Г. Хаймен. Для ребенка референтной группой выступает семья, для подростка — сообщество сверстников, для молодого человека — часто студенчество вообще, для взрослого человека — представители конкретной престижной профессии. Так, для начинающего спортсмена референтной группой являются профессиональные хоккеисты, футболисты или баскетболисты, для начинающего ученого — выдающиеся светила науки и т. д. Чем выше уровень социальной зрелости индивида, тем больше требований он предъявляет к тому сообществу, которое выбирает в качестве референтной группы. И наоборот, чем ниже степень социальной зрелости, тем хуже качества избираемой референтной группы. Молодежь, не имеющая среднего или высшего образования, не сделавшая удачной карьеры, воспитанная в неполных или неудачных семьях, встает на путь правонарушений часто еще и потому, что референтную группу, которой она стремится подражать, составляют местные «авторитеты», люди с криминальным прошлым.
Первоначально термином «референтная группа» обозначалось сообщество, членом которого индивид не является, но к которому стремится принадлежать. Позднее его стали трактовать более широко, включая и ту группу, к которой индивид принадлежит и мнение которой для него авторитетно. Правильный выбор референтной группы играет две важные социальные роли — сравнения и социализации. При сравнении себя с референтной группой индивид оценивает свое нынешнее социальное положение и выбирает нужный ориентир для будущего продвижения или построения социальной карьеры. В процессе социализации он усваивает нормы и ценности эталонного сообщества, т. е. вначале идентифицирует себя с ним, а затем интернализирует (усваивает) его культурные образцы поведения. Референтная группа выполняет также функцию центра социального притяжения, когда индивид, неудовлетворенный группой своей принадлежности, совершает перемещение по социальной лестнице в другую. Социальной мобильности способствует наличие центра отталкивания — антипода референтной группы. Для молодежи таковым сегодня выступает армия, в которую они стремятся не попасть и потому направляют свои усилия на поступление в вуз, который предоставляет отсрочку. Референтная группа выполняет также функцию «группы поддержки», повышая социальное самочувствие индивида и оказывая ему физическую защиту.
А. И. Кравченко

Источник: Новая философская энциклопедия

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА
от англ. to refer – относить) – понятие в социологии, социальной психологии и психологии, обозначающее социальную (экономич., политич., проф., культурную и др.) группу, к к-рой индивид себя сознательно относит. Р. г. есть явление обыденного сознания членов общества. Понятие Р. г. было введено в амер. социальной психологии в 30-х гг. 20 в. в связи с установлением факта, что индивиды, принадлежащие к определ. социальной группе, строят свое поведение (в труде, быту) в соответствии с нормами, ценностями, принятыми в другой социальной группе, к к-рой они себя относят. Поэтому первоначально термин Р. г. использовался для обозначения таких представлений индивида о своей социальной принадлежности, к-рые не совпадают с его действит. социальным положением. Он помогал, по утверждению Г. Хаймена, разъяснить тот "парадокс, почему некоторые индивиды не ассимилируют позиции групп, в которые они непосредственно включены" ("Reflections on reference group", в журн.: "The Public Opinion Quartery", 1960, v. 25, p. 385). В дальнейшем было установлено, что деятельность и поведение индивида определяются не только его принадлежностью к группе, но и его представлениями о своей социальной принадлежности. Теория Р. г. изучает условия и факторы их образования, типы Р. г. Различают "реальные" и "вымышленные" Р. г. (в первом случае индивид, напр., относит себя к "инженерам", во втором – к "духовной элите", к-рой как группы реально не существует). Р. г. может совпадать с действит. группой индивида (инженер относит себя к технич. интеллигенции) или не совпадать (капиталист относит себя к рабочим). Для бурж. социологов характерна фетишизация субъективного отнесения индивидами себя в ту или иную группу. Вместе с тем понятие Р. г. может служить инструментом для изучения механизма взаимодействия объективного социального положения и субъективно ощущаемого (Р. г.) как факторов формирования поведения личности. Теория Р. г. находит применение в анализе различных явлений общества. Социологи-функционалисты (в частности, Мертон) используют ее для объяснения отклоняющегося поведения (deviant behavior). Она используется также при создании систем социальной стратификации общества. Понятие Р. г. имеет большое значение для понимания явлений антиобществ. преступного поведения. Оно применяется в психологии (для объяснения внутр. конфликтов личности), в психиатрии (прежде всего в форме концепции "конфликта социальных ролей"). Понятие Р. г. имеет большое значение в практике воспитат. работы (в школе, прежде всего): учет того, к какой группе относит себя ученик (к способным, неспособным, активу и т.д.). Учет обыденных представлений индивидов имеет важное значение для эффективности пропаганды. В сов. социологии термин "Р. г." иногда переводится как "эталонная группа". Г. Андреева, Н. Новиков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
181.08 кб

Референтные группы современной молодежи

Митягина Е. В.
В статье представлены результаты исследования референтных групп и ценностных ориентаций современной молодежи.
Читать PDF
893.65 кб

Роль референтной группы в социализации подростков

Ситник Ирина Евгеньевна
В статье анализируется влияние феномена референтной группы на процесс социализации подростков. Рассматривается роль неформальных групп в формировании ценностей и норм у подростков.
Читать PDF
323.68 кб

Влияние референтных групп на потребительское поведение студенческой молодежи

Афанасьева Юлия Леонидовна, Кошарная Галина Борисовна
В статье представлены результаты авторского исследования влияния референтных групп на потребительское поведение молодежи.
Читать PDF
56.98 кб

Указатель трудов научной референтной группы как новый вид библиографической продукции

Панкратова Анастасия Викторовна
Читать PDF
828.99 кб

Роль семьи и референтных групп в формировании противоправного поведения несовершеннолетних

Смолева Е.О., Шишигина С.Н.
Статья посвящена актуальной для современной России проблеме противоправного поведения несовершеннолетних и выявлению роли семьи и референтных групп в его формировании.
Читать PDF
106.57 кб

Организационная и корпоративная идентичность работника в контексте теории референтных групп

Тренева Татьяна Владимировна
Анализируются аспекты организационной идентичности работника. Для выделения позитивной организационной идентичности индивида предлагается использовать понятие «корпоративная идентичность».
Читать PDF
316.98 кб

Влияние референтных групп на потребительское поведение студенческой молодежи: гендерный аспект

Афанасьева Юлия Леонидовна, Семеркова Любовь Николаевна
В статье представлены результаты авторского исследования влияния референтных групп на потребительское поведение молодежи.
Читать PDF
276.73 кб

Потенциал аналитических средств именной группы в выражении ее референтности (на материале французско

Лутфуллина Г. Ф.
На материале французского и татарского языков проводится исследование аналитических средств именной группы с целью определения их влияния на ее референциальный статус.
Читать PDF
8.85 мб

Особенности ценностных ориентаций подростков, ориентированных на различные референтные группы (на пр

Керимова Изумруд Агаларовна
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций и референтных групп подростков, коренных жителей Москвы и мигрантов.