Раб Яхве

Найдено 1 определение
Раб Яхве
(Servant of the Lord). Выражение ebed yhwh  "слуга Яхве"  означает преданных служителей Божьих, напр. Авраама (Пс 105:6) или других, крые выполнили Божью волю, как Навуходоносор (Иер 25:9). "Раб Яхве" появляется, когда Исайя утешает Израиль, опустошенный Синаххерибом в 701 г. до н.э. Двадцать раз в Ис 4053 предсказан ebedyhwh.
Личность раба Яхве может быть разной. Иногда это выражение относится ко всему народу  " Израиль, раб Мой " (41:8), хотя он глух и слеп (42:19). У Исаии встречается словосочетание "песни раба" (42:17:49:19; 50:49; 52:1353 и, возможно, 61:13), затем на место целого народа приходит праведный раб, крый восстанавливает дом Иакова (49:5). Рассматривая этот отрывок, поверхностная критика подвергала сомнению авторство Исаии. Но Исайя признал благочестивый остаток (10:2022), включающий его близкое окружение (44:26; 8:16). Однако в песнях (не считая 49:3) раб не коллективное целое, а отдельный человек. Более того, исходя из его объективного описания (42:1), можно сказать, что им не может быть сам Исайя. Последующие упоминания (52:13) говорят о том, что это не Моисей, не умирающий бог Таммуз, не царь, совершающий ритуальный обряд, или какойнибудь другой вождь Израиля. Наконец, его безгрешный облик (53:9) и размах его дела (42:4) говорят о том, что его нельзя отождествлять ни с одним будущим вождем, таким, как Иоаким или Зоровавель. Из НЗ(Ин 12:38, 41; Деян 8:3235) становится ясно, что Иисус Христос единственное воплощение идеального Израиля, окончательное завершение остатка (Ис 49:6).
Раб Яхве это: (1) избранный от рождения пророк (49:12; ср. Иер 1:5), получивший силу от Духа Святого (Ис 42:1:61:1; Лк 4:21) и служение от Бога (Ис 42:23; Мф 12:1821). (2)Он страдает за других, берет на себя чужие болезни и немощи (Ис 53:4; ср. Христовы исцеления,  Мф 8:17). (3)Он встречает неверие (Ис 53:1) и поношение (49:7; 50:6; Мф 26:67; 27:26). (4)0н осужден как преступник и отдает свою жизнь, принимая наказание за других (Ис 53:58; 1 Пет 2:2225). Бог делает его душу священной йМт, "жертвой умилостивления" (Ис 53:10), "многиенародыприведет Он в изумление" (52:15; Евр 12:24; 1 Пет 1:2). (5) Раб выполняет Божью волю, он похоронен с почестями вместе с богатым (Ис 53:10,12). (6) Его священная жертва оправдывает многих (ст. 11), в т.ч. и язычников (42:5; Лк 2:32). (7)Он установит справедливость на земле (Ис 42:4; Рим 15:21). (8)Т.о., рабстановится воплощением Божьего искупительного завета (Ис 42:6; 49:8), выполняет его посредством своей смерти, а Его воекресшая жизнь наследие святым (Кол 1:27).
Из песен раба Яхве видно, что Мессия и страдающий раб  одно лицо (ср. Быт 3:15: мессианское семя побеждает, но его "жалят в пяту ".) Оба избраны Богом и исключительно праведны (Ис 42:1,6; 9:7; ср. Пс 89:45). Уничижение Мессии во время Его Первого пришествия (Ис 7:15; Дан 9:2526; Зах 9:9) подобно смирению раба. У Исаии оба свидетельствуют перед язычниками (49:6; 55:4), и Св. Дух справедливости, наполняющий "отрасль" Давидову (11:14), пребывает на рабе Божьем, чтобы возвестить народам суд (42:1). Окончательное возвеличивание раба Яхве (49:5,7;52:15) предполагает их равенство. Захария соединяет мессианскую отрасль со священническим служением: "...вотя привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ" (3:89; ср. 10:12 с 14:4). Понимают ли пророки свои собственные слова? Св. Писание возвещает: "Сие сказал Исайя, когда видел славу Его и говорил о Нем" (Ин 12:41), хотя некрые подробности будущей Голгофы он, несомненно, описал так, как если бы их видел. Иоанн Креститель сравнивает Мессию с жертвенным Агнцем Божьим (1:2930), но большинство людей не могут уразуметь это уподобление (12:34). Христос раскрыл тайну своей личности как Мессия (4:2526) и страдающий раб Яхве(Лк 22:37).
J.B. Payne (пер. А. К.)
Библиография: ОТ. Allis, The Unity of Isaiah; J. Lindblom, The Servant Song in DeuteroIsaiah; S. Mowinckel, He That Cometh; C.R. North, The Suffering Servant in DeuteroIsaiah; H.H. Rowley, The Servant of the Lord and Other Essays; W. Zimmerli and J. Jeremias, TDNT, V, 654 ff.; J. Jeremias, NT Theology, I, 286 ff.; T. W. Manson, The ServantMessiah; M.D.Hooker, Jesus and the Ser ? ant; O. Cullmann, The Christology of the NT; H. W. Robinson, The Cross in the ОТ.
См. также: Ветвь; Христология; Мессия.

Источник: Теологический энциклопедический словарь