ПСАЛМЫ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Псалмы
Псалтирь) Сборник из 150 (151) библейских гимнов, которые являются составной частью Кетубима (Писания). Авторство 72 из них приписывается царю Давиду (X в. до н.э.).

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ПСАЛМЫ
греч. psalmoi) — песнопения, составляющие Псалтирь; произведения иуд. релит, лирики (не ранее 6 в. до н. э.), вошедшие в христ. культ. Жанровые разновидности: хвала богу, мольба, жалобы и проклятия. В мир. поэзии известны многочисл. переложения П.

Источник: Атеистический словарь

ПСАЛМЫ
молитвенные песнопения, исполнявшиеся в Иерусалимском храме Яхве при различных обрядовых церемониях. Среди П. выделяются те, к-рые исполнялись при возведении на престол царя и во время ежегодного ритуала «воцарения Яхве», а также коллект. и индивид, молитвы и покаянные гимны, стихотворения история. содержания.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Псалмы
(греч. psalmos — песня)— религ. песнопения и гимны, составляющие библейский сборник псалтирь, авторство к-рого церковь приписывает иудейскому царю Давиду. В действительности П. более позднего происхождения и принадлежит не одному лицу, а многим авторам, жившим в разное время. Уже в древности 150 П. были уложены в пяти книгах. Книги эти отличаются друг от друга по жанру и по стилю. П. написаны от первого лица, пронизаны чувством смирения и воспевают величие божества, его «справедливые» решения, добро и святость. Многие из них представляют собой культовые гимны, к-рые распевались во время богослужений в Иерусалимском храме. Духовенство рекомендует П. в качестве душеспасит. чтения, так как они воспитывают людей в духе безропотности и упования на помощь бога.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Псалмы
От греч. ψαλμός – хвалебная песня; песнопения, составляющие Псалтирь. Восходят к царю Давиду (ок. 1000 до н. э.) как произведения иудейской лирики; в самостоятельную книгу окончательно сложились к кон. V нач. IV в. до н. э. Вместе с речитативной традицией исполнения перешли в христианское богослужение. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца. В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке XVI–XX вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов.

Источник: Православный церковный словарь.

Псалмы
греч. древнеевр. название псалмов в совокупности — tehillim, т. е. «хваления»; евр. назв. отдельного псалма, передаваемое греч. |/ctA.|i.6c;, — mizmdr; термин «псалтирь» (греч. |/otA.Tfpiov) появляется впервые у Филона Александрийского как передача евр. nebel, собств. «арфа»] — произведения иудейской и христианской религиозной лирики. Термин «П.» обычно применяется к сборнику 150 т. н. Давидовых псалмов, которыми открывается третий раздел ветхозаветного канона Библии. Этот сборник составлен для нужд иерусалимского храмового культа, по-видимому, в послевавилонскую эпоху (т. е. не раньше VI в. до н. э.), но включает и более ранние тексты. Нумерация П. различна в древнееврейском (т. н. масоретском) тексте Библии (которому следует протестантская традиция) и в древнегреческом переводе т. н. Септуагинты (которому следует православная и католическая традиция); ниже номера даны по масоретскому тексту. Поэтическая форма П. зиждется на метрической организации и на синтаксическом параллелизме; последний объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли (напр., псалом 51, ст. 2), или общую мысль и ее конкретизацию (напр., 21, ст. 4), или две противоположные мысли (напр., 1, ст. 6: «Ибо Господь знает путь праведных — а путь неправедных погибнет»), или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации (напр., 67, ст. 6: «Благодарят Тебя, Боже, народы — благодарят Тебя все народы»). В ряде П., принадлежащих позднему времени и отличающихся особо формализованной структурой, применен акростих (напр., 25,34,37,111 и др.). По содержанию сборник П. выявляет ряд жанровых разновидностей; наряду с культовыми восхвалениями Яхве мы встречаем здесь мольбы (напр., 4), проникновенные жалобы (напр., 44) и проклятия (напр., 58), исторические обзоры (106) и даже типичную эпиталаму (45). Некоторые П. отличаются философски-медитативным характером; таков псалом 7, содержащий теологические размышления о величии человека («Что есть человек, что Ты помнишь о нем, — или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Ты совсем немного умалил его сравнительно с богами, славой и достоинством увенчал ты его!»). Наконец, здесь есть и тона острой критики человеческого поведения и существования (ср. особенно псалом 12: «Освободи, Яхве! ибо покончено с искренним — погибла верность среди детей Адамовых. Каждый разыгрывает безумное действо со своими товарищами — проворными языками говорят они двоедушные речи...»). Литературная форма П. находится в русле общего развития ближневосточной лирики (напр., псалом 104 близок к египетским гимнам солнцу эпохи Эхнатона), но выделяется своим резко личностным характером; Бог из объективной космической силы становится прежде всего соучастником человеческих излияний. Жанр П. разрабатывался в иудейской литературе и позднее (т. н. Соломоновы псалмы, I в. до н. э.), перейдя затем из нее в христианскую поэзию; на грани II и III вв. гностик Вардесан составил сборник из 150 христианских П. (на сирийском яз.) и положил этим начало христианскому литургическому творчеству. Проникновенно-интимные интонации ветхозаветных П. оказали решающее влияние на возникновение топики «исповеди» у Августина, которая через секуляризующее опосредование легла в основу новоевропейской литературы в той ее линии, которая определяется стадиями сентиментализма (ср. «Исповедь» Ж. Ж. Руссо), романтизма и экспрессионизма. Переложения псалмов были весьма распространены, в т. ч. в русской поэзии XVIII-XIX вв. (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков). Наконец, П. оказали огромное влияние на фольклор и послужили источником многих пословиц. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
167.03 кб

Метафизика Псалтири: Григорий нисский о надписаниях псалмов

Михайлов Петр Борисович
В статье предпринимается попытка решения проблемы метафизики в христианстве в одной из важнейших областей греческой патристики библейских толкованиях.

Похожие термины:

  • Псалмы проклятий

    (Imprecatory Psalms). Псалмы, в крых содержатся проклятия по чьемулибо адресу (напр., Пс 5:11; 9:36; 54:16; 108:9 и т.д.). Надо ли их включать в христианское Св. Писание? Здесь важны две вещи. Вопервых, в НЗ тоже можно найт
  • Псалтирь или Книга псалмов

    Одна из библейских книг Ветхого Завета (ψαλτήριον по-гречески, tehillim по-еврейски) – богослужебная книга, содержащая библейскую книгу псалмов («Книгу хвалений»). Книга состоит из 150, а по греческой (и
  • ПСАЛМОДИЯ

    распевно-речитативное чтение Библии, заимствованное христианами из древнеевр. богослужения.