Рассела парадоксРАССКАЗ

РАССЕЛЛ Бертран Артур Уильям

Найдено 1 определение:

РАССЕЛЛ Бертран Артур Уильям

граф (1872—1970) — англ. философ, логик, математик, публицист и обществ. деятель; один из основателей аналитической философии. Учился в Кембриджском ун-те, по окончании к-рого работал в нем же на матем. и филос. ф-тах; чл. совета Тринитиколледжа. Р. также читал лекции по философии, логике и математике в целом ряде брит., зап.-европ. и амер. ун-тов и колледжей. Чл. Лондонского королевского об-ва, лауреат Нобелевской премии по литре (1950). Р. — один из инициаторов Пагуошского движения, соавтор Манифеста Р.—Эйнштейна, один из соучредителей Междунар. фонда мира (1963). В конце 1960-х гг. совм. с Ж.П.Сартром организовал Междунар. комиссию по расследованию военных преступлений США во Вьетнаме. Осн. соч.: «Principia mathematica» (В 3 т. 1910—13; совм. с А.Н.Уайтхедом), «Проблемы философии» (1912), «Наше знание о внешнем мире» (1914), «Анализ мышления» (1921), «Перспективы индустриальной цивилизации» (1923), «Азбука относительности» (1925), «Анализ причинности» (1927), «Исследование значения и истины» (1940), «История западной философии» (В 3 т. 1946), «Власть. Новый социальный анализ» (1946), «Человеческое познание. Его сфера и границы» (1948), «Словарь сознания, вещей и морали» (1952); «Человеческое общество в этике и политике» (1955), «Автобиография» (1967). Кроме собственно науч.-филос. соч. Р. принадлежит мнво эссе, ст. и выступлений по проблемам политики, морали, религии и свободомыслия. Филос. воззрения Р., по его же словам, эволюционировали от «платонического пифагореизма к полному юмизму»; в ранние годы он придерживался британской версии неогегельянства (Дж.Э.Мак-Таггарт, Дж.Э.Мур), затем, вместе с Муром и Уайтхедом, вошел в число основателей неореализма. Работы Р. рубежа XIX—XX вв., созданные в полемике с Фреге, явл. важнейшим источником формирования аналитич. философии и всей традиции неопозитивизма; окончательная экспликация этих идей произошла в 1920—30-х гг. под влиянием Витгенштейна (бывшего нек-рое время студентом и ассистентом Р.) и м.б. обозначена как логич. атомизм. Философия «зрелого Р.» явл. попыткой соединить принцип эмпиризма (согл. к-рому все наше знание вырастает из непосредственного опыта) с принципами логич. рационализма (согл к-рым логика явл. основой всякого достоверного знания). Идея такого соединения заложена еще в его теории дескрипций, к-рая была сформулирована в полемике с Фреге. В ранние годы Р. придерживался «реалистической» т.зр., включая в число объектов опыта как чувственные данные, так и универсалии, и развивал на этом основании концепцию «знания-знакомства». В дальнейшем он отказался от включения универсалий (прежде всего матем. понятий) в структуру непосредственного, или «личного», знания, признав, что они явл. сложной конструкцией, вырастающей из комплексного восприятия разл. кач-в объектов опыта. С т.зр. позднего Р., гл. предметом философии должен стать анализ перехода от личностного опыта, «индивидуализированного знания» к общенауч. истинам; важнейшую роль в этом исследовании он отводил выявлению и пониманию элементов «недемонстративного вывода» науч. положений (см. Постулат), что сближает его позицию с принципами философии науки постпозитивизма. Обществ. и публичная деятельность Р. в последние годы его жизни позволяет говорить о нем как о критике зап. цивилизации и культуры, к-рые он рассматривал как результат гипертрофированного доверия к науч. знанию и тех. прогрессу. Р. принадлежит формулировка логич. парадокса («парадокс Р.»), являющегося расширенной версией изв. с древности софизмов «Лжец» и «Цирюльник»; в версии Р. этот парадокс ставит под сомнение возможность построения «мн-ва всех мн-в», что выступает как отдаленная цель науч. познания в его классич. понимании. Им также сформулирован один из наиболее остроумных аргументов в критике религ. сознания, изв. как «чайник Р.». Соч.: Воздействие науки на общество. М., 1952; История западной философии. М., 1957; Здравый смысл и ядерная война. М., 1959; Почему я не христианин? М., 1987; Практика и теория большевизма. М., 1991; История западной философии в ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: В 3 т. Новосибирск, 1997; Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998; Философия логического атомизма. Томск, 1999; Искусство мыслить. М., 1999; Исследование значения и истины. М., 1999; Человеческое познание: его сфера и границы. СПб., 2000; Проблемы философии // Джеймс У. Введение в философию. Расселл Б. Проблемы философии. М., 2000; Брак и мораль. М., 2004. Лит.: Колесников А.С. Философия Бертрана Расселла. Л., 1991; Розанова М.С. Современная философия и литература. Творчество Бертрана Расселла. М., 2004. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме РАССЕЛЛ Бертран Артур Уильям — 0

Найдено научныех статей по теме РАССЕЛЛ Бертран Артур Уильям — 0

Найдено книг по теме РАССЕЛЛ Бертран Артур Уильям — 0

Найдено презентаций по теме РАССЕЛЛ Бертран Артур Уильям — 0

Найдено рефератов по теме РАССЕЛЛ Бертран Артур Уильям — 0