ПСИХЕЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПСИХЕЯ
в др.-греч. мифологии олицетворение человеч. души, изображалась в виде молодой девушки с крыльями бабочки.

Источник: Атеистический словарь

Психея
В древнегреческой мифологии Психея, Психе или Псише (греч. Ψυχή, «душа», «дыхание») – олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. В мифах то её преследовал Эрот, то она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь.
Миф об Амуре и Психее
В мифе говорится, что у одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая – Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Венеру Олимпийскую. Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки. В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа. Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание – не допытываться, кто он. Злые сестры нашептали ей, что незримый супруг – дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила. Доверчивая Психея послушалась, и, зажегши светильник, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника упала горячая капля масла на плечо бога и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей, Венерой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Меркурия. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.
Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Венеры, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Так, Психея должна была разобрать по зернам и по родам громадную кучу смешанного зерна, достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства от Персефоны (Прозерпины) ящик с чудесными притираниями. Благодаря чужой помощи, Психея сделала все, что велела ей Венера, пока, наконец, не выздоровел Эрот. Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с помощью его добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертиe и была приобщена к сонму богов. Завистливые сестры Психеи были наказаны за свою зависть и коварство тем, что разбились об утёс, прыгнув с него в расчёте, что Зефир унесет их в волшебный дворец Эрота. От брака Психеи с Эротом родилось Наслаждение (Voluptas).
В греческой мифологии у их дочери было иное имя – Гедона (т. е. ηδονή, Hedone), от чего произошло слово гедонизм, – этическое учение, наиболее резко выраженное в Древней Греции, исходящее из того положения, что человек всегда стремится к наслаждениям, удовольствиям и комфорту, а также всегда избегает страданий.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

ПСИХЕЯ
от греч. ???? – душа, жизнь) – в греч. мифологии олицетворение жизни. П. изображалась в виде девушки. В различных вариантах миф о П. известен у мн. народов. Со времен Апулея ("Золотой осел") тема любви П. и Эрота (Амура), широко использовалась в мировой лит-ре. Корни мифов о П. уходят в глубокую древность. По первобытным представлениям, нек-рое лично-социальное начало (связанное с именем сосредоточение социальных и трудовых обязанностей) проходит цикл превращений: рождение – посвящение – смерть – рождение и т.д. Будучи важнейшим звеном цикла, рождение связывалось с участием женщины, которая возвращает лично-социальное начало из мира теней в мир живых (см., напр., Л. Леви-Брюль, Первобытное мышление, М., 1930, с. 204–44). Трактовка личного имени как комплекса социальных и трудовых обязанностей несла в зародыше представления о метемпсихозе (переселении душ), воспоминании (обряды посвящения) и др. идеи, использованные впоследствии философией. Появление мифа о П. следует, вероятно, отнести к периоду ослабления т.н. "партиципации", когда коллективные представления подкреплялись внешними аналогиями – мифами (см. тамже, с. 307 и след.). Отталкиваясь от проблематики мифа и используя не только греч. мифологию, начинающая философия понимает под П. совокупность разнородных по происхождению представлений: стороны исходных противоположностей, особый тип причинных связей, управляющее личное начало и т.п. Вместе с тем исходная общность проблематики сохраняется весьма долго. В ранней философии П. – жизненное, а не познающее начало, она понимается в широком биологич. смысле. Эпихарм, напр., говорит: "курица не родит цыплят, а высиживает яйца, создавая этим способом психею" (Diog. L.III 16, Diels9). Положение категории П. в конкретных системах во многом определялось переориентацией философии с проблем возникновения (милетская школа) на проблемы бытия (элейская школа, Гераклит). При этом диалектич. мотивы мифа (первичное единство – раздор – соединение разделенного с помощью Эрота в супружескую пару) были переработаны в более абстрактную схему: первичное единство – выделение противоположностей (сухое – влажное, теплое – холодное) – соединение противоположностей через влагу, метеорологич. явления (см. F. M. Cornford, Principium sapientiae, Camb., 1952, p. 189 и далее). Осмысляясь в пределах этой схемы, П. конкретизируется в понятие животворящего семени, а позднее в руководящее, регулирующее поведение человека начало. Условием существования (или происхождения) П. оказывается влага, туман, воздух в функции Эрота. Уже орфики рассматривали П. как нечто "вдуваемое ветрами" (Arist., De an. 410 b) во все сущее, в т.ч. и в ночь – начало всего (Aristoph. 693). Близкая картина обнаруживается в кн. Бытия в событиях первого дня творения (Gen. I–II, 3), когда Земля не имела формы и пустоты, тьма лежала над поверхностью бездны, и дух (ветер) носился над водами. Преобразуя космогонию с ее характерным, идущим от мифа пониманием времени "генеалогическим древом" (Гесиод, орфики, кн. Бытия), Гераклит вводил вместо генеалогич. древа цикл вечных превращений (рождений – смертей), в к-рый включена и П.: "смертью психей рождается вода, смертью воды рождается земля, от земли же вода рождается, и от воды – психея" (В 36, Diels9). П. у Гераклита приобретает ряд дополнит. качеств: ей присущ "возрастающий логос" (В 115), что сообщает П. необычайную "глубину": "Каким бы путем не идти, границ психеи не найдешь: так глубок ее логос" (В 45). В зависимости от понимания логоса П. получает различные значения – от "души", познающей мир по объективным законам, до начала, к-рое направляет поведение и деятельность живых существ (см., напр., В 117, – где действия пьяного объяснены так: "душа его влажна", т. е. душа перерождается в воду). Начиная с Демокрита в проблематику П. вводятся структурно-генетич. элементы: П. у Демокрита состоит из атомов, у Платона – из трех видов вечных сущностей, у Аристотеля П. образует особый для растений, животных и человека тип причинных связей. В религ.-мистич., этич. концепциях П. – "души" (у поздних орфиков, в пифагореизме, особенно у Платона) первобытный взгляд на П. – вечное лично-социальное начало – преобразуется в дуализм П. и тела. Этот дуализм уже в орфизме (Cratyl. 400 В–С) связывается с этико-нравств. нормами: Дике докладывает Зевсу о делах людей в целях поощрения или наказания их душ. Тем самым П. включалась в иерархию религ. представлений, становилась объектом дисциплинарной практики верховного божества. Сама эта практика понималась начиная с Ферекида (по др. свидетельствам, с раннего орфизма) как переселение душ в целях их поощрения или наказания; с др. стороны, у пифагорейцев, затем у Платона оживляется древнейший мотив, т.н. "воспоминание", на к-ром основаны в первобытных обществах акты посвящения. У Платона "воспоминание" положено в основу этики, эстетики и гносеологии. Обладая врожденными мерами истинного и прекрасного, П. использует внешний мир лишь как повод для воспоминания (Symp., Phaedr., Phaed., Tim., Theact., R. P., Menon). Наряду с П. – личным началом, Платон вводил универсальные начала: добрую и злую мировые души, к-рые математически упорядочивают (добрая) мир чувственных вещей и нарушают (злая) этот порядок; П. выступает как вечное семя жизни. Учение Платона о П. имеет параллели в более поздних филос. учениях и в христианстве. Фрагменты: Маковельский ?., Досократики, ч. 1–3, Каз., 1914–19; его же, Софисты, вып. 1–2, Баку, 1940–41; Материалисты древней Греции, М., 1955. Лит.: ?омсон Дж., Исследования по истории древне-греч. общества, т. 2 – Первые философы, М., 1959; Allan D. J., The philosophy of Aristotle, Oxf., 1952; Claghorn G., Aristotle´s criticism of Plato´s "Timaeus", Hague, 1954; Winspear A. D., The genesis of Plato´s thought, N. Y., 1956. M. Петров. Ростов н/Д.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Похожие термины:

  • ПСИХЕЯ, Психе

    В греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Апулей, объединив различные мифы о Психее, создал в «Золотом осле» сказку о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. По Апулею,
  • ПСИХЕ

    Греч.) Животная, земная Душа; низший Манас.
  • ПСИХИЧЕСКОЕ и ПСИХЕЙНОЕ

    ПСИХИЧЕСКОЕ - область здесь-теперь-так доступности, вне зависимости от своих временных мнестических и амнестических свойств. Все психическое наглядно и проницаемо в том виде, в каком оно дано. Соб
  • ПСИХЕМА

    (psycheme). Элементарная единица психического. О природе психического и его компонентах ведутся споры, и понятие «психемы» может способствовать артикуляции этой проблемы Одним из проявлений психемы