ПСИХОЛОГИЯ РАСПсихология с эмпирической точки зрения

Психология религии

Найдено 7 определений термина Психология религии

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

отрасль психологии, исследующая духовные предпосылки и процессы, связанные с переживаниями при обращении в др. веру, раскаянии, грехе, заповедях и т. п. Обоснование психологии религии в качестве самостоятельной дисциплины связано с выходом в свет книги Ф. Шлейермахера "Psyshologie" (1862). В более широком смысле - характерологическое свойство основателей религии и верующих.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Психология религии

Таким образом, очевидно, что человеческие импульсы, воплощенные в религии - это страх, тщеславие и ненависть. Целью религии, можно сказать, является придание этим страстям респектабельности путем направления их по определенным каналам. Поскольку эти страсти в основном делают людей несчастными, религия является силой зла, так как позволяет людям безудержно предаваться своим страстям, в то время как без ее санкции они могли бы, по крайней мере в определенной степени, контролировать эти страсти. [Это больше посвящено "официальной религии", политическому приложению оной - А.Б.]

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

отрасль религиоведения, изучающая психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений в индивидуальной, групповой и общественной психической жизни, анализирующая содержание этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности личностей, групп, общества. Современная психология религии сформировалась в конце 19 – начале 20 вв. Светская психология религии стремится абстрагироваться от конкретных религиозных систем и выявляет то общее, что характерно для психического состояния любого верующего. Конфессиональная психология религии (православная, католическая, протестантская, исламская и др.) опирается на соответствующее богословие и исследует религиозные аспекты психики приверженцев своей религии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

одна из отраслей знания о религии. Она изучает психологич. закономерности возникновения, развития, функционирования и отмирания религ. явлений в общественной, групповой и индивидуальной психологии; содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религ. комплексе и влияние на внерелиг. сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. Исходные методологич. принципы последовательно науч. П. р. сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом и развиты В. И. Лениным. Осн. содержание П. р. составляет соц.-психолорич. объяснение религ. явлений. П. р. пользуется диалектико-материалистич. методом, а также методами общепсихологич. и соц.-психологич. исследований. Психологич. теорию религии образуют: 1) учение о психологич. корнях религии; 2) положения, раскрывающие специфику религ. психологич. явлений в разных обществ, системах, у разных классов, этнич., профессиональных, демографич. групп, у представителей различных психологич. типов личностей; 3) психология религ. групп и личностей; 4) методика конкр. психологич. исследований религиозности и атеистичности. Бурж. П. р. сформировалась в кон. 19— нач. 20 в. благодаря трудам В. Вундта, Т.Рибо, Т. Флурнуа, У. Джемса. Е. Д. Старбска, Дж. А. Леуба и др. В ней имеются светское и конфсс. направления, между к-рыми существует идейн. союз. Филос. базой светской П. р. служит идеализм: позитивизм, прагматизм, феноменология и др. Конфес. (христ.) П. р. основывается на теологии -католической, протестантской, православной и нередко использует в апологетич. целях идеалис-тич. философию. Для объяснения религ. явлений привлекаются разл. психологич. теории - бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм) и др. Конфес. П. р. имеет практич. задачу найти эффективные средства воспитания и укрепления религиозности. В рамках конфес. П. р. выделена пастыр. психология, к-рая призвана научить служителей культа использовать данные психологии в их деятельности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

- область научных исследований, где изучается воздействие религиозной веры на душевную жизнь. Первоначально рассматривались некоторые виды религиозного опыта, напр., обращение к Богу или призвание свыше для служения в мире, роль религиозных мотивов в деятельности человека. По мере переключения внимания на бессознательное были привлечены методы психоанализа, гуманистической психологии, глубинной психологии. Результаты разные. Редукционисты отрицали право религии на собственный предмет, объясняли ее к болезненностью психики невротика или же списывали на низшие желания (в психоанализе). Но были и положительные результаты: ряд сторон душевной жизни религиозного человека удалось понять как выражение подлинных (а не патологических) стремлений его души, напр., поиска смысла жизни, стремления иметь предмет благоговения, поклонения и любви, преодолеть отчуждение от мира, войти среду или группу с высокими духовными интересами, расширить возможности осмысленной самореализации и обрести полноту жизни, служение Высшему вместе с собратьями по вере. А.Маслов привлек внимание к "пиковому опыту" в жизни человека с высокой степенью самореализации и успешной самоотдачи; этот опыт он отнес к мистике, к видению трансцендентного, к первичным элементам религии. Г.Олпорт отличал зрелую религиозность от незрелой по признаку, озабочен ли человек прежде всего собой или же он действительно чуток к Высшему, к большему, чем он сам, т.е. склонен жить в русле религии, а не использовать ее. Э.Эриксон выявил положительную роль психосоциальных кризисов в жизни души, где важное значение имеет ее ориентация на трансцендентное. Дж.Фаулер описал шесть этапов развития веры в жизни человека. В.Франкл в противовес "глубинной психологии" предложил "вершинную", где основное значение для психики и ее терапии придается смыслу жизни, корни которого - религиозны: "Смысл должен быть найден, но не может быть создан", и совесть является "органом смысла". Э.Фромм писал о значении духовной радости и любви к Богу и ближнему для полноты душевной жизни. Все это дало лучшее понимание верующей души, но, по многим оценкам, не дает его полноты, нужной, напр., для осмысления действия благодати. (См. также: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ; БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ; ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ; МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА; ПАРАПСИХОЛОГИЯ).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Психология религии

одна из отраслей знания, изучающих религию; она имеет дисциплинарный статус, является, с одной стороны, проблемной областью психологии, в рамках к-рой выступает в кач-ве прикладной, с другой наряду с философией, социологией, феноменологией, историей религии представляет собой раздел религиоведения. П. р. исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религ. явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религ. комплексе и влияние на внерелиг. сферы жизнедеятельности индивида, групп, об-ва.

Как научная дисциплина, П. р. формируется в кон. 19 нач. 20 в., хотя психологические знания о религии накапливались с прошлого тысячелетия. Существенный вклад в становление П. р. внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт, американский психолог и философ У. Джеймс, немецкий философ В. Дильтей, американский психолог Дж. Леуба, французский психолог Т. Рибо, американский психолог Э. Старбе, французский психолог Т. Флурнуа и др.

Различают конфес. и светскую П. р., к-рые имеют разные мировоззренческие предпосылки и ставят перед собой неодинаковые задачи. Реализуются общепсихологические и соц. — психологические подходы к изучению религии. Научно-психологическую основу изучения религии составляют: 1) учение о психологических основах религии; 2) совокупность положений, раскрывающих специфику ре лиг. — психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; 3) раскрытие многообразия религ. психологического опыта; 4) анализ психологических аспектов религ. деятельности и отношений культа, религ. проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т. д.; 5) методика психологических исследований религиозности. Соц. — психологический подход к анализу процессов, состояний, личностных свойств осуществляется в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религ. объединениям, орг-циям и общинам.

В П. р. используются различные методы исследования: метод объективного наблюдения, анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, метод семантического дифференциала, методы исследования установок и диспозиций личности, социометрия, интроспекция и др. Для объяснения религ. явлений привлекаются различные психологические теории — бихевиоризм, гепп альтпсихология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, гуманизм, психология «самости», трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности. В рамках конфес. П. р. выделены психологическая экзегетика, пастырская психология, пастырская психотерапия и др.

Среди российских философов, психологов научно-психологические подходы к изучению религии на рубеже 1920 вв. и позже нашли выражение в трудах как конфес., так и неконфес. авторов: Н.А. Бердяева, В.М. Бехтерева, А.И. Введенского, Н.Н. Ланге, Н.Н. Лапшина, Л.М. Лопатина, Н.О. Лосского, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, Г.Г. Шпета и др. В 20 — 30-е гг. в России психологический анализ религии осуществлялся в контексте рефлексологии. Были изданы переводы трудов зап. исследователей, однако в целом общего интереса к их изучению у психологов не обнаруживалось. Лишь после более чем тридцатилетнего перерыва в 60-х гг. проблемы психологии религии привлекли к себе внимание отечественных исследователей. Важную роль в организации разработки указанных проблем сыграла Всесоюзная конференция по проблемам психологии религии (1969). На ней обсуждался широкий круг общеметодологических, теоретических и конкретно-прикладных проблем; она «узаконила» место П. р. в рамках отечественных исследований. Вслед за этим появилось значительное кол-во работ по различным вопросам П. р. Ныне исследования в области П. р. ведутся в ин-тах психологии РАН, Психологическом институте Российской Академии образования, в Российском независимом институте социальных и национальных проблем, в Московском, Санкт-Петербургском, Екатеринбургском, Ростовском-наДону университетах, др. научных и учебных учреждениях страны. С развитием отечественной П. р. тесно связано одно из направлений соц. — психологической науки, получившей название религиозной психологии. Понятия «Психология религии» и «Религиозная психология» очень близки, часто их не различают (т. е. рассматривают как синонимы) из-за того, что у них один объект изучения. А между тем религиозная психология отличается от П. р. определенным срезом своих исследований.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религии народов современной России

Психология религии

(Psychology of Religion).

За последнее столетие религия стала одним из основных объектов изучения прикладной психологии. Сейчас проявляется повышенный интерес к изучению феномена религиозности с точки зрения современной психологии, т. е. к научному исследованию религии в социальнонаучной перспективе. К наиболее популярным темам исследований относятся происхождение, мотивация, проявления, динамика, становление и последствия религиозности. Определенная в широком смысле как "научное исследование веры и религии при помощи методов психологии", психология религии отличается богатством и разнообразием подходов и достижений и может немало помочь тем, кто хочет лучше разобраться в человеческой природе и поведении.

Особый интерес психология религии представляет для многих христиан в связи с вопросами душевного здоровья. В ней видят дисциплину, позволяющую собрать воедино факты и истины, затерявшиеся в узких специальных исследованиях, и найти точки взаимного пересечения интересов психологии и теологии. Подобная интеграция рассматривается христианами как подтверждение божественных истин, раскрывавмых в теологии и психологии, к крым обращаются, примеряя их к собственной жизни. Другими словами, интеграция религии и психологии, вопервых, подразумевает критику и сравнение соответствующих психологических и теологических положений, а вовторых, приверженность этим положениям как собственным вероисповедным истинам, динамично взаимодействующим и развивающимся.

Теоретики и практики, работающие в сфере психологии религии, стремятся прочитать, услышать, понять информацию о разнообразных формах теологии и психологии. Они пытаются относиться к обеим дисциплинам с равным уважением, чтобы оценить вклад каждой из них. Исследователи задают сложные, но чрезвычайно актуальные вопросы. Что общего у психологии как науки с религиозными убеждениями? Какие методологии обеспечивают взаимосвязь психологических и теологических факторов? Каким образом исследователи могут добиться органичного сочетания религиозных убеждений и научных взглядов, избегая и скомканной психологии, и половинчатого христианства? Каким образом психология и религия могут сочетаться в теории, эксперименте и на практике? И наконец, как можем мы послужить людям, ищущим цельности бытия, помочь их духовному возрастанию и развитию под господством Христа?

Определения. Психологию можно определить как совокупность общих приемов научного исследования человеческого поведения. Религия, всвоюочередь, может рассматриваться в категориях как функциональных, так и сущностных. Функциональное определение религии делает упор на процесс, в рамках крого люди пытаются найти ответ на загадки бытия и обрести смысл жизни посредством веры. В сущностном определении религии подчеркивается результат веры, когда все те, кто объединяется вокруг надличной идеи, называются "верующими". Значительные противоречия в сфере психологии религии вызваны тем, что не всегда ясно, каким образом различать психологическую и религиозную сферы.

Между психологией и религией существуют сложные взаимосвязи, и роль каждой дисциплины оговаривается только благодаря присвоенной ей падежной форме в соответствующем определении,  говоря о "психологии религии", подразумевают попытку свести религию к психологическим процессам либо попытку более полно понять значение этих процессов для религии. "Религия (религиозный аспект) психологии " (психология "через" религию)  нечто обратное предыдущему, когда религиозный, нормативный анализ природы человека способствует психологическому пониманию личности. Подход под названием " психология и религия " скорее всего следует определить как попытку предложить психологическую и религиозную интерпретацию одного и того же феномена, не скатываясь в редукционизм того или иного рода. Наконец, подход "психология за (против) религию(и)" можно обозначить как попытку использовать психологию, чтобы свидетельствовать в пользу или, наоборот, не в пользу религии. Все эти подходы обнаруживаются в обширной литературе, посвященной данной теме.

История и направления. Анализ психологии религии удобнее всего проводить, выделив три исторические фазы: (1)движение "психология религии" 18801930гг.; (2)движение "пастырской психологии", начавшееся в 1920х гг. и до сих пор сохранившее свое влияние; (З)нынешнее движение "психология и религия", возникшее в 1950х гг.

Начало первой фазе положили психологи, решительно отстаивавшие научноэмпирический подход к изучению человеческого поведения и относившиеся с глубоким уважением к религии как к явлению человеческой и общественной жизни. Предметом наиболее пристального внимания ученых стали религиозное обращение и религиозный опыт. Вероятно, самым значительным трудом, воплотившим идеи этого движения, стала работа У. Джеймса "Многообразие религиозного опыта" (Varieties of Religious Experience). Джеймс воплощает стремление как можно полнее сформулировать значение психологических процессов для религии; в его сочинении поднимаются вопросы, на крые было необходимо ответить христианам, стремившимся к интеграции веры и знания. Книга Фрейда "Будущее одной иллюзии ", тоже имевшая большое влияние, представляет другую крайность  попытку свести религию к психологическим процессам. По ряду причин психология религии пришла в упадок к кон. 20хгг., и религия превратилась для многих психологов в табу.

Начало второй фазы связано с именем А. Буасена  пастора, некогда страдавшего от душевного расстройства. Поеле продолжительного лечения его душевное здоровье восстановилось, и Буасен стал первым капелланом в общественной психиатрической больнице. Позже он организовал Клиническую подготовку пасторов  движение, к-рое готовило пасторов для работы с эмоционально неуравновешенными людьми. С того времени пастырская психология успешно развивалась; издавались многочисленные журналы, основывались профессиональные общества, особенно после 1940х гг. Движение всегда имело ярко выраженную прикладную направленность (лечение и профилактиказаболеваний). Представления о душевном здоровье с помощью пасторовконсультантов переводили на язык мирян, часто  во благо Церкви и ее членов. Евангелики оказывали сопротивление этой деятельности, но появлялись все новые аналогичные движения.

Началом последней фазы может считаться публикация работы Г. Оллпорта "Индивид и его религия" (Individual and his Religion, 1950). He пытаясь выявить психологические корни религии и характер психодинамики верующих, этот подход больше ориентирован на изучение вопросов, представляющих общий интерес и для теологов, и для психологов (напр., нравственное становление, зрелость, степень религиозности, альтруизм, предрассудки). Здесь чувствуется намного большая открытость к сотрудничеству и междисциплинарному плодотворному взаимодействию, равно как и гораздо большая сдержанность и психологов, и теологов по отношению к собственным методологиям, ортодоксии и ортопраксии. Работы Фаулера "Этапы веры" (Stages of Faith, 1981) и Маклемора "Позор психотерапии" (The Scandal ofPsychotherapy, 1982)  примеры блестящих достижений теологически подготовленных и тонких исследователейпсихологов, крые готовы выслушать и раскрыть форму выражения личной веры каждого отдельного человека и всего общества, частью крого является человек.

Методология. В методологическом плане психология превратилась в невероятно сложное образование. Соответственно,научное изучение веры и религии со времен У. Джеймса значительно продвинулось. Усилия ученых опирались на эмпирические исследовательские стратегии, хотя сама природа религиозного опыта, как считают некрые, требует уникальных, личностноориентированных методов. Техника сбора данных менялась, но наиболее распространенные методики предполагали анкетирование, интервьюирование, анализ биографических данных, самоанализ, прямое наблюдение, психологическое тестирование, экспериментальные процедуры, исследование методом включенного наблюдения, лонгитюдный и перекрестный анализы взглядов и поведения. Изучение любого исследовательского процесса в области психиатрии и поведения верующего показывает, что эти стратегии и методологии многообразно применяются с целью лучше понять природу и поведение человека.

Религиозная ориентация. Люди заметно отличаются в том, как они воепринимают религию, какое место ей отводят и почему становятся верующими. Соответственно, для исследователей очень важно то влияние, к-рое оказывает религиозность на явления нерелигиозного свойства, напр. на предрассудки. Так, Г. Оллпорт заинтересовался собранными им данными о том, что верующие больше подвержены предрассудкам, чем неверующие. Пытаясь объяснитьэтот феномен, он предположил, что существуют два типа верующих те, кто пользуется религией (религия выступает как нечто внешнее), и те, кто живет религией (религия выступает как нечто внутреннее). Этим различием между двумя типами личностной религиозной ориентации в значительной мере определяются исследования в области психологии религии. Разработаны многочисленные шкалы для оценки религиозной ориентации. Исследователи утверждают, что нельзя считать когото верующим, не выяснив сначала, каким образом данный человек интроекцирует, принимает в себя веру. Достаточно сказать, что религия гораздо сложнее, чем любая элементарная двоичная типология. Только расширив наши нынешние знания о духовном здоровье, мы сможем понять ту преизбыточествующую жизнь, крую Добрый Пастырь предлагает своему стаду.

Психодинамика и религия. Каким образом эмоциональная сфера человека воздействует на религиозность, и наоборот? Какого типа люди относятся к верующим? Как люди отличаются по личностным характеристикам, чертам характера, принципиальным позициям в свете их религиозных убеждений? На такие вопросы приходится отвечать ученым, изучающим взаимосвязи психодинамики и веры; вероятно, это  наиболее плодотворная область исследований в психологии религии.

К примеру, А.Э.Берген завершил свой исследовательский труд о религиозности и психике, в к-ром анализируется обширная литература по этой теме, основанная на фактических данных, следующим заключением: религиозность сложный феномен, имеющий многочисленные корреляты и следствия, крые не подлежат простым истолкованиям. В проанализированных им источниках Берген не обнаружил подтверждения известному мнению, что религиозность непременно коррелируете психопатологией; на самом деле она в очень малой степени имеет позитивную корреляцию с той или иной мерой психическогоздоровья.

Как доказывает Берген, в исследованиях необходимо учесть методы и концепции определения религиозности. Столь многообразный феномен имеет и позитивные, и негативные черты, крые могут сочетаться, в результате чего результаты исследований оказываются в основном малоубедительными.

П.Ф. Бакман написал о том, как черты конкретной личности особым образом воздействуют на религиозность человека. Некрые из нас с большей легкостью и готовностью воспринимают христианство в словесном выражении, через вербальные конструкции, напр. через теологии, крые в основном носят вербальный характер. Другие лучше всего постигают его через опыт как целостную систему чувств и эмоционально значимых поступков. Есть и такие, кто оценивает веру и религиозный опыт в социально значимых категориях. Наконец, некрые лучше всего постигают христианство в его трансцендентных моментах, особенно в церковном богослужении и мистической жизни. Очень вероятно, что в подходе человека к вере отражается его эмоциональная структура.

Наконец, с самого момента своего возникновения психология религии подвергает обстоятельному изучению феномен религиозного обращения. Недавние исследования двух психологовевангеликов (Джонсона и Мэлони, 1982) поистине ювелирная работа теологически образованных и психологически тонких исследователей. Предлагаемая ими модель процесса религиозного обращения заслуживает серьезного внимания.

Религиозный опыт. Каким образом человек приходит к выводу, что переживаемый им опыт носит религиозный характер? Существует ли особое религиозное чувство? Что значит "быть верующим " ? Все эти вопросы возникают у исследователей.

Особый интерес всегда вызывал у них мистицизм. На протяжении многих веков верующие свидетельствовали об опыте измененного сознания, но только в недавнее время этот опыт подвергся внимательному изучению и более четкому контролю.

Помимо мистицизма, тщательно изучались исцеление религиозной верой, глоссолалия,созерцательная молитва, пост, "харизматические" формы поведения. В двух евангелических жлах  "Журнале психологии и теологии" (The Journal of Psychology and Theology ) и "Журнале психологии и христианства" (The Journal of Psychology and Christianity)  peгулярно появлялись статьи на эти и сходные темы.

Религиозное развитие. Наконец, еще одна тема исследований в области психологии религии  функция веры на различных стадиях человеческой жизни. О начале религиозности у ребенка много писал Элькайнд, о религиозности подростков  Оракер, об изменениях и устойчивости религиозной ориентации студентов  Фельдман, о религиозном поведении взрослых  Клиппингер. Вероятно, самым значительным вкладом в исследование вопроса стал труд Дж. Фаулера "Этапы веры" (Stages of Faith, 1981), где дается шестиэтапная модель религиозного развития на протяжении всей человеческой жизни. У Фаулера воззрения на человека носят целостный, системный характер; он опирается на широко известные работы Эриксона, Пиаже и Кольберга (основные теоретикиэволюционисты) и на известные теологические труды, чтобы как можно обстоятельнее описать, как ищут люди смысл жизни.

В литературе, посвященной вопросам религиозного развития, все большее значение стала приобретать тема зрелой религиозности человека, а также факторов, сдерживающих или поощряющих ее претворение в жизнь. Самопризнание, признание других, высокий уровень нравственного развития, четко осознанная религиозная принадлежность, решительное социальное мышление, действенные межличностные отношения, преданность поддерживающей группе, эффективный баланс эмоциональной и рациональной сфер, способность давать и получать отклик, четко очерченные цели, постоянное стремление к самораскрытию и самоосвящению, способность радоваться отдыху, желание жить полной жизнью в каждый отдельный момент  лишь некрые из многих обсуждавшихся тем.

Заключение. Религия  нечто большее, чем просто психодинамика. Однако науки о человеческом поведении позволяют нам взглянуть на многообразную природу веры с разных точек зрения. Хотя взаимодействие между теологией и психологией не лишено некрой конфликтности, нам следует продолжать поиски путей, на крых две эти сферы могут взаимодействовать.

Ведя между собой диалог, психологи и теологи должны следить за тем, чтобы две сферы не смешивались. Перед каждой из них стоит своя особая задача, требующая уважать границы другой сферы. В то же время существует очень важная и глубокая связь между спасением и исцелением души  и освобождением сознания, психики и личности от пут отчаяния. Обе задачи, несомненно, очень важны, поскольку Церковь заботится о человеке как цельной личности.

Т.о., в научном исследовании религии и веры психология религии способствует взаимному уважению теологии и психологии, способствует стремлению больше узнать о природе и поведении человека.

R.E. BUTMAN (пер. Ю.Т.) Библиография: G.W. Allport and J. ?. Ross, ? Personal Religious Orientation and Prejudice", JPSP 5:43243; P. F. Barkman, "The Relationship of Personality Modes to Religious Experience and Behavior", JASA 20:2730; C. D. Batson and W. L. Ventis, The Religious Experience; B. BeitHallahmi, "Psychology of Religion 18801930", JHBS 10:8490; ?.? Boisen, The Exploration of the Inner World; J.D.Carter, "Maturity:Psychological and Biblical", JPT 2:8996; J. D. Carter and B. Narramore, The Interpretation of Psychology and Theology; W. H. Clark, The Psychology of Religion; J. A. Clippinger, "Towards a Human Psychology of Personality", JRH 12:24158; J. Dittes, "Psychology of Religion", in Handbook of Social Psychology, ed. G. Lindzeyand E. Aronson; W. Donaldson, ed.. Research in Mental Health and Religious Behavior; D. Elkind, "The Origins of Religion in the Child", RRR 12:3542; К. Farnsworth, Integrating Psychology and Theology and "The Conduct of Integration", JPT 10:30819; K. A. Feldman, "Changes and Stability of Religious Orientations During College", RRR 11:4060; C.B.Johnson and H.N. Maiony, Christian Conversion: Biblical and Psychological Perspectives; H.N. Malony, ed., Current Perspectives in the Psychology of Religion; J. Oraker, Almost Grown; O. Strunk, Mature Religion; J.R.Tisdale, Growing Edges in the Psychology of Religion.

См. также: Психология и христианство.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Психология религии — 0

Найдено научныех статей по теме Психология религии — 0

Найдено книг по теме Психология религии — 0

Найдено презентаций по теме Психология религии — 0

Найдено рефератов по теме Психология религии — 0