ПУДГАЛА-ВАДА

Найдено 1 определение
ПУДГАЛА-ВАДА
санскр. pudgalavada — учение об индивиде) — общее название группы буддийских школ, разделявших «персоналистическую» доктрину нудгалы. В нее входили: ватсипутрш, дхармоттария, бхадарания, саннагарика, авантака и др. Большинство современников и тем более поздние поколения буддистов — сторонников пудгала-вады оценивали как «внутренних аутсайдеров» (antarasaratirthika). Обстоятельный разбор и критику их позиций содержат важнейшие тексты тхеравады («Катхаватху»), вайбхашики и саутрантики («Абхидхармакоша»). Среди махаянских авторов, критиковавших пудгала-ваду, — Нагарджуна, Асанга, Чандракиртч, Шантидэва и Камалашива. Из собственных текстов этой школы сохранилось небольшое сочинение по винае (дисциплине) в китайском переводе, трактат по абхидхарме и трактат «Саммития-никая-шастра» (плохо поддающийся переводу). В поддержку своей доктрины приверженцы пудгала-вады ссылались на некоторые известные фразы Будды, где пудгала упоминается в значении некой неделимой целостности, объекта референции для слова «я», напр.: «Я буду учить вас бремени, его возложению, его снятию и носителю бремени. Пять скандх, образующих сферу восприятия, суть бремя. Носитель бремени есть пудгала: тот почтенный человек, которого зовут так-то и так-то, рожденный так-то и так-то, из такого-то и такого-то клана, питающийся такой-то и такойто пищей, живущий столько-то и столько-то, пребывающий здесь столько-то и столько-то, оканчивающий свой жизненный путь так-то и так-то».
По мнению Э. Конзе, буддийский «персонализм» был реакцией на абсолютизацию деперсоналистических тенденций — подчеркивание реальности только изолированных мгновенных состояний — дхарм и отрицание даже их относительного единства в определенные промежутки времени (аншпма-вада).
В. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия