РЕДУКЦИЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕДУКЦИЯ
упрощение, сведение сложною процесса к более простому; уменьшение, ослабление чего-либо.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

РЕДУКЦИЯ
(Reduktion; лат.) — сведёние; в биологии—возврат к предкам. Эйдетическая редукция — понятие феноменологии; см. Эйдос.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

РЕДУКЦИЯ
[от лат. reductio возвращение, приведение обратно] – уменьшение, ослабление чего-л.; сведение сложного к более простому, доступному для анализа или решения

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Редукция
от лат.: reduction - возвращение, приведение обратно), упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения; уменьшение, ослабление чего-л.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

РЕДУКЦИЯ
от лат. reductio - отодвигать назад, возвращать) - термин, обозначающий действия или процессы, приводящие к упрощению структуры какого-либо объекта, методологический прием сведения данных к исходным началам. Одно из понятий феноменологии. См. Эйдос.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РЕДУКЦИЯ
методологический прием, обеспечивающий сведение сложного к более простому; упрощение объекта в процессе познания. Редукционизм (от: "редукции") характерен для метафизического мышления и метода механицизма в исследовании сложных объектов, т.е. рассмотрение их через призму законов, описывающих более низкий уровень реальности.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Редукция
от лат. reductio — возвращать, отодвигать назад) — 1) сведение сложного к простому, составного к элементарному; действия или процессы, приводящие к упрощению структуры какого-либо объекта, методологический прием сведения данных к исходным началам; 2) (в биологии) уменьшение числа, размеров органов и тканей, упрощение их строения или утрата ими функций в процессе эволюционного или индивидуального развития организма, вплоть до полного исчезновения органа или ткани.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Редукция
методологический приём сведения к.-л. данных, структуры объекта к более простым, исходным началам. Термин «редукция» приобрёл особое значение в идеалистической феноменологии Гуссерля. Смысл феноменологической редукции состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к «чистому сознанию». Редуцированное содержание оказывается «вынесенным за скобки». Редукции подлежат как все эмпирические восприятия, так и все суждения, заимствованные из опыта или отдельных наук.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

РЕДУКЦИЯ
от лат. сведение) методологический прием, широко используемый в научном  познании  как средство понимания и объяснения. В процессе редукция неизвестное сводится к известному, сложное  – к простому, свойства испецифические проявления какого-либо предмета – к его основанию, субъекту, сущности и т.д. Поскольку в процессе редукции реальные, объективные связи и соотношения явлений заменяются логическими отношениями и связями, а специфика редуцируемого явления во многом утрачивается, данный прием имеет ограниченное значение.  Абсолютизация редукции, ее философское обоснование как главной методологической основы научного познания называются редукционизмом.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Редукция
лат. reductio – сведение) – термин очень многозначен; среди различных значений можно выделить несколько основных
- эйдетическая – мыслительная операция, позволяющая перейти от рассмотрения конкретных предметов (путем их "заключения в скобки" или эпохе) к рассмотрению их чистой сущности (эйдоса)
- трансцендентальная – характеризуется еще большей радикализацией "очищения" сознания, благодаря которой достигается уровень трансцендентальной субъективности – "подлинного источника" интен-циональной деятельности сознания
- абсолютная – следует за трансцендентальной; в результате ее проведения достигается абсолютный фундамент всего существующего – абсолютное Я
- философская – занятие нейтральной позиции в отношении прошлой интеллектуальной истории

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

РЕДУКЦИЯ
лат. reductio, букв. – отодвигание назад), с в е д ? н и е, – методологич. прием, играющий, в частности, важнейшую роль в логике, математике и др. дедуктивных науках. Р. состоит в нек-ром преобразовании данных (задач, предложений и т.п.) в наиболее удобный с к.-л. т. зр. вид, напр., в выражении их в форме логически более простой и легче поддающейся анализу. Р. к.-л. задачи к др. задаче играет двоякую роль: с одной стороны, решение второй задачи оказывается применимым и к первой; с др. стороны, невозможность (хотя бы с помощью нек-рых фиксиров. средств) решения первой задачи означает неразрешимость (теми же средствами) и второй. Т.о., Р. позволяет из положительного (отрицательного) решения нек-рой задачи извлекать положительное (соответственно, отрицательное) решение целого класса задач. Термин "Р." относят также в естеств. смысле к умозаключениям, методам доказательства (напр., reductio ad absurdum – см. Доказательство от противного), понятиям, концепциям, теориям и пр. См. Сводимость.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РЕДУКЦИЯ
от лат. reductio - отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), термин, обознача­ющий действия или процессы, к-рые приводят к упроще­нию структуры к.-л. объекта; методологич. прием све­дения к.-л. данных к более простым, исходным нача­лам. Термин «Р.» приобрел особое значение в идеалистич. феноменологии Гуссерля. Смысл феноменологич. Р. состоит в исключении из сферы предметного рассмот­рения всего эмпирического, внешнего по отношению к «чистому сознанию». Утверждения, связанные с внеш. восприятием, оставляются вне применения (подлежат феноменологич. эпохе). Воздержание от их теоретич. при­менения путем дальнейших феноменологич. Р. распро­страняется на всевозможные объекты, изучаемые раз­личными науками. В результате завершения феномено­логич. Р. остаются лишь имманентные акты самого «чистого сознания», к-рое и выступает предметом фено­менологии. При этом в сферу исследования возвраща­ется все то, что было «выключено» ранее, но уже в своей «чистой сущности».
В логике термин «Р.» относят к методам доказатель­ства: напр., reductio ad absurdum (приведение, сведе­ние к нелепости) представляет собой тип доказательст­ва к.-л. положения на основе сопоставления заведомо истинного суждения с выводом из тезиса, противоречащего выдвинутому положению; ложность этого выво­да при правильной логич. связи в умозаключениях указывает на ложность опровергаемого тезиса.

Источник: Советский философский словарь

РЕДУКЦИЯ
лат. reductio — отодвигание назад, возвращение) — методологический прием, заключающийся в приведении нек-рых данных, задач, процедур, правил в удобный для их анализа или решения вид, а также в восстановлении прежнего состояния, развившегося объекта или знания о нем, приведении сложного к более простому; применяется в логике, математике, биологии, языкознании и т. д. Абсолютизация Р. приводит к редукционизму — концепции, утверждающей возможность полного сведения высших явлений к низшим, основополагающим. Однако, хотя высшие формы развития материи вырастают из низших и сохраняют их в “снятом” виде (Снятие), они несводимы к ним. Редукционизм прослеживается в механицизме, стремлении рассматривать психическое только как результат физиологических, информационных и т. п. процессов, биологизировании явлений общественной жизни. В неопозитивизме редукционизм проявился в стремлении “избавить философию от метафизики”, свести научные знания к высказываниям об ощущениях или физических экспериментах и измерениях (Феноменализм, Физикализм). В феноменологии Гуссерля эйдетическая (греч. eidos — вид, образ) и трансцендентальная Р. означает соответственно установленное п качестве предмета мысли очищенного от антропологических, психологических, эмпирических, пространственно-временных характеристик знания, а в дальнейшем — чистое созерцание сущностей, идей, или эйдосов, т. е. в духе Платона.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РЕДУКЦИЯ
сведение конкретного бытия человеческих индивидов (как, впрочем, и любых предметов, входящих в состав социального бытия) к неким общим свойствам, абстракциям (см. "Абстракции реальные"). Р. - методологический прием, т. е. прием действия и исследования, и вместе с тем реальный процесс, сводящий индивидуальные качества людей к общим формам их взаимодействия. Р. имеет место в человеческой деятельности, когда та сводится к труду, в труде, когда он сводится к абстрактному времени. Р. реализуется в актах общения, когда индивидуальные поступки и высказывания сводятся к принятым нормам языка и поведения. Она играет важную роль в научных исследованиях, сводя сложные задачи к простым. Т. о., ? является моментом человеческих взаимодействий в обществе, но не исчерпывает их многообразия и содержательности Редукционизм - в этом плане - как раз и выступает в качестве деятельности или исследования, "застрявших" на сведении социального бытия к абстрактным схемам. И тогда общество представляется в виде совокупности законов, или классов, или структур, и такие представления выдвигаются на роль объяснений общественной жизни. Такой редукционизм создает базу для практического и философского догматизма. Примеры подобного "срастания" редукционизма с догматизмом дают и советский марксизм, и американский социологический позитивизм, и французский структурализм. (О Р. как приеме феноменологического анализа см. в статье "Феноменология".)
В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь

РЕДУКЦИЯ
воображаемый процесс, используемый феноменологией, суть которого состоит в изменении содержания образа (например, представляя поочередно бесконечное множество самых разнообразных треугольников) ради того, чтобы вывести «сущность»рассматриваемого феномена (универсальную сущность треугольника как «фигуры, образованной отрезками прямой, соединяющей три точки, расположенные не на одной линии»). В «Очерке по теории эмоций» Сартр использует подобную редукцию, чтобы из бесконечного описания разнообразных индивидуальных эмоций вывести сущность, или универсальную природу феномена: эмоцию как человеческое поведение вообще, которое можно свести к «отказу от ситуации». Подобная редукция феноменов к их сущности называется эйдетической редукцией. Эйдетическая редукция отличается or феноменологической редукции в собственном смысле слова. Последняя состоит в приостановке всякого суждения о существовании, когда мы довольствуемся лишь наблюдением того, что происходит: например, анализ религии может быть истинным лишь в том случае, если мы приостанавливаем какое бы то ни было критическое суждение о ее истинностной ценности. Это установка объективности, когда мы «выносим за скобки» естественную, частичную и индивидуальную установку. Когда эта редукция осуществляется в процессе наблюдения за миром, при восприятии объектов, ум приостанавливает свою естественную веру в реальность вещей и осознает свою изначальную конституирующую деятельность: он осознает, что смысл вещей производит сам ум. Феноменологическая редукция, или приостановка суждения о реальности становится тогда трансцендентальной редукцией (осознанием духовных операций, обусловливающих наше восприятие вещей); она подготавливает второй момент феноменологического анализа — момент конституирования. (Последняя интерпретация редукции как противоположного момента и дополнения к конституированию присуща поздним произведениям Гуссерля: «Опыт и суждение», «Идеи».)

Источник: Философский словарь

Редукция
(лат. reductio – сведение, возвращение, приведение обратно, отправление с поворотом). – 1. Упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения; уменьшение, ослабление чего-либо. 2. В логике: раздел, в котором на основании истинности умозаключений делается вывод об истинности суждений. 3. В методологии: а) способ определения одних терминов при помощи других, предварительно определяемых, а также при помощи наглядных терминов, не нуждающихся в определении; б) редукционизм теории – методологический прием, основывающийся на высказывании, что некоторая конкретная теория (например, более ранняя по времени возникновения) содержится в своде логических следствий другой теории (например, возникшей во времени позже, более общей, более широкой). Это означает, что первая теория является частным случаем второй и она следует из этой более широкой теории. Одна из важнейших проблем, связанных с редукцией научных теорий – проблема их терминологической совместимости (переводимости) обеих теорий. 4. В феноменологии – это совокупность методологических процедур, получивших название феноменологической редукции. Феноменологическая редукция заключается в том, чтобы перейти на путь «чистого» анализа сознания – анализа «переживаний истины» как целостного структурно-определенного процесса. Суть ее состоит в том, чтобы изменить «естественную» установку сознания, которое обычно обращено к внешнему миру, и направить все внимание на само же сознание, на его «чистую» структуру, освободив сознание от всего эмпирического. Феноменологическая редукция состоит из двух этапов. Первый, который называется «эйдетической редукцией» состоит в том, что мы «заключаем в скобки» все реальные образы сознания, а также имеющееся знание о них, в особенности научное знание. Все редуцированное как бы «приостанавливается». Феноменолог воздерживается от всяких суждений о реальном. Это воздержание основатель феноменологии Э. Гуссерль обозначает термином «epoche» – см. Эпохе). В результате этой операции остается искомое – субъективность, вначале в виде субъекта как такового. Эта процедура не отрицает существование внешнего мира, а только отвлекается от него. По выражению Э. Гуссерля, этот мир как бы «берется в скобки». Этот этап можно сравнить с такой формой чувственного познания, как представление (воспроизведение), то есть мысленным образом предмета, который в настоящий момент не воспринимается органами чувств человека. Второй этап – это собственно феноменологическая или трансцендентальная редукция – очищение субъективного, Я, Ego, лишение его «мирового» характера и движение к «чистому» потоку сознания как таковому. Э. Гуссерль писал об этом этапе как о переживаниях, которые совершаются в нас в то время, когда мы мыслим. Обычно мы, совершая мыслительную деятельность, «естественно-первоначальным» способом, не замечаем этих переживаний, не анализируем их внимательно. Задача феноменологии заключается в том, чтобы при помощи рефлексии (мышления о мышлении) зафиксировать эту мыслительную деятельность в дескриптивных (описательных) понятиях. С помощью феноменологической редукции Гуссерль реализует задуманную им реформу познания и создания новой логики и философии, в основе которых лежит идея отделения идеального от реального, отделения результатов познания, истин от процесса познавательной деятельности. Истин от процесса познавательной деятельности. Гуссерль говорит об идеальности истин, которые, по его мнению, не имеют никакого отношения к реальному миру, к реальной деятельности человека и человечества в этом мире. Следовательно, феноменологию не интересует, является ли данный предмет действительным или не является, так как для феноменолога сущность предметов действительных и недействительных одна и та же. Вопрос о сущности – это вопрос «что?» Сущность относится к трем измерениям феномена: 1) сущность чего-то (например, крокодила); 2) сущность для кого-то (например, крокодил для меня, крокодил для моего брата; 3) сущность в отношении с другими существами: (земноводными, хищниками). Важное место в феноменологии занимают акты наблюдения. Если мы наблюдаем в воде сломанную палку, можно сказать «вижу сломанную палку», однако, согласно феноменологии правильно будет сказать: «вижу палку, как сломанную». В чем разница? В первом случае моя интерпретация наблюдения – ошибочна, т. к. я ввожу мысленную конструкцию, которой в наблюдении нет. Во втором случае, я говорю то, что действительно вижу и начинаю становиться феноменологом. Мы переходим от исследования вещей на уровень исследования феноменов этих вещей; т.е. от исследования того, что есть, на уровень того, что вижу как существующее. То есть, я исследую мир, но не таким, каким он есть «в себе», а таким, каким он есть «для меня». Место реального мира занимает мир как бы появившийся в нашем сознании, содержащийся в сознании смысл. Наше сознание интенционально – это чистое сознание, т.е. в нем исключено все, что является для него внешним. Сущность предмета и интенциональное сознание этого предмета связаны: интенциональность переводит вещи в сферу чистого сознания. Вещь дается нам в феноменах, в явлениях. В явлении наиболее важной, значимой является сущность; сущность – это смысл явления. Явление, благодаря его смыслу, направляет нас к вещи и оно – условие познания вещи. Исследование феноменов под углом зрения их сущности называется исследованием феноменологического смысла. Новая философия и новая логика, создаваемая Э. Гуссерлем, должна быть сориентирована на изучение науки. Истинное знание и естественнонаучное знание не имеют ничего общего, это антиподы. Истиной является только априорно очевидное знание, именно очевидность есть самый совершенный признак истинности. Целью феноменологии, согласно Э. Гуссерлю, является построение науки о науке, то есть наукоучения или «философии как строгой науки, научной теории, научного познания». Гуссерль, подобно О. Конту, пытался на первом этапе философской эволюции исключить из сферы философии такие проблемы, как вопрос о существовании и природе внешнего мира, о человеческом существовании, о действительном, реальном познании, о противоречиях и конфликтах социального бытия. По его мнению, традиционная наука ориентируется на внешний мир, на познание его законов как формул. Гуссерль называет эти законы фикциями. Ни один из этих законов не воспринимается как априорно очевидное знание, а только на основе индукции из единичных фактов опыта, а следовательно, ни один из них не может считаться абсолютно истинным.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

РЕДУКЦИЯ
Основной метод феноменологической философии, от понимания которого, по словам Гуссерля, "зависит понимание всей феноменологии" [49]. Называется также эпохe (греч.– (воздержание от суждений). Гуссерль считал редукцию "наиболее трудной задачей философии" [50], определяющей, в конечном счете, не только подлинность философской рефлексии, но и смысл всей человеческой жизни.
Трудности редукции связаны, в первую очередь, с ее противоестественностью. Если обычная естественная установка, характерная для повседневного и научного опыта, осуществляется в полном согласии с данными чувств (или с гипотетическими примышлениями), то феноменологическая установка, достигаемая путем редукции, представляет собою полную противоположность природе ("Ein Widerspiel der Natur", говорит Гуссерль). Природа, весь естественный мир заключается здесь в скобки, чтобы дать сознанию возможность обратиться (наконец!) к самому себе. "Когда я действую так, – поясняет Гуссерль, – а я вполне свободен действовать так, я не отрицаю этот "мир", как если бы я был софистом, я не сомневаюсь в его существовании, как если бы я был скептиком; я просто практикую феноменологическое эпохe... Я исключаю также все относящиеся к этому естественному миру науки, какими бы прочными они мне ни казались, как бы ни восторгался я ими, как бы ни был далек от мысли, хоть в малейшей степени выступать против них. Я просто отключаюсь от них, я совершенно не использую их значимостей. Я не использую ни одно из их положений, сколь бы очевидными они ни были. Ни одного из них я не принимаю, ни одно не кладу в основу, поскольку каждое положение, сообразно с данными науки, мыслится как истинное относительно действительностей "этого мира" [51]. Редукция, стало быть, не есть отрицание мира или сомнение в его существовании; она есть просто радикальное сведение сознания к самому себе, к своим изначальным данностям. Мир не перестает быть существующим, он лишь становится феноменом мира; режим редукции не допускает никаких данностей, кроме ноэтически-ноэматических структур сознания. Это легко сказать, но это чрезвычайно трудно осуществить, "так как глаз привык только к объективному" [52], и обратить его, так сказать, вовнутрь сопряжено с бесконечными препятствиями в форме привычек объективистского и эмпирически-субъективистского мышления.
Гуссерль различал три типа редукции: психологический, эйдетический и трансцендентальный. Каждому из этих типов соответствует особый уровень феноменологического исследования: психологическая редукция охватывает сферу дескриптивной феноменологии, эйдетическая редукция очерчена рамками сущностной, или эйдетической, феноменологии, и, наконец, трансцендентальная редукция осуществляется в универсальной трансцендентальной феноменологии. Рассмотрим вкратце все три типа.
1. Психологическая редукция. Здесь речь идет пока о возвращении к собственному непосредственному опыту, или к чистым данным психического самоисследования. Исследователь с самого начала сталкивается с тем трудным обстоятельством, что его психическая жизнь повсеместно смешана с данными "внешнего" опыта и, следовательно, обусловлена внепсихической реальностью. Между тем внешне воспринятая реальность не принадлежит к интенциональному сознанию, хотя к нему принадлежит само наше восприятие этой внешней реальности. Отсюда возникает необходимость осуществления эпохe. Феноменолог исключает всякую объективную "установку" и вместе с ней все суждения относительно объективного мира. Остается только опыт в своей интуитивной самоданности: опыт этого дерева, этого дома, мира вообще. И этот опыт обнаруживает себя как смысл самого предмета. Таким образом, психологическая редукция означена двумя стадиями: "во-первых, это – систематическое и радикальное эпохe над всякой объективирующей "позицией" в опыте, практикуемое как при рассмотрении отдельных объектов, так и в отношении всей установки сознания, и во-вторых, это – опытное усмотрение, анализ и описание различных "явлений": того, что суть уже не "объекты", а "смысловые единства" [53]. При этом само феноменологическое описание состоит из описания поэтических актов и ноэматических предметностей (различные способы "явления" ноэмы в ноэзисе).
2. Эйдетическая редукция. Дальнейшее углубление в тему приводит к необходимости сущностного усмотрения феноменов. Метод идеации позволяет исследователю относиться к фактической стороне феноменов категориально, т.е. рассматривать их в качестве "примеров" или "вариантов" их инвариантной "сущности". Феноменолог отвлекается от частных форм, чтобы исследовать априорные формы явлений. В потоке восприятий (и вообще ноэтических актов) его интересуют неизменные структуры, без усмотрения которых не может быть понято ни одно восприятие. Таким образом, если психологическая редукция обнажает феномены актуального внутреннего опыта, то эйдетическая редукция схватывает сущностные формы того же опыта. При этом необходимо иметь в виду, что эйдетическая феноменология, эмпирически опираясь на дескриптивную феноменологию, в то же время априорно обусловливает ее, так что генетический post factum оказывается здесь логическим priusoм.
3. Трансцендентальная редукция. Это – наиболее глубокий и, следовательно, наиболее трудный этап во всей процедуре. Эпохе осуществляется здесь не только над дескриптивной феноменологией, но и над эйдетической. Дело в том, что как психологическая, так и эйдетическая редукция коренятся еще в реалиях психического мира. По каким образом сам этот мир, существующий независимо и сам по себе, "является" в сознании как нечто целое, если сознанию открыты лишь частные его аспекты? И как быть с "идеальными" мирами, скажем, с миром чисел или с миром логических истин, не говоря уже о самом человеческом существовании? Психологическая и эйдетическая редукции имеют дело с психической субъективностью, всегда коррелирующей с объективным миром. Но когда феноменолог совершает эпохe и над психической субъективностью, ему открывается сфера, не имеющая никакого отношения к объективному миру и представляющая собою самоданность чистой субъективности, выражением которой является формула "Я есмь". "Прежде и до всего мыслимого, – пишет Гуссерль, – есмь Я. Это "Я есмь" является для меня, говорящего это и говорящего в здравом уме, интенциональной первоосновой моего мира; причем мне нельзя упускать из виду то, что и "объективный" мир, "мир для всех нас" является в этом смысле значимым для меня, "моим" миром. Интенциональной первоосновой является, однако, "Я есмь", и не только для мира, который я считаю реальным, но и для всех значимых для меня "идеальных миров" и вообще для всего, что я в каком-нибудь понятном и значимом для меня смысле осознаю в качестве сущего, включая меня самого, мою жизнь, мои мнения, все сознание. Удобно это или неудобно, звучит ли это мне (из каких вечных предрассудков) как нечто чудовищное или нет, таков первичный факт, которого я должен придерживаться и от которого я, как философ, не могу отвести глаз ни на миг. Философские дети воспринимают это как темный угол, в котором бродят призраки солипсизма, а также психологизма и релятивизма. Настоящий философ вместо того, чтобы бежать от этих призраков, предпочтет осветить этот темный угол" [54]. "Изначальное Я" (Гуссерль называет его "Ur-Ich") есть первоисточник всех эйдосов и всех феноменов; по отношению к нему "явлением" оказывается вся наша психическая жизнь. Трансцендентальная редукция таким образом, очищает сознание до области абсолютной, или трансцендентальной, субъективности, конституирующей мир. Структура этой субъективности, по Гуссерлю, трехчленна: ego-cogito-cogitatum, т.е. трансцендентальное "Я", чистые ноэтические акты и их ноэматические референты.
В целом значимость редукции для феноменологии определяется тем обстоятельством, что она не только лежит в основании феноменологического метода как такового, но и переворачивает традиционно-философские представления как наивного, реализма, так к субъективного идеализма о взаимоотношении природы и сознания. Обычному тезису о безусловности природы и условности мыслей о ней Гуссерль противопоставил свой лишь внешне кажущийся странным тезис об относительности природы и абсолютности сознания [55].

Источник: Феноменологическое познание. Основные термины

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.68 мб

Трансцендентальная редукция в метафизике Платона

Семенов Валерий Евгеньевич
В статье рассматривается гносеологическая и методологическая процедура в метафизике Платона, которая позже в истории философии будет названа трансцендентальной редукцией. Анализируются функции и результаты редукции.
Читать PDF
623.33 кб

Что такое физикализм? Сознание, редукция, наука

Юлина Н.С.
Читать PDF
116.72 кб

97. 01. 007. Ротт Х. Редукция и ревизия: аспекты немонотонной смены теорий. Rott H. Reduktion und re

Панченко А. И.
Читать PDF
180.40 кб

Феноменологическая редукция как фокус философии (сравнительный анализ западной и Восточной философии

Тимощук Елена Андреевна
Статья развивает тему генезиса, значения и типологии феноменологической редукции в истории философии.
Читать PDF
2.78 мб

Дескрипция и редукция как способы экспликации проблематики сознания

Мавринский И.И.
The article is dedicated to the conditions according to which structures of consciousness can be deduced and possible modes of intentional objects can be descripted.
Читать PDF
94.40 кб

Трансцендирование в искусстве и феноменологическая редукция Гуссерля

Латышева Жанна Вячеславовна
В данной статье анализируются этапы сложного, полифоничного, творческого процесса трансцендирования в искусстве. Выявляются возможности метода феноменологической редукции Э.
Читать PDF
113.31 кб

Феноменологическая редукция как стратегия мышления

Чубатов Андрей Алексеевич
В статье предпринята попытка подвести читателя к осуществлению феноменологической редукции и косвенно обосновать необходимость этого шага без непосредственного говорения о самой редукции.
Читать PDF
391.50 кб

Редукция и эпохе в феноменологии Э. Гуссерля

Счастливцев Р.А.
В статье рассматривается проблема формирования и обоснования метода феноменологической редукции в феноменологии Э. Гуссерля. Прослеживается связь этого метода с понятиями ЭПОХЕ и естественной установки.
Читать PDF
586.62 кб

МГНОВЕННОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ В ГУССЕРЛЕВСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ

Белоусов Михаил
Читать PDF
1.29 мб

Сознание, редукция и физикализм

Суховой В.И.
Данная статья посвящена психофизической проблеме. Наша цель состоит в том, чтобы показать, что не только сознание сопротивляется редукционистскому объяснению, но редукция в рамках науки далеко не разрешенная и сложная проблема.
Читать PDF
3.10 мб

Жизнь и редукция к жизненному миру

Менш Джеймс
«Кризис» Гуссерля является последней попыткой понять мир в терминах конституирующего сознания.
Читать PDF
532.08 кб

Нейтральная редукция: Темный Фома

Харт Кевин
Статья Кевина Харта из сборника под его редакцией «Подпольные встречи» посвященного философии в рассказах Мориса Бланшо.
Читать PDF
408.60 кб

Качественные и интенциональные ментальные состояния. Проблема редукции

Винник Дмитрий Владимирович
Рассматривается проблема редукции ментальных состояний к состояниям других онтологических типов. Анализируются различные редукционистские концепции физикалистского и функционалистского типов.
Читать PDF
282.81 кб

Кант, неокантианство и представители феноменологии о рефлексии и редукции

Кучеренко Александр Владимирович
Сопоставляются методологии Канта и феноменология, обеспечивающие проникновение в область чистого сознания.
Читать PDF
129.19 кб

К вопросу о возможности редукции состояний дел к действиям: анализ логик l0 и L1

Ольховиков Григорий Константинович
Статья посвящена описанию двух ранее не изучавшихся логик действия, L0 и L1.

Похожие термины:

  • ПРИВЕДЕНИЕ К АБСУРДУ, или: Редукция к абсурду, приведение к нелепости

    лат. reductio ad absurdum), - рассуждение, показывающее ошибочность какого-то положения путем выведения из него абсурда, т. е. противоречия. Если из высказывания А выводится как высказывание B, так и его отриц
  • Редукция, в частности, редуцирование

    логический прием объяснения сложного явления посредством сведения к более простому, рассмотрение его по аналогии с простым.
  • редукция эмпирическая

    РЕДУКЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ — выдвинутая логическими позитивистами Венского кружка идея сводимости (редуцируемое™) всех элементов языка подлинной науки к языковым элементам (терминам и предложениям
  • Учение Гуссерля о мире. феноменологический идеализм, феноменологическая редукция

    Гуссерль принял предпосылки кантовского трансцендентализма с его центральным тезисом — мир мы знаем только благодаря сознанию. При этом основатель феноменологии, с одной стороны, значительно ус
  • РЕДУКЦИЯ В БИОЛОГИИ

    сведение природы биологических признаков к определенности физических и химических процессов. См. парадоксы системных признаков.
  • РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    Нередко ошибочно называется трансцендентально-феноменологической редукцией. Это совершенно разные мировоззренческие операции. Первая операция (феноменологическая) действительно значима и пре
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ

    нем. die phanomenologische Reduktion) — одно из ключевых понятий феноменологии Э. 1^ссерля, характеризующее те цели и процедуры феноменологического метода, которые выполняют по преимуществу критико-очистительн
  • РЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ

    метод трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Его смысл состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к чистому сознанию. Утверждения, свя
  • РЕДУКЦИОНИЗМ

    установка на сведение сложного к простому, одних наук или крупных их разделов к другим: химии к физике, биологии к химии и физике и т. д.
  • РЕДУКЦИОННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    утверждения о частичном тождестве значений терминов теорий различной степени общности (например, арифметики натуральных чисел и арифметики действительных чисел), или различных уровней знания в