ПРОТАГОР из Абдер

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРОТАГОР из Абдер
древнегреческий философ. Основной предмет философских размышлений Протагора — человек в его отношении к окружающему миру. Ему принадлежит выражение: «Мера всех вещей — человек» Провозглашал относительный характер человеческих званий, ценностей, нравов, обычаев.
Даты жизни. Родился в 480 до н.э. Погиб в 410 до н.з. при кораблекрушении.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ПРОТАГОР из Абдер
(ок. 480 - 410 г. до н. э.) - древнегреческий философ, один из влиятельнейших софистов. Путешествовал по всей Греции как платный «учитель мудрости» (риторики). В не дошедших до нас сочинениях по грамматике и логике первым исследовал способы доказательства (Диоген Лаэртский, IX кн.), выдвинул учение об искусственном происхождении языка (Платон. «Протагор»). Цель изучения языка и мышления Протагора состояла, по Аристотелю, в том, чтобы «худшее рассуждение сделать лучшим». Эта цель имела принципиальное оправдание в установке Протагора, выраженном в его положении: «человек есть мера всех вещей, существующих что они существуют, несуществующих что они не существуют». Для обоснования этого принципа Протагор сделал крайние логические выводы из учения Гераклита об изменчивости, текучести всего существующего. Все свойства вешен суть отношения и зависят в первую очередь от организации воспринимающего субъекта, его состояния. Ничто из нам доступного не облазает свойствами само по себе. Поэтому «все есть и не есть, все подлежит противоположным утверждениям, все сказывается обо всем и ничто ни о чем». Все относительно и условно, мера всему - человек и его мнения; объективной истины нет, знания нет, есть только более или менее убедительные мнения. Следовательно, нет смысла говорить о том, что хорошо или справедливо само по себе; абсолютных моральных ценностей не существует. Известно, что Протагор говорил: «О Богах я не имею возможности утверждать ни того, что они есть, ни того, что их нет», так как «неясность предмета» и «краткость человеческой жизни» препятствуют получению такого знания. Был обвинен в атеизме.

Источник: Краткий философский словарь 2004