ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
отрасль науковедения, изучающая психол. факторы науч. деятельности для повышения ее эффективности. Область П.н. связана с разл. областями комплексного науковедения: логикой науки, историей науки, социологией науки, организацией науки, экономикой науки, этикой науки. Задачи П.н.: 1) исследование психол. механизмов производства науч. знаний в условиях индивидуальной и коллективной деятельности; 2) разработка проблем психол. подготовки науч. кадров, диагностики и формирования соответствующих личностных кач-в и установок; 3) разработка проблем возрастной динамики творчества; 4) анализ психол. аспектов науч. коммуникации, восприятия и оценки новых идей; 5) анализ психол. аспектов автоматизации и компьютеризации исследований и т.п. Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
одна из новых психологических дисциплин, имеющих пограничный характер с философией науки, когнитологией и науковедением. Предметом ее исследования является изучение научной деятельности, как отдельных ученых, так и научных коллективов психологическими методами (тесты, статистический, биографический и социологический методы). Уже в конце XIX — начале XX в. намечаются попытки ввести в психологическую науку новый объект эмпирических исследований — личность ученого в се обусловленности биологическими и социальными факторами. (Ф. Гальтон, В. Оствальд, А.А. Потсбня, П.К. Энгельмейер, Ж. Адамар и др.). Одна из центральных проблем психологии науки — анализ процесса научного творчества, изучение тех качеств ученых и необходимых условий, наличие которых делает человека науки способным сделать вызов устоявшимся представлениям и принципам и отстаивать новые взгляды. Одной из прикладных задач психологии науки, имеющих огромное социальное и практическое значение, является нахождение средств раннего распознавания людей с творческими задатками ученого, методик развития этих способностей, разработка типологий характерологических особенностей ученых для оптимальной ориентации научной молодежи на наиболее подходящие для них виды научной деятельности и отрасли науки. Огромное значение в механизме творческой деятельности ученого имеет ее мотивация. Именно мотивы побуждают конкретного ученого к направленной и напряженной деятельности. Анализ этой мотивации свидетельствует о ее сложной иерархической структуре, задания в каждом конкретном случае специфической конфигурации соотношения внутренней и внешней мотивации. Мотивация же любого поведения, в том числе и когнитивного, существенно связана со всей структурой личности, где познавательные способности и продуктивное воображение играют необходимую, но отнюдь не достаточную, а часто даже и не определяющую роль в творческих достижениях ученого. Огромное значение играют сила воли, целеустремленность, смелость, лабильность, способность рисковать и принимать на себя всю полноту ответственности за предлагаемые решения, ориентация на большие и социально-значимые ценности и др. Современная психология науки все больше убеждается в том, что науку «делают» не просто умные, знающие люди, а смелые творческие личности, нонконформисты, не любящие и не терпящие стереотипные формы поведения. Дивергентность, оригинальность мышления, свободолюбие, самоутверждение, стремление к необычным решениям трактуются сегодня как самые драгоценные свойства творческой личности в любой сфере деятельности. Не отрицая огромного влияния на творческую деятельность отдельных ученых и научных коллективов накопленного предметно—логического содержания науки, объективной логики ее развития и социально-культурной природы, психология науки делает сознательный акцент на интеллектуально-мотивационной сфере научного познания и творящих науку личностей. (См. научная деятельность, научное открытие, научный консенсус).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
223.08 кб

Этика и психология на пороге науки

Клейн Л.С.
Рецензия на книгу: Щавелев С.П. Этика и пси хология науки. Дополнительные главы курса исто рии и философии науки : учебное пособие для ас пирантов и соискателей ученой степени к экзамену кандидатского минимума. Курск, 2010. 312 с.
Читать PDF
768.92 кб

Душа как предмет психологической науки

Кондратьев С. В.
В статье на основе интеграции христианской антропологии, святоотеческого учения и научно-психологических подходов к пониманию психических феноменов делается попытка рассмотреть человеческую душу как предмет научного исследования.
Читать PDF
1.08 мб

Проблема психологии как современной науки

Буляканова Азалия Рамилевна
В статье указаны несколько проблем психологии как науки, которые затрагивают жизнь общества. Также указана основная проблема отсутствие предмета изучения психологии, что говорит о некоторых трудностях в продвижении науки.
Читать PDF
312.46 кб

Парадигмальные основы психологической науки

Панферов Владимир Николаевич
Читать PDF
238.59 кб

Объяснение как функция психологической науки

Мазилов Владимир Александрович
Статья посвящена обсуждению вопросов объяснения. Обсуждаются причины того, почему в отечественной психологии проблема объяснения не получила должной разработки. Анализируются работы отечественного философа науки Е. П.
Читать PDF
228.42 кб

Агрессивность в контексте психологической науки

Мельников Владимир Михайлович
В статье представлены общенаучные и методологические подходы к исследованию агрессивности в поведении личности.
Читать PDF
218.33 кб

Гендерная психология как новое направление науки

Воронова Анастасия Валерьевна
В статье рассматриваются предпосылки возникновения гендерных исследований в науке.
Читать PDF
175.47 кб

Будущее психологической науки: позитивный сценарий

В. А. Мазилов
Статья посвящена обсуждению вопроса о перспективах психологии как науки. Оспаривается мнение, согласно которому психология представляет собой не единую науку, а набор практически не сообщающихся между собой дисциплин.
Читать PDF
264.34 кб

Постнеклассическая трансспектива психологической науки

Клочко Виталий Евгеньевич
Делается попытка рассмотреть историю психологии в перспективе ее парадигмальных сдвигов.
Читать PDF
131.82 кб

Психология спорта как направление психологической науки

Сафонов Владимир Константинович
В статье обсуждается обоснованность психологии спорта как прикладного направления психологической науки, рассматривается роль спортивного психолога в подготовке спортсмена.
Читать PDF
171.21 кб

Становление современной методологии психологической науки

Волкова Вера Михайловна, Волков Александр Александрович, Волков Сергей Александрович
В статье выявляется специфика современного понимания личности как носителя определенной личностной ценности в концепции смыслового развития на разных этапах становления современной методологии психологической науки.
Читать PDF
203.16 кб

Методология психологической науки: проблемы и перспективы

Мазилов Владимир Александрович
Утверждается, что методология психологии имеет конкретно/исторический характер.
Читать PDF
209.06 кб

Внутренний мир человека как предмет психологической науки

Мазилов Владимир Александрович
В статье отмечается, что настроения в психологическом сообществе выражаются в отрицании перспектив развития психологии как науки. Утверждается, что подобные настроения определяются тем, что не решена проблема предмета психологии.
Читать PDF
154.98 кб

Киберпсихология как раздел психологической науки и практики

Войскунский Александр Евгеньевич
Читать PDF
641.93 кб

Идеалы психологической науки и практики в трудах Е. А. Климова

Леонова Анна Борисовна, Носкова Ольга Геннадьевна
В статье представлен обзор творческого наследия Е.А. Климова (1930-2014) в связи с его 85-летием.

Похожие термины:

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

    комплекс дисциплин о психике и психической деятельности, об их структуре, механизмах и способах функционирования. Важнейшими шагами в развитии теоретической и экспериментальной психологии явил
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ

    область науковедения и философии науки, предметом исследования которой является поведение отдельных ученых, а также функционирование научных коллективов различной мощности и направленности (на