ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Провиденциализм
в христианской философии учение о предопределенности событий, хода истории и человеческих судеб боже ственной волей, божественным промыслом, Провидением.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Провиденциализм
религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными силами – провидением. Богом.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Провиденциализм
от лат. providentia - провидение) - религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществление заранее предусмотренного Божественного плана "спасения" человека.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Провиденциализм
лат. providentia – провидение) – теологическое истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

- в философии истории: объяснение смысла и цели истории через Провидение - осуществления высшего замысла, ведущее мир к торжеству в нем правды и добра. Августин - самый яркий представитель провиденциализма.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
религиозное понимание истории как следствия провидения, реализации заранее предусмотренного Богом плана спасения человека и человечества. Противостоит рационалистическому взгляду на историю как на процесс, развивающийся по собственным законам.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Провиденциализм
истолкование исторического процесса как осуществления Божественного замысла. Для П. характерно представление об особом, совершенном состоянии общества, к которому, якобы, идет история. П. характерен для средневековой философии истории (А. Августин (Блаженный) и др.).

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
религиозное понимание истории как следствия провидения, реализации заранее предусмотренного Богом плана спасения человека и человечества. Является органической составной частью догматики иудаизма, христианства, ислама. Провиденциализм противостоит рационалистическому взгляду на историю как на процесс, развивающийся по собственным законам.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Провиденциализм
(от лат. providentia – провидение) – религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека. Введенный еще Августином (5 в. н.э.), провиденциалистский путь к «царству Божию» лег в основу всей средневековой философии. Провиденциализм присущ всем монотеистическим религиям – иудаизму, христианству, исламу.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
(лат. providentia – провидение) – один из принципов религиозного мировоззрения, предполагающий предопределенность хода истории и событий отдельной человеческой жизни согласно воле Бога. Провидение направляет мир к благой цели, хотя воля Бога до конца непознаваема. П. отличается от фатализма – представления о предопределенности движения мира, человеческой истории, лишенной смысла и позитивной этической наполненности. Идеи П. впервые были подробно развиты Августином Блаженным . П. свойствен христианству, иудаизму, буддизму, тесно связан с другим принципом религиозного мировоззрения – теоцентризмом.

Источник: Краткий философский словарь.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
от "провидение") – одна из основных установок религиозного мировоззрения (иудаизм, ислам, христианство), толкующая развитие истории (человека и общества) как проявление воли Бога, высшего разума, осуществление заранее предусмотренного ими плана. Провиденциализм наряду с креационизмом, сотериологией, учением о теодицее является краеугольным камнем средневековой философии. Провиденциализм лежит и в основе религиозного фатализма – учения о предопределенности человеческого существования, его судьбы. Он перекликается с телеологическими концепциями (устремленностью всего к высшей цели, например благу, в философии Аристотеля).

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой философии истории, в частности для философско-исторической концепции Аврелия Августина, в своеобразной форме реализован в философии истории Гегеля, русского мыслителя Чаадаева и др. Для провиденциализма характерно представление об особом совершенном состоянии общества, к которому идет история и которое является целью общественного развития. С позиций этого совершенного состояния оценивается вся история. Секуляризованный провиденциализм лег в основу понимания общественного прогресса как процесса, гарантированного самой историей. Для философско-исторических концепций XX в. в значительной мере характерен отказ от провиденциализма во всех формах и его критика.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
от лат. providentia - про­видение), религ. понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божеств. плана «спасения» человека. П. присущ всем теистич. (см. Теизм) религиям - иудаизму, христиан­ству, исламу. Развитое Августином провиденциалистское понимание историч. процесса как пути к эсхатологич. «царству божию» легло в основу всей ср.-век. христ. церковной историографии. В 17 в. идеи П. раз­вивал Боссюэ. Начиная с Возрождения и особенно в эпоху Просвещения в противовес П. развивается рационалистич. взгляд на историю как имманентный про­цесс - осуществление «естеств. закона», разума и т. п. (см. Философия истории). Однако в 19-20 вв. П. продол­жал оставаться филос. основой мн. идеалистич. тече­ний и направлений (в нач. 19 в.- Ж. М. де Местр, Ф. Шлегель; Л. Ранке и его школа в историографии; философия истории неотомизма и др.).

Источник: Советский философский словарь

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
от лат. providentia - провидение) - понимание истории как проявления воли внешних по отношению к процессу сил, провидения, Бога. Введенный еще Августином провиденциалистский путь к "царству Божию" лег в основу всей средневековой схоластики. В 17 в. идеи провиденциализма разрабатывал франц. епископ Ж. Б. Боссюэ (1627-1704). В эпоху Просвещения развивается в противовес провиденциализму рационалистический взгляд на историю как на процесс осуществления "естественного закона", разума, позже - здравого смысла и т. д. Однако провиденциализм продолжал оставаться философской основой многих течений и направлений (Ж.М. де Местр, Ф. Шлегель и др.). Даже Гегель, хотя и с оговорками, допускал в "Философии истории", что провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями. Подобных представлений придерживались течения томизма, славянофильства, в наст, время - неотомизма. Термин "провиденциализм" часто употребляется в более широком смысле, когда любые изменения (не только в истории) рассматриваются как заранее предустановленные и определенные неким "замыслом" или "волей провидения".

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
от лат. providentia — провидение) — теологич. концепция истории как промысла божьего. Согласно П., любое обществ, событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное, свидетельствуют о присутствии бога в мире, являются проявлением его воли и осуществлением заранее поставленной им цели. П. тесно переплетен с телеологией. В христианстве идеи П. разрабатывались мн. апологетами, а затем ..отцами церкви» и в систематизированном виде были изложены Августином, к-рый в соч. «О граде божьем» представил мировую историю как осуществление божеств, плана, направл. на достижение людьми потустороннего «царства божьего». В эпоху средневековья идеи П. были господствующими в историч. и филос. мысли Европы. В наст. вр. их пытаются возродить и модернизировать представители т. н. «христ. философии истории» (Ж. Маритен, Р. Нибур и др.). Идеи П. пронизывают учение ислама о предопределении, служат обоснованием его фатализма. Они освящают об-во неравенства и угнетения, изображают его вечным и предустановленным «сстсств. порядком», в к-ром человек является пассивным орудием божеств. воли.

Источник: Атеистический словарь

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
лат. providentia — провидение) — религиозно-философское воззрение, согласно к-рому развитие человеческого об-ва, источники его движения и цель определяются таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами — провидением, богом. Подобный взгляд на историю неизбежно приводит к фатализму. П. присущ не только всем религиозным, но и мн. историко-идеалистическим системам. Даже Гегель, правда, с оговорками, признает в “Философии истории”, что “провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями”. Наиболее полное воплощение идеи П., к-рый был господствующей идеологической концепцией в эпоху феодализма, находят у религиозных философов и историков, напр. у Августина, Фомы Аквинского, фр. идеолога абсолютизма Ж. Боссюэ (1627—1704), славянофилов; в совр. философии — у представителей неотомизма и др. религиозных течении. Термин “П.” употребляют и в более широком смысле — применительно к концепциям, в к-рых любые изменения (не только в истории, но и в мире вообще) рассматриваются в связи с определяющими их “замыслом” и “волей провидения” (Телеология). Апологетическая сущность и научная несостоятельность П., как и идеалистического подхода к истории в целом, доказана историческим материализмом.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
(от лат. providentia - провидение) - религ. воззрение, богослов, концепция, свойственная ряду религий, особенно иудаизму, христ-ву, исламу. Согласно П., историч. процесс - это проявление божеств, плана «спасения» человечества, провидения, промысла божьего. По утверждению правосл. богословов, общий ход истории «направляется высшей, невидимой силой к неизвестной нам, но разумной цели». Толкование истории с позиций П. нашло отражение в трудах отцов церкви, особенно в сочинении «О граде божьем» Августина Блаженного. Мировая история рассматривается Августином как реализация божеств, плана, направленного на достижение «царства божия». Последовательно проведенное, это учение вело к религ. фатализму, абсолют, предопределению судьбы человека. Идеи П. органически связаны с телеологией. Критикуя провиденциалист. и телеологич. взгляд на историю, К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «То, что обозначают словами «назначение», «цель», «зародыш», «идея» прежней истории, есть не что иное, как ...абстракция от того активного влияния, которое оказывает предшествующая история на последующую» (Соч., т. 3, с. 45). Идеи П., к-рые были господ, в эпоху средневековья, культивировались и в Новое время. Присущи они и совр. теология, концепциям истории, в частности правосл. богословам, пытающимся представить социально-историч. процесс как «развертывание предвечного божьего плана», объяснить как результат божеств, промысла и успехи науки и техники, и борьбу за мир и социальный прогресс, и необходимость социальной активности верующих.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
лат. providentio - предвижу) - специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества (см. Теизм). Может быть рассмотрен как результат апплицирования на социальную сферу парадигмальной интерпретационной матрицы теургии (см. Теургия). Концептуальные основы П. заложены в трактате Августина "О Граде Божием" и связаны с эсхатологической идеей о втором пришествии. П. фундирован презумпцией непостижимости Божьего промысла: от исходной максимы "неисповедимы пути Господни" - до концепции "иронии истории" в современных версиях протестантизма, что задает концептуальный контекст, в рамках которого проблема свободы воли оказывается принципиально неартикулируемой: трактовка провидения как предопределения связывает индивидуальные проекции феномена благодати и перспектив спасения с изначальным определением Богом того или иного субъекта к спасению в соответствии с высшим и недоступным человеческому пониманию целевым планом (наиболее ярко - в кальвинизме). Однако, если исходная парадигма П. ("Бог работает через человека") делала акцент на Божественном провидении и семантически исключала индивидуальное целеполагание из эволюционного разворачивания исторического процесса, то в современных версиях протестантской этики акцент смещен к человеческому полюсу приведенной формулы: "человек реализует волю Божью" (теология "смерти Бога" (см. Смерть субъекта) и программа "евангельского христианского атеизма" - У. Гамильтон, Д. Бонхеффер, Т. Альтицер и др.). П. выступает концептуальной основой христианской историографии - начиная с предложенной Августином трактовки истории как эсхатологического пути к "Царствию Божиему" и вплоть до историографической концепции Л. Ранке и Ф. Шлегеля и ее современных интерпретаций в неотомизме; аналогично - в протестантизме, как в ортодоксальных его версиях (социальные модели У. Фитча, М. Минкса, М. Марти), так и в модернистских (от диалектической теологии до "теологии надежды": Тиллих, Р. Нибур, М. Мольтман, Г. Ваханян и др.).
М.А. Можейко

Источник: Новейший философский словарь

провиденциализм
телеологическое (см. Телеология) понимание мировой истории как обусловленной деятельностью некого разума (как правило, божественного), изначально заложившего в нее некий план (или самого являющегося этим планом). Сама эта сила, составляющая движущую силу истории, называется провидением. П. Как доктрина впервые был сформулирован стоиками, отождествившими мир с лежащим в его основании разумом, богом, божественным планом эволюции. П. Стоиков был доведен до своей крайней формы – фатализма (см. Также пантеизм). Классический вариант п. – религиозный (на базе креационизма) в стиле зрелых религий – иудео-христианской и мусульманской. Христиане, концептуально переосмысливая и одновременно развивая идеи, открытые еще в античности, опираясь на модель иудаистского п., утвердили в европейской философии этот вариант «трансцендентного» п. Бог творит саму историю (изгоняя людей из рая, фактически), задает ее линейное направление, смысл и цель (соответственно: к «страшному суду», «преодоление повреждения души, греховности», «возвращение людей к богу»), оказывает влияние на ее ход (например, посредством теофаний – богоявлений, таких, как «неопалимая купина» и др., откровений, даруемых пророкам, послания в мир с искупительной жертвой своего сына и т.д.). П., таким образом, есть рассмотрение истории в «божественной перспективе». Рассматривая религию как «недозревшую философию», гегель развивает оригинальный вариант п., синтезируя идеи стоиков и христиан. Если трактовать его абсолютную идею как бога, то получается, что бог не просто творит мир и участвует в его истории, а мир и его история есть фаза развития самого бога, бог сам действует в истории, будучи ею самой. Конечная точка истории как таковой – система самого гегеля, в которой бог – абсолютный разум завершил, наконец, процесс своего самопознания (описав себе «руками гегеля», в котором в этот момент был воплощен, себя самого, свою собственную природу, свою собственную историю), точка, к которой и была устремлена вся история мироздания. Существование самой этой точки было определено изначально – универсальными и абсолютными законами диалектической логики, равно как и общие пути и схемы движения к ней. Следует отметить, что в отличие от существующего в стоической, некоторых вариантах мусульманской и протестантской философии «доведения» п. До фатализма, гегель блестяще выстраивает диалектику необходимого и случайного в истории. «хитрость мирового разума» проявляется в том, что субъективные желания и цели отдельных людей складываются в закономерную картину движения истории в целом, особую роль в которой играют провозвестники идеи – «личности в истории», гении, сдвигающие историю в нужном направлении в тонко улавливаемые ими (по сути, эти люди и есть «аватары идеи») «точки бифуркации». Очевидно, что здесь гегель обращается к стоическому принципу «желающего судьба ведет, не желающего тащит», трактуя это «желание» как «осознание себя, в отличие от других, в качестве прямого орудия судьбы и своей необходимости служить этой судьбе, раз она «выбрала меня» в качестве своей аватары».

Источник: Краткий философский глоссарий

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
от лат. providentia — «провидение») — западно-христианское, католико-протестантское истолкование истории и политики как осуществления божественного плана, промысла Бога, спасительно направляющего человечество к царству Божию на земле. В этом смысле показательны труд Августина «О граде божием» и сочинение Лютера «О рабстве воли». В кальвинизме провиденциализм неотделим от предопределения. При этом постоянно Предпринимается попытка (в т. ч. и в современной протестантской теологии) примирения фатализма со свободой человеческой воли в политике и социально-исторической сфере. В православно-христианской традиции провиденциализм — это не построение «земного рая», а промысел Божий, сохранение мира и сохранение абсолютной самоценности человеческой жизни как «образа и подобия Бога» и направление человечества «к стяжанию даров Духа Святого». Свою конкретизацию эти взгляды найдут в концепции «Симфонии» (созвучия) Церкви и государства в известной 6-й новелле «Номоканона» императора Юстиниана (6 в.) и в «Эпанагоге» (9 в.). Церковь и государство не должны быть враждебны друг другу. Кесарево и Божие не должны быть в конфликте, но в полной гармонии и согласии, друг другу помогая, но не упраздняя свободы и самостоятельности каждого. Церковь в этом смысле всегда «теократична», властвуя только над сердцами людей, тогда как государство — над телами. В этом иерархическом моменте «Симфонии» особо показательна халкидонская доктрина (7 в.) восточного христианства. В православии утверждается моральное (но не юридическое, социально-политическое или торгово-промышленное) первенство-харизма не просто за церковью, а за ее Невидимой Главой, Единым Истинным Царем — Иисусом Христом. Только с такой энтелехией (целеустремленным активным началом) государство внутренно и инициативно становится орудием Промысла Божия. В дальнейшем этот взгляд на провиденциализм и Промысел Божий будет продолжен в русской религиозно-метафизической, а также социально-политической и правовой традициях 19 — нач. 20 вв. Особо пристально метафизика и право будут рассмотрены П. И. Новгородцевым в работе «Об общественном идеале». По мнению С. Н, Булгакова, через папизм иудейский хилиазм (мечта о земном граде) возродился в западном «социально-экономически активном» учении, а затем и в среде «светско-гуманистического мировоззрения». Впрочем эта же тенденция, свойственная католицизму и протестантизму, проникает и в православие в учение о мистическом самодержавии, будто бы призванном осуществить земной град. Однако в православии это мнение никогда не получало характера догмата, оставаясь лишь частным мнением или плодом злоупотребления. В отличие от К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева Булгаков и позднее А. В. Карташев отвергли мистическую связь между православием и самодержавием: эта связь была создана историей и ею же на наших глазах медленно, но верно разрушается. Кроме того,самостоятельный подход к подобного рода проблемам в русской религиозно-философской мысли был намечен у И. В. Киреевскогои А. С. Хомякова, продолжен В. С. Соловьевым, затем В. В. Зеньковским, В. Н. Лоеским и др. Русские мыслители отмечали догматическую неясность установки, благословенной в 13 в. Фомой Аквинским, на автономную силу «естественного света разума», независимого от откровения веры в связи с провиденциально-промыслительными вопросами. С тех пор прослеживается довольно ясное движение от «избранного первосвященника»-политика, к «избранной общине» экономически удачливых верующих, а затем и к избранному обществу, государству, классу. Социализм, социализация как обобществление, обмирщение, «провиденциальное» стремление к тоталитарному мещанству обличается русскими мыслителями совершенно определенно. Вслед за Ф. Достоевским Булгаков указывает на то, что это явления одного порядка, порождение одной и той же сущности, которая выразилась в иудейском хилиазме. Подобного рода критика, предъявленная католичеству и протестантизму в связи с вопросами Провиденциализма — Промысла Божия в русской православной традиции еще Хомяковым, оставалась и до сих пор остается без ответа.
Jim;: Булгаков С. Н. Два Града. М., 1996; Вебер М. Избр. соч. М., 1990; Ильин И. А. Соч. в 2 т. М., 1993, т. I; Хомяков А. С. Соч. в 2 т. М., 1994, т. 2; Шамшурин В. И. Христианская социология R А. Орбели.— «Соц. исследования», 1991, № 11.
В. И. Шамшурин

Источник: Новая философская энциклопедия

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
от лат. providentia – провидение) – теологич. понимание истории как проявления воли бога, крайняя форма объективно-идеалистич. философии истории. П., свойственный всем религ. системам, в частности христианству и исламу, получил наиболее полную реализацию в феод. историографии ср. веков. Христ. П. возник вместе с церковью, стремившейся с помощью богословского истолкования истории обосновать господство христианства. С этой целью Евсевий и Иероним (4 в.) попытались сконструировать "всемирную историю", в к-рой история народов Средиземноморья и Переднего Востока подчинялась библейской "истории", светская история растворялась в церковной. Августин завершил выработку этой концепции, представив историю как реализацию божеств. плана, направленного прежде всего к торжеству христианства, а затем к потустороннему "божьему царству" после "конца света", объявляя движущей пружиной божеств. волю, П. снимал всякую возможность внутреннего, самостоятельного развития человечества. Этому соответствовала и провиденциалистская периодизация истории: от сотворения мира до Христа и – после Христа; по шести "возрастам мира" (по аналогии с библейскими "шестью днями творения") и по четырем монархиям. Все эти схемы, давая чисто внешнее деление событий, фактически отрицали развитие в истории, а тем самым и возможность изменения существующего миропорядка, основанного на неравенстве и угнетении. Выводя все события истории из божеств. воли, П. явился формой историч. апологии политики правящего феод. класса, к-рая возводилась в степень божеств. предначертаний. П. был официальной и безраздельно господствующей историч. и филос. доктриной ср. веков. В историч. соч. хронистов (Иоанн Малала, Иоанн Зонара и др.– в Византии; Рауль Глабер, Оттон Фрейзингенский, Матвей Парижский и др. – в Зап. Европе) история рассматривалась как обнаружение бога в мире, как "деяния божий через людей". Содержанием истории объявлялась чуждая развития, в сущности – внеисторическая, борьба абстрактных сил добра и зла; добро проявлялось в покорности властям и церкви, а зло – в сопротивлении, восстании, самостоятельности мысли и действия. История получала догматич. и апологетич. истолкование. Прошлое имело значение лишь постольку, поскольку оно содержало в себе "пророчества", провиденциальные предначертания настоящего и будущего. Отсюда глубокое безразличие ср.-век. историков к понятию времени, склонность к анахронизмам, антиисторизм; символич. и аллегорич. истолкование прошлого; морализаторский подход к истории, назидательность как главная задача историографии. Поскольку П. снимал проблему причинности, внутр. закономерности и связи между событиями, ср.-век. историк стремился лишь излагать факты и не пытался анализировать их. Феод. историография содержала в себе в равной мере и факты и чудеса; отсюда же крайняя некритичность и легковерие ср.-век. историков. Преодоление П. начали итал. историки эпохи Возрождения, противопоставившие ему рациональное объяснение фактов и отбросившие христ. периодизацию истории. Еще последовательнее выступили против П. просветители 17–18 вв. (Гердер, Монтескье и др.), поставившие на место божеств. провидения понятие "естеств. закона истории" и прогресса. Эта борьба имела огромное значение для развития рацио-налистич. философии истории. В периоды реакции имели место рецидивы П. (напр., Боссюэ, реакц. романтизм нач. 19 в.– Ж. де Местр, Шлегель, затем Ранке). Но и бурж. философия, идеалистически и метафизически трактовавшая проблему историч. необходимости, не могла до конца преодолеть телеологию, а следовательно и П. До тех пор, пока философы продолжали писать о трансцендентной "цели" истории, они оставались во власти П., хотя и называли провидение "светскими" именами. Только Маркс окончательно преодолел П., вскрыв его гносеологич. корни. "...То, что обозначают словами "назначение", "цель", "зародыш", "идея" прежней истории, есть не что иное, как абстракция от позднейшей истории, абстракция от того активного влияния, которое оказывает предшествующая история на последующую" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 45). Идеализм абсолютизирует это влияние, а П. мистифицирует его. "Провидение, провиденциальная цель – вот то громкое слово, которым теперь пользуются для объяснения хода истории. На деле это слово не объясняет ровно ничего" (Маркс К., там же, т. 4, с. 141). "...Теологическое понимание истории состоит в объяснении исторического процесса ... действием одной или нескольких сверхъестественных сил, волею одного или нескольких богов" (Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 645). Кризис бурж. историч. сознания в эпоху империализма породил попытки возрождения П. в форме т.н. "христианской философии истории", к-рая противопоставляется идее объективной закономерности историч. процесса (Маритен, Нибур, М. д´Арси, историки – К. Доусон, Тойнби, Ротхаккер, Г. Баттерфилд, и др.). Совр. философы и теологи безуспешно пытаются "модернизировать" П., освободить его от противоречия (с к-рым столкнулся еще Августин) между признанием всемогущества провидения, с одной стороны, и свободы воли индивида – с другой. В какой бы форме ни выступал П., он всегда означает отказ от истории как науки. Лит.: Энгельс Ф., Положение Англии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 592–94; ?леxанов Г. В., Материалистич. понимание истории, Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; Эйкен Г., История и система средневек. миросозерцания, СПБ, 1907; Кон И. С., Христианская философия истории на службе реакции, "Вопр. истории", 1961, No 12; Левада Ю. ?., Совр. "социальное христианство", "ВФ", 1961, No 9; Вайнштейн О. Л., Западноевроп. средневек. историография, М.–Л., 1964; Collingwood R. G., The idea of history, Oxf., 1946; L?withK., Meaning in history, Chi., 1949; Shinn R. L., Christianity and the problem of history, N. Y., 1953; Dentan R. C. (ed.), The idea of history in the Ancient Near East, New Haven, 1955; Niebuhr R., The self and the dramas of history, L., [1956]; Maritain J., On the philosophy of history, N. Y., 1957; D´Arсу M. С., The meaning and matter of history, N. Y., 1959.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
290.38 кб

Провиденциалистская идея воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX - первой половины

Макаров Михаил Иванович
Аннотация.
Читать PDF
197.55 кб

Провиденциалистская идея воспитания в западноевропейской гуманистической педагогической мысли XIV -

Макаров Михаил Иванович
В статье рассматривается влияние идеи провиденциализма на западноевропейскую гуманистическую педагогическую мысль XIV XVI веков.
Читать PDF
6.34 мб

Провиденциалистские смыслы воспитания свободы в педагогических идеях русских философов конца XIX - п

Макаров Михаил Иванович
В статье рассматриваются провиденциалистские смыслы воспитания свободы в педагогических идеях русских философов конца XIX первой половины XX вв. Особое внимание уделяется анализу обозначенной проблемы в педагогическом наследии В.
Читать PDF
336.52 кб

Провиденциальная природа воспитания и педагогика невмешательства

Гагаев Андрей Александрович, Гагаев Павел Александрович
Воспитание со стороны целеполагания рассматривается как феномен, не подлежащий рациональному описанию, как реалия, открывающаяся человеку лишь своими общими (духовно-ценностными) очертаниями.