Пуфендорф, Самуэль фон

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Пуфендорф, Самуэль фон

род. 8 янв. 1632, Дорфхемниц - ум. 26 окт. 1694, Берлин) - нем. правовед и историограф, профессор естественного и народного права в Гейдельберге, Лунде (Швеция), затем придворный историограф в Стокгольме и Берлине. Находясь под влиянием Гуго Гроция и Гоббса, Пуфендорф придал естественному праву ясную и доступную изучению форму. Подобно естественному нравственному закону, естественное право покоится на божественной воле, но, несмотря на это, должно быть выведено из разума. Право обусловливается потребностью в блаженстве и стремлением к самосохранению. И хотя фиктивное "естественное состояние" не было войной всех против всех (как утверждает Гоббс), но оно было неустойчивым состоянием, для уничтожения которого люди и закладывают основы прочного государства (теория договора). Его учение служило обоснованием государственного абсолютизма того времени. Осн. произв.: "De jure naturae et gentium", 1672; "De officio hominis et civis juxta legem naturalem", 1673. В произв. "Du habitu christianae religionis ad vitam civilem" (1687) Пуфендорф выступает за свободу вероисповедания.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Пуфендорф, Самуэль фон

(8 янв. 1632 – 26 окт. 1694) – нем. юрист, представитель школы естественного права. Изучал междунар. право в Лейпцигском ун-те, философию и математику – в Иенском. Заслугой П. является попытка построить науку о праве как светскую. Свою систему взглядов на естеств. право (изложенную в работах "О праве естественном" – "De jure naturae et gentium", L., 1672, и более кратко в "De officio hominis et civis", L., 1673; в рус. пер. "О должности человека и гражданина", [СПБ], 1726) П. строил, опираясь на идеи Гроция, Гоббса, Спинозы и следуя рационалистич. методу картезианства. Все положения науки о праве и гос-ве следует, согласно П., строить геометрич. методом. Предметом обществ. наук являются "вещи моральные" – семья, гражд. общество, гос-во. Из трех источников естественного права, отмеченных Гроцием (общественные инстинкты, человеческий разум и обществ. воля), П. придавал гл. значение первому. Вместе с тем П. уделял большое внимание роли разума, считая, что человек – существо разумное и лишь как таковое может руководствоваться определ. правилами. Из обществ. инстинктов (стремление к свободе, к самосохранению) вытекает все естеств. право, безраздельно господствовавшее в естеств. состоянии. Но, в отличие от Гоббса, у П. в естеств. состоянии господствует не всеобщая вражда, а мир. Гос-во П. признавал нравств. личностью (persona moralis), воля к-рой создается в результате единения воли многих – в общественном договоре и рассматривается как воля всех. Гос-во обязано использовать силы и способности каждого в целях достижения мира и безопасности. По мнению П., идея божеств. происхождения власти разрушает идею договора между верховной властью и гражданами и подрывает осн. законы гос-ва. П. стремился подчинить религию гос. власти, однако, требовал от нее религ. терпимости, а также терпимости по отношению к науке. Сам П. был сторонником деизма – "естественной религии", не связывающей науки. П. провозглашал этич. и юридич. равенство граждан, а также считал, что обе стороны договора (и подданные и правители) одинаково обременены обязанностями по отношению друг к другу. Вместе с тем П. не допускал сопротивления подданных верховной власти. В политике П., выражая интересы нем. буржуазии 17 в. в условиях экономич. и политич. отсталости Германии, когда феод. порядки в стране, несмотря на проникновение капитализма, были еще сильны, а буржуазия крайне слаба и монархически настроена, как и др. представители нем. школы естеств. права (Томазий, X. Вольф), был консерватором. Он рекомендовал лишь некоторое ограничение императорской власти. Считая, как и Гоббс, междунар. право видом естественного, П. полагал, что первое обладает лишь моральной силой. Такая концепция устраивала нем. князей, т.к. оправдывала феод. раздробленность страны и ослабляла силу междунар. правовых норм. Соч.: Elementorum Jurisprudentiae Universalis libri II, Hagae, 1660; v. 1–2, Oxf., 1931; De statu Imperii Germanici, Genevae, 1667 (под псевд. Severinus de Monzabano, нов. изд., Weimar, 1910); Einleitung zu der Historie der vornehmsten Reiche und Staaten, Fr./M., 1684; Tl 1–4, Fr./M., 1730–33; De habita religlonis christianae ad vitam eivilem, Bremae, 1687; в рус. пер. – Введение в историю Европейскую, т. 1–2, СПБ, 1767–77; Политич. рассуждение о согласии политики истинной с религиею христианскою, СПБ, 1815. Лит.: История политич. учений, М., 1960, с. 238–42; История политич. учений, т.1, M., 1965, с. 172–73; Jastrow J., Pufendorfs Lehre von der Monstrosit?t der Reichsverfassung, В., 1882; Lezius F., Der Toleranzbegriff Lockes und Pufendorfs, Lpz., 1900 (Studien zur Geschichte der Theologie und der Kirche, Bd 6, H. 1); ?reitsсhkе H. von, Historische und politische Aufs?tze, Bd 4, Lpz., 1920; Wоlf ?., Grotius, Pufendorf, Thomasius, T?bingen, 1927; его же, Grosse Rechtsdenker der deutschen Geistesgeschichte, 4 Aufl., T?bingen, 1963; Welzel H., Die Naturrechtslehre S. Pufendorfs, Hdlb., 1930 (нов. изд., В., 1959). ?. Вейцман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Пуфендорф, Самуэль фон

8 января 1632, Хемниц — 26 октября 1694, Берлин) — немецкий юрист и философ, один из первых в Европе представителей «нового естественного права». Изучал международное право («право народов») в Лейпцигском университете, философию и математику — в Йенском. Основное сочинение — «О праве по природе и рождению» (De jure naturae et gentium. Lipsiae, 1672), — в более кратком изложении «De officio hominis et civis», Upsiae, 1673 (рус. пер.: О должности человека и гражданина, 1726).
Теория власти и права строилась Пуфендорфом как особый раздел моральной философии, наилучшим изложением которой он, вслед за Спинозой, считал «геометрическую демонстрацию». В понимании естественного права опирался на Г. Грация и критическое осмысление концепций Ж. Бодена и Г. Гоббса. В традиции Декарта трактовал семью, общежитие и государство как «моральные вещи», наделенные определенными атрибутами и модусами. В традициях ренессансной эрудиции иллюстрировал свои обобщения пространными обзорами политической истории Европы.
Оригинальная и новаторская позиция Пуфендорфа определялась пониманием естественного индивида как изначально социального существа. Не отрицая себялюбия в качестве первичного мотива человеческого поведения, Пуфендорф считал еще более сильным страх перед одиноким противостоянием природе и стремление найти защиту и помощь у объединенного сообщества. Определяя это стремление как «общественный инстинкт», он на деле трактовал его в качестве свободного и рационального суждения каждого человека (необходимого вывода его естественного разума).
В догосударственном (естественном) состоянии люди, согласно Пуфендорфу, не знали никакой «борьбы всех против всех». Они были добровольными членами мирных семейно-племенных объединений, сплоченных пониманием того, что «вне общества мы не можем ни жить, ни сохранять свой род». Лишь увеличение численности населения и межгрупповые конфликты, приведшие к общему ощущению необеспеченности жизни, заставили людей перейти к государственному состоянию на началах договора.
Государство предполагает двоякого рода соглашение. Это, во-первых, договор в собственном смысле слова, или первоначальный договор (pacta). Суть его в общем (абстрактном) согласии на принуждение верховного правителя, если последний обеспечивает подданным их безопасность и собственность. Это, во-вторых, т. н. постановление (decretum), подразумевающее совокупность обязательных, но перерешаемых договоров, касающихся обоюдных обязательств власти и подданных. Они определяют форму правления (напр., монархию или республику) и характер отношений между сословиями (напр., порядок крепостной зависимости). Вся сфера «постановления» подчиняется критерию целесообразности и предполагает своего рода обмен между заботой об общем благе (на стороне власти) и повиновением (на стороне подданных). Различение pacta и decretum позволило Пуфендорфу, с одной стороны, достаточно определенно отстаивать права совести, жизни и собственности в значении непременных и неотменяемых, с другой — трактовать любые преднайденные формы политической и экономической зависимости как институты, существующие с согласия самих подневольных. Право на индивидуальное гражданское неповиновение Пуфендорф категорически отрицал; наиболее целесообразной формой правления он считал неограниченную монархию (идея представительства не поднимается у него выше замысла совещательного сословного собрания).
Развивая традицию протестантского политического мышления, восходящую к Лютеру и Меланхтону, Пуфендорф настаивал на том, что библейская формула «нет власти кроме как от Бога» имеет в виду лишь мудрое согласие, но никак не прямую санкцию всевышнего. Будучи частью одобряемого Богом мирского порядка, государство (не говоря уже о конкретных формах правления) не может считаться божественным даром. Обязанность жить в государстве подобна обязанности трудиться, «в поте лица зарабатывая хлеб свой» (последняя, как известно, есть проклятие, которое наложено Богом на согрешившего человека). Люди должны жить в государстве, но их правом и их общей ответственностью (как и в случае с поисками эффективных форм труда) является выбор наиболее целесообразного политического устройства. Эта своеобразная позиция позволяла Пуфендорфу отстаивать христианский характер теории общественного договора, достаточно решительно выступать против сакрализации существующей политической власти, с одной стороны, и вмешательства церкви в дела государя — с другой, видеть в веротерпимости важнейшую статью морального кодекса разумных правителей.
Пуфендорф — классический представитель просвещенного легизма. Еще далекий от строгого различения закона и права, он отстаивал правовое достоинство самого закона (его общеобязательность, клятвенность, неизменность) в противовес фаворитизму и переменчивости монархических поручений, распоряжений и указов.
Теория естественного права Пуфендорфа предвосхитила некоторые идеи, систематически выраженные Локком, Руссо и Кантом. Она оказала серьезное воздействие на секуляризацию политико-правовой теории в немецком Просвещении и на формирование первых проектов прав человека у Томазш и Хр. Вольфа. Сочинения Пуфендорфа уже в 18 в. были известны в России. Влияние его идей (в особенности его просвещенного легизма) испытали такие представители дворянского протолиберализма, как Д. И. Фонвизин, С. Е. Десницкий. Сперанский.
Соч.: Elementomm Jurispnidentiae Universalis libri. 1—2. Hagae, 1660 (Oxf., 1931); Einleitung zu der Historie der vornehmsten Reiche und Staaten. Fr./M., 1684; De habita religionis christianae et vitam eivilem. Bremae, 1687; в рус. пер.: Введение в историю Европейскую, т. 1—2. СПб., 1767—71 ; Политические рассуждения о согласии политики истинной с религией христианскою. СПб., 1815. Лит.: JastrovJ. Pufendorfs Lehre von der Monstrositat der Reichsverfassung. B.. 1882; Wolf E. Grotius, Pufendorf, Tomasius. Tub., 1927; WelvlH. Die Naturrechtslehre S. Pufendoris. Hdib., 1931 (2 Aufl. В., 1959).
Э. Ю. Соловьев

Источник: Новая философская энциклопедия