РАТЦЕНХОФЕР ГУСТАВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РАТЦЕНХОФЕР Густав
4 июля 1842, Вена 10 октября 1904, там же) — австрийский философ и социолог. Не имел высшего образования, философию изучал самостоятельно. Испытал влияние Г. Спенсера, Л. Гумпловича, А. Бастиана, Р. Ёринга. После армии служил в качестве президента военного суда в Вене. Свою весьма эклектическую философию называл «монистическим позитивизмом». Социологию рассматривал как часть философии. Основным фактором общественной жизни считал, в духе социального дарвинизма, борьбу за существование. Борьба для него — основной процесс в жизни общества.
Главной темой политических и социологических трудов Ратценхофера была эволюция типов человеческих ассоциаций. Социальные феномены он сводил к физическим, химическим и биологическим процессам, утверждал биологическую природу фундаментальных человеческих инстинктов. Согласно Ратценхоферу, любое человеческое существо действует благодаря двум основным инстинктам — самосохранения и секса. Вследствие этого во всех человеческих сообществах царит «абсолютная враждебность». Конфликт — нормальное отношение между первобытными ордами. Завоевание и последующая эксплуатация пленных составляют экономический и социальный базис возникающего государства. Культурные контакты между государствами ограничивают абсолютный контроль государства над индивидами, а длительный процесс ограничения контроля приводит к созданию цивилизации. Однако все государственные институты всегда служат целям войны, лишь постепенно приспосабливаясь к служению мирным целям. По Ратценхоферу, война прогрессивна, поскольку остается фактором, усиливающим государственную структуру
Соч.: Vfcsen und Zweck der Politik, Bd 1—3. Lpz., 1893; Die soziologische Erkenntnis. Positive Philosophie des sozialen Lebens. Lpz., 1898.
E. B. Ocunoea

Источник: Новая философская энциклопедия

РАТЦЕНХОФЕР ГУСТАВ

(4 июля 1842 – 10 окт. 1904) – австр. бурж. социолог и философ, генерал. Филос. система Р. – "монистич. позитивизм", к-рую он противопоставлял как идеализму, так и материализму, – представляет собой эклектич. сочетание субъективного и объективного идеализма и близка к энергетизму Оствальда. Осн. ее понятия – "первичная сила" и "внутр. интерес". "Первичная сила", трансцендентная, непознаваемая, отождест-вляемая с идеей бога, является, по Р., основой всего сущего, в т.ч. жизни и сознания. "Внутр. интерес" Р. рассматривал как космич. силу, присущую всем явлениям природы и общества. Идею "внутр. интереса" Р. положил в основу своей социологии, задачу к-рой он видел прежде всего в изучении "взаимоотношений единиц сознания (я) " (см. "Die Kritik des Intellekts...", Lpz., 1902, S. 131). Явления сознания коренятся в биологич. процессах организма и определяются "внутр. интересом". "Все социальные формы – продукт внутреннего интереса, согласования интересов многих индивидов" (там же, S. 150). "Приведение во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов" является, по Р., осн. социологич. законом (там же, S. 149). Будучи сторонником социального дарвинизма, Р. рассматривал все формы обществ. конфликтов как выражение борьбы за существование. Войну Р. объявлял "формой развития человеческого общества" (там же, S. 154), подчеркивал "социальную ценность" насилия, подчинения. Вслед за Гумпловичем, оказавшим на него большое влияние, Р. рассматривал историю общества как борьбу рас, с ее помощью он пытался объяснить и возникновение классов и гос-ва. Сторонник идеологии элиты, он заявлял, что "процветание народа" зависит от его способности "привести к руководству его нравственную и интеллектуальную аристократию". "Соответствующее природным задаткам" разделение общества на отд. "слои" – "таково идеальное будущее социального порядка" ("Soziologie", Lpz., 1907, S. 181). Идеи P. оказали значит. влияние на амер. социологов Уорда и Смолла. Его учение – один из источников идеологии фашизма. Соч.: Wesen und Zweck der Politik..., Bd 1–3, Lpz., 1893; Die soziologische Erkenntnis, Lpz., 1898; Der positive Monismus und das einheitliche Prinzip aller Erscheinungen, Lpz., 1899; Positive Ethik, Lpz., 1901; Historische Kausalit?t und soziale Naturgesetze, "Archiv f?r Rechts- und Wirtschaftsphilosophie", 1910/11, Bd 4. Лит.: История философии, т. 5, M., 1961, с. 556; Беккер Г. и Босков А., Совр. социологич. теория..., пер. с англ., М., 1961 (см. указат.); Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, с. 46. Я. Иориш. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.