ПУТЬ К ОЧЕВИДНОСТИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Путь к очевидности
«ПУТЬ К ОЧЕВИДНОСТИ» — произведение рус. философа И.А. Ильина, подводящее итог его философской деятельности (1957; Ильин И.А. Путь к очевидности // Собр. соч.: В 10 т. М., 1994. Т. 3). Основное внимание в нем уделяется анализу своеобразия философского знания по сравнению с другими типами знания, осмыслению тех путей, придерживаясь которых, оно может плодотворно развиваться.         Метод философского исследования, предлагаемый Ильиным, близок феноменологическому методу Э. Гуссерля. Но если Гуссерль использует преимущественно рационально-мыслительные средства, то Ильин обращается к арсеналу всех духовных и душевных сил человека. Одновременно он расширяет содержание понятия интенциональности, заменяя его понятием предметности. Предметность сохраняет все основные характеристики интенциональности, но сверх того добавляет к ним способность человека выделить самое существенное в интересующем его предмете.         Второе центральное понятие философии и гносеологии Ильина — понятие очевидности. Его содержание он очерчивает, пользуясь преимущественно художественно-описательными средствами, но чаще всего ограничивается обстоятельно описанными и прокомментированными примерами. Очевидность играет важную роль не только в гносеологии — где в основном совпадает с понятием истины, — но и во всех других сферах духовной жизни, к которым обращается философия. В каждой из них опыт очевидности осуществляется и накапливается по-своему. Так, тот, кто желает установить, что есть верное знание предмета и как оно достигается, должен осуществить и накопить обширный и разносторонний опыт познавательной деятельности. Вне этого реально пережитого и неутомимо собираемого опыта теория познания мертва и пуста. Философ, не работавший в качестве исследователя ни в одной науке, неприемлем в качестве гносеолога, сколько бы тысяч страниц он ни прочел, ни написал на профессиональном жаргоне отвлеченной мысли. Ибо акт очевидности требует от исследователя дара созерцания, способности к вчувствованию, глубокого чувства ответственности, искусства творческого сомнения, упорной воли к окончательному удостоверению и живой любви к предмету (см. С. 500—501).         Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда философ обращается к исследованию религии, нравственности, искусства. К какой бы сфере духовного опыта он ни обратился, основное правило пути к очевидности гласит: «Сначала — быть, потом — действовать, и лишь затем — из осуществленного бытия и из ответственного, а может быть и опасного и даже мучительного, делания — философствовать» (С. 506). Только следуя этому правилу, философия может стать деятельностью, придающей человеческому бытию предельную предметность и очевидность. Другое необходимое условие достижения этой цели — правильное понимание природы и состава духовных средств, с помощью которых созидается и обогащается философское знание. Философская мысль «опять должна стать созерцающей, интуитивной, повинующейся сердцу, так что все пути будут вести к сердцу, исходить из сердца» (С. 424).         В.И. Кураев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПУТЬ К ОЧЕВИДНОСТИ
произв. И. А. Ильина (изд. посмертно в Мюнхене в 1957 г.), подводящее итог его многогранной философской деятельности. Совр. человечество, утверждает Ильин, переживает глубочайший кризис; в своей основе это кризис духовный, т. е. разрушение коренных духовных начал человеческого бытия. Важнейшая задача состоит в том, чтобы восстановить и обновить эти начала, для чего необходимо глубоко проникнуть в их подлинную природу, а также понять особенности усвоения и трансляции духовных ценностей в об-ве, роль различных социальных ин-тов (семьи, нации, государства и т. д.) в данном процессе. Осн. внимание в книге уделяется осмыслению природы духовности, строения и закономерностей творческого акта, созидающего культуру, что позволило бы дать совокупность рекомендаций и правил, помогающих человеку осуществить прорыв к первоосновам его бытия. Ключевую роль в решении указанных проблем призвана сыграть, полагает Ильин, философия как неистребимое стремление человека достичь "ясного для всех понимания в делах высшей и последней важности". А для этого философы должны отказаться от конструирования универсальных систем и осознать простую мысль: настоящий философ выражает только то, что стало содержанием его собственного духовного опыта. Так, нравственное не может быть постигнуто, изображено в отвлеченных построениях, оно должно быть реально пережито и прочувствовано. Философ, рассуждающий о любви, радости, добродетели, долге, добре и зле, силе воли, свободе, о характере и др. подобных предметах по чужим книгам или понаслышке, не познает ничего. Духовно-нравственный опыт требует всего человека, нельзя написать "Этику", не имея за собою живой опыт любви, борьбы и страданий. Только тому, кто по-настоящему переживет это, откроется нравственное измерение вещей и людей. Точно так же обстоит дело, считает Ильин, и при анализе др. сфер деятельности духа, этого подлинного и единственного предмета философии. Каков бы ни был объект, в к-ром так или иначе "просвечивает" духовное начало бытия, философ должен, во-первых, вызвать в себе реальные переживания этого объекта; во-вторых, напряженно всматриваться в сущность своего опыта, связанного с этими переживаниями; в-третьих, попытаться выразить в очевидной для всех форме пережитое и усмотренное содержание. Настоящий философ, утверждает Ильин, должен руководствоваться следующим осн. правилом: сначала - быть, потом - действовать и лишь затем философствовать. Важнейшая его задача в том, чтобы развивать свой духовный опыт, совершенствовать и обогащать методы работы с ним. Только сам став орудием духа, он может познать сущность духа и на этой основе попытаться очертить путь, ведущий к постижению подлинного смысла явлений, причем в разумной для каждого развитого человека, отчетливой форме. В этом смысле философия призвана стать деятельностью, придающей человеческому бытию предельную предметность и очевидность. Т. обр., путь к очевидности, как его понимает Ильин, т. е. к разумному и отчетливому постижению высших ценностей существования, лежит через накопление и освоение духовного опыта личности. Этот путь человек может пройти только сам, философ же призван пояснить, что такой путь не бессмыслен, и расчистить нек-рые преграждающие его завалы. При этом он не должен отказываться от логически рационального обоснования своих суждений. Следует только избавиться от абсолютизации данного инструмента, признать, что логическое обоснование не всесильно. Ни один логический аргумент, никакое самое развернутое теоретическое обоснование не могут сами по себе родить понимания бытия и экзистенциального опыта личности. Острая критика практики умозрительного системосозидания, к-рая дана в книге, свидетельствует о том, что традиции гегельянства в творчестве Ильина все больше вытеснялись и переосмысливались под влиянием не только новейших философских течений Запада, но прежде всего наследия рус. мысли, особенно идей православия, религиозно-философских и нравственных исканий Вл. С. Соловьева, Достоевского, идей славянофилов.

Источник: Русская философия: словарь