РЕЧЬ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Речь
центральный орган кадетской партии. Главным редактором его был Милюков. В июльские и послеиюльские дни 1917 г. "Речь" вела бешеную кампанию против большевиков. Продолжением "Речи" являются ныне "Последние Новости", издаваемые Милюковым в Париже, и "Руль", издаваемый Гессеном, вторым редактором "Речи", в Берлине. /Т. 6/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

Речь
процесс превращения мыслей в предложения и предложений в мысли: одна из форм передачи информационных сигналов (общения) по одному из каналов ориентирования человека в мире (например, звуковому).
По [2] речь - деятельность человека, заключающаяся в общении с другими людьми, в выражении и передаче им мыслей (точнее, содержания мыслей) посредством того или иного языка. Речь - это процесс пользования языком.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Речь
артикуляция понятности”, экхистенциал, “равноисходный”, с расположением и пониманием. Понятность бытия-в-мире членораздельна еще до толкования и выговаривает себя как речь. В речи присутствие самовыговариватеся, , поскольку в ней выявляется его настроение.
К конститутивным моментам речи принадлежат о-чем речи (обговариваемое), проговоренное как таковое, сообщение и известия. Молчание – один из модусов речи. см. Толки

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

Речь
Не столько способность говорить, сколько акт говорения. Речь отличается от языка как актуальное отличается от виртуального; от дискурса – как действие от результата; от конкретного языка – как единичное от общего или индивидуальное от коллективного (Соcсюр, «Курс общей лингвистики», глава III и примечание 63). Всякая речь есть творение дискурса путем актуализации языка (как способности) при помощи конкретного языка (как исторически сложившейся системы условностей). Речь есть настоящее смысла.

Источник: Философский словарь.

РЕЧЬ
(древ.‑рус. речение – изречение) – вид мышления и информационно‑коммуникативной деятельности человека, осуществляемой в форме языкового общения. Выделяют Р. внешнюю, имеющую коммуникативную направленность, ориентированную на понимание других людей с целью воздействия на их сознание, поведение и деятельность; Р. внутреннюю – общение человека с самим собой для постановки и решения той или иной познавательной задачи. В Р. представлены внешний, чувственный и внутренний, смысловой аспекты. Из образов, символов, слов, сигналов, знаков партнёры по общению раскрывают их содержание, кодируя и раскодируя информацию. Будучи средством выражения мысли, Р. является основным механизмом развития мышления человека (33; 36; 79; 114).

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

РЕЧЬ
действие по выражению своей мысли через артикулированный язык. Живая речь, устная или поэтическая, противостоит организованному, письменному, прозаическому или техническому языку. Платон определял мысль как внутреннюю речь; по мнению Эггера и других философов, это выражение определяет жизнь сознания: речь тогда будет неотделима от духовного понимания, от операций человеческого разума. Тем не менее, можно провести различие и заметить, что между пониманием, носящим необходимый характер (например, в математике, что три угла треугольника равны сумме двух прямых углов), и его выражением в речи, вклинивается свобода: человеческая речь всегда свободна и несет в себе элемент произвола, даже если отношение, которое мы хотим доказать, Носит абсолютно необходимый характер.

Источник: Философский словарь

РЕЧЬ
деятельность человека, заключающаяся в общении с др. людьми, в выражении и передаче им мыслей посредством того или иного языка. Р.—это процесс пользования языком. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании отдельного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной практики человечества. При этом общении происходит постоянный обмен мыслями: с одной стороны, понимание чужих мыслей и усвоение их, а с др.— формулировка и высказывание собственных мыслей. В связи с этим различают Р. пассивную (сенсорную)— как восприятие и понимание чужой речи и Р. активную (моторную) — как высказывание своих мыслей, чувств и желаний. То, что разделено между говорящим и слушающим, психологически во внутренней структуре Р. объединено в единое целое: говоря, человек слышит и понимает, слыша и понимая, говорит. Физиологически это объясняется единством в работе речедвигательного и слухового анализатора, связями между ними. Осн. виды Р.: устная, т. е. произносимая и слышимая, и письменная. Последняя появилась в истории человечества много позднее устной и прошла в своем развитии ряд стадий от пиктографии (передача мысли условными схематическими рисунками) до совр. фонетического письма. Особый вид Р. составляет внутренняя Р., характеризуемая скрытой артикуляцией речевых звуков. Р. является предметом изучения языкознания, психолингвистики, психологии, к-рая исследует процессы усвоения языка, формирование Р. в ходе индивидуального развития человека, условия ее воздействия, восприятия, понимания и произнесения.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РЕЧЬ
речевая деятельность, общение, опосредство­ванное языком; один из видов коммуникативной дея­тельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельно­сти и как одна из форм проявления возникающего соз­нания. В науч. лит-ре существуют противоречивые взгляды на сущность и функции Р.: Б. Кроче считает Р. средством эмоционального выражения; О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают Р. две осн. функ­ции - выражения и коммуникации. Для А. Марти, П. Вегенера Р. - только средство воздействия. К. Бюлер выделяет функции выражения, обращения и сооб­щения. Сов. психологи указывают на две осн. функции языка (Р.): функцию средства, орудия общения (ком­муникации) и функцию средства обобщения, орудия мышления. Выделяются также функции выражения, воздействия, указательная и др. Р. как психологич. явление обычно понимается как особый вид деятельно­сти (наряду с трудовой, познавательной, мнемической и др.) и как речевые действия или операции, включен­ные в перечисленные виды деятельности; в этом смысле Р. соотносится с такими категориями, как мышление, память и т. п. Р. - одна из высших психич. функций человека. В психофизиологич. организации Р. есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и осознаваемые (осознается содержание, а также иногда словесный состав, грамматика и даже звуковая сторо­на Р.): характер осознания зависит от типа Р., уровня развития речевых умений говорящего, социальной ситуации и др. факторов.
Можно выделить собственно Р. (или «внеш.» Р.), к-рая имеет коммуникативную направленность, т. е. ориентирована на понимание др. людьми с целью воз­действия на их сознание и деятельность, а также на со­циальное взаимодействие, и внутр. Р., к-рая есть в сущ­ности общение человека с самим собой для постановки и решения той или иной познават. задачи. Ориентирован­ность внутр. Р. на познават. задачи ведет к использова­нию в ней разного рода вспомогат. средств (образы, схе­мы и т. д.) и возникновению специфич. закономерностей синтаксич. строения внутр. Р., впервые описанных Л. С. Выготским. Внутр. Р. отличается от внутр. проговаривания (Р. «про себя», беззвучная Р.) и внутр. программирования (создание плана будущего высказыва­ния или цепочки высказывании). Внутр. Р. генетически восходит к собственно Р.: лишь использование Р. для общения делает возможным (как в филогенезе, так и в онтогенезе) использование ее для познания. Собственно Р. («внеш.» Р.) разделяется на диалогич. и монологич. Р.; генетически первичной является диалогич. Р.
Оставаясь коммуникативной, «внеш.» Р. может вы­полнять в то же время различные дополнит. функции, напр. поэтическую (Р. как орудие общения посредством иск-ва), магическую («воздействие» на реальный мир с помощью слова), номинативную (Р.-наименование), диакритическую (Р., непосредственно включенная в ре­чевую ситуацию и используемая лишь для ее уточнения и дополнения неречевых действий) и т. п.

Источник: Советский философский словарь

РЕЧЬ
более узко – речевая деятельность) – один из видов специфически человеч. деятельности, под к-рым понимается обычно коммуникативная деятельность, опосредованная знаками языка. Термин "Р." не имеет твердо установл. значения. В психологии он иногда понимается расширительно – в объем Р. включается не только деятельность, но в известной мере и система средств общения и вообще осуществления этой деятельности, т.е. язык. В языкознании термин "Р." общепринят для обозначения категории, коррелятивной категории "язык", т.е. для перевода введенного Соссюром термина "parole", тогда как термином "речевая деятельность" иногда пользуются для перевода соссюровского термина "langage". В науч. лит-ре существуют различные, зачастую прямо противоречащие друг другу взгляды на сущность и функции Р. Так, Б. Кроче трактует Р. как средство эмоц. выражения; О. Дитрих, К. Яберг и К. Фосслер приписывают языку (Р.) две осн. функции – выражение и коммуникация. Для А. Марти и П. Вегенера Р. есть только средство воздействия. Наконец, существуют попытки (П. Демпе) интерпретировать Р. только как средство выразить нек-рое объективное содержание. Наиболее распространена в наст. время концепция К. Бюлера, в к-рой язык характеризуется функциями выражения (Ausdruck), обращения (Appel) и сообщения (Darstellung), реализуемыми в речевой деятельности. Согласно Ф. Кайнцу и К. Аммеру, членение, предложенное Бюлером, соответствует лишь системе "первичных" функций языка или Р. ("диалогич. функции"); наряду с ними в Р. могут реализоваться и "вторичные" ("адиалогические") функции: этическая (выражение определ. отношения к собеседнику), магическо-мифическая и логико-алетическая (выражение мировоззрения). Близко к этому понимание Р. Якобсоном, выделяющим соответственно 6 компонентам акта Р. (отправитель, адресат, контекст, код, контакт и сообщение) след. функции Р.: эмотивную (выражение чувств и воли говорящего); конативную или вокативно-императивную (направленность и модульность Р.); референтную (обозначение предметов внешнего мира); метаязыковую, дающую возможность говорить о языке; фатическую (установление контакта) и поэтическую (организация сообщения). Согласно пониманию, распространенному в сов. психологии (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн), язык (Р.) имеет две осн. функции: средства общения, орудия коммуникации и функцию средства обобщения, орудия мышления. Сов. психологи выделяют у Р. также функции выражения, воздействия, указательную и др. В отличие от Бюлера и др., рассматривающих функции Р. как самостоятельные и приписывающих их различным речевым элементам, сов. психология склонна трактовать их как включенные в одно единство (внутри к-рого они друг друга определяют и опосредствуют), не считая возможным атрибутировать эти функции отд. единицам Р. Р. как средство общения. В нек-рых сообществах животных существуют развитые системы коммуникации, функционально сходные с Р., напр. "язык" пчел, используемый для передачи информации о найденном источнике пищи. Однако все подобные системы служат для осуществления только биологич. функций (питание, размножение); они передаются генетич. путем, а не через посредство обучения. Существенно ограничены и их содержат. возможности. Человеч. Р. могла возникнуть лишь в трудовом коллективе, как средство координации специфически трудовой деятельности и как форма существования возникающего в этом же контексте сознания. В этом процессе речевые средства постепенно теряют свой "естеств." характер и становятся системой искусств. сигналов. При этом они уже не просто тем или иным образом организуют в принципе не зависимую от них деятельность, как это было ранее, а вносят в нее новое объективное содержание и этим перестраивают ее структуру: в знаке фиксируются не только внешние, природные связи объектов, но и связи самой деятельности. Наряду со звуковой Р. для коммуникации могут служить и другие (визуальные, тактильные и т.д.) формы Р. С коммуникативной функцией Р. связана ее членораздельность (артикулированность), т.е. особая внутр. организация речевого сообщения, соответствующая иерархически организованным в языке и реализующимся в Р. кодовым системам (семантич. артикуляция – распадение потока Р. на слова; морфологич. артикуляция – морфемы; фонетич. артикуляция – фонемы). Р. как средство обобщения. В языковой форме общество опредмечивает многообразные результаты и формы (способы) деятельности. Каждый индивид в процессе обучения распредмечивает эти результаты и формы и т.о. формирует различные способности. При этом усвоение языка и формирование соответствующих ему способностей является необходимым условием для усвоения др. элементов обществ.-историч. опыта человечества, существующих в языковой форме, и формирования на этой основе др. деятельных способностей. Т.о., язык есть орудие сознания, а речевая деятельность – форма процесса, в к-ром сознание отражает действительность и в к-ром оно реализуется. В известном смысле можно сказать, что Р. есть процесс, а язык – способ осуществления сознания. Это относится и к внутр. Р., т.е. такой, внешняя (звуковая) сторона к-рой редуцирована или совсем свернута и обычно выступает в виде микродвижений речевых органов. В и д ы Р. выделяются в зависимости от ее функцион. направленности и обстоятельств протекания. Наиболее общо деление Р. на диалогическую и монологическую. В совр. науке специально рассматривают массовую коммуникацию, объединяя в ней все виды Р., служащие задаче воздействия на массовую аудиторию, но не предполагающие с ней непосредств. контакта (пресса, радио, телевидение). По др. основанию Р. делится на письм. и устную. Существуют и многие другие принципы классификации видов Р. Р. как объект языкознания и д р . н а у к. Языкознание изучает Р. гл. обр. как реализацию системы языка, а также отд. виды Р. Эти последние рассматриваются также поэтикой, теорией массовой коммуникации и нек-рыми др. науками. Логика изучает Р. как одну из форм осуществления человеч. мышления. Психология исследует механизмы онтогенеза Р. и ее функции в психич. деятельности. Механизмы и патология Р. изучаются также в физиологии. Звучание Р. безотносительно к ее содержанию и функциям исследует речевая акустика как часть физики. Наконец, в последние годы начался интенсивный анализ Р. с т. зр. теории связи и прежде всего теории разборчивости речевых сигналов, а также механизмов их опознавания и условий синтеза искусств. Р. В наст. время все эти дисциплины, исторически сложившиеся как самостоят. отрасли знания, располагают собств. системами понятий и терминов и действуют в известной изоляции друг от друга. Между тем существует ряд задач, вызывающих необходимость комплексного междисциплинарного исследования Р. и разработки пограничных вопросов. Это обусловило появление направлений типа "психолингвистики" (США), пытающихся синтезировать различные подходы к исследованию Р. Лит.: Маркс К., Замечания на книгу А. Вагнера "Учебник политич. экономии", Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; ?отебня ?. ?., Из записок по рус. грамматике, 2 изд., т. 1–2, X., 1888; его же, Мысль и язык, 3 изд., X., 1913; Соссюр ?., Курс общей лингвистики, пер. с франц., М., 1933; ?орозова Н. Г., О понимании текста, "Изв. АПН РСФСР", 1947, вып. 7; Происхождение человека и древнее расселение человечества, М., 1951; Выготский Л. С, Избр. психологич. исследования, М., 1956; его же, Развитие высш. психич. функций, М., 1960; Щедровицкий Г. П., "Языковое мышление" и его анализ, "Вопр. языкознания", 1957, No 1; Эльконин Д. Б., Развитие речи в дошкольном возрасте, М., 1958; Жинкин Н. И., Механизмы Р., М., 1958; Лурия А. Р., Развитие Р. и формирование психич. процессов, в сб.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959; Новое в лингвистике, [пер. с англ. и франц.], вып. 1–3, М., 1960–63; Ананьев Б. Г., К теории внутр. Р. в психологии, в его кн.: Психология чувств. познания, М., 1960; ДукельскийН. И., Принципы сегментации речевого потока, М.–Л., 1962; Леонтьев ?. ?., Возникновение и первонач. развитие языка, М., 1963; Лурия А. Р., О нарушении динамики речевого мышления, в его кн.: Мозг человека и психич. процессы, М., 1963; Розенгарт-Пупко Г. Л., Формирование Р. у детей раннего возраста, М., 1963; У истоков человечества, М., 1964; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; Humboldt W., ?ber die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluss auf die geistige Entwickelung des Menschengeschlechts, Gesammelte Werke, Bd 6, В., 1848; Steintha1 H., Grammatik, Logik und Psychologie. Ihre Prinzipien und ihr Verh?ltniss zu einander, В., 1855; B?hler K., Sprachtheorie, Jena, 1934; Bloomfield L., Language, L., 1935; ?je1ms1ev L., Langue et parole, Cahiers F. de Saussure, t. 2, Geneve, 1942; Skinner В., Verbal behavior, ?. ?., 1957; ?ngve V., A model and an hypothesis for language structure, "Proceedings of the American Philosophical Society", 1960, v. 104, No 5; Malinowski В., The problem of meaning in primitive language, в кн.: Оgden C. K. and Richards I. Y., The meaning of meaning...,10 ed., N. Y., 1959; Pike K. L., Language in relation to a unified theory of the structure of human behaviour, pt 1–3, Glendale, 1954–60; Psycholinguistics: a book of readings, N. Y., 1961; S1ama-Cazacu T., Langage et contexte, ´s-Gravenhage, 1961; Psycholinguistics. A survey of theory and research problems, 2 ed., Bloomington, 1965. А. А. Леонтьев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
132.08 кб

Речь в полисе

Богатов Михаил Александрович
В статье возобновляется вопрос начала "Политики" Аристотеля, посвященный определению человека как политического животного. Раскрывается возможный способ понимания человека через окружение его двумя видами существ богов и зверей.
Читать PDF
245.93 кб

Избыточная речь: бытие у Платона и Парменида

Богатов Михаил Александрович
В данной статье исследуется выражение Платона «tO.n Ontwj». Автор предлагает рассмотреть данное лингвистическое усиление (значения бытия) в онтологическом значении как указание на особое, избыточное понимание бытия.
Читать PDF
9.30 мб

Ментальное слово и внутренняя речь: к концепции мышления в схоластических курсах раннего нового врем

Мусхелишвили Н. Л., Вдовина Г. В.
Читать PDF
231.37 кб

Процесс мифотворчества и речь

Мозжилин С. И.
Читать PDF
2.62 мб

Речь как основание самосознания

Ноговицын О. М.
В статье рассматривается совпадение смысла и поведения. Совпадение смысла и поведения определяется как основание ритуального существования. Различаются рефлексивный и нерефлексивный варианты ритуала.
Читать PDF
78.34 кб

Третья речь Вл. Соловьёва в память Ф. М. Достоевского спустя 130 лет

Порус Владимир Натанович
Известная статья В. С. Соловьёва рассматривается как диагноз культурного кризиса, наступившего в России после мартовских событий 1881 года.
Читать PDF
2.07 мб

Философская риторика: убеждающая речь

Герасимова И. А.
Читать PDF
189.44 кб

Речь и слово в религиозно-философской системе шактистских Пуран

Мартынова М. В.
Читать PDF
2.82 мб

Прерванная речь (к феноменологии языка)

Кузин И.В.
Читать PDF
2.74 мб

Дело как слово: речь лидера

Смирнов Е.А.
Читать PDF
940.94 кб

Речь перед защитой диссертации: "Нравственное учение Климента Александрийского"

Д. П. Миртов
Читать PDF
1.82 мб

О значении философско-литературной деятельности В.С. Соловьева для христианского богословия: речь, ч

В. Г. Рождественский
Читать PDF
1.39 мб

О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия: речь, произнесенная на торжественном годичном а

Е. П. Аквилонов
Читать PDF
1.39 мб

О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия: речь, произнесенная на торжественном годичном а

Е. П. Аквилонов
Читать PDF
1.39 мб

О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия: речь, произнесенная на торжественном годичном а

Е. П. Аквилонов

Похожие термины: