РАВНОВЕСИЯ ТЕОРИЯ
РАВНОВЕСИЯ ТЕОРИЯ
концепция развития, формулировавшаяся рядом философов 17–18 вв., а в 19 в. – нек-рыми социологами (гл. обр. позитивистами). Р. т. основывается на принципах механицизма и утверждает, что в механизме процесса развития главным является состояние равновесия между развивающимся объектом и окружающей его средой, что всякое развитие направлено на достижение равновесия. В России нек-рые принципы Р. т. использовали Богданов (для обоснования своей тектологии) и Н. И. Бухарин, т. зр. к-рого была подвергнута резкой критике в парт. документах и лит-ре. Р. т. следует отличать от широко используемого в естеств. науках, в частности в кибернетике, понятия равновесия, играющего особенно важную роль в кибернетических, биологических и психологических исследованиях; в этих исследованиях равновесие существенно как момент устойчивости динамических систем.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Теория равновесия
вульгарно-механическая и антидиалектическая теория, считающая равновесие естественным и «нормальным» состоянием, а движение, развитие — временным и преходящим. Источник движения эта теория видит во внешних противоречиях, отрицая внутренние противоречия вообще и в особенности как источник развития. В отношении общественных явлений Т. р. исходит из того, что развитие об-ва зависит якобы гл. обр. от взаимоотношения его с внешней средой, природой, что движущей силой развития антагонистического об-ва является не классовая борьба, а внешние противоречия с природой. Т. р. отстаивали Конт, Каутский, Богданов, Бухарин и др. На нее опираются и ныне мн. идеалисты, правые социалисты, ревизионисты. На основе Т. р. идеологи оппортунизма строят свои антимарксистские догмы о «мирном врастании» капитализма в социализм, о «гармонии» классовых интересов, об ультраимпериализме и т. п. Коммунистическая партия Советского Союза подвергла критике эту теорию в период строительства социализма, когда она использовалась как философское обоснование практики правого оппортунизма. Одной из черт Т. р., используемой и ныне для защиты капитализма, является утверждение, что противоположности (напр., классов) должны взаимно нейтрализовать, сбалансировать, уравновесить друг друга, что якобы только таким путем достигается устойчивое положение об-ва. В действительности же противоположности находятся в борьбе, и эта борьба неизбежно приводит к снятию противоположностей, к ликвидации данных конкретных противоречий об-ва и в результате к возникновению нового состояния об-ва (Социалистическая революция).
Источник: Философский словарь. 1963
РАВНОВЕСИЯ ТЕОРИЯ
название ряда немарксистских социально-историч. концепций, к-рые пытаются объяснить процессы развития и функционирования общества или его элементов на основе принципа равновесия, заимствованного из естествознания. Эти концепции не представляют собой теории в строгом смысле слова; понятие равновесия используется здесь именно в качестве общего объяснит. принципа.
Попытки рассмотреть общество как равновесную систему впервые возникают в европ. социальной науке в 17 в. под влиянием бурно развивавшегося механистич. естествознания (Спиноза, Гоббс, Лейбниц). Рассматривая социальные проблемы с позиций «социальной физики», «механики страстей», мыслители той эпохи были склонны проблемы обществ. порядка сводить к существованию равновесия между частями общества, напоминающего равновесие элементов физич.мира. Собственно Р. т. впервые получила развернутое изложение в 18 в. в утопич. построениях Фурье, к-рый на «открытых» им способах расчета равновесия и гармонизации страстей основывал свой план идеального человеч. общежития, а идею равновесия считал универсальной для всего мироздания.
Во 2-й пол. 19 в. идею равновесия применительно к обществ. проблемам развивали социологипозитивисты Конт, Спенсер, Смолл, Уорд, для к-рых эталоном по-прежнему служило равновесие физич. систем. В нач. 20 в. концептуальные основания Р. т. несколько видоизменяются под влиянием организмич. мышления: эталоном равновесия выступает теперь не механич. система, а живой организм, где равновесие обеспечивается за счет сложных процессов внутр. регуляции. Одним из первых такой подход реализовал А. А. Богданов. В 20-х гг. ряд сов. философов-механистов (В. Н. Сарабьянов, И. И. СкворцовСтепанов и др.) фактически противопоставляли положения Р. т. учению диалектич. материализма о единстве и борьбе противоположностей, рассматривая скачки как «процессы нарушения равновесия».
С конца 30-х гг. модель динамич. равновесия берется на вооружение мн. представителями структурно-функционального анализа в бурж. социологии, у к-рых идея равновесия приобретает консервативный идеологич. смысл. Многие бурж. социологи выступают с критикой функционалистской Р. т., отмечая, что она имеет дело лишь с идеальными сбалансированными системами, игнорирует внутрисистемные источники нарушения равновесия и потому плохо приспособлена для анализа процессов социального изменения. Эти слабости особенно явственны в эмпирически ориентированных направлениях социологии.
Марксизм-ленинизм принципиально отвергает Р. т. как теоретич. конструкцию, вскрывая консервативно-охранительские предрассудки ее представителей. Вместе с тем это но означает отбрасывания понятия равновесия и связанного с ним понятия устойчивости: эти понятия играют важную эвристич. роль в изучении динамич. развивающихся систем, выступая в качестве одной из условных точек отсчета; проблема заключается лишь в том, что на основе этих понятий нельзя построить целостного объяснения процессов в соответствующих системах.
Комаров М. С., Функциональное объяснение в совр. бурж. социологии, в кн.: Актуальные проблемы развития конкретных социальных исследований, [М.], 1971.
Попытки рассмотреть общество как равновесную систему впервые возникают в европ. социальной науке в 17 в. под влиянием бурно развивавшегося механистич. естествознания (Спиноза, Гоббс, Лейбниц). Рассматривая социальные проблемы с позиций «социальной физики», «механики страстей», мыслители той эпохи были склонны проблемы обществ. порядка сводить к существованию равновесия между частями общества, напоминающего равновесие элементов физич.мира. Собственно Р. т. впервые получила развернутое изложение в 18 в. в утопич. построениях Фурье, к-рый на «открытых» им способах расчета равновесия и гармонизации страстей основывал свой план идеального человеч. общежития, а идею равновесия считал универсальной для всего мироздания.
Во 2-й пол. 19 в. идею равновесия применительно к обществ. проблемам развивали социологипозитивисты Конт, Спенсер, Смолл, Уорд, для к-рых эталоном по-прежнему служило равновесие физич. систем. В нач. 20 в. концептуальные основания Р. т. несколько видоизменяются под влиянием организмич. мышления: эталоном равновесия выступает теперь не механич. система, а живой организм, где равновесие обеспечивается за счет сложных процессов внутр. регуляции. Одним из первых такой подход реализовал А. А. Богданов. В 20-х гг. ряд сов. философов-механистов (В. Н. Сарабьянов, И. И. СкворцовСтепанов и др.) фактически противопоставляли положения Р. т. учению диалектич. материализма о единстве и борьбе противоположностей, рассматривая скачки как «процессы нарушения равновесия».
С конца 30-х гг. модель динамич. равновесия берется на вооружение мн. представителями структурно-функционального анализа в бурж. социологии, у к-рых идея равновесия приобретает консервативный идеологич. смысл. Многие бурж. социологи выступают с критикой функционалистской Р. т., отмечая, что она имеет дело лишь с идеальными сбалансированными системами, игнорирует внутрисистемные источники нарушения равновесия и потому плохо приспособлена для анализа процессов социального изменения. Эти слабости особенно явственны в эмпирически ориентированных направлениях социологии.
Марксизм-ленинизм принципиально отвергает Р. т. как теоретич. конструкцию, вскрывая консервативно-охранительские предрассудки ее представителей. Вместе с тем это но означает отбрасывания понятия равновесия и связанного с ним понятия устойчивости: эти понятия играют важную эвристич. роль в изучении динамич. развивающихся систем, выступая в качестве одной из условных точек отсчета; проблема заключается лишь в том, что на основе этих понятий нельзя построить целостного объяснения процессов в соответствующих системах.
Комаров М. С., Функциональное объяснение в совр. бурж. социологии, в кн.: Актуальные проблемы развития конкретных социальных исследований, [М.], 1971.
Источник: Советский философский словарь