РАДХА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РАДХА
Санскр.) Пастушка среди гопи (пастушек) Кришны, которая
была женой этого бога.

Источник: Теософский словарь

Радха
В вишнуитском индуизме юная пастушка, безумно влюбленная в Кришну. Позднее она возвышается до ранга небесной супруги бога.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

Радха
индуист.)  – от «радовать» – пастушка, пользовавшаяся особым расположением Кришны. Некоторые кришнаитские течения почитают Р. как воплощение Лакшми, супруги Вишну, тогда как другие считают воплощением Лакшми первую законную супругу Кришны – Рукмини.

Источник: Мифологический словарь

РАДХА (РАДХИКА)

        1) Возлю бленная Кришны-Гопала, герои ня мифич. сказаний о его жизни среди пастухов во Вриндаваие Иногда рассматривается как воплощение Лакшми. В ранней инд. поэзии (антология Халъ "Гахасаттасаи"), в пуранах (в т ч. в "Вишну-пуране" и "Бхагавата-пуране") это имя встречается редко, и обозначаемый им образ пастушки расплывчат и не выделяется среди других гопи В тамильской поэзии ("Повеет i о браслете", гимны альваров1 подругой Кришны-Мялл явля ется Наппиней, его двоюродная сестра. В санскр. антологиях X—XII вв. и поэме "Гитаговинда" связь Кришны с Радхой закрепляется, но серьезное культовое значение она приобретает, будучи философски осмысленной Нимбаркой и Валлабхачарьей и воспетой кришнаитскими поэтами средневековья {Мира Баи, Чондидаш, Сур-дас и др.), Для к-рых Р. была символом человеческой души, устремленной к богу. Колоссальное значение культ Кришны и Радхи приобрел в экстатическом бхакти Чайтанъи.
        2) Приемная мать Карны, воспитавшая его, рожденного от Кунти до ее брака с Панду.
С. Невелева ,
А. Лубянский

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

РАДХА
возлюбленная подруга Кришны, главная из пастушек Вриндавана (роща в окрестностях г. Матхуры, Северная Индия). В вишнуизме Р. признается воплощением Лакшми. Самостоятельное положение в культе Кришны Р. заняла не сразу, поначалу она не выделялась на фоне остальных гопи. Ее возвышение начинается с поэмы Джаядевы «Гитаговинда» (XII в.), в которой она играет ключевую роль. Поэты-мистики из школы Валлабхачарьи сделали Кришну и Р. идеальной любовной парой, а сама Р. становится наилучшим типом преданного любящего (бхакта), символом духовных устремлений человека. Р. не воспринимается как супруга Кришны, скорее, она являет собой чистое проявление любви, не связанной социальными нормами. Колоссальный авторитет Р. придал Чайтанья, который понимал ее как женскую ипостась Кришны. Эротический мотив их взаимоотношений он толкует символически. Самого Чайтанью его последователи считали совместным воплощением Кришны и Радхи (Гауранга). В гаудии развивается представление о Р. как о воплощении высшей энергии Кришны, объемлющей все остальные энергии. В некоторых школах кришнаизма, склонных воспринимать отношения Кришны и Р. слишком буквально, значение Р. еще больше возрастает. Так, в школе радхаваллабха (основана поэтом Хариваншем в XVI в.) подчеркивается значение любовного соединения Радхи и Кришны, причем Радха доминирует над Кришной. В сахаджии важную роль играют сексуальные практики, призванные обеспечить переход к «небесному Вриндавану». Здесь партнер должен осознать партнершу как Р., а та его как Кришну. Р. — бесконечная любовь, выражающая самую сущность Кришны. Вишнуитский поэт Камалаканта (XIX в.) Р., бегущую на свидание с Кришной, сравнивает с кундалини, «бегущей» по центральному каналу в теле к месту соединения с Шивой.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

Похожие термины:

  • Радха Соами Сатсанг

    индустское реформистское движение. Появилось после смерти Шив Дайала(1818-1878), который ввел веру и практику сикхов в новый вид йоги. Отличие этого движения от сикхизма в том, что источником его религ