Провидение,иначе Промысл или ПромышлениеПРОВИДЕЦ

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

Найдено 13 определений термина ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Провиденциализм

от лат. providentia - провидение) - религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществление заранее предусмотренного Божественного плана "спасения" человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Провиденциализм

лат. providentia – провидение) – теологическое истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

- в философии истории: объяснение смысла и цели истории через Провидение - осуществления высшего замысла, ведущее мир к торжеству в нем правды и добра. Августин - самый яркий представитель провиденциализма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Провиденциализм

истолкование исторического процесса как осуществления Божественного замысла. Для П. характерно представление об особом, совершенном состоянии общества, к которому, якобы, идет история. П. характерен для средневековой философии истории (А. Августин (Блаженный) и др.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

религиозное понимание истории как следствия провидения, реализации заранее предусмотренного Богом плана спасения человека и человечества. Является органической составной частью догматики иудаизма, христианства, ислама. Провиденциализм противостоит рационалистическому взгляду на историю как на процесс, развивающийся по собственным законам.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

от "провидение") – одна из основных установок религиозного мировоззрения (иудаизм, ислам, христианство), толкующая развитие истории (человека и общества) как проявление воли Бога, высшего разума, осуществление заранее предусмотренного ими плана. Провиденциализм наряду с креационизмом, сотериологией, учением о теодицее является краеугольным камнем средневековой философии. Провиденциализм лежит и в основе религиозного фатализма – учения о предопределенности человеческого существования, его судьбы. Он перекликается с телеологическими концепциями (устремленностью всего к высшей цели, например благу, в философии Аристотеля).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

от лат. providentia - про­видение), религ. понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божеств. плана «спасения» человека. П. присущ всем теистич. (см. Теизм) религиям - иудаизму, христиан­ству, исламу. Развитое Августином провиденциалистское понимание историч. процесса как пути к эсхатологич. «царству божию» легло в основу всей ср.-век. христ. церковной историографии. В 17 в. идеи П. раз­вивал Боссюэ. Начиная с Возрождения и особенно в эпоху Просвещения в противовес П. развивается рационалистич. взгляд на историю как имманентный про­цесс - осуществление «естеств. закона», разума и т. п. (см. Философия истории). Однако в 19-20 вв. П. продол­жал оставаться филос. основой мн. идеалистич. тече­ний и направлений (в нач. 19 в.- Ж. М. де Местр, Ф. Шлегель; Л. Ранке и его школа в историографии; философия истории неотомизма и др.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

от лат. providentia - провидение) - понимание истории как проявления воли внешних по отношению к процессу сил, провидения, Бога. Введенный еще Августином провиденциалистский путь к "царству Божию" лег в основу всей средневековой схоластики. В 17 в. идеи провиденциализма разрабатывал франц. епископ Ж. Б. Боссюэ (1627-1704). В эпоху Просвещения развивается в противовес провиденциализму рационалистический взгляд на историю как на процесс осуществления "естественного закона", разума, позже - здравого смысла и т. д. Однако провиденциализм продолжал оставаться философской основой многих течений и направлений (Ж.М. де Местр, Ф. Шлегель и др.). Даже Гегель, хотя и с оговорками, допускал в "Философии истории", что провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями. Подобных представлений придерживались течения томизма, славянофильства, в наст, время - неотомизма. Термин "провиденциализм" часто употребляется в более широком смысле, когда любые изменения (не только в истории) рассматриваются как заранее предустановленные и определенные неким "замыслом" или "волей провидения".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

от лат. providentia — провидение) — теологич. концепция истории как промысла божьего. Согласно П., любое обществ, событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное, свидетельствуют о присутствии бога в мире, являются проявлением его воли и осуществлением заранее поставленной им цели. П. тесно переплетен с телеологией. В христианстве идеи П. разрабатывались мн. апологетами, а затем ..отцами церкви» и в систематизированном виде были изложены Августином, к-рый в соч. «О граде божьем» представил мировую историю как осуществление божеств, плана, направл. на достижение людьми потустороннего «царства божьего». В эпоху средневековья идеи П. были господствующими в историч. и филос. мысли Европы. В наст. вр. их пытаются возродить и модернизировать представители т. н. «христ. философии истории» (Ж. Маритен, Р. Нибур и др.). Идеи П. пронизывают учение ислама о предопределении, служат обоснованием его фатализма. Они освящают об-во неравенства и угнетения, изображают его вечным и предустановленным «сстсств. порядком», в к-ром человек является пассивным орудием божеств. воли.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

лат. providentia — провидение) — религиозно-философское воззрение, согласно к-рому развитие человеческого об-ва, источники его движения и цель определяются таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами — провидением, богом. Подобный взгляд на историю неизбежно приводит к фатализму. П. присущ не только всем религиозным, но и мн. историко-идеалистическим системам. Даже Гегель, правда, с оговорками, признает в “Философии истории”, что “провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями”. Наиболее полное воплощение идеи П., к-рый был господствующей идеологической концепцией в эпоху феодализма, находят у религиозных философов и историков, напр. у Августина, Фомы Аквинского, фр. идеолога абсолютизма Ж. Боссюэ (1627—1704), славянофилов; в совр. философии — у представителей неотомизма и др. религиозных течении. Термин “П.” употребляют и в более широком смысле — применительно к концепциям, в к-рых любые изменения (не только в истории, но и в мире вообще) рассматриваются в связи с определяющими их “замыслом” и “волей провидения” (Телеология). Апологетическая сущность и научная несостоятельность П., как и идеалистического подхода к истории в целом, доказана историческим материализмом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

лат. providentio - предвижу) - специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества (см. Теизм). Может быть рассмотрен как результат апплицирования на социальную сферу парадигмальной интерпретационной матрицы теургии (см. Теургия). Концептуальные основы П. заложены в трактате Августина "О Граде Божием" и связаны с эсхатологической идеей о втором пришествии. П. фундирован презумпцией непостижимости Божьего промысла: от исходной максимы "неисповедимы пути Господни" - до концепции "иронии истории" в современных версиях протестантизма, что задает концептуальный контекст, в рамках которого проблема свободы воли оказывается принципиально неартикулируемой: трактовка провидения как предопределения связывает индивидуальные проекции феномена благодати и перспектив спасения с изначальным определением Богом того или иного субъекта к спасению в соответствии с высшим и недоступным человеческому пониманию целевым планом (наиболее ярко - в кальвинизме). Однако, если исходная парадигма П. ("Бог работает через человека") делала акцент на Божественном провидении и семантически исключала индивидуальное целеполагание из эволюционного разворачивания исторического процесса, то в современных версиях протестантской этики акцент смещен к человеческому полюсу приведенной формулы: "человек реализует волю Божью" (теология "смерти Бога" (см. Смерть субъекта) и программа "евангельского христианского атеизма" - У. Гамильтон, Д. Бонхеффер, Т. Альтицер и др.). П. выступает концептуальной основой христианской историографии - начиная с предложенной Августином трактовки истории как эсхатологического пути к "Царствию Божиему" и вплоть до историографической концепции Л. Ранке и Ф. Шлегеля и ее современных интерпретаций в неотомизме; аналогично - в протестантизме, как в ортодоксальных его версиях (социальные модели У. Фитча, М. Минкса, М. Марти), так и в модернистских (от диалектической теологии до "теологии надежды": Тиллих, Р. Нибур, М. Мольтман, Г. Ваханян и др.).

М.А. Можейко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

от лат. providentia — «провидение») — западно-христианское, католико-протестантское истолкование истории и политики как осуществления божественного плана, промысла Бога, спасительно направляющего человечество к царству Божию на земле. В этом смысле показательны труд Августина «О граде божием» и сочинение Лютера «О рабстве воли». В кальвинизме провиденциализм неотделим от предопределения. При этом постоянно Предпринимается попытка (в т. ч. и в современной протестантской теологии) примирения фатализма со свободой человеческой воли в политике и социально-исторической сфере. В православно-христианской традиции провиденциализм — это не построение «земного рая», а промысел Божий, сохранение мира и сохранение абсолютной самоценности человеческой жизни как «образа и подобия Бога» и направление человечества «к стяжанию даров Духа Святого». Свою конкретизацию эти взгляды найдут в концепции «Симфонии» (созвучия) Церкви и государства в известной 6-й новелле «Номоканона» императора Юстиниана (6 в.) и в «Эпанагоге» (9 в.). Церковь и государство не должны быть враждебны друг другу. Кесарево и Божие не должны быть в конфликте, но в полной гармонии и согласии, друг другу помогая, но не упраздняя свободы и самостоятельности каждого. Церковь в этом смысле всегда «теократична», властвуя только над сердцами людей, тогда как государство — над телами. В этом иерархическом моменте «Симфонии» особо показательна халкидонская доктрина (7 в.) восточного христианства. В православии утверждается моральное (но не юридическое, социально-политическое или торгово-промышленное) первенство-харизма не просто за церковью, а за ее Невидимой Главой, Единым Истинным Царем — Иисусом Христом. Только с такой энтелехией (целеустремленным активным началом) государство внутренно и инициативно становится орудием Промысла Божия. В дальнейшем этот взгляд на провиденциализм и Промысел Божий будет продолжен в русской религиозно-метафизической, а также социально-политической и правовой традициях 19 — нач. 20 вв. Особо пристально метафизика и право будут рассмотрены П. И. Новгородцевым в работе «Об общественном идеале». По мнению С. Н, Булгакова, через папизм иудейский хилиазм (мечта о земном граде) возродился в западном «социально-экономически активном» учении, а затем и в среде «светско-гуманистического мировоззрения». Впрочем эта же тенденция, свойственная католицизму и протестантизму, проникает и в православие в учение о мистическом самодержавии, будто бы призванном осуществить земной град. Однако в православии это мнение никогда не получало характера догмата, оставаясь лишь частным мнением или плодом злоупотребления. В отличие от К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева Булгаков и позднее А. В. Карташев отвергли мистическую связь между православием и самодержавием: эта связь была создана историей и ею же на наших глазах медленно, но верно разрушается. Кроме того,самостоятельный подход к подобного рода проблемам в русской религиозно-философской мысли был намечен у И. В. Киреевскогои А. С. Хомякова, продолжен В. С. Соловьевым, затем В. В. Зеньковским, В. Н. Лоеским и др. Русские мыслители отмечали догматическую неясность установки, благословенной в 13 в. Фомой Аквинским, на автономную силу «естественного света разума», независимого от откровения веры в связи с провиденциально-промыслительными вопросами. С тех пор прослеживается довольно ясное движение от «избранного первосвященника»-политика, к «избранной общине» экономически удачливых верующих, а затем и к избранному обществу, государству, классу. Социализм, социализация как обобществление, обмирщение, «провиденциальное» стремление к тоталитарному мещанству обличается русскими мыслителями совершенно определенно. Вслед за Ф. Достоевским Булгаков указывает на то, что это явления одного порядка, порождение одной и той же сущности, которая выразилась в иудейском хилиазме. Подобного рода критика, предъявленная католичеству и протестантизму в связи с вопросами Провиденциализма — Промысла Божия в русской православной традиции еще Хомяковым, оставалась и до сих пор остается без ответа.

Jim;: Булгаков С. Н. Два Града. М., 1996; Вебер М. Избр. соч. М., 1990; Ильин И. А. Соч. в 2 т. М., 1993, т. I; Хомяков А. С. Соч. в 2 т. М., 1994, т. 2; Шамшурин В. И. Христианская социология R А. Орбели.— «Соц. исследования», 1991, № 11.

В. И. Шамшурин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

от лат. providentia – провидение) – теологич. понимание истории как проявления воли бога, крайняя форма объективно-идеалистич. философии истории. П., свойственный всем религ. системам, в частности христианству и исламу, получил наиболее полную реализацию в феод. историографии ср. веков. Христ. П. возник вместе с церковью, стремившейся с помощью богословского истолкования истории обосновать господство христианства. С этой целью Евсевий и Иероним (4 в.) попытались сконструировать "всемирную историю", в к-рой история народов Средиземноморья и Переднего Востока подчинялась библейской "истории", светская история растворялась в церковной. Августин завершил выработку этой концепции, представив историю как реализацию божеств. плана, направленного прежде всего к торжеству христианства, а затем к потустороннему "божьему царству" после "конца света", объявляя движущей пружиной божеств. волю, П. снимал всякую возможность внутреннего, самостоятельного развития человечества. Этому соответствовала и провиденциалистская периодизация истории: от сотворения мира до Христа и – после Христа; по шести "возрастам мира" (по аналогии с библейскими "шестью днями творения") и по четырем монархиям. Все эти схемы, давая чисто внешнее деление событий, фактически отрицали развитие в истории, а тем самым и возможность изменения существующего миропорядка, основанного на неравенстве и угнетении. Выводя все события истории из божеств. воли, П. явился формой историч. апологии политики правящего феод. класса, к-рая возводилась в степень божеств. предначертаний. П. был официальной и безраздельно господствующей историч. и филос. доктриной ср. веков. В историч. соч. хронистов (Иоанн Малала, Иоанн Зонара и др.– в Византии; Рауль Глабер, Оттон Фрейзингенский, Матвей Парижский и др. – в Зап. Европе) история рассматривалась как обнаружение бога в мире, как "деяния божий через людей". Содержанием истории объявлялась чуждая развития, в сущности – внеисторическая, борьба абстрактных сил добра и зла; добро проявлялось в покорности властям и церкви, а зло – в сопротивлении, восстании, самостоятельности мысли и действия. История получала догматич. и апологетич. истолкование. Прошлое имело значение лишь постольку, поскольку оно содержало в себе "пророчества", провиденциальные предначертания настоящего и будущего. Отсюда глубокое безразличие ср.-век. историков к понятию времени, склонность к анахронизмам, антиисторизм; символич. и аллегорич. истолкование прошлого; морализаторский подход к истории, назидательность как главная задача историографии. Поскольку П. снимал проблему причинности, внутр. закономерности и связи между событиями, ср.-век. историк стремился лишь излагать факты и не пытался анализировать их. Феод. историография содержала в себе в равной мере и факты и чудеса; отсюда же крайняя некритичность и легковерие ср.-век. историков. Преодоление П. начали итал. историки эпохи Возрождения, противопоставившие ему рациональное объяснение фактов и отбросившие христ. периодизацию истории. Еще последовательнее выступили против П. просветители 17–18 вв. (Гердер, Монтескье и др.), поставившие на место божеств. провидения понятие "естеств. закона истории" и прогресса. Эта борьба имела огромное значение для развития рацио-налистич. философии истории. В периоды реакции имели место рецидивы П. (напр., Боссюэ, реакц. романтизм нач. 19 в.– Ж. де Местр, Шлегель, затем Ранке). Но и бурж. философия, идеалистически и метафизически трактовавшая проблему историч. необходимости, не могла до конца преодолеть телеологию, а следовательно и П. До тех пор, пока философы продолжали писать о трансцендентной "цели" истории, они оставались во власти П., хотя и называли провидение "светскими" именами. Только Маркс окончательно преодолел П., вскрыв его гносеологич. корни. "...То, что обозначают словами "назначение", "цель", "зародыш", "идея" прежней истории, есть не что иное, как абстракция от позднейшей истории, абстракция от того активного влияния, которое оказывает предшествующая история на последующую" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 45). Идеализм абсолютизирует это влияние, а П. мистифицирует его. "Провидение, провиденциальная цель – вот то громкое слово, которым теперь пользуются для объяснения хода истории. На деле это слово не объясняет ровно ничего" (Маркс К., там же, т. 4, с. 141). "...Теологическое понимание истории состоит в объяснении исторического процесса ... действием одной или нескольких сверхъестественных сил, волею одного или нескольких богов" (Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 645). Кризис бурж. историч. сознания в эпоху империализма породил попытки возрождения П. в форме т.н. "христианской философии истории", к-рая противопоставляется идее объективной закономерности историч. процесса (Маритен, Нибур, М. д´Арси, историки – К. Доусон, Тойнби, Ротхаккер, Г. Баттерфилд, и др.). Совр. философы и теологи безуспешно пытаются "модернизировать" П., освободить его от противоречия (с к-рым столкнулся еще Августин) между признанием всемогущества провидения, с одной стороны, и свободы воли индивида – с другой. В какой бы форме ни выступал П., он всегда означает отказ от истории как науки. Лит.: Энгельс Ф., Положение Англии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 592–94; ?леxанов Г. В., Материалистич. понимание истории, Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; Эйкен Г., История и система средневек. миросозерцания, СПБ, 1907; Кон И. С., Христианская философия истории на службе реакции, "Вопр. истории", 1961, No 12; Левада Ю. ?., Совр. "социальное христианство", "ВФ", 1961, No 9; Вайнштейн О. Л., Западноевроп. средневек. историография, М.–Л., 1964; Collingwood R. G., The idea of history, Oxf., 1946; L?withK., Meaning in history, Chi., 1949; Shinn R. L., Christianity and the problem of history, N. Y., 1953; Dentan R. C. (ed.), The idea of history in the Ancient Near East, New Haven, 1955; Niebuhr R., The self and the dramas of history, L., [1956]; Maritain J., On the philosophy of history, N. Y., 1957; D´Arсу M. С., The meaning and matter of history, N. Y., 1959.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — 0

Найдено книг по теме ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — 0