психология я

Найдено 1 определение
психология я
ПСИХОЛОГИЯ Я (эго-психология) — одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и отношений с другими процессами, имеющими место в психике человека.         Отталкиваясь от идей 3. Фрейда о соотношении Оно, Я и Сверх-Я, представители П. Я изменили направление анализа, переключив свое внимание с изучения бессознательных влечений на анализ конкретных защитных механизмов Я, используемых человеком в своей жизнедеятельности. Это не означало, что в рамках П. Я не придавалось никакого значения бессознательному. Напротив, представители П. Я исходили из того, что, будучи бессознательными, защитные механизмы Я оказывают значительное воздействие на формирование соответствующих реакций человека на его внутренние страхи и переживания. Недооценка или неучет этих механизмов не способствуют пониманию ни причин возникновения неврозов, ни возможностей успешного избавления от них.         Одна из важных задач П. Я заключается в том, чтобы довести до сознания все, что является бессознательным, независимо от того, относится это бессознательное к Оно или к Я. Поскольку имеется постоянная связь между конкретными неврозами и особыми способами защиты, то в клинической практике важно выявлять различные механизмы защиты, к которым прибегают невротики.         Механизмы защиты Я разнообразны: это и регрессия, т.е. возвращение на предшествующие стадии психосексуального развития; и вытеснение, предполагающее подавление человеком его сексуальных влечений; и изоляция, проявляющаяся в уходе от реального мира; и проекция, т.е. перенос внутрипсихических процессов вовне; и интроекция, благодаря которой внешний мир вбирается вовнутрь, и многие другие способы защиты человека от тех или иных опасностей.         П. Я нацелена на изучение механизмов психической самозащиты человека. Ее представители направили свое внимание на выявление того, как и в какой степени эти механизмы оказывают воздействие на сопротивление пациента в процессе его лечения, какие симптомы психического заболевания возникают на их основе, каковы предпосылки их формирования в детском возрасте. В частности, А. Фрейд не только рассмотрела используемые человеком различные способы защиты, но и разработала концепцию «линий психического развития», дающую представление о специфике развития функций Я у ребенка при переходе от инфантильной зависимости к взрослой жизни (от сосунковой стадии к рациональному питанию, от неопрятности к приучению к чистоте, от безответственности к ответственности, от эгоизма к дружбе).         При изучении личности в рамках П. Я, особое внимание уделяется вопросам ее развития и адаптации (приспособления) к социальным и культурным условиям жизни. Я рассматривается в качестве инструмента адаптации. Нормальное и патологическое развитие личности определяется степенью ее адаптированности к окружающему миру. Исследуется не только работа механизмов защиты от инстинктивных влечений человека, вступающих в конфликт с Л и Сверх-Я (А. Фрейд), но и то, каким образом и до какой степени защита косвенно регулируется теми функциями Я, которые в конкретных обстоятельствах не вовлечены в конфликт и ориентированы на адаптацию человека к реальности (X. Хартманн). Наряду с аллопластической (преобразование окружения) и аутопластической (изменение индивида) типами адаптации был рассмотрен еще один тип адаптации, связанной с нахождением новой, более пригодной для функционирования организма среды, что нашло свое отражение в работах Хартманна.         Признание Хартманном свободной от конфликтов сферы Я, вторичной автономии Я и его специфических аппаратов позволило выдвинуть следующие концептуальные положения: автономное развитие Я является одной из предпосылок организации ряда его функций и всех отношений реального существования человека; психология аппаратов Я представляется хорошим примером взаимозависимости конфликта и адаптации; развитие ритма этих аппаратов является одной из детерминант той последовательности, в которой вырабатываются защитные методы; психоаналитическая психология Я должна серьезно браться за разрешение проблем, связанных с адекватным пониманием защитных функций Я, специфических связей с защитными процессами, в которых они выступают, а также взаимосвязей между конфликтами, адаптацией и адаптированностью.         В рамках П. Я нет единого понимания того, что представляет собой Я. Для одних из них (X. Хартманн) Я — психическое образование или такая специфическая структура, благодаря которой личность может адаптироваться к внешнему миру; для других (Р. Шпиц) — источник регулирования процессов, протекающих в человеческой психики; для третьих (М. Малер) Я — сознательное начало, способствующее общению между людьми; для четвертых (Э. Эриксон) — основа для идентичности личности, т.е. формирования чувства собственной тождественности и включенности в общество.         Переход от анализа психологии бессознательного Оно к исследованию механизмов защиты Я рассматривался рядом психоаналитиков как обогащающий психоаналитическую теорию и практику. Вместе с тем ориентация П. Я на приспособление человека к существующим условиям жизни вызвала критику среди части психоаналитиков, усмотревших в подобной позиции конформистские тенденции психоанализа (Ж. Лакан, Э. Фромм).         В.А. Лейбин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
273.11 кб

Конструктивизм и психология познания: анализ и критика основных положений

Куликов Дмитрий Константинович
Статья посвящена критическому анализу и оценке конструктивизма в современной психологии. Раскрыты основные положения этого направления в области психологии познавательных процессов.
Читать PDF
56.52 кб

Руднев В. П. Гурджиев и современная психология. М. : Аграф, 2010. 154 с

Носачев П. Г.
Читать PDF
171.07 кб

Историческая психология: предмет и структура (опыт научной рефлексии)

Королев А. А.
Методологические и теоретические вопросы, связанные с определением предмета, структуры и методов исторической психологии как интегральной отрасли обществознания, рассматриваются с точки зрения междисциплинарного подхода.
Читать PDF
191.62 кб

Работа М. М. Троицкого «Немецкая психология в текущем столетии. . . » как явление в русской философи

Еремина С. Ю.
Читать PDF
251.26 кб

Религия и общественная психология

Муравьев Виктор Викторович
Религии не устраняют страдания и несправедливость, они снижают остроту переживаний их восприятия. В древних цивилизациях компенсаторная функция религиозных комплексов была существенна для психического здоровья населения.
Читать PDF
267.86 кб

П. Д. Юркевич: психология в системе христианских представлений

Петрунина Тамара Алексеевна
Читать PDF
222.62 кб

Психология научной деятельности

Мирошников Ю. И.
Читать PDF
222.49 кб

Что такое психология?

Кангилем Ж.
Читать PDF
1.01 мб

98. 02. 016-022. Критическая психология и проект "управления жизнью" Клауса Хольцкампа. (сводный реф

Гирко Л. В.
Читать PDF
131.03 кб

Психология религии в трудах священника П. Флоренского

Павлюченков Н. Н.
Статья содержит обзор исследований священника Павла Флоренского в области психологии религии.
Читать PDF
139.34 кб

Экологическая психология в контексте устойчивого развития

Ермаков Дмитрий Сергеевич
В статье обозначена социально-психологическая проблематика перехода к устойчивому развитию.
Читать PDF
93.61 кб

Homo Xenophobicus: психология «Своего и чужого»

Каган Виктор Ефимович
Всесторонне проанализирован феномен ксенофобии, прослежено его распространение на разных исторических этапах развития человеческого общества. Значительное внимание уделено психологической составляющей ксенофобического сознания.
Читать PDF
435.67 кб

Подходы к решению религиоведческой проблемы ритуала: священник Павел Флоренский и психолог Анри Валл

Балакин Ю. В.
Исследуется проблема соотношения мифа и ритуала в трудах русского мыслителя Павла Флоренского и французского психолога А. Валлона.
Читать PDF
159.27 кб

98. 02. 038. Дубровский Д. И. Обман: философ. -психолог. Анализ. - М. : Изд-во "рэй", 1994.

Шапиро А. С.
Читать PDF
118.17 кб

Сорокин Б. Ф. Философия и психология творчества

Автор реферата И.Л.Галинская

Похожие термины:

  • АКТА ПСИХОЛОГИЯ

    различие между содержанием и актом (см. Акт), проводимое Ф. Брентано, С. Штумпфом и А. Гефлером при анализе душевных переживаний. Свое значение переживание приобретает здесь лишь благодаря направле
  • АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    - часть глубинной психологии, область исследований бессознательных источников мотивации человеческого поведения, его миропонимания, духовной жизни и верований. Связана с именем К.Г.Юнга, который
  • ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я

    произведение Фрейда (1921), посвященное социально-психологическому анализу массовидных общностей. Данная работа знаменует переход от трактовки психоанализа как терапевтической методологии к псих
  • АНТИ-ПСИХОЛОГИЗМ

    парадигмальная установка, постулируемая модернизмом (см. Модернизм) и в особенности постмодернизмом (см. Постмодернизм), которая заключается в программной элиминации субъективного фактора при ин
  • СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЗМ И АНТИПСИХОЛОГИЗМ В ИССЛЕДОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ

    С точки зрения философии эмпиризма мышление — это часть происходящих в индивиде психических процессов. Начатое эмпириками изучение такого рода процессов, естественно, было подхвачено психологи
  • АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    см. Ассоцианизм.
  • Духовная психология

    психология, ставящая на первое место Духовную Этику.
  • ПСИХОЛОГИЗМ И АНТИПСИХОЛОГИЗМ

    ПСИХОЛОГИЗМ И АНТИПСИХОЛОГИЗМ — методологические подходы по отношению к логике, один из которых рассматривает последнюю как науку, признающую существование особых «законов мышления» и реализую
  • ЦЕЛОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    современное направление в психологии, которое, в противоположность современной ассоциативной психологии и психологии элементов, методически ориентировавшимся на точное естествознание, исходит
  • ДЕТЕРМИНАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    от лат. determinare - ограничивать) - учение о детерминирующих тенденциях, о целенаправленности психических актов в том виде, как оно было развито гл. о. Н. Ахом ("Ьber Determinationspsychologie", 1933). Это учение является
  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    отрасль психологии, которая изучает духовно-душевное развитие ребенка от рождения до наступления зрелости, т.е. примерно до 12 лет жизни. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    раздел психологии, в котором рассматриваются индивидуальные различия душевных свойств, предрасположений, напр. психология типов, возрастные или половьге особенности, различные способности и т. д
  • ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ

    первый вариант психологического подхода к изучению культур.
  • ПОЛОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    см. Сексуальная психология.
  • ПСИХОЛОГИЯ

    наука о психической деятельности (см. психика, психологические науки).
  • ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    совокупное обозначение различных направлений в совр. психологии, для к-рых характерно изучение мотивов в качестве гл. регуляторов психики как целостного внутр. процесса. Термин впервые применен в
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ

    основанное Дильтеем направление в психологии, исследующее душевную подоплеку истории духа и культуры и пытающееся "понять" структуру человеческой личности и ее действий, а не объяснить ее из душе
  • Психология и ее разделы

    наука о поведении человеческого, общественного или иного организма как наука о его реакциях, обусловленных функционированием проявленного и непроявленного сознания организма, – наука о психике.
  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ

    лат. ego — я) — одна из ветвей психоанализа, развивавшаяся последователями 3. Фрейда — его дочерью А Фрейд, X. Хартманом, Д. Раппопортом и др. Впервые структурная теория психики, включающая Я, Оно и Све
  • ПСИХОЛОГИЯ ЭКОНОМИКИ

    область прикладной психологии, в которой исследуется влияние экономики в ее различных формах (и связях) на человеческий дух (стремление к экономии, радрсть труда, моды).