Радхакришнан, Сарвепалли

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Радхакришнан Сарвепалли
брамин-толкователь индийских традиций и философии, занимавший пост вице-президента Индии. Радхакришнан изложил универсалистскую версию Веданты, в которой свел к минимуму доктрину Майи об иллюзорности всего существующего. К его многочисленным книгам относятся «Бхагавадгита» ( The Bha.gavad.gita, 1948), «Индустское представление о жизни» (The Hindu View of Life, 1927) «Индийская философия « (Indian Philosophy, два тома, 1923-1927) и «Восточные религии в Западной мысли» (Eastern Religions in Western Thought, 1939).

Источник: Новые религиозные движения.

РАДХАКРИШНАН Сарвепалли
5 сентября 1888, Тирутани— 17 апреля 1975, Мадрас) — индийский философ и историк философии, общественный деятель, президент Республики Индия (1962—67). Создатель философской системы «вечной религии», или «религии духа», претендующей на статус универсальной. Во многом следовал философской системе веданта, разделяя ее положение о единстве всего сущего. Считал, что идея Бога априорна и присуща любому человеку, а все религии суть равноценные пути к Богу. В следовании универсальным нравственным нормам видел средство достижения человечеством нравственного и духовного совершенства. Выполнил комментированные переводы с санскрита важнейших памятников религиозно-философской мысли Индии («Брахма-сутры» Бадараяны, Упанишады, *Бхагавадгита», «Дхаммапада»}. Соч.: An Idealist View of Life. L., 1932. Лт.:ЛитманА.Д. Сарвепалли Радхакришнан. М., 1983.
O.B. Мезенцева

Источник: Новая философская энциклопедия

Радхакришнан, Сарвепалли

(5.9.1888, Тируттани, Мадрасское президентство, ныне шт. АндхраПрадеш - 17.4.1975, Мадрас), инд. философ и обществ. деятель. В 1952-62 вицепрезидент, в 1962-67 президент Рес­публики Индия. Осн. соч.- «Инд, философия» (1923, рус. пер., т. 1-2, 1956-57). Основу филос. воззрений Р. составляет убеждение в непреложности духовных ценностей, к-рые отождествляются им с ценностями ре­лигии, понимаемой прежде всего как видение духовной основы мира. Эта «духовная религия» оказывается, т. о., тождественной с идеалистич. философией; разви­тие мировой философии Р. интегрирует в единую си­стему, к-рая соединяет в себе прежде всего европ. и инд. философию; одновременно эта реконструирован­ная вечная философия предстает у Р. как философия внутр. опыта. Отличит. чертой европ. философии Р. считает рационализм, а индийской - мистицизм как практич. единение с духовной основой универсума. Отводя рационализму вспомогат. роль, Р. пытался примирить оба способа постижения мира, трактовать их как нечто единое; категории европ. философии оказываются включенными в его систему, основу к-рой образует философия веданты.

Источник: Советский философский словарь

РАДХАКРИШНАН Сарвепалли

        (1908—1975) — выдающийся инд. мыслитель, ученый, видный государствен, и общественный деятель. Получил филос. образование, защитил диссертацию по теме "Этика веданты". В 1949—1952 Р. был послом Индии в СССР. В 1957 избран председателем Раджья сабха (верхняя палата инд. парламента) и вице-президентом страны. В 1962—1967 Р. — президент Индии. Р. — автор большого числа книг по философии, религии и культуре, а также комментированных переводов классической инд. религ. лит-ры. Наибольшей известностью пользуются: "Индийская философия" (т. 1, 1923; т. 2, 1927), "Индуистское мировоззрение" (1932), "Идеалистическое мировоззрение" (1932), "Восточные религии и западная мысль" (1939). Филос. воззрения Р. находятся в русле неоведантизма. Наиболее выдающимся мыслителем он считал Шанкару, а самой совершенной филос. системой — адвайта-веданту, квалифицируемую им как "абсолютный идеализм". Конечной реальностью Р. полагал безличный Брахман, но вместе с тем не отрицал и идеи личного бога как "космического божества", "мирового гения", выражающей человечески-ограниченное представление о трансцендентной реальности. Как и др. неоведантисты, Р. отказался от классич. адвайтистской доктрины об иллюзорности мира, толкуя майю как обусловленность, преходящность эмпирического бытия в отличие от необусловленности и вечности надкосмической духовной реальности. Своеобразным аспектом в интерпретации майи Р. — понимание ее как вечной тайны бытия, побуждающей человека к духовному поиску. Познание конечной истины, по Р., происходит через мистич. озарение, к-рое он называл "интегральным опытом". Вместе с тем, в отличие от классич. веданты, он высоко ценил и рациональное знание, в части, философию, видя в единении последней и религии залог духовного прогресса человечества. По его мнению, историч. религии с помощью философии должны освободиться от догматизма, фанатизма и устаревших положений и трансформироваться в "универсальную веру" мистич. богопостижения. Каждая из религий сможет привнести в "универсальную веру" то ценное, что было ею выработано. Во мн. трудах Р. обращается к одной из осн. проблем неоведантизма — взаимоотношениям и диалогу инд. и европ. духовной культуры. Признавая достижения последней, Р., однако, считал, что инд. мудрость достигла больших высот и должна быть осмыслена и усвоена всем человечеством. Восхваляя индуизм как гибкую и терпимую систему взглядов, способную к ассимиляции лучшего из др. религий, Р. критически относился ко мн. его установлениям (кастовой системе, засилью обрядности), полагая их исторически отжившими и мешающими духовному расцвету нации. В контексте обвинений в отсутствии четких этич. принципов, традиционно выдвигающихся против индуизма зап. критиками, Р. мн. внимания уделял доказательствам обратного, утверждая, в части., что идеи дхармы как единства релит, совершенствования и нравственности имеет в индуизме абсолютный характер, хотя реально-историч. содержание принципов нравственного поведения может меняться и, соответственно, — относительно. Идеи Р., ставшего уже при жизни классиком инд. философии, оказывают большое влияние на мн. совр. религ. и светских мыслителей этой страны. Знакомство с его творчеством, как правило, включается в программы инд. вузов гуманитарного профиля.
А. Ткачева

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь