РЕАЛИЗМ в эстетике и литературоведении

Найдено 1 определение
РЕАЛИЗМ в эстетике и литературоведении
(от позднелат. realis — вещественный, предметный) — термин был введен в обиход в 1850 г. группой фр. писателей, пропагандировавших правдивое и непретенциозное изображение повседневной жизни, мещанского и провинциального быта, без субъективной оценки и широких соц. перспектив, в простой и непритязательной прозе, приближающейся к разговорной речи. Однако классич. Р. XIX в. представляет собой тип культуры, возникший после Фр. революции в условиях развития зрелого буржуазного об-ва. Ранее всего Р. начинает формироваться в творчестве А.С.Пушкина (1799— 1837) второй половины 1820—30-х гг., а во Франции — в творчестве Стендаля (А.М.Бейля; 1783— 1842), О. де Бальзака (1799—1850) и П.Мериме (1803—70). Реалистическая культура — это культура реальности, выступающей как единственного образец и критерий истины. Мир и все его составляющие, включая человека, объяснен внутр. закономерностями. Сверхреальное абсолютно преодолено, равно как снята оппозиция «конечное— бесконечное». Добро и зло, красота и безобразие, истина и ложь, прочие антитезы вводятся в пределы реальности; мир становится односферным; реальность вмещает в себя всевозможные тенденции, что и определяет ее развитие и историю. Мир Р. — мир текущей жизни в ее диалектич. многообразии; человек в Р. — центр преломления всевозможных внешн. (соц., истор., бытовых) детерминант, что и определяет его сложность и противоречивость. Р. исследует изменчивую реальность; отсюда главенство прозы, а в ней — романа как осн. жанра. Реалистический герой, появившийся на сломе эпох, был духовно впереди своего поколения. Таковы герои романов И.С.Тургенева (1818—83). Однако полемизируя с романтизмом, Р. порождает целую плеяду героев, чей внутр. мир, обладая романтическим флером, уже иной. Если романтический герой самовыражался через слово, то герой Р. часто лишь состоит из фраз, пародируя романтического героя. Узнаваемые романтические тексты служат для выражения иронической позиции автора или героя реалистического произв. В рус. лит-ре примером иронической интерпретации 72романтического текста служит роман «Обыкновенная история» (1847) И.А.Гончарова (1812—91). Р. привнес в худ. произв. особые типы конфликтов: 1) диалогический — столкновение т.зр., жизненных установок и позиций. Типичные примеры представлены в романах «Отцы и дети» (Тургенев), «Кузина Бетта» (Бальзак), «Красное и черное» (Стендаль), «Маттео Фальконе», «Двойная ошибка» (Мериме); 2) конфликт, детерминированный событиями прошлого. В романе А.И.Герцена (1812—70) «Кто виноват?» (1845—46) жизненные коллизии, в к-рые ввергаются герои, оказываются зависимыми от перенесенного ими ранее; позднее Э.Золя (1840—1902) создал генетическую теорию, согл. к-рой дети наследуют худшее от своих родителей, а скрещивание судеб оказывает влияние на истор. изменения в мире, как это было в его монументальном цикле романов «Ругон-Маккары» (1871—93); 3) конфликт, в результате разворачивания к-рого изменяется внутр. мир героя произв. В «Отце Горио» (1834—35) Бальзака знатный, но бедный юноша, столкнувшись с постыдными семейными тайнами и лицемерием об-ва, бросает вызов свету. В последующих произв. цикла «Человеческая комедия» (1834—49) он делает блестящую карьеру, добившись министерского портфеля и женившись на дочери своей любовницы. В рус. лит-ре подобная метаморфоза происходит с героем «Обыкновенной истории»: Александр Адуев превращается из романтически настроенного провинциального юноши в рассудочного и практичного дельца. Жанровое главенство романа в Р. предопределило тяготение лит-ры к крупным формам, складыванием романов в циклы. В рус. лит-ре появляются циклы романов-биографий. Л.Н.Толстой (1828—1910) в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» (1864), Н.Г.Гарин-Михайловский (1852—1906) в тетралогии «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (1907) — панорамах истории одного молодого человека — рассматривают жизненные этапы героя — юноши, не лишенного обаяния, преодолевающего возрастные сложности и трудности, связанные с пребыванием в об-ве. Эпоха, богатая истор. событиями, заставляет авторов-реалистов обращаться к мемуарам, повествующим о событиях прошлого, участником к-рых был автор. К этому жанру обращались Стендаль, С.Т.Аксаков (1791— 1859), автор «Семейной хроники» (1856), Ф.М.Достоевский (1821—81), написавший «Записки из подполья» (1864) и «Дневник писателя», (1873—81), Герцен, создавший «Былое и думы» (1855—8) как промежуточный жанр между мемуарами и романом. В Р. особый статус получила традиция физиологизма. Автор физиологии всегда осознает, что и в каких пределах он изучает, сосредотачиваясь на опред. участке жизни, на изображении конкретного типа. Физиологии имели тенденцию складываться в сборники. Такова «Физиология Петербурга» (1845). В своем следовании жизненной правде писатели-реалисты все более расширяют эстетич. границы. Флобер (1821—80), а вслед за ним Золя аналитически погружаются в жизненные реалии, вызывающие двойственное чувство — противоречие между представлением о естественности происходящего и его антиэстетичностью. Таковыми предстают смерть, совокупление, бытовая грязь, запахи. В рус. лит-ре натуралистическая обнаженность лежит в основе произв. Ф.М.Решетникова (1841—71), Н.Г.Помяловского (1835—63), В.А.Слепцова (1836— 78). Панорама лит. процесса XIX в. свидетельствует о том, что Р. стремился к всеохватности, к воспроизведению действительности даже более полному, нежели она сама, как об этом рассуждал Ги де Мопассан (1850—93) в своей ст. «О романе» (1887). Лит.: Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977; История всемирной литературы: В 9 т. М., 1989. Т. 6; Лотман Ю.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974; Он же. О русской литературе. СПб., 1997; Очерки по истории русской литературы: В 3 ч. М., 1967; Переверзев В.Ф. У истоков русского реализма. М., 1989; Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л., 1984; Проблемы типологии русского реализма. М., 1969; Федоров Ф.П. Типы искусства, существовавшие в 1800—1830-е годы // Эолова арфа: Русская романтическая лирика. Даугавпилс, 1994; Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII—XIX веков. М., 1999. Т.Л.Шумкова

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь