РАУШЕНБУШ Уолтер

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

РАУШЕНБУШ Уолтер
1861-1918) - американский протестантский теолог, лидер социального евангелизма. После окончания богословской семинарии в Рочестере стал баптистским пресвитером в бедном районе Нью-Йорка. Непосредственное знакомство с жизнью городских трущоб воодушевило Раушенбуша на разработку доктрины социального евангелизма, систематически изложенную им в книге «Христианство и социальный кризис» (Christianity and Social Crisis, 1907). Наступил, утверждал он, «Великий день Христа», когда раскрылись способности человека построить «Царство Божие путем преобразования всех общественных отношений в соответствии с нормами евангельской морали, и прежде всего главной из них — заповедью любви». Поэтому церковь не должна оставаться равнодушной к страданиям людей и ограничиваться заботой о спасении отдельных индивидов. Ее главная задача — добиться «перенесения гармонии небес на землю», что должно ликвидировать социальное зло и эксплуатацию, заменив ее системой добровольных услуг.
Раушенбуш последовательно развивает идеи либерального протестантизма 19 в., соответствующим образом интерпретируя ключевые христианские догматы (см. Догматы христианские) и понятия. По его мнению, в людях заложен особый социальный инстинкт, который составляет основу жизни общества и моральных норм; он проявляется прежде всего в стремлении к добру и любви к другом людям. Поэтому христиане способны своими силами преодолеть социальную несправедливость, сознательно и в качестве младшего партнера Творца эффективно участвовать в создании Царства Божьего. Тем самым в отличие от ортодоксальной протестантской концепции трансцендентного Бога, пребывающего по ту сторону человеческого опыта, он утверждает концепцию имманентного Бога. Соответственно и понятие греха интерпретируется Раушенбушем не как полная утрата свободы воли и склонности к добродетели (М. Лютер, Ж. Кальвин), но как духовный и практический эгоизм, себялюбие, игнорирование интересов других людей, т. е, как мирской порок, поддающийся исправлению в результате осознания истинными христианами своего земного призвания и неустанного самосовершенствования.
Взгляды Раушенбуша выразили социальные позиции лидеров крупнейших протестантских церквей США, озабоченных растущими противоречиями труда и капитала, что привело к бурному росту христианских рабочих организаций и профсоюзных объединений. Последующее развитие США, особенно 1 -я мировая война и годы депрессии, выявили утопичность «позитивной» программы Раушенбуша, в 1930-х гг. подвергшейся резкой критике со стороны Райнхольда Нибура. Одна^ ко страстные обличения Раушенбушем мучительных противоречий индустриального общества и защита идеалов либерализма оказали громадное влияние на позиции христианских идеологов и протестантских церквей, в частности на социальную философию М. Л. Кинга. Выдвинутая Раушенбушем концепция мирной «революции духа», противопоставляемая Октябрьской «захватной революции» 1917, была положена в основу программы российских баптистов.
Соч.: Социальные принципы Иисуса Христа. Нью-Йорк, б. г.; Christianizing the Social Order, 1912; The Social Principles of Jesus, 1916; A Theology for the Social Gospel, 1922. Лит.: Кислова А. А. Социальное христианство в США. М., 1974; Митрохин Л. Н. «Социальный евангелизм» Раушенбуша.— В кн.: Баптизм: история и современность. СПб., 1997.
Л. Н. Митрохин

Источник: Новая философская энциклопедия

Раушенбуш,Уолтер
(Raushenbusch, Walter, 18611918). Американский пастор и социальный реформатор, "отец "социального Евангелия". Родился в Рочестере (НьюЙорк), где его отец занимал должность профессора немецкого отделения Рочестерской баптистской теологической семинарии. Большую часть жизни прожил в Рочестере. Исключение составляет достаточно продолжительный период, во время крого он приобрел жизненный опыт, позволивший изменить историю протестантизма в Соединенных Штатах. В 1866 г. Раушенбуш стал пастором Второй немецкой баптистской церкви, посещаемой, гл.обр., иммигрантами и расположенной в Нижнем ИстСайде, крый называли "кухней дьявола". Здесь он увидел, в каких чудовищных условиях живут иммигранты, как бесчеловечно эксплуатируют рабочих на заводахгигантах и как безразличны государству страдания обездоленных. Все это побудило Раушенбуша пересмотреть свои религиозные взгляды, поновому прочитать Библию и обратить внимание на таких общественных деятелей, как социалист Г. Джордж и градостроитель Дж. Риис.
Когда в 1897 г. Раушенбуш вернулся в Рочестер, чтобы преподавать в местной семинарии, он не забыл свой ньюйоркский опыт. Первая его книга, "Христианство и социальный кризис" (Christianity and the Social Crisis, 1907), стала ответом на разразившийся кризис в Америке. В ней он напоминает о социальных заботах в.з. пророков и мощном социальном звучании НЗ. Книга призывала христиан реализовать свою веру в практической социальной этике.
В последующих книгах Раушенбуш очертил контуры "социального Евангелия". "Христианизация общественного устройства" (Christianizing the Social Order, 1912) содержит развернутую критику американского капитализма,крый,согласно Раушенбушу, во имя прибыли закрывает глаза на человека, не щадит слабых и беззащитных и, развивая рынок, обесценивает дух. Взамен капитализма он призывал установить социальный строй, основанный на справедливости, коллективном владении большей частью собственности, демократических принципах в организации производства и более справедливом распределении товаров. Обычно Раушенбуш называл себя христианским социалистом, но прилагал все усилия, чтобы развенчать марксистские формулы реорганизации экономической жизни.
Последняя книга Раушенбуша, "Теология "социальногоЕвангелия"" (A Theology for the Social Gospel, 1917), увидела свет незадолго до его кончины. В ней он систематически излагает христианскую теологию применительно к насущным проблемам современного общества. О том, возможно ли исправить людей, Payшенбуш говорит менее оптимистично, чем в предыдущих книгах, однако он и прежде вполне ощущал всю реальность и постоянство зла. Предупреждает он и об опасностях социальных движений, не опирающихся на христианскую веру. Лейтмотив всей книги  тема Царства Божьего; Раушенбуш признавал, что его концепция Царства  попытка христианизировать дарвиновскую эволюцию, но подчеркивал, что Царства не может быть без Христа и действия Св. Духа.
В теологии Раушенбуша нет "заместительного искупления", буквально воспринимаемого "ада" и "Второго пришествия". К-ром е того, он поддерживал почти утопическую идею о неограниченных человеческих возможностях. Согласившись со многими выводами исторической критики, он твердо привержен в.з. идеалам справедливости, концепции власти Христовой, края изменит общество. Он был убежден, что зло  непреходящая фантазия.
Раушенбуш не дожил до схваток 20х гг. между фундаменталистами и модернистами,  схваток, в крых нашла предельное выражение борьба евангельской и либеральной теологий. В свое время его называли "евангельским либералом ", поскольку он сочетал элементы ортодоксии с современными взглядами. Ослепленные репутацией лидера "социального Евангелия", и евангелики, и либералы не обратили внимания на то, каким ортодоксальным было его "социальное Евангелие". Payшенбуш, несомненно,  самый влиятельный американский христианский мыслитель первой трети XX в.
М. A. N0LL(nep. Ю.Т.) Библиография: R.T. Handy, ed., The Social Gospel in America, 18701920: B.Y. Landis, ed .,A Rauschenbusch Reader; D. R. Sharpe, Walter Rauschenbusch; С. H. Hopkins, The Rise of the Social Gospel in American Protestantism, 18651915.
См. также: "СоциальноеЕвангелие" ; Либерализм в теологии.

Источник: Теологический энциклопедический словарь