ПРОЗА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Найдено 1 определение
ПРОЗА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
1. Нестихотворная письменная или устная художественная речь, т. е. формально - речь, характеризующаяся отсутствием соизмеримого деления на отрезки, мастерски созданная или исполненная и обладающая потенциями эстетического воздействия.
2. Для человеческого восприятия - несценарный комбинированный вид искусства, параллельный искусству кино и телевидения. Отличие его от последних - в большей задействованности индивидуальных способностей воображения, мышления, эмпатии. Реальные феномены прозы - итог различных видов творчества, связанных с писанием, прочтением, мысленным или обычным произнесением, графическим изображением (для письменной речи), разворачиванием представлений, спонтанными ассоциациями, воспоминаниями, актуализациями различных психических настроенностей.
Как и кинематография, П. является суррогатом сновидений, жизни вообще, а иногда - аналогом наркотического средства. Отсюда и требование к П. как к некоторому органическому и организменному целому.
Атрибуты действенной прозы: некоторая нериторическая здесь-теперь спутанность (в т. ч. замкнутая на нескончаемое, вечное), потенциальная сновиденность, неспецифическая опьяняющая способность, присутствие особым образом данных элементов поэзии, наличие непроизвольной сосредоточенности, "влечения к тексту".
Термин "шедевр" применим к прозе более условно, чем к поэзии. Шедевры прозы более сложно выделить, особенно если предусматривается возможность нового (повторного) прочтения. Требование "ошедевривания" для прозы равносильно требованию живописности для каждого кадра киноленты. Между тем, все-таки остается вероятность его выполнения.
Обман, кажущееся волшебство "добротной" П. имеет и оборотную сторону вследствие того, что она требует от субъекта больше времени и энергии, чем другие виды искусства. П. может быть не толь-ко средством развития и модификации психического, но и фактором регрессии. Подобное касается как пишущего, так и читающего.
В П. осуществляется воображаемый переход через те или иные витальные кульминации. В самом простом случае эти кульминации носят характер близкий к бытовой (неофициальной) биографии. В более сложных случаях происходит вообще отказ от описания человеческой среды. По своему содержанию (теме) П. строится не на вехах квазибиографического характера, но на явлениях, сходных с микробиографией, указаниях на конкретные значимости, непосредственность. В этом плане П. сливается с бытовыми фантазмами, а также чувственной архаикой человеческой данности. Поэтому элементарнее всего дневниковое построение композиции прозаического произведения с представлением непосредственного виденья-чувствования героя. Любая "объективность" всегда условна и несопоставима по силе воздействия с ведением повествования от первого лица. Очень часто ведение повествования от третьего лица, нескольких лиц или "оно" - довольно прозрачная подмена первого лица, переподстановка-переориентирование, либо подстановка инкогнито "я" вездесущего и всевидящего автора, с описанием "внешней" псевдообъективной видимости. Современные культурологические тенденции, ведущие к уничтожению "субъекта", не имеют под собой какой-либо методологической почвы, условны и являются обычным изворотом истории стиля.
П. относится к видам искусства, наиболее полно воплощающим потребность в метемпсихозе, однако наличие подробностей подобного воплощения коррелирует с ограничением рамок и структуры воплощения. Обычно осуществляется перенос человек - человек, человек -общество, человек - животное, человек - "ухоглаз", человек - "дух", но не более того, В музыке, поэзии, живописи рамки переноса практически не имеют границ.

Источник: Философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
92.62 кб

Малая художественная проза Ибрагима Цея

Матыжева Аминет Кушуковна
В статье представлен аналитический материал о жанрово-стилевых различиях новеллы и рассказа И. Цея, вписанных в контекст жизни и творчества адыгейского писателя.
Читать PDF
246.30 кб

Салвадор Эсприу: художественная проза поэта

Николаева О. С.
Салвадор Эсприу и Кастельо, один из крупнейших каталонских поэтов XX века, не переставал обращаться к прозе на протяжении всего творческого пути.
Читать PDF
113.20 кб

Женская проза России: особенности художественной философии

Серго Юлия Николаевна
Статья рассматривает явление женской прозы конца XX века. Анализ произведений ряда авторов: С. Василенко, Е. Тарасовой, Л.
Читать PDF
866.42 кб

Образ автора прозаических художественных текстов 1990 2000 гг

Марьина Ольга Викторовна
Описывается образ автора прозаических художественных текстов, созданных на рубеже ХХ ХХI вв.
Читать PDF
229.39 кб

Поэтический и прозаический типы строения художественной целостности

Гарбузинская Ю.Р.
В статье рассматриваются понятия поэтический и прозаический типы строения художественной целостности (М.М. Гиршман), прозаический образ и образ в поэзии (Н.Д. Тамарченко). С опорой на работу М.М.
Читать PDF
440.98 кб

Художественное своеобразие прозаических миниатюр-сказок Татьяны Мейко

Полева Елена Александровна
Обращение Татьяны Мейко (Томск) к жанру прозаической миниатюры рассматривается в контексте традиций формирования и тенденций современного развития детской литературы. Многочисленные писатели для детей рубежа ХХ-ХХI в.
Читать PDF
352.36 кб

Ингушская просветительская проза: от документального к художественному

Угурчиева Рукият Хажбикаровна
Статья посвящена проблеме документального и художественного в ингушской литературе конца XIX и начала XX вв. и анализу прозы, условно называемой просветительской.
Читать PDF
333.89 кб

КИТАЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ)

Осипов Юрий Михайлович
Читать PDF
279.13 кб

Специфика художественной целостности прозаического отрывка А. С. Пушкина

Устратова Мария Викторовна
Данная статья посвящена рассмотрению специфики внутренней самодостаточности, полноты и совершенства незавершенных сочинений Пушкина в контексте категории художественной целостности.
Читать PDF
278.65 кб

«Проза поэта» в контексте медиакультуры: бл ОГ как художественный феномен*

Житенев Александр Анатольевич
Исследуется формирование современной «прозы поэта» в блогосфере, анализируются жанровые возможности дневниковой прозы нового типа.
Читать PDF
358.19 кб

«Эстетика универсальнее христианства»: художественная проза Константина Леонтьева

Пращерук Наталья Викторовна
В статье исследуется эстетика и поэтика К. Леонтьева. Показывается, как реализуется в его художественной прозе установка на приоритетность эстетического критерия, новая для литературы 1860-70 гг.
Читать PDF
146.78 кб

Художественная проза Ольги Славниковой в контексте современного литературного процесса

Шестак Анастасия Николаевна
Статья посвящена анализу художественной прозы Ольги Славниковой в контексте литературы конца ХХ начала ХХI вв.
Читать PDF
117.96 кб

Проза второй половины XIX века в художественно-эстетическом осмыслении П. Д. Боборыкина

Читать PDF
575.21 кб

Проза второй половины XIX века в художественно-эстетическом осмыслении П. Д. Боборыкина

Щеблыкин Сергей Иванович
В статье дан аналитический обзор художественно-эстетических суждений П. Д. Боборыкина о творчестве и отдельных произведениях А. И. Герцена, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Ф. Писемского.
Читать PDF
428.05 кб

Немецкая художественно-историческая проза второй половины XIX века и российский читатель

Золина Елена Наполеоновна
Статья посвящена русско-немецким литературным контактам. В ней исследуется динамика публикаций русских переводов немецкой художественно-истори-ческой прозы второй половины XIX века и история ее рецепции в России.