ПУАНКАРЕПУАНКАРЕ Жюль Анри

ПУАНКАРЕ Анри

Найдено 3 определения термина ПУАНКАРЕ Анри

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ПУАНКАРЕ Анри (1854-1912)

фр. математик, член Парижской АН. Осн. труды посвящены математической физике, дифференциальным уравнениям, комбинаторной топологии, небесной механике и т. д. В 1905 одновременно с Эйнштейном пришел к специальной теории относительности. П. внес большой вклад в развитие математики, где наряду с количественными соотношениями им были установлены факты, имеющие качественный характер. П. считал, что законы науки не относятся к реальному миру, а представляют собой произвольные соглашения (конвенции), к-рые должны служить наиболее удобному и полезному описанию соответствующих явлений (Конвенциализм). По словам Ленина, суть дела “теории Пуанкаре сводится к отрицанию... объективной реальности и объективной закономерности природы” (Т. 18. С. 170).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПУАНКАРЕ АНРИ

1854-1912) – представитель второго позитивизма (автор концепции конвенционализма), физик и методолог науки. Основные труды:«Ценность науки» (1905) и «Наука и гипотеза» (1902). В первой книге Пуанкаре перечисляет все новые открытия, которые подрывают старые научные представления, которые еще недавно представляли собой  объективную истину и делает вывод:  наука не отражает независимой от ощущений реальности. Законы природы  следует  понимать  как  конвенции, т.е.  условно,  по  соглашению, принятые положения. Именно это понятие  закона как условно принятого положения, т.е. конвенции, стало ведущим понятием гносеологического учения Пуанкаре, получившего отсюда название конвенционализма. Конвенции создаются по принципу, включающему два фактически исключающих друг друга  положения: 1) конвенциональные  положения  выбираются  субъектом  на  основе  их  «удобства»,  его взглядов на «полезность»; 2) конвенциональные положения должны быть взаимно непротиворечивы, а также выбираться  таким образом, чтобы отражать отношения между вещами. Конвенция – это субъективная установка ученого, принимаемая в интересах «удобства. Развитие науки осуществляется противоречиво. Прогресс научного знания сочетает в себе объединение знания, открытие новых связей между явлениями, которые представлялись нам до этого изолированными друг от друга, и открытие все новых и новых разнокачественных явлений, которые смогут найти свое место в системе научного знания только в будущем. Он отмечает две тенденции в развитии науки: с одной стороны, стремление к единству и простоте, с другой – к многообразию и сложности. До конца XIX века единство  науки достигалось на  основе классической  механики. Но  в  началом XX столетия объединяющими науку принципами становятся принципы электромагнитизма. Основной формой научного познания Пуанкаре считал гипотезу. Наше познание  касается,  только  отношений  между  явлениями.  Поэтому  в  гипотезе между  моделями,  которые  ставим  на  место  «вещей»,  устанавливаются  те  же отношения,  что  и  между  самими  «вещами».  «Реальность»,  которой  касается гипотеза, есть плод нашего  собственного соглашения. Вопросы о «подлинной реальности» должны быть исключены из обихода научного  исследования. «Они не  просто  неразрешимы,  они  иллюзорны  и  лишены  смысла».  Поэтому  очень важно, чтобы противоречащие гипотезы выражали одни и те же отношения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

ПУАНКАРЕ Анри

29 апреля 1854, Нанси— 17 июля 1912, Париж) — французский математик и философ Науки. Учился в Политехнической школе в Париже (1872— 75). В 1870 получил докторскую степень в Национальной Высшей Школе за исследование в области дифференциальных уравнений. С 1881 и до конца жизни преподавал в Сорбонне. С 1887— член Французской Академии наук, с 1906 — президент этой академии.

Пуанкаре — автор многочисленных (около 500) работ, посвященных широчайшему спектру проблем чистой и прикладной математики, оптики, теории электричества, газовой гидродинамики, статистической механики, теории вероятностей, небесной механики. В каждую из этих областей знания он внес огромный вклад, но наиболее значительными признаны его исследования в области теории небесной механики. Часть этих исследований изложена в работе «О проблеме трех тел и об уравнениях динамики», за которую в 1889 Пуанкаре получил международную премию короля Оскара II. В исследованиях по теории равновесия вращающихся жидкостей Пуанкаре дал объяснение стабильности колец Сатурна и существования двойных звезд. Занимаясь вопросами динамики электрона, в 1905 Пуанкаре независимо от А. Эйнштейна получил ряд результатов специальной теории относительности.

Главные свои результаты Пуанкаре суммировал в фундаментальном труде «Новые методы небесной механики» (т. 1—3, 1892—99), а также в отдельной книге, специально посвященной вопросам абстрактной математики, прежде всего топологии (Позициональный анализ, 1895). Его перу принадлежит также «Курс математической физики» в 12 т., в котором представлено содержание лекций, прочитанных в Сорбонне.

Пуанкаре принадлежит также большая серия публикаций, посвященных общим вопросам научного мышления. Важнейшие среди них — «Наука и гипотеза» (1903), «Ценность науки» (1905), «Наука и метод» (1908). Одной из центральных тем этих работ (особенно в «Науке и гипотезе») является психология научного творчества. Интерес Пуанкаре к этой области объясняется спецификой мышления самого ученого: с одной стороны, он обладал фантастической памятью, запоминал с первого раза и держал в памяти огромное количество информации, мог проделывать в уме сложнейшие математические вычисления, с другой — обладал редкостной способностью визуализировать самые абстрактные идеи, превращать их в чувственно-наглядные, пространственные образы. Отсюда его внимание к той стороне научной деятельности, которая обычно предстает как противоположность методичной, «расчетной» работе рассудка — творческому воображению. Он был уверен, что в основе любой научной теории лежат априорные (т. е. предшествующие не только опыту, но и »сякому содержательному рассуждению) принципы, которыми научный разум обязан творческому воображению. Эти принципы не только независимы от логики как системы строгих правил, которым следует рациональное мышление, но даже более фундаментальны, нежели эти правила. Превращение подобных принципов в систему, а также организация совместной деятельности ученых, использующих эти системы и принципы как каркас научных теорий, происходит в результате гласного или негласного соглашения — «конвенции», которую заключают члены научного сообщества. Такие представления Пуанкаре оказались весьма важными для формирования интуиционистской школы математиков, обсуждавших в нач. 20 в. проблему оснований математики, а также для формирования конвенциализма как особой философско-методологической программы. Пуанкаре принимал активное участие в дискуссиях между представителями традиционного («лопщистского» или «формалистского») и нетрадиционного, интуиционистского направлений.

Согласно Пуанкаре, новая научная концепция начинается с творческого озарения, но предпосылкой такого озарения служит долгая, упорная, зачастую незаметная для самого ученого подсознательная работа мысли. Эта подсознательная работа — прелюдия научного творчества, вспышка интуиции — «звездный час» творческого процесса, за ними следует долгая методичная работа по организации научного знания под углом зрения удобства его использования и освоения. Такие представления о научном мышлении и содержании научного знания заставили существенно пересмотреть понятие объективности знания. Пуанкаре отвергает как научно Неоправданное представление о познании реальности (трактуемой как «внешний мир», полностью независимой от разума) в качестве конечной цели познания.

Реальная история науки для Пуанкаре — не только источник наглядных иллюстраций общих схем, которые использует научный разум в своей работе. Напротив, этот разум по сути своей историчен: развитие науки — отнюдь не «приращение знания», не накопление фактов, поскольку сам фактический состав науки органически включает прежние вспышки интуиции, и осознание необходимости этой творческой компоненты науки, к которому приводит знакомство с историей науки, оказывается важной психологической предпосылкой новаторского духа, без которого невозможна наука. Соч.; Ценность науки. М., 1906; Науха и гипотеза. СПб., 1906; Наука И метод. СПб., 1910; Математика и логика.— В сб.: Новые идеи вматематике, вып. 10. П., 1915; Математическое творчество.— В кн.: АдамерЖ. Исследование психологии изобретения в области математики. М., 1970; Избр. труды, т. 1-3. M., 1971-74; О науке. M., 1983. Лит.: Dantzig Т. Решаете. N. Y.- L., 1954; Appell P. H. foincare. R, 1925. А. Ф. Зотов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ПУАНКАРЕ Анри — 0

Найдено научныех статей по теме ПУАНКАРЕ Анри — 0

Найдено книг по теме ПУАНКАРЕ Анри — 0

Найдено презентаций по теме ПУАНКАРЕ Анри — 0

Найдено рефератов по теме ПУАНКАРЕ Анри — 0