РАТНАСАМБХАВА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ратнасамбхава
Ратнакету. «Драгоценный источник». Обладает мудростью, связанной со знанием трех времен — прошлого, настоящего, будущего, и трех миров (трилока). Он породил три драгоценности буддизма — Будду, Дхарму, Сангху. При медитации над его образом адепт постигает пустотность сознания не только людей, но и бодхисаттв. Цвет сияния будды — золотой. Женский аспект — Чандами.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

РАТНАСАМБХАВА
санскр.— дословно «тот, из кого возникают драгоценности») — в ваджраяне один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С ним ассоциируются: страна света - юг, цвет — желтый, животное - лошадь, элемент - земля, чувство — зрение. Его праджня Мамаки, эманирующий из него бодхисаттва - Ратнапани. Р. обычно изображается сидящим на троне из желтого лотоса, в желтой одежде, его правая рука повернута к зрителям (варадамудра), что символизирует щедрость. Согласно нек-рым легендам, именно он произвел «три сокровища» (триратна) — Будду, дхарму, сангху.

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

РАТНАСАМБХАВА
(санскр. ratna-sambhava, тиб. rin chenbyung gnas, источник драгоценностей, драгоценный источник или рождённый из драгоценности) — один из пяти будд, Просветлённый драгоценный источник Тела блаженства (самбхога-кайя) Будды, символизирующий беспредельную щедрость, и иногда отождествляемый с Источником Трёх драгоценностей: Просветлённого, Закона и святой Общины. Р. обычно изображается с телом золотого (жёлтого) цвета, с атрибутом — драгоценностью, исполняющей желания (чинта-мани) и восседает на «чистых землях» небес в южной стороне вселенского пространства или в южном сегменте мандалы. Впервые упоминается в «Гухья-самаджа-тантре». Р. — олицетворение щедрости и великодушия, считается, что он выполняет желания и дарует любовь всему живому.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.