РАССЕИВАНИЕРАССЕЛ Бертран

РАССЕЛ

Найдено 3 определения термина РАССЕЛ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

РАССЕЛ (Бертран)

британский математик, социолог и моралист (Треллек, Уэльс, 1872 — Пенриндайдрайт, 1970). В сфере логики славу ему принесло сочинение «Математические принципы» (Principia mathematica [1910-1913]). В социологии — «Пути к свободе: социализм, анархия и синдикализм» (1918); в моральной теории —«Завоевание счастья» (1930). Его компетенция в области философии («История западной философии», 1946), правда, вызывает некоторые сомнения. Вплоть до наших дней остается великим логиком. Особую рельефность придает его образу тот факт, что он был собеседником Хрущева во время кризиса на Кубе (1962). Нобелевский лауреат по литературе 1950 г.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

РАССЕЛ

Бертран (18. 5. 1872, Треллек, Уэльс - 2. 2. 1970, Пенриндайдрайт, Уэльс), англ. философ, логик, математик, социолог, обществ. дея­тель. В области философии проделал сложную эволю­цию, к-рую сам он определил как переход от плато­новской интерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковременного увлечения неогегеьянством в его англ. версии Р. перешел к платоновскому варианту идеализма, а затем под влиянием Дж. Мура и А. Уайтхеда - к неореализму. В 20-30-х гг., сблизившись с неопозитивизмом, Р. признавал реальность лишь «чув­ственных данных», трактуемых в духе концепции «нейтрального монизма», согласно крий истолковывал понятия «дух» и «материя» как логич. конструкции из «чувственных данных». В 40-50-х гг. Р. обращается к идеям Юма: он допускает существование «фактов», к-рые, в отличие от элементов «опыта», объективны, но объективность их основана лишь на вере в бытие внеш. мира.

Филос. эволюции Р. соответствовали изменения в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математич. логики к теоретико-познават. исследованиям. На неореалистском и неопози­тивистском этапах эволюции Р. эта программа вела к растворению теории познания в логич. анализе, но в дальнейшем Р. вновь признал самостоят. значение филос. проблем.

Р. был создателем концепции логич. атомизма (нач. 20-х гг.) и основоположником философии логич. ана­лиза. Большое место в его трудах занимает разработка филос. вопросов математики. Открытый Р. один из парадоксов теории множеств (т. н. парадокс Р.) привел его к построению оригинального варианта аксиоматич. теории множеств и к последующей попытке сведения математики к логике. В написанном в соавторстве с А. Уайтходом трехтомном труде «Principia Mathematiса» (1910-13) Р. систематизировал и развил дедуктивно-аксиоматич. построение логики в целях логич. обосно­вания математики (см. Логицизм).

По социологич. взглядам был близок к психологиз­му: в основе историч. процесса и поведения людей, по Р., лежат их инстинкты, страсти. Р. утверждал, что из совокупности ряда факторов, определяющих историч. изменения, невозможно выделить главный и выявить объективные историч. законы. В этике и политике Р. придерживался позиции бурж. либерализма, выступал против теорий, проповедующих поглощение личности обществом и гос-вом. Он отрицательно относился к христианству. Особенностью этич. и обществ.-политич. позиции Р. являлась активная борьба против фашиз­ма, непримиримость к войне, насильств., агрессивным методам в междунар. политике. Р.- один из инициато­ров Пагуошского движения. Нобелевская пр. по лит-ре (1950).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

РАССЕЛ

Russell), Бертран (р. 18 мая 1872) – англ. философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. Р. прошел сложную эволюцию взглядов, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковрем. увлечения гегельянством в его англ. версии (1897) Р. перешел к платоновскому варианту абс. идеализма (см. его "A critical exposition of the philosophy of Leibniz", Camb., 1900), а затем под влиянием Мура, Мейнонга, Уайтхеда к неореализму (см. его "The problems of philosophy", N. Y., 1911). Дальнейшая эволюция взглядов Р. состояла во все большем ограничении областей реальности, к-рым приписывается онтологически самостоятельное существование: если вначале Р. учил об особом бытии (subsisting) как бы "априорных" логич. отношений, то в 20–30-х гг., сближаясь с неопозитивизмом, Р., после ряда колебаний, признал реальность лишь за чувств. данными (sense-data, particulars), входящими в состав т.н. "нейтральных" фактов (events). Сложившаяся в его книгах "The analysis of mind" (?. Y.–L., 1924), "The analysis of matter" (?. Y.–L., 1927), "An outline of philosophy" (L., 1927) концепция "нейтрального монизма" усматривала в понятиях "дух" и "материя" лишь логич. конструкции из чувств. данных и была близка к прагматизму Джемса и махизму. Она отличалась от последнего гл. обр. своеобразной терминологией: "Я верю, – писал Р., – что материя менее материальна, а дух – менее духовен, чем полагают..." ("The analysis of matter", L., [1954], p. 7). В 40–50-х гг. Р. обращается к идеям Юма. В "An inquiry into meaning and truth" (L., 1940) он допускает существование "фактов", к-рые, в отличие от "опыта", объективны, но объективность их основана лишь на "вере" в бытие внешнего мира. В работе "Человеческое познание. Его сфера и границы" (L., 1948, рус. пер., М., 1957) Р. формулирует пять постулатов науч. метода познания "физического мира", к-рые, по его мнению, образуют предварит. условия правдоподобности индуктивных обобщений, в форме которых это познание осуществляется (см. указанное сочинение, с. 453–540). Философская эволюция Р. соответствовала изменениям в содержании настойчиво проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познават. исследованиям. На неореалистском и позитивистском этапах его эволюции эта программа вела к растворению теории познания в логич. анализе (наравне с Муром, Р. был основоположником логического анализа философии). Частью указанной программы явился его логицизм, а также известное (близкое номинализму) решение "проблемы существования" на основе разработанного им учения о дескриптивных определениях (см. Описания операторы). При этом Р. попытался снять противопоставление объективного и субъективного существования в понятии "существование вообще": "Существует только один "реальный" мир, воображение Шекспира – его часть; аналогично реальны мысли, которые он имел, когда писал "Гамлета". Точно также реальны мысли, которые мы имеем, читая эту трагедию" ("Introduction to mathematical philosophy", L.–?. ?., 1924, ch. XVI, p. 169). В 10–20-е гг. Р. сформулировал концепцию логического атомизма, но не принял конвенционализма и физикализма, в их крайней, ведущей к солипсизму форме. В целом Р. сыграл значит. роль в формировании британской разновидности неопозитивизма (логического позитивизма), с одной стороны, позитивистски истолковывая результаты своих логико-матем. исследований, с др. стороны, исправляя своей критикой "чересчур" субъективистские выводы Венского кружка. В частности, он выступил против огульной характеристики проблем традиц. философии, как псевдопроблем. Философия, по его мнению, занимает "ничейную" область между наукой и теологией, пытаясь дать соответствующие требованиям научности ответы на вопросы, в к-рых бессильна теология. И хотя философия не является наукой, она все же представляет определ. духовную силу, оказывающую значит. влияние на жизнь общества и его историю. Р. признает взаимную связь философии с политическими и социальными условиями развития общества. История философии, по Расселу, это история оригинальных концепций выдающихся творческих личностей, оказывающих своими системами существенное воздействие на обществ. жизнь. Наиболее плодотворными традициями в истории философии Р. считает антиклерикализм и стремление поставить теоретико-познавательные исследования на почву логики. В своей кн. "История западной философии" (?. ?., 1945, рус. пер., М., 1959) Р. уделяет наибольшее внимание тем философам, к-рых в той или иной мере считает предшественниками философии логического анализа. В социологии он близок к психологизму и т.н. "теории факторов". В этике и политике Р. придерживается позиции бурж. либерализма, выступая против теорий, проповедующих, подобно фашизму, полное поглощение личности обществом и гос-вом. Он отрицательно относится к христианству и в особенности к ханжеству религ. морали, противопоставляя ей мораль "науки свободного разума". Особенностью этич. и общественно-политич. позиции Р. последних лет является ее антиимпериалистич. направленность, непримиримость к войне, к насильственным, агрессивным методам в междунар. политике. Р. выступает на стороне прогрессивных обществ. сил, за запрещение ядерного оружия, за мирное сосуществование (см. его кн.: "Common sense and nuclear warfare", L., 1959; "Has man a future?", L., 1961; "War crimes in Vietnam", L., 1967). О взглядах Р. в области философии математики и логики подробно см. в ст. Логицизм, Логический атомизм, Математическая бесконечность, Парадокс, Типов теория и лит. при этих статьях. Соч.: An essay on the foundations of geometry, Camb., 1897; Meinong´s theory of complexes and assumptions, "Mind", 1904, v. 13, No 50–52; On denoting, там же, 1905, v. 14, No 56; Philosophical essays, L., 1910; Our knowledge of the external world as a field for scientific method in philosophy..., Chi.–L., 1915; Principles of social reconstruction, L., 1916; War the offspring of fear, L., [1916]; Roads to freedom. Socialism, anarchism and syndicalism, L., [1918]; Philosophy of logical atomism, "Monist", 1918–19, No 28–29; Icarus or the future of science..., L., 1924; What I believe, N. Y., 1925; Education, especially in early childhood, L., 1926; Sceptical essays, N. Y., [1928]; Marriage and morals, N. Y., 1929; The conquest of happiness, L., 1930; Education and the social order, L., 1932; Freedom versus organisation. 1814–1914, N. Y., 1934; In praise of idleness..., L., 1935; The limits of empiricism, "Proc. of the Aristotelian Society", 1935–36, v. 36; Which way to peace?, [L.], 1936; Power: A new social analysis..., N. Y., [1938]; Scientific method in philosophy, Oxf., 1914; War, the offspring of fear, L., 1915; Political ideals, N. Y., 1917; The prospect of industrial civilisation, L., 1923; What I believe, N. Y.. 1925; Religion and science, N. Y., 1935; Philosophy and politics, L., 1947; Authority and the individual, L., 1949; Unpopular essays, L., 1950; New hopes for a changing world, L., 1951; Human society in ethics and politics, N. Y., 1955; Portraits from memory and other says, L., 1956; Logic and knowledge, L., 1956; Mysticism and logic, N. Y., 1957; My philosophical development, N. Y., 1959; в рус. пер. – Германская социал-демократия, СПБ, 1906; Проблемы философии, СПБ, 1914; Воздействие науки на общество, М., 1952; Почему я не христианин, М., 1958. Лит.: Ходалевич Д. ?., Критика "нейтрального монизма" Б. Рассела, в сб.: Критика совр. буржуазной философии и ревизионизма, М., 1959; История философии, т. 5, М., 1961, гл. 13; Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1962. И. Нарский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме РАССЕЛ — 0

Найдено научныех статей по теме РАССЕЛ — 0

Найдено книг по теме РАССЕЛ — 0

Найдено презентаций по теме РАССЕЛ — 0

Найдено рефератов по теме РАССЕЛ — 0