греч. душа), термин др.-греч. философии, душа, исконно этимологич. значение - «дыхание» (ср. рус. «душа, дух» - «дышать», «воздух»). У Гомера П. употребляется в значении: 1) «жизненной силы», покидающей тело с последним издыханием; 2) бесплотного «призрака» (?????о?), после смерти человека существующего в Аиде, но полностью лишенного сознания и памяти («Одиссея» XI 51; «Илиада» XXIII 104). Новая, антигомеровская концепция П. распространяется начиная с 6 в. до н. э. в пифагореизме и орфизме: П. понимается как «демон», т. е. бессмертное существо божеств. происхождения, ее странствия по телам животных и растений (см. Метемпсихоза) - как «наказание» за первобытный грех Титанов, «тело» - как «могила» души [с обыгрыванием созвучия ???? («тело») («могила»): Филолай, фр. В 14], цель праведной жизни - как «очищение» (катарсис) от скверны, искупление вины и возвращение П. на небесную прародину. Одновременно П., обладающая памятью о прежних инкарнациях (Пифагор 14, 8DK), отождествляется с психическим «Я»; во фрагментах Гераклита П.- субстрат феноменов сознания и носитель нравств.качеств («Сухая П. - мудрейшая и наилучшая», фр. 68 М), хотя в то же время и отождествляется с воздухом (фр. 66-67 М). За исключением Гераклита религ.-эсхатологич. проблематика П. чужда ионийской традиции, к-рая интересуется прежде всего биологич. функциями П. (П. - «жизнь») и понимает ее обычно как воздух и дыхание; при этом в рамках параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса нередко постулируется мировая П. (так в древнейшем филос. тексте о П. - фр. В 2 Анаксимена, но возможно уже у Фалеса 11 А 22, затем у Гераклита и особенно ярко у Диогена Аполлонийского - фр. В 4 слл.). Неясно совмещение у Эмпедокла натуралистич. концепции П. («кровь») в «О природе» с орфикопифагорейским учением о П,«демоне» в «Очищениях». Демокрит постулировал для П. особые шарообразные атомы «огня» (№ 443-451 Лурье), превосходящие все остальные атомы кинетич. способностью, «ибо шар - самое подвижное из всех тел, так как он касается плоскости только в одной точке» (№ 443 а). Сократу, по-видимому, принадлежит выдвижение на первый план личностного момента и этич. проблематики П.
Учение Платона о П., выросшее из орфикопифагорейской концепции, отличается от нее теоретич. углублением и многоаспектностью. Эпистемологич. аспект разрабатывается в «Федоне»: бессмертие и изначальная близость бестелесной П. к сверхчувств. миру делают возможным познание идей через «воспоминание» (см. Анамнесис). В «Федре» (265 b 5 слл.) П. выступает как онтологич. принцип (архе) движения, в «Тимее» мировая П. движет космосом и светилами (ср. также 10ю кн. «Законов»). Систематич. трактовка П. в социально-этич. плане дана в «Государстве» (IV 435 е слл.): иерархия трех частей П. - «рациональной, эмоционально-гневливой и похотливой» (локализованных соответственно в голове, груди и брюшной полости) соотносится с трехчастным делением общества на стражейфилософов, воинов и ремесленноземледельч. сословие. Бессмертна только высшая часть, согласно «Тимею», созданная демиургом.
Осн. текст Аристотеля о П.- трактат «О душе» (П.), психофизиологич. ориентация к-рого резко контрастирует с платонич. концепцией раннего диалога «Евдем» (фр. 1-12 ross). Аристотель изъял П. из космологии, передав функции «самодвижущегося» начала «природе», и различал три «способности» П. - «питательную», «чувствительную» и «поэтическую» (интеллектуальную): первая присуща растениям, первые две - животным, все три - только человеку («О душе» 414 b 20-415 а 13). Душа и тело относятся между собой как акт и потенция, форма и материя и потому нераздельны; «отделима» и бессмертна только активная часть ноэтич. П. («О душе» III 5).
В Древней Академии Ксенократ (фр. 60 слл. Heinze) определял П. как «самодвижущееся число». Из древних перипатетиков Аристоксен (фр. 118 W) и Дикеарх (фр. 11 W) примыкали к упоминаемой уже в «Федоне» (88d) структурной концепции П. как «гармонии» тела, у Макробия приписываемой Пифагору и Филолаю, но, строго говоря, несовместимой с тезисом о бессмертии П. и родственной характерному для всей греч. медицины и натурфилософии (начиная с Алкмеона, фр. В 4) пониманию «здоровья» как сбалансированного равновесия противоположностей. Стоицизм вернулся к ионийскому телесному пониманию П. и довел до предела традицию гилозоистич. панпсихизма (Анаксимен - Гераклит - Диоген), видя в П. часть панкосмич. пневмы; П. человека состоит из 8 частей: пяти органов чувств. речевой способности, семенной способности и «командного» центра, к-рому все остальные приданы подобно «щупальцам осьминога» («Placita» IV 4, 4). У Эпикура П. - конгломерат атомов «огненного,воздушного, пневматического и нек-рого четвертого - безымянного» элемента, ответственного за ощущение («Placita» IV 3, 11).
В среднем платонизме и неопифагореизме возрождается пифагорейскоплатонич. учение о П., но при этом наблюдается тенденция к более жесткой дифференциации П. и ума (нуса) и иерархич. подчинению первой второму. Плутарх приписывает материи иррацион. П.- моторную силу - и, подобно Аттику, признает вычитанную из 10-й кн. «Законов» Платона (897 d) злую П. Вселенной, соотнося ее с космич. дьяволом вост. религий («Об Исиде и Осирисе»). Нумений формулирует учение о двух отд. П. в человеке - рациональной и иррациональной - и вводит впервые представление об «эфирном» теле П. (см. Квинтэссенция). У Плотина П. («Эннеады» IV) - третья ипостась, «отображение» (?????) нуса, посредник между бестелесным миром, к-рому она принадлежит, и чувств. миром, к-рый она творит, по существу принимая на себя функции демиурга. Человеч. П. в качестве микрокосма аналогична мировой П.; обратившись вверх, она восходит к деятельности нуса, в к-рой объект и субъект неразличимы, обратившись вниз - через дискурсивное мышление и чувств. восприятие - нисходит до ярактич. деятельности.