Референция
РЕФЕРЕНЦИЯ
- отношение между обозначаемым и обозначающим, между предметом и его именем. Отношение Р. изучается теорией референции - разделом логической семантики (см.: Имя, Денотат).
Источник: Словарь по логике
Референция
представление, согласно которому значением или компонентом значения языкового выражения является тот предмет (или положение дел), на который это выражение указывает. Это связано в первую очередь с работами Милля, различавшего " denotation " и " connotation ", и Фреге, различавшего " Sinn " и " Bedeutung ". Именно последний термин и был переведен на английский как " reference " Максом Блэком и Питером Гичем в 1952 в их знаменитом издании работ Фреге[56]
Источник: Аналитическая философия (глоссарий)
РЕФЕРЕНЦИЯ
[от лат. referre сообщать] – 1) справка о работе, службе и служебных обязанностях лица, содержащая одновременно отзыв о его работе; 2) рекомендация, характеристика, выдаваемая одним лицом или учреждением другому лицу или организации, удостоверяющая, что они могут пользоваться доверием в научных, образовательных, деловых кругах, обладают требуемыми качествами, соответствующими компетенциями. Референция может быть предоставлена по запросу третьего лица, которое хочет установить отношения со вторым лицом, но желает при этом заручиться мнением первого лица, пользующегося высокой репутацией в научном, образовательном, деловом мире.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
РЕФЕРЕНЦИЯ
отношения, в которых находятся референты. Имеется в виду их соотносительность с языковым и метальным уровнем науки или же учения, если речь идет о ненаучном контексте (не всякое учение научно, но обойтись без учения никому не дано в силу теоретической относительности нашего знания). У. Куайн пришел к выводу о непостижимости Р. Пусть х есть Р. Анализируя такого рода предложения, мы судим о том, что действительно есть. Но вместо Р всегда можно подставить некоторую функцию f(P). Например, мы можем вместо «х есть собака» утверждать, что «х есть пространственно-временная область собаки». Теперь, мол, речь идет уже не о собаках, а некоторых пространственно-временных областях. «Осуществляемое изменение является двойным и радикальным. Устраняются первоначальные объекты и изменяется интерпретация общих терминов. С одной стороны, происходит изменение онтологии, с другой — идеологии, и это осуществляется одновременно. Вместе с тем вербальное поведение не нарушается, находя подтверждение в тех же самых наблюдениях, что и прежде. Реально ничего не меняется. Отсюда я делаю вывод о непостижимости Р. Вопрос о том, о каких объектах говорит человек, есть не более чем вопрос о том, как мы предлагаем переводить его термины на наш язык» [С. 339].
В приведенной цитате, как нам представляется, много смысловой путаницы. Чтобы это показать, достаточно обратиться, например, к практике физических исследований. Допустим, изучаются электроны, теорией которых является квантовая электродинамика. Вы можете использовать импульсно-энергетическое или же пространственно-временное представление теории. Соответственно избирается не любой, а лишь тот тип измерений, который описывается данным представлением теории. В зависимости от типа измерений меняется и поведение экспериментаторов, и используемая ими терминология. При этом электроны остаются электронами. Как и всегда, их природа отображается квантовой электродинамикой, различные представления которой взаимодополняют друг друга.
Если бы Куайн обратился к семантическим теориям, то ему, думается, пришлось бы отказаться от тезиса о непостижимости Р. Для суждений об онтологии мира недостаточно одной логики. Недопустимо подменять логикой, например, физику. При современном уровне физического знания невозможно опровергнуть реальность всем известных элементарных частиц.
Р. очень часто представляют себе крайне упрощенно, а именно как отношение между референтами и их именами. В действительности же Р. есть сложное отношение, которое объединяет референты в одном случае с ментальным, а в другом — с языковым уровнем науки. Строго говоря, Р. выступает переходом от ментальности и языка к референтам. По этому поводу можно написать не одну монографию.
В приведенной цитате, как нам представляется, много смысловой путаницы. Чтобы это показать, достаточно обратиться, например, к практике физических исследований. Допустим, изучаются электроны, теорией которых является квантовая электродинамика. Вы можете использовать импульсно-энергетическое или же пространственно-временное представление теории. Соответственно избирается не любой, а лишь тот тип измерений, который описывается данным представлением теории. В зависимости от типа измерений меняется и поведение экспериментаторов, и используемая ими терминология. При этом электроны остаются электронами. Как и всегда, их природа отображается квантовой электродинамикой, различные представления которой взаимодополняют друг друга.
Если бы Куайн обратился к семантическим теориям, то ему, думается, пришлось бы отказаться от тезиса о непостижимости Р. Для суждений об онтологии мира недостаточно одной логики. Недопустимо подменять логикой, например, физику. При современном уровне физического знания невозможно опровергнуть реальность всем известных элементарных частиц.
Р. очень часто представляют себе крайне упрощенно, а именно как отношение между референтами и их именами. В действительности же Р. есть сложное отношение, которое объединяет референты в одном случае с ментальным, а в другом — с языковым уровнем науки. Строго говоря, Р. выступает переходом от ментальности и языка к референтам. По этому поводу можно написать не одну монографию.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.