РАСКАЯНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РАСКАЯНИЕ
лат. poenitentia) - мучительное чувство, связанное с мыслью о том, что дело идет не так, как оно - в соответствии с совестью - должно было бы идти. В раскаянии содержится намерение в будущем следовать голосу совести.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РАСКАЯНИЕ
(в христианской этике) – муки совести и ужас от осознания несоответствия жизни и действий воспоминаниям о жизни истинной, для которой человек сотворен; возможно только потому, что человек есть точка пересечения двух миров земного (дольнего) и горнего (Божественного), двух порядков бытия.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

РАСКАЯНИЕ
(Reue; лат. poenitentia) — мучительное чувство, связанное с мыслью о том, что дело идет не так, как оно — в соответствии с совестью — должно было бы идти. В раскаянии содержится намерение в будущем следовать голосу совести.
Е. Hengstenberg. Christi. Askese, 1936; A. Esser. Das Phänomen R., 1963; H. Reiner. Die philos. Ethik, 1964; F. Schiederer. Schuld, R. und Krankheit — Analyse und Deutung aus dem Denken S. Freuds, 1970.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Раскаяние
(Penitence). В протестантизме раскаяние  синоним покаяния и означает сожаление о грехе и поворот от него к новой жизни. Его не нужно путать с таинством покаяния в Римскокатолической церкви, в к-ром после предписанных Церковью действий грешник получает прощение грехов, совершенных после крещения.
Миссия Христа, как и Его учеников, заключалась в том, чтобы призвать людей к покаянию (Мк 1:15; 6:12; Лк 10:13). Греческое слово metanoeo имеет два значения "менять направление мыслей" и "сожалеть" или "чувствовать угрызения совести". Т.о., покаяние  одна часть обращения, а вера  другая. Вместе они составляют опыт обращения от греха ко Христу.
B.L. Shelley (пер. А. К.) См. также: Покаяние.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

РАСКАЯНИЕ
признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Р. всегда рассматривалось моральным сознанием как необходимая часть искупления, поскольку без него невозможно исправление человека в дальнейшем. Р. может быть проявлением совести или чувства стыда, но в обоих случаях оно выполняет роль самооценки человеком своих поступков, к-рая направляет его дальнейшие действия. Р. - специфически моральный акт. Однако оно играет определенную роль и в праве, где мера наказания определяется с учетом Р. виновного. Здесь мы имеем дело с одним из случаев взаимосвязи морали и права.

Источник: Словарь по этике

Раскаяние
«Это вид печали, – утверждает Декарт, – происходящий от сознания того, что мы совершили какой‑то дурной поступок; оно очень горько, потому что причина его зависит только от нас. Но это не мешает ему быть весьма полезным» («Страсти души», часть III, § 191). Это определение с равным, а возможно, и с большим успехом следовало бы отнести к угрызениям совести. Декарт разделял эти два аффекта по признаку сомнения, которое присутствует в угрызениях совести и отсутствует в раскаянии. Однако подобное толкование не прижилось. Более глубокое определение принадлежит Полю Жане (210): «Угрызения совести отличаются от раскаяния, которое являет собой более волевое и менее пассивное состояние души. Раскаяние – почти добродетель; угрызения совести – всего лишь кара» («Трактат об основах философии»). Скажем так: угрызения совести – всего лишь чувство, тогда как раскаяние – уже воление; это болезненное осознание совершенной ошибки, соединенное с желанием избежать подобного в дальнейшем и по мере возможности исправить содеянное. Является ли раскаяние добродетелью? Спиноза так не думал. Во‑первых, потому, что раскаяние подразумевает свободу воли («Этика», часть III, «Определение аффектов», 27), следовательно, оно иллюзорно. Гораздо больше пользы принесет изучение причин содеянного и самопознание. Во‑вторых, потому, что раскаяние сопряжено с печалью, а всякая добродетель прежде всего радостна. В‑третьих, наконец, потому, что раскаяние – не более чем чувство бессилия, но никак не осознание своих возможностей, пусть даже ограниченных: «Раскаяние не составляет добродетели, иными словами, оно не возникает из разума; но тот, кто раскаивается в каком‑либо поступке, вдвойне жалок или бессилен» («Этика», часть IV, теорема 54; см. также доказательство, отсылающее к доказательству теоремы 53 о приниженности). Почему же жалок вдвойне? Во‑первых, потому, что не удержался от дурного поступка; во‑вторых, потому, что не удержался от дурных мыслей. И все‑таки раскаяние не в пример лучше сознательного довольства подлеца: «Как страдание, точно так же и стыд, хотя и не составляют добродетели, тем не менее хороши, поскольку они показывают, что человеку, который стыдится, присуще желание жить честно, точно так же как боль называется хорошей, поскольку она показывает, что поврежденная часть еще не загнила. Поэтому хотя человек, который стыдится какого‑либо поступка и подвергается в действительности неудовольствию, однако он совершеннее бесстыдного, не имеющего никакого желания жить честно» (часть IV, теорема 58, схолия). Как видим, эта мысль довольно близка идее Жане, по мнению которого раскаяние это почти добродетель. Оно не дотягивает до добродетели, поскольку не является актом, но способно к нему подвести. Мало того, только при условии хотя бы частичного приближения к акту раскаяние и становится возможным, в противном случае следует говорить лишь об угрызениях совести.

Источник: Философский словарь.

Похожие термины:

  • Раскаяние искреннее, Сокрушение

    (Contrition). Чувство вины за совершенный грех, поскольку грех вызывает недовольство Бога. Анализ смысла покаяния показывает, что человек может каяться в грехе в силу двух причин: (1)изза страха наказани