ПСИХОТЕХНИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСИХОТЕХНИКА
душевная техника"; в широком смысле - прикладная психология (см. Психология труда); испытание способностей (см. Тейлоризм). Основатель психотехники как науки - Г. Мюнстерберг (в 1908). В последнее время термин вышел из употребления, проблемы и методы психотехники вошли с сферу различных отраслей и разделов психологии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПСИХОТЕХНИКА
совокупность научных методов или тестов, позволяющих оценить психические (характер) и физиологические реакции (скорость моторных реакций) индивида. Психотехника применяется для определения профессиональной ориентации человека или при отборе кандидатов для существующей вакансии. Она систематически применяется в армии, во время призыва.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Психотехника
контролируемые способы работы со своей психикой. Их цель — кардинальное изменение личности. Эзотерическая психотехника включает в себя такие процедуры, как трансформация форм восприятия, достижение пограничных состояний сознания, переосмысление фундаментальных представлений, культивирование идей, соответствующих эзотерическому учению. Включает культивирование состояний, отвечающих эзотерической реальности, причем без опоры на чувственные впечатления внешнего мира; подавление других состояний, не отвечающих этой реальности; достижение пограничных состояний измененного сознания, когда внутренний опыт и мир становятся на место внешнего.

Источник: Человек и общество. Культурология

ПСИХОТЕХНИКА
ветвь психологии, изучающая проблемы практич. деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. В наст. время за рубежом понятие П. в общем идентично понятию прикладная психология (gewandte Psychologie, applied Psychology) и включает в себя содержание различных отраслей психологии труда (инженерная, пром. психология), воен. психологии, психологии торговли и т.п. П. возникла в нач. 20 в. и получила теоретич. оформление в работах В. Штерна, Мюнстерберга, Гизе и др. психологов- эксперименталистов. Осн. задача П. заключалась в осуществлении проф. отбора, проф. ориентации, изучении утомления и упражнения в процессе труда, приспособления человека к машине и машины к человеку, выяснении эффективности различных средств воздействия на потребителя (реклама), тренировке психич. функций при подготовке рабочей силы и т.д. П. использовала в решении этих задач различные испытания (гл. обр. тесты). В капиталистич. странах П. активно способствовала совершенствованию системы эксплуатации рабочих и их социальному подавлению. В СССР П. получила значит. развитие в 20-е и в 1-ю пол. 30-х гг. Во мн. городах работали психотехнич. лаборатории, готовились кадры психотехников, было создано Всесоюзное об-во П. и прикладной психофизиологии, издавался журн. "Советская П." (с 1928 по 1934), проводились конференции и съезд по П. 7-я Междунар. психотехнич. конференция (1931) проходила в Москве. Нач. этап развития П. в Сов. России связан с движением научной организации труда (НОТ) и сводился гл. обр. к усвоению осн. понятий и достижений бурж. П. Как особая отрасль сов. психологии П. организационно оформляется к 1927–28. Тогда же получает распространение тезис о внеклассовом характере П. В 1930–32 начинается пересмотр методологии сов. П., явившийся следствием марксистско- ленинской перестройки психологич. науки. Сов. психологи и психотехники наметили тогда же перспективный план дальнейшего развития прикладных отраслей психологии и конкретной помощи социалистич. строительству. Характерной чертой П. к сер. 30-х гг. становится перенесение центра тяжести в исследоват. работе с проблемы проф. отбора на задачу рационализации методов политехнич. и проф. обучения, организации трудового процесса, формирования навыков и умений, борьбы с травматизмом и аварийностью и т.п. Культ личности существенно затормозил развитие психологии труда в СССР. Отрицат. отношение к П. еще более усилилось в период повсеместно развернувшейся критики педологии (1936–37). Справедливо усматривая у П. немало общего с педологией, критики по существу перечеркивали все достижения П. и оспаривали правомерность почти всей проблематики психологии труда (в 1936 закрываются почти все лаборатории по П. и психофизиологии труда). Установка на отказ не только от ошибочных тенденций в П. (к-рые во многом были уже к тому времени преодолены или осознаны как неверные), но и от ее принципиальных достижений принесла определ. ущерб психологич. науке и социалистич. строительству. В настоящее время разработка проблем психологии труда возродилась, стимулировав развитие инженерной, космич. психологии и др. спец. отраслей психологич. науки. Лит.: Геллерштейн С. Г., Вопросы психологии труда, в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 2, М., 1960; Платонов К. К., Вопросы психологии труда, М., 1962; Левитов Н. Д., Психология труда, М., 1963; Петровский А. В., К истории психологии труда в СССР, в кн.: Материалы конференции по психологии труда, Я., 1965, его же, История сов. психологии, М., 1967; его же, Problems of personality and labour in Soviet psychology, в кн.: XVIII Intern. Gongress of Psychology. Symp. 38, Moscow–N. Y., 1966. А. Петровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
16.22 мб

Буддиисие коаны как психотехническое средство осознания ограничений сознания

Супрун Анатолий Петрович
В статье рассматриваются дзен-буддийские коаны как особый род психотехники, предназначенный для осмысления причин ограниченности сознания. Именно осознание причин своей ограниченности и означает в дзен «стать на путь пробуждения».