Речения Иисуса Христа

Найдено 1 определение
Речения Иисуса Христа
(Sayings of Jesus). Н.з. наука изучает два вопроса, связанных с речениями Иисуса Христа. (1)Были предприняты большие усилия, чтобы проверить подлинность речений Иисуса Христа, и зачастую такой способ формулировки предполагает определенные результаты, т.е. с его помощью можно обнаружить подлинные слова Христа. (2)Ученые стремятся найти объединяющий центр речений Иисуса Христа, т. е. суть Его благовестия. Излишне говорить, что протестантекая наука заняла более или менее оборонительную позицию в этом вопросе и направила все усилия на теологическое толкование Христовых слов.
Поскольку резко отрицательные и скептические результаты Р. Бультмана и ранних форм критики подверглись переоценке (Э. Кеземанн и Дж. Робинсон), ученые вновь предприняли поиски "исторического Иисуса", в ходе крых можно заново проверить все свидетельства  но на сей раз с большим оптимизмом. Если Бультман в своей н.?з. апологии отводит учению Иисуса едва ли 30 страниц, то И. Иеремиас посвятил ему целый том. Ученик Бультмана Г. Борнкамм даже написал книгу под названием "Иисус из Назарета" (1956), что убедительно свидетельствует о растущей уверенности ученых, работающих в данной области.
Современная библеистика стремится найти метод установления подлинности слов Иисуса. Она использует известные критерии подлинности. Главный (и самый распространенный) из них  критерий несходства: лишь те речения Иисуса Христа признаются подлинными, крые расходятся с иудаизмом и ранней Церковью. Но применимость этого критерия, как и всех остальных, чрезвычайно ограничена. Можно ли отделить Христа от Его окружения? Разве ранняя Церковь не опиралась на Его слова? По словам кембриджского библеиста Морны Хукер, в речениях Иисуса Христа мы можем обнаружить лишь индивидуальное, а не характерное и ключевое.
Поэтому важно решить, из чего мы исходим, оценивая речения Иисуса Христа.Наиболее важный вопрос  на ком лежит бремя доказательства подлинности? Считать ли речения Иисуса Христа не подлинными, если обратное не доказано? Или критик должен сначала продемонстрировать основания для своей сдержанности? Для евангельских христиан н.з. повествование подлинно, если не доказано обратное.
К счастью, когда мы рассматриваем содержание слов Иисуса, мы приходим к большему единству. Все исследования обычно начинаются с изучения формы Христова учения (притча, парадокс, поэтический образ и т. д.); именно в ней находят ключ, открывающий либо его семитское происхождение, либо элементы его возможного арамейского прошлого. В этом отношении особую ценность представляют работы таких ученых, какИеремиас.
Однако все библеисты сходятся во мнениях относительно центрального смысла Христова благовестия. Главная тема Евангелия "Царство Божье/Небесное" (вместе с приводимыми параллелями о нем говорится ок. 80 раз), у евангелистов эта тема открывает и завершает Христово служение (Мф 4:17; Мк 1:15; Лк 4:43; Мф 9:35; Лк 8:1). Даже двенадцать и семьдесят учеников призваны провозглашать Царство (Мф 10:57; Лк 10:89).
Но когда мы пытаемся определить, что такое "Царство", краткие формулы представляются недостаточными. Разумеется, нельзя возвращаться к отрицанию эсхатологического значения этого слова, как было принято в XIX в. Иисус возвещает решающее вторжение верховной власти Божьей в историю. Но мы точно не знаем, связан ли этот образ севрейскими апокалиптическими чаяниями (А. Швейцер) или с личным "эсхатологическим" кризисом верующего (Ч. Додд, экзистенциализм). В этом елове, несомненно, присутствуют оба элемента. Если прибегнуть к категориям Дж. Лэдда, Царство Божье уже вторглось в историю, проникнув в сердца людей, повинующихся Богу. Но вместе с тем Царство предстоит в будущем. Церковь охвачена напряженными эсхатологическими чаяниями и ждет, когда Христос державно войдет в историю. Имея обетования о Царстве Божьем, Церковь ожидает его осуществления (Кюммель).
Но слова Иисуса простираются дальше этих образов вторжения Бога в историю. Иисус открывает людям, что Бог действует через Него. Речения Иисуса Христа содержат уникальное самооткровение. Он  Сын Божий, единственный, Кто знает Отца (Мф 11:27 и дал.)и может открыть Его людям (Ин 1:18; 14:811). Т.о., Царство целиком зависит от Иисуса: Он возвестит наступление Царства и явит его в своих могущественных деяниях (Лк 11:20; ср. 17:2021). Поэтому центральная мысль Его речений состоит в том, что Бог действует не только в истории Израиля, но и через Сына и Мессию.
G.M. BURGE(nep. А.К.) Библиография: Т. W. Manson, The Sayings of Jesus and The Teaching of Jesus; W.G. Kiimmel, Promise and Fulfillment; H. Anderson, Jesus and Christian Origins; C. F. H. Henry, ed., Jesus ofNazareth, Savior and Lord; C.C. Anderson, Critical Quests of Jesus; С. H. Dodd, The Founder of Christianity; J. Jeremias, NT Theology, The Proclamation of Jesus; M. Hooker, "On Using the Wrong Tool", Theol 75:57581; A. M. Hunter, The Work and Words of Jesus; G.E. Ladd, The Presence of the Future; P. Henту ,New Directions in NT Study; I.H. Marshall, "Jesus in the Gospels", in The Expositors Bible Commentary, 1,51741; R.H. Stein, "The Criteria of Authenticity". in Gospel Perspectives, ed. R.T. France and D. Wenham; D. E. Aune, Jesus and the Synoptic Gospels: A Bibliographic Study Guide.
См. также: Логия; Притчи Иисуса.

Источник: Теологический энциклопедический словарь