ПРОСВЕЩЕНИЕ
Источник: Словарь по культурологии
Источник: Тематический философский словарь
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Источник: Философский словарь.
движение человечества к "свету" и всяческому благу, происходящее с помощью всемогущей науки. С ним связан и рационализм, уверенность в том, что для науки нет ничего невозможного, она и только она является благотворной силой, обусловливающей прогресс человечества.
Вера в то, что для науки нет ничего невозможного, является предрассудком:
- нет ничего более сомнительного, чем понятие "прогресс человечества";
- существует множество областей, науке недоступных;
- наука часто приводит не к обещанному прогрессу, а к бедствиям". Пессимистические настроения Бохеньского вполне оправданны, особенно если учесть тот факт, что в обществе результат есть последствие действия большого количества самых разнообразных факторов.
Ассоциативный блок.
Можно говорить об эпохе просвещения, но нельзя быть уверенным в
ее рациональном завершении: "Ученье - свет, а неученых - тьма".
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
- согласно И.Канту, "это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по своей собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения". Светская культура стала взрослой; она не мирилась с авторитаризмом и социальной несправедливостью, стала веротерпимой и санкционировала творческую инициативу разумной и ответственной личности. Однако, надежда, что просвещенный естественный человек достигнет совершенства и создаст рай на земле в виде успешной цивилизации, себя не оправдала. Вместе с тем внутрицерковная культура вовремя не повзрослела, что это крайне затруднило диалог и взаимодействие Церкви и светской культуры, так что их пути разошлись. Ответом на происшедшее должно стать достижение внутрицерковной культурой своей - христианской - зрелости. (См. также: РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Источник: Новые религиозные движения.
Просвещение, символ веры европейской интеллигенции XIX века, считается сегодня предрассудком, поскольку 1) нет ничего более сомнительного, чем этот «прогресс» человечества; 2) зато несомненно, что существует множество областей, которые науке недоступны; и 3) сама наука, вместо обещанного прогресса, часто приводила к бедствиям (атомная бомба). Предрассудок этот постоянно распространяется среди отсталой части населения и поддерживается коммунистами всего мира, т. е. является опасным суеверием.
Различие между Просвещением и позитивизмом состоит в том, что Просвещение признает философию, в то время как позитивизм отождествляет так называемый разум с методом естественных наук, т. е. разделяет позицию сциентизма.
Причины появления Просвещения, в особенности его составной части — веры в прогресс, еще не до конца выяснены. Но определенную роль сыграло, несомненно, злоупотребление авторитетом, особенно со стороны представителей религии, которые стали судить о предметах, относящихся к сфере науки, тогда как объектом религии являются внемировые проблемы (экзистенциальные, метафизические и т.д.). Этим отчасти объясняется враждебная позиция Просвещения по отношению к религии.
См.: прогресс, рационализм, сциентизм.
Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков
Родина идей Просвещения - Англия. Философ-материалист Джон Локк (1632 - 1704 гг.) и его единомышленники впервые выдвинули идеи, подхваченные и развитые мыслителями других стран.
Большое внимание в своих теориях они отводили проблемам воспитания, полагая, что "просвещение" человека - существа доброго, благородного, рассудочного - приведет к "царству разума", за которое они боролись.
Просветители считали, что все люди от природы равны и обладают "естественными правами", т.е. данными человеку от природы. Эти принципы были направлены против сословных ограничений феодального общества, выражали интересы крепнувшей буржуазии.
Отвергая средневековые представления о божественном происхождении королевской власти, просветители выдвигали идею "общественного договора". Согласно этой теории, государство возникло на основе добровольного соглашения между людьми, заключенного в глубокой древности. Такое добровольное соглашение в любой момент можно расторгнуть. Эта теория служила оправданием возможной смены типа государственной власти, будущих буржуазных революций.
Во Франции эпоху Просвещения определили труды и деятельность Вольтера (1694 - 1778 гг.), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778 гг.). Ш. Монтескье (1689 - 1755 гг.), Д. Дидро (1713 - 1784 гг.); в Германии - Г. Лессинга (1729 - 1781 гг.), И. Гердера (1740 - 1803 гг.), Ф. Шиллера (1759 - 1805 гг.), И. Гете (1749 - 1832 гг.).
В России в конце XVШ века распространение Просвещения было связано с деятельностью Н. Новикова (1744 - 1818 гг.) и А. Радищева (1749 - 1802 гг.), резко обличавших самодержавие и крепостничество.
Просвещение оказало огромное влияние на передовые, прогрессивные умы своего времени, несло свободомыслие и гуманизм, протест против тирании и деспотизма.
Источник: История и теория культуры
Источник: Человек и общество. Культурология
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.
Т.Г. Румянцева
Источник: Новейший философский словарь
довавшее за «славной революцией», отличалось умеренным характером, ограниченностью своих целей, что и отразило мировоззрение его родоначальника Дж. Лок-ка, к-рый был «в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1688 года» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 419). Свободомыслие Локка и др. представителей англ. П. (Шефтсбери, Болингброк, Толанд, Коллинз) выражалось гл. обр. в борьбе за веротерпимость, а критика религии велась с дсистских позиций. Во Франции П. предшествовало бурж. революции конца 18 в. и сыграло решающую роль в се идсологич. подготовке. Родоначальниками франц. П. были Вольтер и Монтескье, а его отличит. особенностью — воинств, антиклерикализм, непримиримое отношение к католич. религии и церкви, составлявшим духовный оплот феод.-абсолютист. строя. Наиболее решит, противниками религии среди франц. просветителей были философы-материалисты (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах), выступавшие с открыто атеистич. позиций. Но среди них имелись и деисты (Ж.-Ж. Руссо), и мыслители, лояльно относившиеся к католицизму (Кондильяк). В амер. П. ведущее место занимало радикальное, демокра-тич. крыло, участники войны за независимость (1775-1783) - Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон, И. Аллеи и др. Филос. основой мировоззрения названных мыслителей был материализм в сочетании с деизмом. С этих позиций они выступали против религии, отстаивали свободу совести. Неразвитость бурж. отношений в Германии, ее экономич. и политич. отсталость нашли отражение в проти-вореч. характере нем. П. Наряду с умеренным течением, тяготевшим к идеализму, в нем имелось и демократич. направление, ориентированное на материализм, связанное с протестом широких слоев населения против феод. произвола, гнета абсолютизма, против офиц. религии и церкви. Представители этого направления (Лессинг, Гердер и др.) отстаивали равенство всех людей независимо от сословного происхождения и вероисповедания, осуждали религ. нетерпимость, фанатизм. В России идеология П. возникла и стала распространяться со вт. пол. 18 в. (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). В нач. 19 в. рус. П. было представлено деистическо-материалистич. (И. П. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин и др.) и материалистич,-атеистич. (И. Д. Якушкин, А. П. Барятинский, В. Ф. Раевский) направлениями. Последнее включало участников революц.-осво-бодит. движения декабристов и носило ярко выраженный анти-религ. характер. Вместе с тем в рус. П. имелась и реакц.-идеали-стич. филос. школа (Д. М. Вел-ланский, М. Г. Павлов, В. Ф. Одоевский и др.). Рус. просветителями 19 в. были В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Мировоззрение рус. революц. демократов представляло собой высш. ступень в развитии домарксовского материализма и атеизма. Видными деятелями П. являлись также представители революц.-демократич. мысли народов России, др. стран вт. пол. 19 - нач. 20 в.
Источник: Атеистический словарь
С. v. Brockdorff. Die engl. А. sphilosohie, 1924; О. Ewald. Die frz. A.sphilosophie, 1924; E. Cassirer. Die Philos. der A., 1932 (Repr. 1973); M. Wundt. Die dt.Schulmetaphysik im Zeitalter der A., 1945 (Repr. 1964); H. M. Wolff. Die Weltanschauung der dt. A. in gesch. Entwicklung, 1949, 1963; F. Valjavec. Gesch. der abendländischen A., 1961; Schmidt. A. u. Metaphysik, 1965; H. Ley. Gesch. der A. u. des Atheismus, I—III, 1966—1971; W. Oelmüller. Die unbefriedigte A., 1969; W. Martens. Die Botschaft der Tugend: die A. im Spiegel der dt. moral. Wochenschriften, 1971; N. Hinske (Hg.). Was ist A.? Beiträge aus der Berlin. Monatsschrift, 1973; H. Dieckmann. Studien zur europäischen A., 1974; W. Schneiders. Die wahre A., 1974; J. Schings. Melancholie u. A., 1977; J. Köpper. Einf. in die Philos. der A., 1979; P. Kondylis. Die A. im Rahmen des neuzeitl. Rationalismus, 1981; W. Walter, L. Borinski (Hgg.). Logik im Zeitalter der A., 1981; W. Röd. Die Philos. der Neuzeit. 2. Von Newton bis Rousseau, 1984; C. Jamme, G. Kurz (Hgg.). Idealismus und A., 1988; J. Rüsen (Hg.). Die Zukunft der A., 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали П. как бурж.-демократич. идеологию, а деятелей П. как мыслителей, осуществлявших идеологич. подготовку бурж. революции. Маркс и Энгельс показали, что просветит. идеология возникает в период зарождения в недрах феодализма капиталистич. производств. отношений, порождающих новые формы классовой борьбы. В. И. Ленин видел классовую сущность идеологии П. в отрицании феод. эксплуатации, политич. деспотизма, сословных привилегий, в защите «самоуправления, свободы», в отстаивании «интересов народных масс» (см. ПСС, т. 2, с. 519).
Критикуя феодализм, идеологи революц. буржуазии 17-18 вв. создали идиллич. картину будущего обществ. устройства, внеклассового общества всеобщего благоденствия. «Мы знаем теперь - писал Энгельс - что это царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии, что вечная справедливость нашла свое осуществление в буржуазной юстиции, что равенство свелось к гражданскому равенству перед законом, а одним из самых существенных прав человека провозглашена была... буржуазная собственность» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 190).
Возникнув в 17 в. в Англии (Локк), просветит. идеология получает широкое распространение во Франции 18 в. (Монтескье, Гельвеции, Вольтер, Гольбах), где выдающиеся философы «...просвещали головы для приближавшейся революции...» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 16). Во 2-й пол. 18 и первых десятилетиях 19 вв. антифеод. идеология П. развивается в Сев. Америке (Б. Франклин, Т. Купер, Т. Пейн), Германии (Лессинг, Кант), России (А. Н. Радищев, П. С. Новиков, Я. П. Козельский) и странах Вост. и Юго-Вост. Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Развитие просветит. идеологии стран Востока в 19- нач. 20 вв., несмотря на нац. своеобразие, свидетельствует о теоретич. единстве осн. идей П.
Составной частью П. была передовая бурж. философия 18 - нач. 19 вв., теоретически обосновывавшая необходимость бурж.-демократич. социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии П. явилась «деистская форма материализма» (см. Ф. Энгельс, там же, т. 22, с. 311), представители к-рой (Вольтер, Робине, Вольф, Я. Снядецкий, Д. С. Аничков) исходили из метафизич. онтологии конечного мира, абс. дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистич. теорию врожденных идей, рационалистич. концепцию совпадения логич. и реального следования, идею субстанциональности души и нек-рые положения агностицизма. Отвергая ср.-век. схоластику, разоблачая историч. религии, фанатизм и нетерпимость католич. церкви, христ. нравственность и догматы откровения, деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественную религию» в качестве социального регулятора историч. процесса (М. Тиндаль, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. П. Пнин, А. С. Лубкин). Критика феодализма привела деистов эпохи П. к отрицанию теологич. объяснения историч. процесса и утверждению рационалистич. теории обществ. договора, методология к-рой строилась на антиисторич. представлении о неизменной сущности абстрактного человека (Руссо, Джефферсон, В. В. Попугаев).
Рассматривая человеч. историю как последоват. движение от первобытного варварства к позднейшей цивилизации, большинство просветителей не понимало исторически прогрессивной сущности различных ступеней человеч. истории, разрывало единую цепь историч. развития, оценивало современность по идеалам зарождающегося бурж. обществ. устройства.
Другая историч. форма философии П.- материализм 18 в.- формировалась путем филос. критики теоретич. основ деизма на базе материалистич. естествознания Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона и способствовала формированию материализма 18 в. В решении осн. вопроса философии материалисты эпохи П. (Мелье, Дидро, Гольбах, Форстер, Радищев) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естеств.-науч. обоснование концепции материи как объективной реальности, атрибутами к-рой являются движение, вечность во времени и бесконечность в пространстве. Рассматривая природу как организованное системное целое, естеств. причинно-следств. связи и законы к-рой являются выражением онтологич. целостности мира, они считали жизнь и сознание функцией определ. организации материи, сформировавшейся в результате длит. историч. развития. Критика преформистской концепции целостности, идея уровней организации материи, разрушение креационизма и телеологии, возникновение теории эпигенеза, естеств. отбора означали, что в решении фундаментальных филос. проблем материалисты 18 - нач. 19 вв. приближались к диалектич. пониманию природы. В теории познания материалистыпросветители отвергли агностицизм, картезианскую концепцию врожденных идей (включая идею бога) и последовательно развивали осн. положения материалистич. сенсуализма. Применение принципов материализма к изучению обществ. жизни, отмеченное К. Марксом у Гельвеция (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, с. 144), привело нек-рых просветителей к признанию закономерного характера историч. процесса, историч. эволюции, историч. прогресса и пониманию внутр. связи и взаимозависимости между эпохами человеч. истории, осознанию единства природы и общества, роли экономич. деятельности людей и народа как субъекта историч. движения. По мере обострения классовых противоречий зарождающегося бурж. общества в обществ.-политич. мысли П. появились антибурж. эгалитаристские утопии, а затем и программа утопич. коммунизма (Мелье, Морелли, Дешан, К. Фрелих, X. Каменьский), содержавшая критику классового общества и выражавшая интересы «...того класса, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата» (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 191). Утверждая необходимость установления обществ. собственности путем нар. революции, упразднения религии и церкви как опоры деспотизма и угнетения, нек-рые представители утопич. коммунизма эпохи П. отвергали концепцию просвещенного абсолютизма и защищали принципы нар. суверенитета и демократич. республики.
В узком смысле под П. понимают бурж. идеологию, отрицающую необходимость применения революц. методов для преобразования отшивших социальных порядков.
Источник: Советский философский словарь
Век Просвещения (нем. DieAufklarung) охватывает приблизительно все XVIII столетие. Иногда его отождествляют с веком Разума, но последний включает как XVII, так и XVIII вв. Просвещение действительно уходит своими корнями в рационализм XVII в., однако идеи, характеризующие Просвещение, выходят далеко за рамки рационализма Декарта, Спинозы и их современников.
В 1784 г. Иммануил Кант написал статью, в крой отвечал на вопрос "Что такое Просвещение? ". В ней он определяет Просвещение как совершеннолетие человечества. Это выход из незрелости, когда человек вынужден был руководствоваться в своих мыслях и поступках такими внешними авторитетами, как Библия, Церковь и государство .Никакое поколение не должно быть связано установками и обычаями прежних веков. Это противоречило бы самой природе человечества, чье назначение заключается в прогрессе. Кант признавал, что XVIII в. еще не может быть назван просвещенным веком, но только лишь веком Просвещения. Барьеры на пути прогресса рушились, открывая обширное поле деятельности. Девизом Просвещения было Sapereaude "Имей мужество познавать".
Эта статья была написана Кантом в промежутке между Войной за независимость Сев. Америки и Великой французской революцией. Выдающиеся деятели и идеологи Войны за независимость, такие, как Джефферсон, Франклин и Пейн, поддерживали тесные связи с французскими революционерами, и это, конечно, неслучайно. Как "Декларация независимости США" (1776), так и "Декларация прав человека и гражданина", принятая французским Учредительным собранием (1789), отмечены печатью "просвещенного" мышления. Оба документа апеллируют к истинам, считавшимся самоочевидными. Какаято ссылка на Бога (или Верховное существо) сохранялась, однако такие понятия, как жизнь, независимость, поиски счастья (у американцев), свобода, частная собственность, безопасность и право защищать себя от насилия (у французов), воспринимались как естественные и не требующие доказательств.
С этими понятиями была связана и философия управления обществом, косвенно отрицающая идею о том, что монархи и правительства наделены властью от Бога и, следовательно, их полномочия неотъемлемы. Теперь утверждалось, что правители получают власть с согласия подчиненных. Право на власть принадлежит народу в целом, а не просто правителям. Законы можно менять и приводить в соответствие с нуждами и чаяниями подчиненного большинства. Точно так же и правительство может быть заменено новым, если оно перестает соответствовать интересам народа. За всем этим стояла теория общественного договора, выдвинутая в XVII в. Т. Гоббсом и подхваченная потом Дж. Локком и Ж.Ж. Руссо. Последний считал, что общество должно быть основано на негласном общественном договоре, соединяющем принципы свободы и справедливого правления в интересах большинства. В основе любого общества лежит компромисс, по к-ром у отдельные его члены соглашаются на определенные ограничения своих прав ради достижения максимальной свободы для всех.
Классические документы американской Войны за независимость и Великой французской революции, где все же упоминается Бог, представляют собой промежуточное звено между христианским взглядом на государство и современной секулярной демократией. Ранее Кальвин видел в государстве орудие Божье, предназначенное для защиты закона и порядка, сохранения нравственных устоев и распространения истинной религии, полагая, что все это соответствует Слову Божьему. Нельзя сказать, что просветительская философия государства совсем исключает Бога. В целом просветители придерживались деистских взглядов, признавая Его как Творца, но полагая, что дальнейшее течение жизни отдается во власть человека и его разума. Признавая существование Бо га, они предлагали для общества гуманистические цели,подчеркивая,что и цели, и средства их достижения должны определяться разумом, действующим в согласии с природой.
Важное место в системе взглядов Просвещения занимала природа, рассматриваемая как воплощение красоты иблага. Такое внимание к природе было связано отчасти с тем, что она являла собой очевидную реальность, а отчасти с высоким престижем тогдашней науки, выдающимся представителем крой был И.Ньютон, с его механистическим взглядом на мир как на систему, подчиняющуюся рациональным законам. Во Франции просветительская концепция упорядоченного, рационального мира нашла выражение в "Энциклопедии" (175165), изданной Дидро и Даламбером. Это был "аналитический словарь наук, искусств и ремесел ". " Энциклопедия" стала платформой для изложения новых политических взглядов и нападок на религию.
Не все философы Просвещения разделяли атеистические взгляды барона Гольбаха, но многие соглашались с идеей (выраженной в его "Системе природы"), что человек несчастен оттого, что природы не знает. Гольбах считал, что религия мешает истинному ее пониманию. Немного раньше Ж.Ж. Руссо возвеличил миф о благородном дикаре. Отвергая христианское учение о грехопадении, Руссо считал, что человек благороден от природы. Человек рожден свободным, но его повсюду ждут цепи. Это порабощение связано с разложением общества, за к-рое большую долю ответственности несет религия. В качестве выхода Руссо предложил теорию воспитания, основанного на природе. В идеале, дети должны воспитываться вне вредного влияния общества и Церкви. Нужно позволить ребенку следовать его собственным наклонностям. Нельзя принуждать его к заучиванию и усвоению поведенческих штампов. Он должен учиться для себя, радостно обращаясь за помощью к учителю, призванному облегчать свободный процесс познания. Т.о., Руссо и просветительство заложили основу для многих педагогических теорий современности.
Во Франции Руссо и Вольтер повели наступление на Церковь и христианские институты. Оба исповедовали веру в Верховное существо. Религиозное кредо Руссо ограничивалось утверждением, что естественная религия основывается на чувстве и что всякую веру нужно поверять разумом и совестью. Бог не предмет для дебатов. В глубине души Его знают все. Теизм Вольтера исходит из стройности и рациональности мироздания. Часы доказывают существование часовщика, вселенная бытие Бога. Исходя из этого, Вольтер проповедовал терпимое отношение ко всем религиям,отрицая, однако, официальную Церковь, против крой направлен его знаменитый девиз "Ecrasez Iinfame" (" Раздавите гадину ").
Своими взглядами на религию Вольтер во многом обязан английским деистам, с идеями крых он познакомился в Лондоне во время своего изгнания. Деисты полагали, что истинная религия это религия разума и природы и что христианство нужно привести в соответствие с ней. Все ссылки христианских апологетов на чудеса и исполнение пророчеств они воспринимали резко критически, полагая, что якобы исполнившиеся пророчества ВЗ на самом деле не предсказывали исторические события, а чудес, описанных в НЗ, попросту не было.
Идеи деистов оказали влияние и на Г. С. Реймаруса, гамбургского школьного учителя, известного тем, что он фактически положил начало поискам "исторического Иисуса". Реймарус написал "Апологию, или В защиту разумных почитателей Бога", где Иисус предстает простым галилейским проповедником, к нравственному учению крого примешались политика и эсхатология. Предприняв неудачную попытку установить Царство Божье на земле, Он принял смерть глубоко разочарованным человеком. Христианство основано наложных утверждениях о воскресении и Втором пришествии Христа, распространенных учениками после Его смерти. Отрывки из рукописи Реймаруса впоследствии опубликовал известный драматург и эссеист Г.Э. Лессинг. По его словам, он нашел их в библиотеке герцога Брауншвейгского и предложил считать, что они принадлежат давно усопшему еретику. Сам он не разделял идей Реймаруса, сомневаясь в том, что истинность какой бы то ни было религии можно установить с помощью исторических изысканий. Как и другие просветители, Лессинг считал, что основные религии это различное выражение одной истинной религии, назначение крой дать человечеству нравственные ориентиры и научитьлюдей жить побратски.
В XVIII в. многих людей с подобными взглядами привлекало масонство, соединявшее альтруистические убеждения с эзотерическим ритуалом. Философы надеялись найти в нем особый, высший взгляд на действительность. По обе стороны Атлантики масонство обрело новую популярность среди просветителей.
Просвещение тяготело к более трезвому, рациональному взгляду на вещи. Однако здесь крылась опасность саморазрушения. У шотландского философа Д. Юма просветительский критицизм оборачивается против самого себя. Опираясь на эмпирическую, скептицистскую философию, Юм подверг сомнению возможности человеческого разума. Он не только критиковал религию, но и сомневался в способности человека познавать окружающий его мир, полагая, что мы ничего не можем знать доетоверно. Кантовская философия разума была отчасти ответом Юму, хотя у многих создавалось ощущение, что Кант просто вернул Юму его вопрос в качестве ответа. Философия Канта была последней попыткой выработать понастоящему просветительскую философию. Кант свел религию к этике, а этику к гуманистическим, рассудочным установкам. Однако его учение не объясняет, почему человек в своем поведении должен опираться на эти принципы. Кант скептически оценивает религиозный опыт и пытается применить рационалистический метод к изучению Библии.
К нач. XIX в. Просвещение уже уступило место идеализму в философии, классицизму и романтизму в искусстве. Юм и Кант поколебали веру в возможности человеческого разума. После Французской революции и в свете наполеоновских войн, повергших в смятение всю Европу, просветительская возвышенная вера в здравый смысл и добродетель, данные человеку от природы, стала казаться все более сомнительной. Тем не менее Просвещение наложило свой отпечаток на философскую мысль современности. Многие идеи, воспринимаемые западным миром как сами собой разумеющиеся, уходят своими корнями в эпоху Просвещения.
С. Brown (пер. Т. В.) Библиография: К. Barth, Protestant Theology in the Nineteenth Century; C. L. Becker, The Heavenly City of the EighteenthCentury Philosophers; L.I. Bredvold, Brave New World of the Enlightenment; J.B. Bury, The Idea of Progress; E. Cassirer, The Philosophy of the Enlightenment; ? Copleston,/) History of Philosophy, V, VI; H. N. Fairchild, The Noble Savage; P. Gay, The Enlightenment; E. Halevy, Growth of Philosophic Radicalism; P. Hazard, The European Mind, 16801715 and European Thought in the Enlightenment Century; J.? Lively, The Enlightenment; R.O. Rockwood, ed., Carl Beckers Heavenly City Revisited; F.J. Teggart,ed., The Idea of Progress, 1925.
См. также: Деизм.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ 18 в. представлено в философских трудах Монтескье и Ламетри, Вольтера и Дидро, Гольбаха и Гельвеция, Руссо и Кондильяка. Механистическое миропонимание, разрабатывавшееся на основе понятий ньютоновского естествознания, получило законченное выражение в «Системе природы» Гольбаха. Несмотря на высказанные Дидро эволюционные идеи, проблемы, поставленные им в «Мыслях об объяснении природы» и «Философских принципах относительно материи движения», в целом не выйяили за пределы механицизма. Учение о человеке, развитое К. А. Гельвецием в сочинениях «Об уме» и «О человеке», 6 объяснении движущего принципа поведения людей исходит из утилитаристской концепции разумного эгоизма: по мнению 1ельвеция, в основе всех поступков и чувств человека лежит материальный интерес. Отталкиваясь от теорий общественного договора, разработанных в 17 в. Гроцием, Пуффевдорфом и др., Руссо развивает свою концепцию переустройства общества. Выдвинутые им понятия «общая воля», «суверен», «акт суверенитета», «неотчуждаемые права человека» стали ориентирами демократических преобразований, а его работа «Об общественном договоре» — знаменем Американской и Французской революций конца 18 в. Революционным настроениям Руссо противостоят надежды Вольтера на просвещенного монарха и содержащаяся в его сочинениях теория просвещенного абсолютизма, в контексте которой происходит борьба Вольтера с церковью: невежественные, фанатичные и порочные священнослужители должны быть отстранены от воспитания народа. Антиклерикальная направленность характерна не только для деистов (Вольтер) и атеистов (Гольбах, Дидро), но идля глубоко верующих мыслителей (Руссо). Исходное противоречие между природой и воспитанием обусловливало различные «парадоксы» в мышлении просветителей, которые были выявлены еще Дидро.
Ли.; Век Просвещения, под ред. Ф. Бродель. М.—Париж, 1970; HulUnngM. The Autokritique of Enlightenment: Rousseau and the Philosophes. Boston, 1994; Haupt M. bn Holbach zu Marx. Hamb., 1987.
АМЕРИКАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ было тесно связано с французским как вследствие распространения в Америке сочинений французских философов, так и благодаря личному участию некоторых французов (напр., Лафайета) в войне за независимость в Северной Америке. Американское Просвещение складывалось в виде двух главных, тесно связанных между собой направлений: одно из них было ориентировано на разработку социально-политической программы, другое — на обоснование природных свойств человека. Первое основывалось на социальных учениях, второе — на естественнонаучных достижениях тогдашней науки. В работе «Права человека» Т. Пейн подчеркивал, что все люди рождаются равными от природы и должны иметь равные гражданские права. Гражданскими становятся те права, которые нельзя сохранить в одиночку — это т. н. «несохраняемые права». Третий президент Соединенных Штатов Т Джефферсон, участвовавший в создании знаменитой «Декларации независимости», исходил из неотчуждаемых естественных прав личности (в их числе — жизнь, свобода и стремление к счастью) и незыблемых принципов народного суверенитета: все люди сотворены равными, законы, перестающие соответствовать новым условиям, должны быть изменены, а наилучшим государственным устройством объявляется республиканское правление, основанное на разделении властей (на законодательную, исполнительную и судебную) и установлении всеобщего и равного избирательного права. Идеи трактата Т. Пейна «Здравый смысл» обнаруживают сходство с аналогичными идеями трактата Гольбаха и перекликаются с мыслями, высказанными И. Алленом в работе «Разум — единственный оракул человека»: человек может опираться только на свой разум. Деизм в американском Просвещении получил большее распространение, чем во французском; известный ученый-физиолог Б. Раш высказывал предположение о вечности материи именно по причине ее сотворенности Богом.
Лит.: Американские просветители, т. 1—2. M., 1969.
Т.Б.Длугач
ПРОСВЕЩЕНИЕ В АНГЛИИ. Хотя в англоязычной литературе (Joscoique J. Joseph Rouk and the English Enlightenment. Cambr., 1994) не принято говорить об английском Просвещении, все же следует признать, что именно в Англии были высказаны и осуществлены некоторые программные идеи, инициировавшие просветительское движение на европейском континенте. Здесь следует назвать философа Д. Дакка, работы которого «Опыт о человеческом разумении», «Мысли о воспитании» и «Разумность христианства» вместе с трудами И. Ньютона имели основополагающее значение для культурной программы просветителей. Образцовыми стала также энциклопедия Д. Харриса (1704, выдержала пять изданий) и особенно полная энциклопедия Э. Чамберса (1728,2-е изд. 1738), ставшая основой для французской Энциклопедии ДАламбера и Дидро. Значительными для английского Просвещения были работы Э. Коллинза, особенно его «Рассуждение о свободомыслии» (1713). Культурно-воспитательную программу Просвещения в Европе начали осуществлять эссеисты Д. Аддисон и Р. Стал вжурналах «Зритель» (1709—11) и «Болтун» (1711—14).
ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - «белое пятно» в европейском просвещении. Вековечная соперница Англии Шотландия в социально-культурном отношении долгое время отставала от нее. Только в 1707, заключив Унию с Англией, утратив политическую самостоятельность и обменяв свой парламент на «свободу торговли», Шотландия смогла воспользоваться плодами демократических и экономических реформ. К сер. 18 в. экономический и культурный подъем преобразил Шотландию. Возникает образцово поставленное сельское хозяйство, ускоренными темпами прокладываются дороги, роются каналы, строятся мосты. Первый в Европе металлический завод построен в Шотландии, там же создан «перводвигатель» промышленного переворота — паровая машина Уатта. Древний Эдинбург — столицу Шотландии — называют северными Афинами, а переживаемую шотландскую эпоху — «Веком Перикла». В Шотландии появился свой Гомер — Оссиан, свой Геродот — историк У. Робертсон, свой Аристотель — Г. Рид, Д. Юм, А. Смит, позже Р. Берне, В. Скотт уже не нуждались в сравнениях.
Выдающуюся роль в культурном подъеме страны сыграли университеты. Их курсы по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам были самыми передовыми; в учебные программы были включены курсы, посвященные теоретикам естественного права Г. Грацию и Пуфендорфу, трудам Д. Локка, а также «Оптике» И. Ньютона. В это время в Кэмбридже последним словом науки считались еще декартовы вихри, а в Оксфорде Локк пребывал в долгосрочной опале.
Большое значение имела педагогическая деятельность профессора моральной философии университета Глазго Ф. Хатчесона, читавшего курсы по естественной религии, морали, юриспруденции, «теории правления» (изданы посмертно под титулом «Система моральной философии»). Самыми популярными были его воскресные лекции (их посещал юный А. Смит), где он толковал Новый завет в духе гуманизма, что совершенно расходилось с кальвинистскими догмами о всеобщей греховности, разделявшимися шотландской пресвитерианской церковью.
Самым известным из философов Шотландии в век Просвещения был Д. Юм, чья смелая критика религиозного сознания и церкви смущала даже его друзей (А. Смит, несмотря на просьбу Юма, отказался издать его «Диалоги о естественной религии»). Эссе Юма и особенно его «Естественная история религии» (1757) и «История Англии» (в 8 т., 1754,1757,1759— 78) оказались весьма популярными на континенте (Гельвеций настоятельно предлагал Юму написать историю христианской церкви). Вместе с тем Юм был первым критиком просветительского рационализма. Широкой известностью пользовался Г. Хоум, президент шотландского философского общества; его книга «Основания критики» получала иногда негативные (Вольтер, Винкельман), но большей частью одобрительные отзывы (Кант, Лессинг, Гердер). Вопреки господствующей нормативной эстетике классицизма книга Хоума восстановила высокую репутацию Шекспира, соединяя локковский эмпиризм с эстетикой реалистического искусства. Смит — «величайший шотландский мыслитель», по определению Г. Бокля, и Фергюсон — один из первых моралистических критиков коммерческого общества и его политических институтов — выдвинули фундаментальные идеи политэкономии и социологии. Влияние обоих просветителей прослеживается и в 19 в. в утилитаризме и классическом марксизме.
Шотландское Просвещение оказало влияние на русских просветителей (молодые русские ездили учиться в Шотландию к А. Смиту, У. Робертсону, в 18 в. в России неоднократно переводились сочинения Юма).
Лит.: Daiches D. The Paradox of Scottish culture. The Eighteenth Century Experience. L., 1964; Gay P. Enlightenment. Interpretation. L., 1970; Hume and Enlightenment. Edinbourg, 1974; Lehmann W. 0. Henry Home, Lord Kames and Scottish Enlightenment. Study in national Character and the History of Ideas. The Hague, 1971.
M. A. Абрамов
НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ формировалось в условиях экономической отсталости, политической раздробленности, господства феодальных порядков и религиозной идеологии в Германии 18 в. Это во многом стало причиной умеренно-консервативного характера социально-политических воззрений немецких просветителей, их преимущественного интереса к философскому умозрению, к вопросам образования и нравственного воспитания. Наряду с Г. В. Лейбницем, Э. В. фон Чарнхаузом, ранними спинозистами (Ф. В. Штош, Т.-Л. Лау), пиетистами (Ф. Я. Шпенер, Г. Арнольд, А. Г. Франке) и др. особую роль в развитии просветительской философии сыграли X. Томазий и X. Вольф. Первый положил начало ее эмпирико-психологаческой линии, ориентированной на принципы здравого смысла и мирской «полезности» философии, второй — создал т. н. вольфовскую школу метафизики, представители которой пытались построить логически-последовательную и универсальную систему философских знаний, пригодную для просвещения и обучения. Попытки эти закончились превращением традиционного рационализма в догматическую схоластику и сближением вольфианства с линией Томазия и эклектической популярной философией позднего Берлинского просвещения (М Мендельсон, Фр. Николаи и др.). Тем не менее заслугой ряда вольфианцев (А. Г. Баумгартена, Т. Ф. Мейера, И. Г. Зульцера, И. И. Винкельмана и др.) стала разработка ими эстетики как особой науки о прекрасном и художественном вкусе, вопросов теории и истории искусства, классификации его видов и жанров и т. д. В полемике с вольтерианским и просветительским рационализмом сформировались оригинальные гносеологические подходы Хр. А. Крузия, И. Г. Ламберта, И. Н. Тетенса, И. Канта, идеи И. Г. Гамана, литературного движения «Буря и натиск», романтизма, «философии чувства и веры» Ф. Г. Якобч и др. Важный вклад в становление принципов историзма, идеи эволюции и развития неживой и живой природы, человеческого общества, культуры, языка и т. д. внесли Г. Э. Лессинг, К. Ф. Вольф, И. Г. Гердер, К. Л. Кнебель, И. В. Гете, В. Гумбольдт и др. философы и мыслители.
Jim.: Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962; ГулыгаА. В. Из истории немецкого материализма. М., 1962; Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989; Он же. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. М., 1996; CassirerE. Die Philosophie der Aufklarung. Tub., 1932; Die Aulklarung in ausgewahlten Texten. Stuttg., 1963; Die Philosophie der deutschen Aufklarung. Texte und Darstellungen. Stuttg., 1990.
В. А. Жучков
ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ. Русское Просвещение типологически сходно с классическими образцами западноевропейского Просвещения от Локка до Руссо и является национально-региональной разновидностью Просвещения как одного из направлений мировой культуры. Классической моделью его выступает французское Просвещение 18 в.
В 18 в., особенно в его второй половине, в Россию стали проникать сочинения Вольтера, Монтескье, Гельвеция, Гольбаха, Дидро, Руссо и др., оказавшие влияние на все основные течения русской мысли, вплоть до официальной идеологии самодержавия (т. н. дворцовое просвещение при Екатерине II). Но до конца 30-х гг. 19 в. просветительские идеи не оформились в России в самостоятельное направление, они функционировали в рамках других направлений, таких, как дворянско-революционное, дворянско-либеральное, университетская философия, и лишь отчасти модифицировали русскую национальную мысль. Некоторые мыслители 2-й пол. 18 — нач. 19 в. сравнительно близко подошли к просветительскому типу мировоззрения (Я. П. Козельский, А. Н. Радищев, В. В. Попугаев, А. П. Куницин и др.). Просветительские идеи широко представлены в декабризме. Но национальная почва в тот период еще не созрела для восприятия целостных просветительских концепций. Различные направления русской мысли испытывали идейное влияние со стороны западной просветительской мысли, заимствовали просветительские идеи или выдвигали антифеодальные идеи, сходные с просветительскими (апелляция к разуму, науке, критика крепостничества с позиции «естественного права»), однако в силу фрагментарности, непоследовательности отдельные передовые идеи не могли превратить эти идейные течения в типично и развито просветительские.
С кон. 18 в. до 30-х гг. 19 в. Россия, подобно всей Европе, переживала реакцию на французскую революцию 1789—93 гг. и на якобинский террор. Прогрессивные концепции приняли романтические, антипросветительские, «франкофобские», «германофильские» философские формы. Лишь на рубеже 30—40-х гг. 19 в. антифеодальная русская мысль стала принимать формы, соответствующие уровню «эпохи Просвещения». Поэтому только 40—60-е гг. 19 в. стали русским веком Просвещения. Одна из характерных особенностей русского Просвещения — его синкретизм, своеобразное переплетение демократических, антифеодальных и антикапиталистических, социалистических и утопических идей, заимствованных из Европы.
Русское Просвещение выражалось в формах, существенно отличных от теоретических построений представителей других направлений антифеодальной идеологии — дворянской революционности, либерализма, народничества. Родоначальником русского Просвещения выступил В. Г. Белинский, ставший на позиции зрелого Просветительства во всех частях своего мировоззрения, в т. ч. и в философии, в последний период своей жизни, в 1840-е гг. В русле становящегося на рубеже 30—40-х гг. русского Просвещения действовали также М. А. Бакунин, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Расцвет русского Просвещения падает на 60-е гг. 19 в. Мировоззрение Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и др. представляет наиболее зрелые, классические формы Просвещения в России. Просветители, выражая в своем мировоззрении потребности общественного развития по буржуазному пути, выдвигали принцип свободы — и как политико-юридический, и как широкий философско-исторический принцип. Истолковывая свободу в качестве потребности природы человека, они понимали ее как условие достижения личного и всеобщего блага во всех сферах жизни. Просветители признавали свободу индивида, но не были индивидуалистами. Мерилом свободы у просветителей является благо общества в целом, поэтому они считали возможным ограничить свободу индивида, коль скоро этого требует благо общества. Просветители не выдвигали, как правило, требования ликвидации сословий, а стремились к установлению между ними политического равноправия. Среди просветителей не было полного единомыслия по вопросу о форме государственного устройства. Среди них были республиканцы и сторонники «просвещенной монархии». Феодальному миру всеобщего неравенства просветители противопоставили идеи равенства, в первую очередь равенства политико-юридического.
По основной ценностной ориентации просветительская философия мыслителей круга Белинского — Чернышевского носила антифеодальный характер, а по основному познавательному содержанию представляла собой философию антиспекулятивную, антитрансцендентальную, антиметафизическую, антропоцентрическую и по основной тенденции материалистическую. Религиозное свободомыслие является системообразующим принципом русского Просвещения, тогда как атеизм — признак его отдельных представителей.
Русское Просвещение оформилось в период, когда в Западной Европе уже существовали развитые диалектические философские концепции, противостоявшие механистической философии 18 в., вт. ч. просветительской. Поэтому в русском Просвещении диалектические идеи оказались представленными в гораздо большем объеме, нежели в западноевропейских просветительских концепциях.
Как и их западноевропейские предшественники, русские просветители акцентировали необходимость связи философии с потребностями жизни общества и сознательно поставили ее на службу определенной социально-политической идее. Философия, т. о., выступает у них орудием не только познания действительности, но и ее оценки, и преобразования. Проблематика философии оказывается тесно увязана со сферой морали, юриспруденции, политики, духовной культуры в целом. Русские просветители 1840—60-х гг. перед философией ставили задачи и цели, в конечном счете соответствующие их общественно-политическим идеалам и объективно, а часто и осознанно, — революционно-демократической практике.
Лит.: Проблемы русского просвещения в литературе 18 в. М.—Л., 1961; Каменский 3. А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971; Щипаное И. Я. Философия русского просвещения, 2-я пол. 18 в. М., 1971; Пустарнаков В. Ф. Общественно-политические и философские идеи Н. Г. Чернышевского в дореволюционной историографии русской мысли.— В кн.: Н. Г. Чернышевский в общественной мысли народов СССР. М., 1984; Он же. Идейно-философское наследие Н. Г. Чернышевского в советской историографии русской мысли.— Там же, с. 75—116; Он же. А. В. Луначарский и Н. Г. Чернышевский.— В кн.: Дискуссионные проблемы исследования наследия Н. Г. Чернышевского. М., 1984; Русская мысль в век просвещения. М., 1991; Моряков В. И. Русское просветительство 2-й пол. 18 в. (Из истории общественно-политической мысли России). М., 1994.
В. Ф. Пустарнаков
Источник: Новая философская энциклопедия