РАЙЛРАЙМБХЬИ

РАЙЛ Гилберт

Найдено 5 определений термина РАЙЛ Гилберт

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РАЙЛ Гилберт (1900-76)

англ. философ, один из лидеров т. наз. лингвистической философии, проф. философии в Оксфорде. Для Р. задачей философии является лишь разрешение проблем, возникающих из-за несовершенного понимания наших познавательных средств. Р. считает, что грамматическая форма выражения мыслей в ряде случаев неизбежно дезориентирует нас и приводит к т. наз. категориальным ошибкам. В своей гл. работе “Понятие духа” (1949) Р. выдвинул концепцию, весьма близкую к бихевиоризму.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

РАЙЛ (Ryle) Гилберт

род. 19 авг. 1900, Брайтон - ум. 1976, Оксфорд) англ, философ, один из основоположников лингвистической философии, профессор философии в Оксфордском ун-те. Полагал, что грамматическая форма выражения мыслей в ряде случаев дезориентирует человека и приводит его к "категориальным ошибкам" - неоправданному отнесению фактов, соответствующих одной категории, к некоторой др. категории. Согласно Райлу, многие философские проблемы формулируются в виде дилемм, напр. фатализм - индетерминизм, удовольствие - страдание и т. д. Эти дилеммы разрешаются в результате тщательного лингвистического анализа и уточнения значения слов и выражений. Его концепция сознания близко подходит к бихевиоризму, поскольку, как считает Райл, все, относящееся к духовной жизни человека, следует сводить к наблюдаемым действиям и объяснять в терминах поведения и реакций. Осн. произв.: "Philosophical arguments", 1945; "Dilemmas", 1954; "The concept of mind", 1959.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

РАЙЛ Гилберт

19.8.1900, Брайтон -1976, Оксфорд), англ. философ, представитель лингвистич. философии. Задачу философии видел в устранении проблем, возникающих в результате «категориальных ошибок» - неоправданного отнесения фактов, соответ­ствующих одной категории, к нек-рой др. категории. Понятие категории у Р. не носит традиц. филос. ха­рактера и описывает лишь способы словоупотребле­ния в языке. Согласно Р., мн. филос. проблемы фор­мулируются в виде дилемм (напр., «фатализм - ин­детерминизм», «удовольствие - страдание» и др.). Эти дилеммы разрешаются в результате тщательного лингвистич. анализа и уточнения значения слов и выраже­ний. По Р., словесное описание активности сознания приводит к ошибочному пониманию сознания (духа) как особой субстанции, находящейся в теле, к-рое подчи­няется механич. законам. Выступая против подобной дуалистич. («картезианской») позиции, Р. называет ее «призраком духа в машине». Он считает, что все, отно­сящееся к духовной жизни человека, следует сводить к наблюдаемым действиям и объяснять в терминах поведения и реакций. Концепция сознания Р. в нек-рых аспектах совпадает с позицией бихевиоризма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

РАЙЛ (Ryle) Гилберт

1900-1976) - брит. философ-аналитик, проф. Оксфордского ун-та в 1945-68, главный редактор журнала "Mind" в 1947-71. На раннем этапе испытал кратковременное увлечение феноменологией. В дальнейшем свою основную задачу видел в анализе и устранении заблуждений, возникающих в результате "категориальных ошибок", т.е. неоправданного отнесения фактов, соответствующих одной категории, к некоторой другой категории. Понятие "категории" у Р. фиксирует конкретные, допустимые в определенном контексте способы словоупотребления и в этом плане близко понятию "языковая игра" позднего Витгенштейна. Р. также полагал, что многие традиционные проблемы могут быть представлены в виде дилемм (напр., фатализм - индетерминизм), которые разрешаются в результате лингвистического анализа и уточнения значения слов. Так, распространенные в философии и психологии способы описания психических процессов приводят к ошибочному пониманию сознания как особой духовной субстанции, находящейся в теле, подчиняющемся механическим закономерностям. При этом ментальному приписываются те же свойства, что и телесному, только, так сказать, со знаком минус. Субстанциальное различие между ментальным и телесным трактуется дуалистами как различие в рамках общего концептуального каркаса. Р. выступал против такой дуалистической позиции, называя ее "картезианским мифом" и связывая с ней догму "призрака в машине" и ошибочную идею "привилегированного доступа" субъекта к своему внутреннему миру. Он считал, что все, относящееся к психическому, следует описывать в терминах поведения и различных реакций человека. Проявления психики, включая эмоции, объяснял как предрасположенности, диспозиции к тем или иным доступным внешнему наблюдению действиям. Сознание в большей степени характеризуется практическим "знанием как", чем теоретическим "знанием что". В целом концепция сознания у Р. в ряде аспектов близка позиции бихевиоризма в психологии, однако основное внимание при этом уделяется концептуальному анализу психики ("логический бихевиоризм").

The Concept of Mind. L., 1949; Dilemmas. Cambridge, 1954; Plato&s Progress. Cambridge, 1966.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

РАЙЛ Гильберт

19 августа 1900, Брайтон — 5 октября 1976, Оксфорд) — английский философ, представитель аналитической философии, ведущая фигура в «оксфордской школе» анализа языка. Окончив Королевский колледж в Оксфорде (1924), посвятил себя педагогической деятельности. В 1945— 68 — профессор метафизической философии. В 1948—71 — редактор журнала «Mind». Философское развитие Райла прошло под влиянием Аристотеля, 1уссерля. С 1920-х гг. был приверженцем аналитической философии. Работы Райла созвучны идеям Л. Витгеншгейна.

Основное внимание Райл уделял разработке проблемы устранения логических ошибок, возникающих из-за отнесения фактов, соответствующих одной категории, к другой категории. В работе «Понятие сознания» (1949) он оспаривает традиционное разграничение души и тела, критикует картезианскую концепцию «духа-в-машине» как логически непоследовательную и некорректную. Характерной категориальной ошибкой, ведущей к дуализму, Райл считает смешение при характеристике сознания функции с субстанцией. Так, словесное описание актов сознания с помощью существительных приводит к ошибочному пониманию сознания (духа) как особой таинственной вещи, якобы находящейся в теле, но, в отличие от тела, не подвластной механическим законам и не поддающейся наблюдению. В целях прояснения возникающих в связи с этим особых проблем (концептуальных ловушек, замешательств) Райл предложил сводить все относящееся к духовной жизни человека к наблюдаемым действиям и объяснять «внутренний мир» в терминах поведения. Такой подход отчасти сближает концепцию сознания Райла с бихевиоризмом.

Райл показал, что многие философские проблемы носят характер дилемм — напр., фатализм противопоставляется свободе воли («фатализм — индетерминизм» и др.). Анализируя выражающие эти дилеммы контрадикторные предложения, Райл приходит к выводу, что возникающие противоречия разрешимы путем уточнения значений слов, выражений и смысла высказываний, т. е., при устранении последствий концептуального смешения языка логики и языка событий. Соч.: The Concept of Mind. L., 1949; Dilemmas. Cambr., 1954; Philosophical Arguments. Oxf., 1945; A Rational Animal, 1962; Platos Progress, 1966; The Thinking of Thought, 1968; Дилеммы (гл. 1—2).— «ВФ», 1996, № 6; Обыденный язык.— В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. Антология. М., 1998, с. 155—173. Лит.: Lyons W. О. Ryle: An Introduction to His Philosophy. Brighton (Sussex) — Atlantic Highlands (N. 3.}, 1980.

M. С. Козлова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме РАЙЛ Гилберт — 0

Найдено научныех статей по теме РАЙЛ Гилберт — 0

Найдено книг по теме РАЙЛ Гилберт — 0

Найдено презентаций по теме РАЙЛ Гилберт — 0

Найдено рефератов по теме РАЙЛ Гилберт — 0