РАМА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РАМА

        см. "РАМАЯНА".

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Рама
Герой индийского эпоса Рамаяна. В самых поздних частях текста становится аватарой бога Вишну.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

Рама
один из самых важных индийских богов и седьмой аватара Вишны. Рама -пример наивысшего терпения, верности и справедливости. В эпосе Рамаяна описаны его подвиги.

Источник: Новые религиозные движения.

Рама
мудрый добродетельный царь-герой, главный герой индийского эпоса «Рамаяна» и «Махабхарата». Рама был объявлен авата-рой Вишпу и стал в средние века объектом культа.

Источник: Человек и общество. Культурология

РАМА
легенд, герой «Рамаяны», сын царя Дашаратхи, почитаемый как 7-я аватара Вишну. Популярность Р. была весьма велика: не только вишнуиты, но и приверженцы др. направлений в индуизме считают Р. образцом преданности долгу, героизма, чести, идеалом, к-рому следует подражать.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

РАМА
Санскр.) Седьмой аватар или воплощение Вишну; старший сын
царя Дашаратха из Солнечной Расы. Его полное имя Рама-Чандра, и
он герой "Рамаяны". Он женился на Сите, которая была женским
аватаром Лакшми, жены Вишну, и была похищена Раваной, царем
демонов Ланки, вследствие чего разразилась знаменитая война.

Источник: Теософский словарь

РАМА
санскр. - милый, красивый) в др.-инд. эпосе «Рамаяна» и «Махабхарата» - сын царя Дашаратхи, мифич. герой, совершивший поход из Сев. Индии на о. Ланка (Шри-Ланка) для освобождения своей жены Ситы, похищенной демоном Раваной. Р. почитается в индуизме как одно из земных воплощений (7-я аватара) бога Вишну, является (наряду с Кришной) объектом поклонения верующих.

Источник: Атеистический словарь

Рама
инд.) – «темный» – седьмая аватара Вишну, сын Дашаратхи, царя Айодхьи, и его жены Каусальи, потомок Рагху, легендарного царя Солнечной династии. Став юношей, Р. женился на Сите, царской дочери из Видехи, победив на брачных состязаниях и сломав на них лук Шивы, который до него никто из женихов не мог даже согнуть. Дашаратха решил провозгласить Р. своим наследником, но его вторая жена Кайкейи, которой он обещал исполнить два ее желания, потребовала, чтобы он на 14 лет изгнал Р. из Айодхьи, а наследником сделал ее сына Бхарату. Вместе с Р. в изгнание ушли его жена Сита и сводный брат Лакшмана, а Дашаратха вскоре умер, не перенеся разлуки с любимым сыном. В изгнании Р. и Лакшмана ведут отшельническую жизнь и убивают множество ракшасов, вызвав этим гнев вождя ракшасов Раваны. Равана похитил Ситу и унес ее на своей воздушной колеснице на остров Ланка. После долгих и бесплодных поисков Ситы Р. заключил союз с царем обезьян Сугривой. Мудрый советник Сугривы Хануман проник на Ланку и обнаружил там Ситу. Р., возглавив войско обезьян и медведей, выстроил мост через океан на Ланку и напал на Равану. Его войско разгромило ракшасов, а сам он убил Равану в поединке и освободил Ситу. После изгнания Р. вернулся в Айодхью, и Бхарата добровольно уступил ему царство. Послушав подданных, обвинявших Ситу в неверности, он изгнал ее в лес, где она нашла себе убежище у аскета Вальмики. Там родились сыновья Р. Куша и Лава. Узнав об этом, Р. захотел вернуть супругу, но земля поглотила Ситу по ее просьбе.

Источник: Мифологический словарь

РАМЕ
Ram?e), Пьер де ла (латиниз. Р а м у с – Ramus) (1515 – 26 авг. 1572) – франц. философ-гуманист. Выходец из бедной семьи, Р. сумел закончить Парижский ун-т. В магистерской диссертации (1536) Р. защищал тезис: "Все, что сказано Аристотелем, ложно". Преподавал во мн. учебных заведениях; за борьбу против схоластики был отстранен от преподавания, но в 1551 был назначен профессором Коллеж де Франс; его лекции пользовались огромным успехом. Переход в кальвинистский протестантизм (1561) навлек на Р. новые преследования, из-за к-рых он неск. раз был вынужден покидать Париж. Во время Варфоломеевской ночи Р. был зверски убит. Как протестантский мыслитель, Р. требовал возвращения к "чистой" теологии Священного писания. Роль Р. в философии определяется борьбой против схоластики, схоластизированного Аристотеля и выдвижением проблемы создания нового науч. метода. Выступая против авторитетов, Р. заявлял, что "нет никакого авторитета выше разума" ("Scholae mathematicae", 1569, I, III, p. 78), что "человек имеет в себе естественную способность познать все вещи" ("Dialectique", 1555, р. 69). Согласно Р., наблюдение и опыт – начальный этап познания; важнейшее значение в ускорении и облегчении познания имеет истинный метод, правила к-рого должны быть почерпнуты из изучения различных проявлений человеч. духа, гл. обр. из изучения антич. писателей и поэтов. Большой интерес проявлял Р. к математике, ценя ее за возможность практич. применения. Целью знания он считал установление господства человека над природой; логика призвана указать кратчайший путь к искусству изобретения. Сильный в критике схоластич. аристотелевской логики, Р. в позитивной части своей логики ("Установления диалектики" – "Institutiones dialecticae", P., 1543) в основном примыкал к Цицерону и Квинтилиану. Новым, в частности, является у него деление логики на две части: 1) понятие и определение, 2) суждение, умозаключение, метод. В. Кузнецов. Москва. Р. критиковал систему категорий Аристотеля на том основании, что она, по его мнению, не дает возможности классифицировать на ее базе логич. методы. Вместе с Валлой он порицал разрыв логики с риторикой. Через посредство Томазия Р. оказал нек-рое влияние на Лейбница как основоположника символич. логики (в частности, по вопросу об использовании нек-рых фигур силлогизмов для доказательства определ. правил т.н. обращения предложений). Много внимания Р. уделял проблеме т.н. "логических мест" (loci communes), т.е. обоснования или позиции, с к-рых ведется доказательство: он различал в этой связи 5 первичных и 9 производных "мест изобретения". По Р., вопрос об универсалиях – псевдопроблема, а содержание ср.-век. логич. трактатов "о свойствах терминов" (de terminorum proproetatibus) нуждается в максимальном упрощении. Настаивая на изучении в логике "естественного хода... мышления" (см. "Aristotelicae animadverbiones", P., 1543, Lib. 1, p. 7), он выступил предшественником логич. психологизма. Делая акцент на введении в логику раздела о ее методологич. основаниях, Р. оказал сильное влияние на структуру позднейших руководств по формальной логике и, в частности, на Пор-Рояля логику. Н. Стяжкин. Москва. Логика Р. и его взгляды в целом ("рамизм") быстро распространились не только в протестантских, но и в католич. странах (Италия и Испания). Сближение логики с риторикой (а не с опытом), характерное для Р., не было прямым путем ни к методу Бэкона, ни к методу Декарта. Оно оказало положит. влияние лишь косвенно (как критика схоластич. метода). Соч.: Prooemium mathematicum, P., 1567; Collectaneae, P., 1577; Scholae In tr?s primas liberales artes, p. 1–3, P., 1581–94; Scholarum physicarum, Francofurtl, 1583; Commentarlorum de religione christiana libri quatuor, Francofurti, 1583; Scholae metaphysicae, Francofurti, 1610. Лит.: Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем, т. 4, П., 1915, с. 120; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 37–38; История философии, т. 1, М., 1957, с. 312; Зубов В. П., Аристотель, М., 1963, с. 288; Darjes J. G., Via ad vertatem commoda..., 2 ed., Jenae, 1764, p. 275–88; Waddington Ch., De P. Rami vita, scriptis, philosophia, P., 1848; его же, Ramus (Pierre de la Ram?e). Sa vie, ses ?crits et ses opinions, P., 1855; Desmaze Сh., P. Ramus. Sa vie, ses ?crits, sa mort, P., 1864; Cantor M., P. Ramus, ein wissenschaftlicher M?rtyrer des sechzehnten Jahrhunderts, "Protestantische Monatsbl?tter" von Gelzer, Gotha, 1867, Bd 30, S. 129–42; Lobstein P., Petrus Ramus als Theologe..., Stras., 1878; Graves F. P., Peter Ramus and the educational reformation of the sixteenth century, N. Y., 1912; Nelson ?. ?., P. Ramus and the confusion of logic, rhetoric, and poetry, [Ann Arbor, 1947]; Hooykaas R., Humanisme, science et r?forme. Pierre dela Ram?e, Leyde, 1958; ?ng W. J., Ramus. Method and the decay of dialogue, Camb. (Mass.), 1958. В. Кузнецов. Москва

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
119.65 кб

Границы художественного пространства: рама и материал

Рымарь Николай Тимофеевич
В статье анализируется функции рамы и материала искусства с точки зрения специфики творческого акта в искусстве: показаны различные аспекты роли рамы и материала (слово, цвет, камень и т.д.