ПРОСВЕТЛЕНИЕПРОСВЕЩЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Найдено 17 определений термина ПРОСВЕЩЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Просвещение

орган большевиков, легально выходивший в Петербурге с декабря 1911 г. по июнь 1914 г. На короткое время возобновился в 1917 г. Журнал являлся теоретическим дополнением к большевистской газете "Правда", издававшейся одновременно с ним. В редакционную группу входили Елизарова, Савельев. Руководящий материал давался т.т. Лениным, Зиновьевым и Каменевым. Кроме того, в журнале сотрудничали Бухарин, Крупская, Воровский, Шляпников, Рязанов, Ольминский и др. /Т. 20/ <

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ПРОСВЕЩЕНИЕ

раннебуржуазная, антифеодальная идеология, отвергающая феодально-крепостнический строй, как противоречащий разуму и природе человека. Просвещение допускало только мирные средства в борьбе за передовые цели и идеалы общества и основной упор отдавало пропаганде научных знаний и вере в безграничные возможности человеческого разума, а недостатки жизни объясняли невежеством. Поэтому обосновывали необходимость просвещения и воспитания, рассматривая их как первопричину социального прогресса. Родина Просвещения - Франция XVIII века. Основные представители: Локк, Вольтер, Руссо, Монтескье, Гольбах, Гельвеций и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический философский словарь

Просвещение

течение, охватывающее ряд европейских стран в 17-18 в.в, ставящее целью изменить мировоззрение, основывающееся на религиозном и политическом авторитете на воззрения, которые базируются на разуме. В философии выступало против метофизики, содействовало развитию национализма, в науке – развитию естествознания. В области морали и педагогики Просвещение проповедовало гуманизм, освобождение человека от несправедливости, равенство всех перед законом. Представители Просвещения: Ф.Бэкон, Гоббс, Локк,  Юм (в Англии), Вольтер, энциклопедисты, Руссо, Монтеснье (Франция); Лессинг, Кант, Гердер (Германия) и т.д. Просветители верили в могущество человеческого разума, его способность справиться со всеми проблемами. Считали, что существует исторический прогресс, т.е. история человечества является развитием в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Просвещение

по [7], "просвещение - это течение в сфере культуры, стремящееся заменить авторитет религиозный и политический авторитетом так называемого разума. Просвещению присуща вера в неумолимое прогрессивное

движение человечества к "свету" и всяческому благу, происходящее с помощью всемогущей науки. С ним связан и рационализм, уверенность в том, что для науки нет ничего невозможного, она и только она является благотворной силой, обусловливающей прогресс человечества.

Вера в то, что для науки нет ничего невозможного, является предрассудком:

- нет ничего более сомнительного, чем понятие "прогресс человечества";

- существует множество областей, науке недоступных;

- наука часто приводит не к обещанному прогрессу, а к бедствиям". Пессимистические настроения Бохеньского вполне оправданны, особенно если учесть тот факт, что в обществе результат есть последствие действия большого количества самых разнообразных факторов.

Ассоциативный блок.

Можно говорить об эпохе просвещения, но нельзя быть уверенным в

ее рациональном завершении: "Ученье - свет, а неученых - тьма".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ПРОСВЕЩЕНИЕ

- согласно И.Канту, "это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по своей собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения". Светская культура стала взрослой; она не мирилась с авторитаризмом и социальной несправедливостью, стала веротерпимой и санкционировала творческую инициативу разумной и ответственной личности. Однако, надежда, что просвещенный естественный человек достигнет совершенства и создаст рай на земле в виде успешной цивилизации, себя не оправдала. Вместе с тем внутрицерковная культура вовремя не повзрослела, что это крайне затруднило диалог и взаимодействие Церкви и светской культуры, так что их пути разошлись. Ответом на происшедшее должно стать достижение внутрицерковной культурой своей - христианской - зрелости. (См. также: РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Течение в сфере культуры, стремившееся заменить религиозный и политический авторитет авторитетом так называемого разума. Просвещению присуща вера в неумолимое прогрессивное движение человечества к «свету» и всяческому благу, происходящее с помощью всемогущей науки. С этим связан и рационализм, уверенность в том, что для науки нет ничего невозможного, она и только она является благотворной силой, обусловливающей прогресс человечества.

Просвещение, символ веры европейской интеллигенции XIX века, считается сегодня предрассудком, поскольку 1) нет ничего более сомнительного, чем этот «прогресс» человечества; 2) зато несомненно, что существует множество областей, которые науке недоступны; и 3) сама наука, вместо обещанного прогресса, часто приводила к бедствиям (атомная бомба). Предрассудок этот постоянно распространяется среди отсталой части населения и поддерживается коммунистами всего мира, т. е. является опасным суеверием.

Различие между Просвещением и позитивизмом состоит в том, что Просвещение признает философию, в то время как позитивизм отождествляет так называемый разум с методом естественных наук, т. е. разделяет позицию сциентизма.

Причины появления Просвещения, в особенности его составной части — веры в прогресс, еще не до конца выяснены. Но определенную роль сыграло, несомненно, злоупотребление авторитетом, особенно со стороны представителей религии, которые стали судить о предметах, относящихся к сфере науки, тогда как объектом религии являются внемировые проблемы (экзистенциальные, метафизические и т.д.). Этим отчасти объясняется враждебная позиция Просвещения по отношению к религии.

См.: прогресс, рационализм, сциентизм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

ПРОСВЕЩЕНИЕ

прогрессивное идейно-культурное течение в странах Европы и Америки, ознаменовавшее переход к буржуазным отношениям. Хронологически оно охватывает примерно 100 лет: от буржуазной революции в Англии (1640 - 1688 гг.) до Великой французской революции 1789 года. Просвещение было неоднородным, вобрав в себя широкий круг социальных программ, политических идеалов, культурных достижений, во многом определялось национальными и историческими особенностями тех стран, где формировалось.

Родина идей Просвещения - Англия. Философ-материалист Джон Локк (1632 - 1704 гг.) и его единомышленники впервые выдвинули идеи, подхваченные и развитые мыслителями других стран.

Большое внимание в своих теориях они отводили проблемам воспитания, полагая, что "просвещение" человека - существа доброго, благородного, рассудочного - приведет к "царству разума", за которое они боролись.

Просветители считали, что все люди от природы равны и обладают "естественными правами", т.е. данными человеку от природы. Эти принципы были направлены против сословных ограничений феодального общества, выражали интересы крепнувшей буржуазии.

Отвергая средневековые представления о божественном происхождении королевской власти, просветители выдвигали идею "общественного договора". Согласно этой теории, государство возникло на основе добровольного соглашения между людьми, заключенного в глубокой древности. Такое добровольное соглашение в любой момент можно расторгнуть. Эта теория служила оправданием возможной смены типа государственной власти, будущих буржуазных революций.

Во Франции эпоху Просвещения определили труды и деятельность Вольтера (1694 - 1778 гг.), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778 гг.). Ш. Монтескье (1689 - 1755 гг.), Д. Дидро (1713 - 1784 гг.); в Германии - Г. Лессинга (1729 - 1781 гг.), И. Гердера (1740 - 1803 гг.), Ф. Шиллера (1759 - 1805 гг.), И. Гете (1749 - 1832 гг.).

В России в конце XVШ века распространение Просвещения было связано с деятельностью Н. Новикова (1744 - 1818 гг.) и А. Радищева (1749 - 1802 гг.), резко обличавших самодержавие и крепостничество.

Просвещение оказало огромное влияние на передовые, прогрессивные умы своего времени, несло свободомыслие и гуманизм, протест против тирании и деспотизма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Справочник: История и теория культуры

ПРОСВЕЩЕНИЕ

течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. Это понятие просвещения, составлявшего не раз историческую эпоху духовного развития (в античном мире, напр., эпоха после смерти Сократа), стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, и в первую очередь Европу (17-18 вв.), причем в различных государствах и в различных областях жизни этот процесс протекал по-разному. В Англии эпоха Просвещения начинается с 16 в. и носит преимущественно религиозный и политический характер; во Франции начиная с 17 в. выступает с критикой общественных и моральных принципов, затем, одержав в 18 в. победу, сливается с революцией 1789; в Германии с 18 в. внешне не отмечается никаких значительных успехов, за исключением области нем. философии и литературы, где совершается процесс их внутреннего самоопределения в кантовском смысле этого слова. Просвещение есть выход человека из несовершеннолетия, в котором он находится по своей вине. Вряд ли можно говорить о веке Просвещения в Италии; здесь оно было равнозначно антиклерикализму. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке - развитию естествознания, достижения которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз (см. Индивидуализм, Либерализм), равенство всех людей перед законом, перед человечеством; последнее представляет собой понятие, разработка которого является гл. о. заслугой Просвещения. Главные представители Просвещения: Фрэнсис Бэкон, Гоббс, Локк, Юм - в Англии; Бойль, Вольтер, энциклопедисты, Руссо, Монтескье, Дидро - во Франции; Вольф, Лессинг, Кант (в то же время они стремились к преодолению Просвещения), Фридрих Великий, Томазий - в Германии; Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен - в России; Т.Джефферсон, Б.Франклин - в США. Однако уже в кон. 18 в. Фихте указывал на отрицательные стороны Просвещения. В кон. 19 в. возвращение к метафизике привело к частичному преодолению философии Просвещения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Просвещение

политическая идеология, философия и культура эпохи крушения (феодализма и утверждения капиталистического общества. Термин «просвещение» впервые употреблен Вольтером и Гердером; в 1784 г. в статье «Ответ на вопрос, что такое просвещение?» Кант предлагал рассматривать просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Считая просвещение выражением родовой сущности человечества, Кант был убежден, что успешное развитие и применение разума возможно при условии преодоления всех форм несвободы путем длительного морального совершенствования человеческого рода. Отстаивая неотъемлемое право человечества на свободное пользование достижениями культуры. Кант, однако, отрицал необходимость революционного уничтожения социальных учреждений, препятствующих развитию просвещения. Гегель характеризовал просвещение как рационалистическое движение XVIII века в области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической идеологии, права и судопроизводства, религии, искусства, морали. Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции XVIII века (Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Гольбах), где выдающиеся философы готовили почву для приближающейся революции. Во 2-ой половине XVIII века и первых десятилетиях XIX века антифеодальная идеология просвещения развивается в Северной Америке (Б. Франклин, Г. Купер, Г. Пейн), Германии (Лессинг, Кант), России (А. Н. Радищев, П. С. Новиков, Я. П. Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы. В философии просвещение выступало против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке — развитию естествознания, достижения которого оно частично использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни — освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом; последнее представляет собой понятие, разработка которого является главным образом заслугой просвещения. Однако уже в конце XVIII века Фихте указывал на отрицательные стороны просвещения. В конце XIX века возвращение к метафизике привело к частичному преодолению философии просвещения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник

ПРОСВЕЩЕНИЕ

под П. принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства, вступающего на путь индустриализма, П., независимо от национальных особенностей его проявления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, среди которых: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знанию широких слоев общества; рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума (согласно Канту, П. - это "выход из состояния несовершеннолетия", которое есть "неспособность пользоваться своим рассудком без руководства с чьей-либо стороны... Имей мужество пользоваться собственным умом"); исторический оптимизм, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития. В строгом смысле слова П. впервые оформляется во Франции - стране, где его основные черты выразились с наибольшей классической четкостью и радикальностью, приобретая наиболее яркие и последовательные формы. Зародившись в начале 18 в., оно развивалось в обстановке острого кризиса абсолютизма, вплоть до начала Французской революции 1789, свержения монархии и якобинской диктатуры. У истоков французского Просвещения стояли Вольтер, Монтескье, Ж.Мелье. С середины 1740-х развернули свою деятельность Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Гельвеции и Гольбах. Начиная с этого времени и вплоть до начала 1780-х ими, вместе с не прекращавшим свою деятельность Вольтером, были разработаны основные идеи просветительского мировоззрения: приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, антиклерикализм, политический радикализм. Передовые взгляды французских философов-просветителей в значительной мере определили содержание просветительской мысли в целом, оказав заметное влияние на последующее развитие философии. Сравнительно поздно - с середины 18 в. - на путь П. вступила Германия, где в это время сложилась целая Плеяда блестящих мыслителей: Лессинг, Гердер, Гете, Щиллер и др., оказавшие большое влияние и по сути Подготовившие почву для великих идеалистических систем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В отличие от французского, немецкое П. отличалось крайне осторожным отношением к религии, что в определенной мере было связано с предшествующей П. эпохе Реформации, решившей часть крайне остро стоявших в католической Франции проблем или, по крайней мере, смягчившей их благодаря введению здесь специфически немецкой формы протестантизма - лютеранства. Другой особенностью немецкого П. явилось наличие здесь в отличие от ряда других стран объединяющей идеи, сумевши сплотить различных по духу его представителей - от самых радикальных до, в большинстве своем, очень умеренных. Такой стала идея национального единства немецкого народа, его права на свободное развитие национальной культуры, литературы и языка, что впоследствии во многом содействовало складыванию единого германского государства. Можно отметить такую черту немецкого П., в целом, и немецкой литературы, в особенности, как их высокую степень философичности, что во многом способствовало их единству с высочайшими образцами профессиональной немецкой философии. Во второй половине 18 в. и в начале 19 в. просветительские идеи развиваются в Северной Америке (Т.Пейн), в России (А.Радищев, И.Новиков и др.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

ПРОСВЕЩЕНИЕ

под П. принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства, вступающего на путь индустриализма, П., независимо от национальных особенностей его проявления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, среди которых: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знанию широких слоев общества; рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума (согласно Канту, П. - это "выход из состояния несовершеннолетия", которое есть "неспособность пользоваться своим рассудком без руководства с чьей-либо стороны... Имей мужество пользоваться собственным умом"); исторический оптимизм, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития. В строгом смысле слова П. впервые оформляется во Франции - стране, где его основные черты выразились с наибольшей классической четкостью и радикальностью, приобретая наиболее яркие и последовательные формы. Зародившись в начале 18 в., оно развивалось в обстановке острого кризиса абсолютизма, вплоть до начала французской революции 1789, свержения монархии и якобинской диктатуры. У истоков французского Просвещения стояли Вольтер, Монтескье, Ж. Мелье. С середины 40-х 18 в. развернули свою деятельность Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Тюрго, Гельвеций и Гольбах. Начиная с этого времени, и вплоть до начала 1780-х ими, вместе с не прекращавшим свою деятельность Вольтером, были разработаны основные идеи просветительского мировоззрения: приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, антиклерикализм, политический радикализм. Передовые взгляды французских философов-просветителей в значительной мере определили содержание просветительской мысли в целом, оказав заметное влияние последующее развитие философии. Сравнительно поздно - с середины 18 в. - на путь П. вступила Германия, где в это время сложилась целая плеяда блестящих мыслителей: Виланд, Лессинг, Гердер, Клопшток, Гете, Шиллер и др., оказавшие большое влияние и по сути подготовившие почву для великих идеалистических систем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В отличие от французского, немецкое П. отличалось крайне осторожным отношением к религии, что в определенной мере было связано с предшествующей П. эпохе Реформации, решившей часть крайне остро стоявших в католической Франции проблем или, по крайней мере, смягчившей их благодаря введению здесь специфически немецкой формы протестантизма - лютеранства. Другой особенностью немецкого П. явилось наличие здесь в отличие от ряда других стран объединяющей идеи, сумевший сплотить различных по духу его представителей - от самых радикальных до, в большинстве своем, очень умеренных. Такой стала идея национального единства немецкого народа, его права на свободное развитие национальной культуры, литературы и языка, что впоследствии во многом содействовало складыванию единого германского государства. Можно отметить такую черту немецкого П. в целом, и немецкой литературы, в особенности, как их высокую степень философичности, что во многом способствовало их единству с высочайшими образцами профессиональной немецкой философии. Во второй половине 18 в. и в начале 19 в. просветительские идеи развиваются в Северной Америке (Франклин, Пейн), в России (Радищев, Новиков и др.). В Беларуси идеи гуманизма и П. получили развитие в трудах Нарбута, И.Я. Массальского, К. Бощеславского и др.

Т.Г. Румянцева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ПРОСВЕЩЕНИЕ

прогрес. идейн. течение эпохи становления капитализма, связанное с борьбой поднимавшейся буржуазии и народных масс против феод. порядков и учреждений. Отличит, чертой П. являлось стремление его представителей к переустройству всех обществ. отношений на началах разума, «вечной справедливости», равенства и др. подобных принципов, вытекающих, по их мнению, из самой природы, из неотъемлемых «естеств. прав» человека. Гл. средством преобразования обществ. жизни деятели П. считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение нравов. Как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, идеалы просветителей оказались на практике не чем иным, как «идеализированным царством буржуазии» (т. 20, с. 17). Наряду с указанными выше общими чертами П. в разных странах имело и специфич. отличия, обусловленные особенностями их нсторич. развития. Напр., англ. П., после

довавшее за «славной революцией», отличалось умеренным характером, ограниченностью своих целей, что и отразило мировоззрение его родоначальника Дж. Лок-ка, к-рый был «в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1688 года» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 419). Свободомыслие Локка и др. представителей англ. П. (Шефтсбери, Болингброк, Толанд, Коллинз) выражалось гл. обр. в борьбе за веротерпимость, а критика религии велась с дсистских позиций. Во Франции П. предшествовало бурж. революции конца 18 в. и сыграло решающую роль в се идсологич. подготовке. Родоначальниками франц. П. были Вольтер и Монтескье, а его отличит. особенностью — воинств, антиклерикализм, непримиримое отношение к католич. религии и церкви, составлявшим духовный оплот феод.-абсолютист. строя. Наиболее решит, противниками религии среди франц. просветителей были философы-материалисты (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах), выступавшие с открыто атеистич. позиций. Но среди них имелись и деисты (Ж.-Ж. Руссо), и мыслители, лояльно относившиеся к католицизму (Кондильяк). В амер. П. ведущее место занимало радикальное, демокра-тич. крыло, участники войны за независимость (1775-1783) - Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон, И. Аллеи и др. Филос. основой мировоззрения названных мыслителей был материализм в сочетании с деизмом. С этих позиций они выступали против религии, отстаивали свободу совести. Неразвитость бурж. отношений в Германии, ее экономич. и политич. отсталость нашли отражение в проти-вореч. характере нем. П. Наряду с умеренным течением, тяготевшим к идеализму, в нем имелось и демократич. направление, ориентированное на материализм, связанное с протестом широких слоев населения против феод. произвола, гнета абсолютизма, против офиц. религии и церкви. Представители этого направления (Лессинг, Гердер и др.) отстаивали равенство всех людей независимо от сословного происхождения и вероисповедания, осуждали религ. нетерпимость, фанатизм. В России идеология П. возникла и стала распространяться со вт. пол. 18 в. (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). В нач. 19 в. рус. П. было представлено деистическо-материалистич. (И. П. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин и др.) и материалистич,-атеистич. (И. Д. Якушкин, А. П. Барятинский, В. Ф. Раевский) направлениями. Последнее включало участников революц.-осво-бодит. движения декабристов и носило ярко выраженный анти-религ. характер. Вместе с тем в рус. П. имелась и реакц.-идеали-стич. филос. школа (Д. М. Вел-ланский, М. Г. Павлов, В. Ф. Одоевский и др.). Рус. просветителями 19 в. были В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Мировоззрение рус. революц. демократов представляло собой высш. ступень в развитии домарксовского материализма и атеизма. Видными деятелями П. являлись также представители революц.-демократич. мысли народов России, др. стран вт. пол. 19 - нач. 20 в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ПРОСВЕЩЕНИЕ

1. Один из осн. компонентов классич. образования; вид культуротворч. деятельности, состоящий в целенаправленном, методичном и последовательном информировании людей о з-нах, строении и механизмах функционирования разл. сфер действительности (природы, об-ва, культуры, чел. мышления). Целью П. в этом смысле явл. преодоление предрассудков и стереотипов мышления (как массового, так и индивидуального), формирование базиса науч. картины мира в сознании очередного поколения людей, проходящих процесс социализации. С началом становления контролируемой гос-вом системы массового среднего образования в европ. странах (начало XX вв.) П. приобретает институциональный характер и становится одним из важнейших инструментов гос. политики и идеологии. 2. Период развития зап.-европ. культуры XVII—XVIII вв., характеризующийся ослаблением влияния религии и церкви на массовое сознание, интенсивным ростом науки и техники, формированием специфических установок в интеллектуальной культуре. В истор. плане П. соответствует раннему периоду становления буржуазного об-ва и может рассматриваться как идеология прогрессистски настроенной буржуазии и зарождающейся европ. интеллигенции («просветителей»). Интеллектуальную основу П. составляют филос. идеи эмпиризма и рационализма, развитые на базисе натуралистич. и механистич. парадигмы классич. естествознания. Отправной точкой просветительской идеологии явл. филос. учения Декарта и Спинозы, в к-рых ярко выражен мотив преодоления заблуждений разума и аффектов души благодаря познавательной рассудочно-аналитич. практике, приводящей не только к интеллектуальному росту личности, но и к нравств. совершенствованию. С этой т.зр. несовершенство соц. и моральных условий существования человечества вытекает из незнания истинных з-нов природы, разума и «естеств. морали» (отчасти наивного, отчасти спровоцированного «злой волей» тех, кто заинтересован в абсолютной власти над «невежественными массами»). Отсюда — общий идеал П.: открытие истинных з-нов бытия, тождественных «естеств. свету» чел. разума, правящим «верхам» и подвластным невежественным «низам» должно привести к разумному устроению об-ва, исчезновению предрассудков и тех обществ. институтов, крые основаны на них (церковь, автократия, война и т.п.). Несмотря на свою очевидную с т.зр. современности «наивность», философия П. сыграла фундаментальную роль в формировании идейно-ценностной парадигмы зап.-европ. культуры. К важнейшим достижениям просветителей можно отнести: 1) формирование рационально-эмпирич. парадигмы миропонимания, убежденности в принципиальной познаваемости мира посредством инструментов, предоставленных человеку самой природой; 2) линейнопрогрессивное понимание мировой истории как процесса восхождения от «худшего» состояния человечества к «наилучшему»; 3) идея рационального реформирования соц.-полит. системы по принципам разумной справедливости; 4) идея толерантности в сфере культ.-религ. и нравств. установок; 5) идея цивилизации как продукта целенаправленной чел. деятельности, в к-рой человек преобразует не только внешн. мир, но и самого себя, присваивая свою «человечность»; 6) энциклопедизм, т.е. опыт систематического отражения всех знаний человечества, имеющих достоверный, проверяемый и прагматически ценный характер. В рамках филос. традиции П. принято выделять ряд направлений, связанных с нац. культ. традициями. Это нем. П. (С.Пуффендорф, Х.Томмазиус, Г.Э.Лессинг, Г.В.Лейбниц, Х.Вольф, И.Г.Гердер), англ. П. (Дж.Локк, Дж.Толанд, Д.Юм, Э.К.Шефтсбери, А.Смит), итал. П. (Дж.Вико, Ч.Беккариа) и фр. П. (Вольтер, Ж.Л.Д’Аламбер, Д.Дидро, К.А.Гельвеций, Ж.О.Ламетри, Ш.Л.Монтескье, П.А.Гольбах, Ж.Ж.Руссо). Своего рода апогеем развития теор. мысли П. достигло именно во фр. философии XVIII в., пройдя путь от относительно умеренных идей нем. просветителей, стремившихся соединить принципы науч. мышления с «вечными истинами» христианства, до фактического самоотрицания в произв. Руссо и де Сада, обнаруживших несовместимость культ.-цивилизационного прогресса с традиц. моральным порядком. Кризис П. связан с Фр. революцией 1789—94 гг., деятели к-рой (как в умереннолиберальном, так и в радикально-республиканском лагере) вдохновлялись его идеями; однако массовое стихийное насилие и организованный террор якобинцев выявили «оборотную сторону» стремления к разумному и справедливому мироустройству исходя из «точного знания» чел. природы. Тем не менее, просветительские идеалы и сами принципы мышления сохранили свое значение в европ. философии и науке XIX в. К прямым последователям («эпигонам») П. можно отнести таких видных ученых и мыслителей, как П.Кабанис, П.С.Лаплас, А. де Сен-Симон, О.Конт и др. Критическое переосмысление и преодоление просветительской идеологии стало стимулом развития классической немецкой философии и практически всех науч.-филос. направлений постклассич. типа (см. Неклассическая философия). В XX в. идеи П. вновь оказались в центре теор. внимания в связи с характерной тенденцией видеть в нем некий целостный «проект» целенаправленного развития об-ва и культуры и, соответственно, обнаруживать в нем истоки совр. проблем. Начиная с теоретиков Франкфуртской шк. (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас) и вплоть до совр. постструктуралистов (Ж.Деррида, Ж.Делез, Ж.Ф.Лиотар, М.Фуко и др.), критика «проекта П.» составляет важную часть филос. рефлексии истории европ. цивилизации, ее наличного состояния и возможных перспектив. Лит.: История философии: Запад—Россия—Восток: В 3 т. М., 1996. Т. 2; Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIII в. М., 1987; Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М., 1994. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПРОСВЕЩЕНИЕ

политич. идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистич. общества. Термин «П.» впервые употреб­лен Вольтером и Гердером; в 1784 в ст. «Ответ на воп­рос, что такое П.?» Кант предлагал рассматривать П. как необходимую историч. эпоху развития челове­чества, сущность к-рой состоит в широком использова­нии человеч. разума для реализации социального про­гресса. Считая П. выражением родовой сущности чело­вечества, Кант был убежден, что успешное развитие и применение разума возможно при условии преодоле­ния всех форм несвободы путем длит. морального совершенствования человеч. рода. Отстаивая неотъем­лемое право человечества на свободное пользование достижениями культуры, Кант, однако, отрицал необ­ходимость революц. уничтожения социальных учрежде­ний, препятствующих развитию П. Гегель характери­зовал П. как рационалистич. движение 18 в. в области культурной и духовной жизни, основанное на отрица­нии существующего способа правления, гос. устройст­ва, политич. идеологии, права и судопроизводства, ре­лигии, иск-ва, морали.

К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали П. как бурж.-демократич. идеологию, а деятелей П. как мыслите­лей, осуществлявших идеологич. подготовку бурж. революции. Маркс и Энгельс показали, что просветит. идеология возникает в период зарождения в недрах феодализма капиталистич. производств. отношений, порождающих новые формы классовой борьбы. В. И. Ленин видел классовую сущность идеологии П. в отрицании феод. эксплуатации, политич. деспотизма, сословных привилегий, в защите «самоуправления, сво­боды», в отстаивании «интересов народных масс» (см. ПСС, т. 2, с. 519).

Критикуя феодализм, идеологи революц. буржуазии 17-18 вв. создали идиллич. картину будущего обществ. устройства, внеклассового общества всеобщего благо­денствия. «Мы знаем теперь - писал Энгельс - что это царство разума было не чем иным, как идеализиро­ванным царством буржуазии, что вечная справедли­вость нашла свое осуществление в буржуазной юсти­ции, что равенство свелось к гражданскому равенству перед законом, а одним из самых существенных прав человека провозглашена была... буржуазная собствен­ность» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 190).

Возникнув в 17 в. в Англии (Локк), просветит. идео­логия получает широкое распространение во Франции 18 в. (Монтескье, Гельвеции, Вольтер, Гольбах), где выдающиеся философы «...просвещали головы для приближавшейся революции...» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 16). Во 2-й пол. 18 и первых десятилетиях 19 вв. антифеод. идеология П. развивается в Сев. Америке (Б. Франклин, Т. Купер, Т. Пейн), Германии (Лессинг, Кант), России (А. Н. Радищев, П. С. Нови­ков, Я. П. Козельский) и странах Вост. и Юго-Вост. Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Развитие просветит. идеологии стран Востока в 19- нач. 20 вв., несмотря на нац. своеобразие, свидетельст­вует о теоретич. единстве осн. идей П.

Составной частью П. была передовая бурж. филосо­фия 18 - нач. 19 вв., теоретически обосновывавшая не­обходимость бурж.-демократич. социальных преобра­зований. Конкретной разновидностью философии П. явилась «деистская форма материализма» (см. Ф. Энгельс, там же, т. 22, с. 311), представители к-рой (Воль­тер, Робине, Вольф, Я. Снядецкий, Д. С. Аничков) ис­ходили из метафизич. онтологии конечного мира, абс. дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистич. теорию врож­денных идей, рационалистич. концепцию совпаде­ния логич. и реального следования, идею субстанцио­нальности души и нек-рые положения агностицизма. Отвергая ср.-век. схоластику, разоблачая историч. религии, фанатизм и нетерпимость католич. церкви, христ. нравственность и догматы откровения, деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричи­ны мира, а «естественную религию» в качестве соци­ального регулятора историч. процесса (М. Тиндаль, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. П. Пнин, А. С. Лубкин). Критика феодализма привела деистов эпохи П. к отрицанию теологич. объяснения историч. процесса и утверждению рационалистич. теории обществ. договора, методология к-рой строилась на антиисторич. представлении о неизменной сущности абстракт­ного человека (Руссо, Джефферсон, В. В. Попугаев).

Рассматривая человеч. историю как последоват. дви­жение от первобытного варварства к позднейшей циви­лизации, большинство просветителей не понимало исто­рически прогрессивной сущности различных ступеней человеч. истории, разрывало единую цепь историч. развития, оценивало современность по идеалам зарож­дающегося бурж. обществ. устройства.

Другая историч. форма философии П.- материализм 18 в.- формировалась путем филос. критики теоретич. основ деизма на базе материалистич. естествознания Ко­перника, Галилея, Декарта, Ньютона и способствовала формированию материализма 18 в. В решении осн. вопроса философии материалисты эпохи П. (Мелье, Дид­ро, Гольбах, Форстер, Радищев) отвергли субъектив­ный идеализм Беркли и предприняли естеств.-науч. обоснование концепции материи как объективной ре­альности, атрибутами к-рой являются движение, вечность во времени и бесконечность в пространстве. Рас­сматривая природу как организованное системное це­лое, естеств. причинно-следств. связи и законы к-рой являются выражением онтологич. целостности мира, они считали жизнь и сознание функцией определ. орга­низации материи, сформировавшейся в результате длит. историч. развития. Критика преформистской концепции целостности, идея уровней организации материи, разрушение креационизма и телеологии, возникновение теории эпигенеза, естеств. отбора означали, что в решении фундаментальных филос. проблем материалисты 18 - нач. 19 вв. приближались к диалектич. пониманию природы. В теории познания материалистыпросветители отвергли агностицизм, картезианскую концепцию врожденных идей (включая идею бога) и последовательно развивали осн. положения материалистич. сенсуализма. Применение принципов мате­риализма к изучению обществ. жизни, отмеченное К. Марксом у Гельвеция (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, с. 144), привело нек-рых просветителей к признанию закономерного характера историч. про­цесса, историч. эволюции, историч. прогресса и по­ниманию внутр. связи и взаимозависимости между эпохами человеч. истории, осознанию единства природы и общества, роли экономич. деятельности людей и на­рода как субъекта историч. движения. По мере обост­рения классовых противоречий зарождающегося бурж. общества в обществ.-политич. мысли П. появились антибурж. эгалитаристские утопии, а затем и програм­ма утопич. коммунизма (Мелье, Морелли, Дешан, К. Фрелих, X. Каменьский), содержавшая критику классового общества и выражавшая интересы «...того класса, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата» (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 191). Утверждая необ­ходимость установления обществ. собственности пу­тем нар. революции, упразднения религии и церкви как опоры деспотизма и угнетения, нек-рые представи­тели утопич. коммунизма эпохи П. отвергали концеп­цию просвещенного абсолютизма и защищали принципы нар. суверенитета и демократич. республики.

В узком смысле под П. понимают бурж. идеологию, отрицающую необходимость применения революц. ме­тодов для преобразования отшивших социальных по­рядков.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Идеологич. течение в Европе 17 - 18 вв., представители к-рого широко прибегали к апологии кит. культурного опыта для подкрепления своих идей. Общая тенденция П. в социально-политич. обл. - критика феод, обществ, отношений, режима абсолютной монархии в существовавшем виде, поддерживавших их институций и систем взглядов. Их пороки объяснялись человеч. невежеством, средство устранения к-рого - П. людей относительно собств. природы и мироустроения. Мыслителей П. отличала в той или иной степени склонность к филос. рационализму. Интерпретации кит. мысли оказывали влияние на взгляды и, гл. обр., аргументацию преимущественно просветителей-деистов. Они считали Бога разумной первопричиной мира, не вмешивающейся в его дальнейшее развитие, а "естеств. религию" - благоговение перед разумностью творения и Творцом, не отягченное мистикой - регулятором обществ, жизни и историч. процесса. Значительная часть деятелей П. разделяла идею естеств. права, вытекающего из велений разума и природы человека, а также признавала теорию обществ, договора - возникновения гос-ва и права в результате развития обществ, сознания и договоренности между людьми. Источниками синология, материала для мыслителей П. служили в основном труды и переводы миссионеров-иезуитов: М. Риччи, о. Триго, о. Борри, о. Семедо, Ф. Наваретта, М. Мартини, А. Гоби, о. Жозефа Орлеанского, о. Буве, Да-Коста, о. Франциска Ноэля и др. Наиболее популярны были соч. о. Луи Ле Конта и сводный труд Дю Альда. Иезуиты пытались убедить католич. иерархов в целесообразности использования в Китае новых форм проповеди и обрядности, приближенных к тем, что привычны китайцам. Они, во-первых, оперировали гл. обр. текстами конф. канонов и офиц. идеологич. документов, фиксировавших идеал обществ, порядка, во-вторых, акцентировали в кит. идеологии и верованиях сходство с христианством. В результате религ. воззрения китайцев сближались с деизмом, конфуцианство представало квинтэссенцией "практич. морали", Китай - страной философов, где управление зиждилось на филос. принципах, а единств, основанием для социального продвижения были личные добродетели и знания. Это давало представителям П. повод видеть в политич. строе, обществ, отношениях, философии и религии Китая воплощение своих идеалов. Отношение идеологов П. к опыту Китая было подготовлено эпохой Возрождения, когда языческие культуры стали признаваться достойными изучения и подражания. Предшественниками деятелей П. в использовании сведений иезуитов о Китае в идеологич. соперничестве были либертины - последователи философа и астронома П. Гассенди (1592- 1655), распространившие критич. отношение к схоластич. теологизму и клерикализму на совр. им политич. устройство. Напр., Ламот-ле-Вайе в "Добродетели язычников" (1642) утверждал, что в Китае господствует монотеизм, а монарх-мыслитель ограничивает свою власть, советуясь с философами. Один из ранних представителей П., Пьер Бейль, во 2-м изд. (1705) своего "Историч. и критич. словаря" представил Китай примером нормальной этич. регуляции атеистич. об-ва. Наибольшее значение интерпретации синологич. материала придавал Вольтер (1694- 1778). Он усматривал в Китае публичный культ "естеств. религии" и долгое время считал его политич. строй идеалом просвещенной абсолютной монархии. Вольтеровская концепция Китая, кит. философии и религии оказала значительное влияние на просветительскую мысль Франции, Англии и России, а также физиократов. Д. Дидро (1713 - 84) в своей "Энциклопедии" поставил философию, обществ, и политич. установления Китая на уровень достижений "самых просвещенных стран Европы". В Англии одним из первых высоко оценил систему управления в Китае Р. Бер-тон в "Анатомии меланхолии" (1621). В соч. Дж. Уэбба "Историч. очерк, выдвигающий допущение, что язык Кит. империи является исходным языком" (1669) предпринята попытка интерпретации синологич. материала (история, философия, верования, обычаи) в русле концепции Китая как "страны мудрецов". О достоинствах учения Конфуция и кит. этики писали в нач. 18 в. литераторы Дж. Аддисон и А. Попп. У. Темпль сводил конфуцианство к "основам этики", апеллируя к примеру "просвещенной монархии" в Китае, отрицал обществ, прогресс на Западе. М. Тиндаль в соч. "Христианство столь же древнее, как сотворение мира" (1730) объявил изречения Конфуция иллюстрациями к учению Христа. Лит. критик С. Джонсон утверждал, что учение Конфуция имеет в виду "возвращение человеч. природы к ее изначальному совершенству", а в Китае видел образец обществ, справедливости. Ю. Баджел предлагал ввести в Великобритании экзамены на право замещения администр. должностей по кит. образцу. В памфлетах лорда Честерфилда политич. система Китая и конф. этика "золотой середины" (т.е. "срединности и постоянства", см. "Чжун юн") представлены как пример для Англии, а в "Кит. письмах" (1760 - 61) О. Голдсмита устами "китайца" подвергнуто критике англ, об-во, к-рому противопоставлена социальная орг-ция и культура Китая. В Германии Китай как образец "разумного правления" в 17 - 18 вв. фигурировал гл. обр. в художеств, лит-ре. В обл. философии влияние синологич. интерпретаций кит. мысли испытал философ и математик Г.В.Лейбниц (1646-1716). Бинарная арифметика послужила ему основанием для математич. истолкования графич. структур "И цзина" ("Чжоу и"). Труды иезуитов о Китае подкрепляли умение Лейбница об универсальной культуре: в них он находил, в частн., подтверждение близости древней религии Китая христианству. Кит. социальную и политич. системы Лейбниц считал более разумными, чем европ. Идеологически близкий П. последователь Лейбница X. Вольф видел суть конфуцианства и христианства в "естеств. морали", реализованной в кит. системах управления и образования. В дальнейшем в русле идей Лейбница и Вольфа развивал свою историю философии И.Г. Гердер: человек и об-во призваны в русле органич. развития живой и неживой природы к все более полному воплощению "естеств. законов". Китай для Гердера - образец "формирования нравов" путем воспитания. Его взгляды оказали влияние на историко-филос. и эстетич. воззрения поэта и мыслителя И.В. Гете. Представителей рос. П. 18 в. искать примеры просвещенной монархии в Китае побуждали соч. гл. обр. франц. просветителей, переводы с зап. языков и латыни по преимуществу анонимных соч. миссионеров, выполненные ими и рус. переводчиками (гл. обр. А.Л. Леонтьевым) переводы кит. источников. Они публиковались, в частн., в журналах просветителя Н.И. Новикова ("Трутень", "Живописец", "Пустомеля"). Просветительский взгляд на Китай выражен в "Философических предложениях" (1768) А.П. Козельского, переводчика Дидро и Даламбера. В пер. увлечения идеями П. перевод с франц. конф. памятника "Да сюэ" предпринял литератор Д.И. Фонвизин ("Та-гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую кит. философию", 1779). Теоретич. схемы, служившие поводом к критике отечеств, порядков, для большинства рос. просветителей были важнее реального положения дел в Китае. Идеологич. оппоненты представителей П. пытались опорочить просветительский идеал. Напр., Фенелон в одном из "Диалогов мертвых" (1700 - 18) спор между Конфуцием и Сократом решил в пользу последнего: китайцы произошли от погрязших в грехе вавилонян, их культура пришла в упадок и неизмеримо уступает античной. Панегирики в адрес Китая вызывали протест идеологов тех обществ, сил, к-рые ощущали необходимость экономич. и политич. экспансии на Востоке. Так, англ, литератор Д. Дефо иронизировал по поводу синофилии современников, доказывая отсталость Китая в важнейших для процветания гос-ва областях - науках, коммерции, навигации, военном деле, а также суеверность китайцев, отсутствие у них здравой философии и религии, деспотизм правления. На идеологич. противостояние накладывалась критика увлеченности зап. аристократии и буржуа "кит. модой" - кит. мотивами в предметах роскоши и интерьерах - с эстетич. и нравств. позиций. Дань этой критике отдал, в части., И.В. Гете. Ряд представителей П. стремился к различению кит. идеологич. идеала и действительного состояния Китая. Так, Ш.Л. Монтескье считал его деспотич. гос-вом; Ж.-Ж. Руссо полагал мудрость кит. законов "мнимой", а доказательством не меньшей порочности китайцев, чем жителей др. стран, - их подчинение невежественным завоевателям. Голдсмит отмечал упадок законов и нравов совр. ему Китая. Отношение деятелей П. и их оппонентов к кит. мысли и культуре послужило основой идеологич. верификации китаеведения нового времени и оказало воздействие на способы интерпретации синологич. материала некитаеведами в 19 в. В отечеств. (Я.Б. Радуль-Затуловский, O.Л. Фишман) и кит. (Хоу Вайлу) науке высказывались мнения о формировании идеологии П. (или сопоставимой с ней) в Китае 17 - 18 вв. К ее представителям причислялись Хуан Цзунси, Гу Янъу, Ван Чуаньшань, Янь Юань [2], Ли Гун, Дай Чжэнь, Тан Чжэнь, Чжан Сюэчэн, Жуань Юань, Гун Цзычжэнъ, Вэй Юань и др. **Гуковский Г. Очерки по истории рус. лит-ры и обществ, мысли XVIII века. Л., 1938; Алексеев М.П. Вольтер и рус. культура XVIII в. // Вольтер. Ст. и материалы. Л., 1947; Державин К.Н. Китай в филос. мысли Вольтера // Там же; Макагоненко Г. Николай Новиков и рус. П. XVIII в. М.-Л., 1951; Его же. Сатирич. журналы Н.И. Новикова. М.-Л., 1951; Волгин В.П. Развитие обществ, мысли во Франции в XVIII в. М., 1958; Фишман О.Л. Кит. сатирич. роман (эпоха П.). М., 1966; Момджян Х.Н. Франц. П. XVIII в. М., 1983; Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязное А.Ф. Западно-европ. философия XVIII в. М., 1986; Martino P. LOrient dans la Literature Francaise au XVII-е et au XVIII-e siecle. P., 1906; Hundson G.F. Europe and China. L., 1931; Ho T.S. Chinese Education from the Western Viewpoint. N.Y., 1931; Pinot V. La Chine et la Formation de IEsprit philosophique en France (1640 - 1740). P., 1932; Lack D. Contributions of China to German Civilization, 1648- 1740. Chic., 1944; Rowbotham A.H. The Impact of Confucianism of Seventeenth Century Europe // Far Eastern Quarterly. Vol. IV, May 1945, №3; Maverick A. China, a Model for Europe. S.A., 1946; Appleton W. A Cycle of Cathay. The Chinese Vogue in England during the 17th and 18th Centuries. N.Y., 1951; Guy B. The French Image of China before and after Voltaire // Studies on Voltaire and the Eighteenth Century. Gen., 1963. По материалам О.Л. Фишман

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Просвещение

(Enlightenment,The).

Век Просвещения (нем. DieAufklarung) охватывает приблизительно все XVIII столетие. Иногда его отождествляют с веком Разума, но последний включает как XVII, так и XVIII вв. Просвещение действительно уходит своими корнями в рационализм XVII в., однако идеи, характеризующие Просвещение, выходят далеко за рамки рационализма Декарта, Спинозы и их современников.

В 1784 г. Иммануил Кант написал статью, в крой отвечал на вопрос "Что такое Просвещение? ". В ней он определяет Просвещение как совершеннолетие человечества. Это выход из незрелости, когда человек вынужден был руководствоваться в своих мыслях и поступках такими внешними авторитетами, как Библия, Церковь и государство .Никакое поколение не должно быть связано установками и обычаями прежних веков. Это противоречило бы самой природе человечества, чье назначение заключается в прогрессе. Кант признавал, что XVIII в. еще не может быть назван просвещенным веком, но только лишь веком Просвещения. Барьеры на пути прогресса рушились, открывая обширное поле деятельности. Девизом Просвещения было Sapereaude  "Имей мужество познавать".

Эта статья была написана Кантом в промежутке между Войной за независимость Сев. Америки и Великой французской революцией. Выдающиеся деятели и идеологи Войны за независимость, такие, как Джефферсон, Франклин и Пейн, поддерживали тесные связи с французскими революционерами, и это, конечно, неслучайно. Как "Декларация независимости США" (1776), так и "Декларация прав человека и гражданина", принятая французским Учредительным собранием (1789), отмечены печатью "просвещенного" мышления. Оба документа апеллируют к истинам, считавшимся самоочевидными. Какаято ссылка на Бога (или Верховное существо) сохранялась, однако такие понятия, как жизнь, независимость, поиски счастья (у американцев), свобода, частная собственность, безопасность и право защищать себя от насилия (у французов), воспринимались как естественные и не требующие доказательств.

С этими понятиями была связана и философия управления обществом, косвенно отрицающая идею о том, что монархи и правительства наделены властью от Бога и, следовательно, их полномочия неотъемлемы. Теперь утверждалось, что правители получают власть с согласия подчиненных. Право на власть принадлежит народу в целом, а не просто правителям. Законы можно менять и приводить в соответствие с нуждами и чаяниями подчиненного большинства. Точно так же и правительство может быть заменено новым, если оно перестает соответствовать интересам народа. За всем этим стояла теория общественного договора, выдвинутая в XVII в. Т. Гоббсом и подхваченная потом Дж. Локком и Ж.Ж. Руссо. Последний считал, что общество должно быть основано на негласном общественном договоре, соединяющем принципы свободы и справедливого правления в интересах большинства. В основе любого общества лежит компромисс, по к-ром у отдельные его члены соглашаются на определенные ограничения своих прав ради достижения максимальной свободы для всех.

Классические документы американской Войны за независимость и Великой французской революции, где все же упоминается Бог, представляют собой промежуточное звено между христианским взглядом на государство и современной секулярной демократией. Ранее Кальвин видел в государстве орудие Божье, предназначенное для защиты закона и порядка, сохранения нравственных устоев и распространения истинной религии, полагая, что все это соответствует Слову Божьему. Нельзя сказать, что просветительская философия государства совсем исключает Бога. В целом просветители придерживались деистских взглядов, признавая Его как Творца, но полагая, что дальнейшее течение жизни отдается во власть человека и его разума. Признавая существование Бо га, они предлагали для общества гуманистические цели,подчеркивая,что и цели, и средства их достижения должны определяться разумом, действующим в согласии с природой.

Важное место в системе взглядов Просвещения занимала природа, рассматриваемая как воплощение красоты иблага. Такое внимание к природе было связано отчасти с тем, что она являла собой очевидную реальность, а отчасти  с высоким престижем тогдашней науки, выдающимся представителем крой был И.Ньютон, с его механистическим взглядом на мир как на систему, подчиняющуюся рациональным законам. Во Франции просветительская концепция упорядоченного, рационального мира нашла выражение в "Энциклопедии" (175165), изданной Дидро и Даламбером. Это был "аналитический словарь наук, искусств и ремесел ". " Энциклопедия" стала платформой для изложения новых политических взглядов и нападок на религию.

Не все философы Просвещения разделяли атеистические взгляды барона Гольбаха, но многие соглашались с идеей (выраженной в его "Системе природы"), что человек несчастен оттого, что природы не знает. Гольбах считал, что религия мешает истинному ее пониманию. Немного раньше Ж.Ж. Руссо возвеличил миф о благородном дикаре. Отвергая христианское учение о грехопадении, Руссо считал, что человек благороден от природы. Человек рожден свободным, но его повсюду ждут цепи. Это порабощение связано с разложением общества, за к-рое большую долю ответственности несет религия. В качестве выхода Руссо предложил теорию воспитания, основанного на природе. В идеале, дети должны воспитываться вне вредного влияния общества и Церкви. Нужно позволить ребенку следовать его собственным наклонностям. Нельзя принуждать его к заучиванию и усвоению поведенческих штампов. Он должен учиться для себя, радостно обращаясь за помощью к учителю, призванному облегчать свободный процесс познания. Т.о., Руссо и просветительство заложили основу для многих педагогических теорий современности.

Во Франции Руссо и Вольтер повели наступление на Церковь и христианские институты. Оба исповедовали веру в Верховное существо. Религиозное кредо Руссо ограничивалось утверждением, что естественная религия основывается на чувстве и что всякую веру нужно поверять разумом и совестью. Бог не предмет для дебатов. В глубине души Его знают все. Теизм Вольтера исходит из стройности и рациональности мироздания. Часы доказывают существование часовщика, вселенная бытие Бога. Исходя из этого, Вольтер проповедовал терпимое отношение ко всем религиям,отрицая, однако, официальную Церковь, против крой направлен его знаменитый девиз "Ecrasez Iinfame" (" Раздавите гадину ").

Своими взглядами на религию Вольтер во многом обязан английским деистам, с идеями крых он познакомился в Лондоне во время своего изгнания. Деисты полагали, что истинная религия  это религия разума и природы и что христианство нужно привести в соответствие с ней. Все ссылки христианских апологетов на чудеса и исполнение пророчеств они воспринимали резко критически, полагая, что якобы исполнившиеся пророчества ВЗ на самом деле не предсказывали исторические события, а чудес, описанных в НЗ, попросту не было.

Идеи деистов оказали влияние и на Г. С. Реймаруса, гамбургского школьного учителя, известного тем, что он фактически положил начало поискам "исторического Иисуса". Реймарус написал "Апологию, или В защиту разумных почитателей Бога", где Иисус предстает простым галилейским проповедником, к нравственному учению крого примешались политика и эсхатология. Предприняв неудачную попытку установить Царство Божье на земле, Он принял смерть глубоко разочарованным человеком. Христианство основано наложных утверждениях о воскресении и Втором пришествии Христа, распространенных учениками после Его смерти. Отрывки из рукописи Реймаруса впоследствии опубликовал известный драматург и эссеист Г.Э. Лессинг. По его словам, он нашел их в библиотеке герцога Брауншвейгского и предложил считать, что они принадлежат давно усопшему еретику. Сам он не разделял идей Реймаруса, сомневаясь в том, что истинность какой бы то ни было религии можно установить с помощью исторических изысканий. Как и другие просветители, Лессинг считал, что основные религии  это различное выражение одной истинной религии, назначение крой  дать человечеству нравственные ориентиры и научитьлюдей жить побратски.

В XVIII в. многих людей с подобными взглядами привлекало масонство, соединявшее альтруистические убеждения с эзотерическим ритуалом. Философы надеялись найти в нем особый, высший взгляд на действительность. По обе стороны Атлантики масонство обрело новую популярность среди просветителей.

Просвещение тяготело к более трезвому, рациональному взгляду на вещи. Однако здесь крылась опасность саморазрушения. У шотландского философа Д. Юма просветительский критицизм оборачивается против самого себя. Опираясь на эмпирическую, скептицистскую философию, Юм подверг сомнению возможности человеческого разума. Он не только критиковал религию, но и сомневался в способности человека познавать окружающий его мир, полагая, что мы ничего не можем знать доетоверно. Кантовская философия разума была отчасти ответом Юму, хотя у многих создавалось ощущение, что Кант просто вернул Юму его вопрос в качестве ответа. Философия Канта была последней попыткой выработать понастоящему просветительскую философию. Кант свел религию к этике, а этику  к гуманистическим, рассудочным установкам. Однако его учение не объясняет, почему человек в своем поведении должен опираться на эти принципы. Кант скептически оценивает религиозный опыт и пытается применить рационалистический метод к изучению Библии.

К нач. XIX в. Просвещение уже уступило место идеализму в философии, классицизму и романтизму  в искусстве. Юм и Кант поколебали веру в возможности человеческого разума. После Французской революции и в свете наполеоновских войн, повергших в смятение всю Европу, просветительская возвышенная вера в здравый смысл и добродетель, данные человеку от природы, стала казаться все более сомнительной. Тем не менее Просвещение наложило свой отпечаток на философскую мысль современности. Многие идеи, воспринимаемые западным миром как сами собой разумеющиеся, уходят своими корнями в эпоху Просвещения.

С. Brown (пер. Т. В.) Библиография: К. Barth, Protestant Theology in the Nineteenth Century; C. L. Becker, The Heavenly City of the EighteenthCentury Philosophers; L.I. Bredvold, Brave New World of the Enlightenment; J.B. Bury, The Idea of Progress; E. Cassirer, The Philosophy of the Enlightenment; ? Copleston,/) History of Philosophy, V, VI; H. N. Fairchild, The Noble Savage; P. Gay, The Enlightenment; E. Halevy, Growth of Philosophic Radicalism; P. Hazard, The European Mind, 16801715 and European Thought in the Enlightenment Century; J.? Lively, The Enlightenment; R.O. Rockwood, ed., Carl Beckers Heavenly City Revisited; F.J. Teggart,ed., The Idea of Progress, 1925.

См. также: Деизм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ПРОСВЕЩЕНИЕ

франц. Lumiere, нем. Aufklarung, англ. Enlightenment) — особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в 18 в. Отличается антифеодальной направленностью, стремлением создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека. Центром по выработке такого мировоззрения стала Энциклопедия, издававшаяся в 1751—КОДчдро (в первые годы совместно с дАламбером). Объединенные вокруг нее передовые мыслители хотели осуществить начертанный Ф. Бэконом план «великого восстановления наук», связывающий социальный прогресс с прогрессом научным. Требования политического равноправия признавались вытекающими из природного равенства людей. Исходным для всех просветителей стало понятие природы, которое по-разному трактовалось от отождествления природы с материальной субстанцией (Гольбах) до понимания ее как предмета эстетического восхищения и любования (Руссо). Важную роль в системе просветительских идей сыграло понятие воспитания. С ним связана установка на здравый смысл каждого индивида, поскольку он от природы наделен «естественным светом разума». Просветители стремились к широкому распространению своих идеалов через литературные произведения, философские трактаты, исторические сочинения, театральные пьесы, эссе.

ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ 18 в. представлено в философских трудах Монтескье и Ламетри, Вольтера и Дидро, Гольбаха и Гельвеция, Руссо и Кондильяка. Механистическое миропонимание, разрабатывавшееся на основе понятий ньютоновского естествознания, получило законченное выражение в «Системе природы» Гольбаха. Несмотря на высказанные Дидро эволюционные идеи, проблемы, поставленные им в «Мыслях об объяснении природы» и «Философских принципах относительно материи движения», в целом не выйяили за пределы механицизма. Учение о человеке, развитое К. А. Гельвецием в сочинениях «Об уме» и «О человеке», 6 объяснении движущего принципа поведения людей исходит из утилитаристской концепции разумного эгоизма: по мнению 1ельвеция, в основе всех поступков и чувств человека лежит материальный интерес. Отталкиваясь от теорий общественного договора, разработанных в 17 в. Гроцием, Пуффевдорфом и др., Руссо развивает свою концепцию переустройства общества. Выдвинутые им понятия «общая воля», «суверен», «акт суверенитета», «неотчуждаемые права человека» стали ориентирами демократических преобразований, а его работа «Об общественном договоре» — знаменем Американской и Французской революций конца 18 в. Революционным настроениям Руссо противостоят надежды Вольтера на просвещенного монарха и содержащаяся в его сочинениях теория просвещенного абсолютизма, в контексте которой происходит борьба Вольтера с церковью: невежественные, фанатичные и порочные священнослужители должны быть отстранены от воспитания народа. Антиклерикальная направленность характерна не только для деистов (Вольтер) и атеистов (Гольбах, Дидро), но идля глубоко верующих мыслителей (Руссо). Исходное противоречие между природой и воспитанием обусловливало различные «парадоксы» в мышлении просветителей, которые были выявлены еще Дидро.

Ли.; Век Просвещения, под ред. Ф. Бродель. М.—Париж, 1970; HulUnngM. The Autokritique of Enlightenment: Rousseau and the Philosophes. Boston, 1994; Haupt M. bn Holbach zu Marx. Hamb., 1987.

АМЕРИКАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ было тесно связано с французским как вследствие распространения в Америке сочинений французских философов, так и благодаря личному участию некоторых французов (напр., Лафайета) в войне за независимость в Северной Америке. Американское Просвещение складывалось в виде двух главных, тесно связанных между собой направлений: одно из них было ориентировано на разработку социально-политической программы, другое — на обоснование природных свойств человека. Первое основывалось на социальных учениях, второе — на естественнонаучных достижениях тогдашней науки. В работе «Права человека» Т. Пейн подчеркивал, что все люди рождаются равными от природы и должны иметь равные гражданские права. Гражданскими становятся те права, которые нельзя сохранить в одиночку — это т. н. «несохраняемые права». Третий президент Соединенных Штатов Т Джефферсон, участвовавший в создании знаменитой «Декларации независимости», исходил из неотчуждаемых естественных прав личности (в их числе — жизнь, свобода и стремление к счастью) и незыблемых принципов народного суверенитета: все люди сотворены равными, законы, перестающие соответствовать новым условиям, должны быть изменены, а наилучшим государственным устройством объявляется республиканское правление, основанное на разделении властей (на законодательную, исполнительную и судебную) и установлении всеобщего и равного избирательного права. Идеи трактата Т. Пейна «Здравый смысл» обнаруживают сходство с аналогичными идеями трактата Гольбаха и перекликаются с мыслями, высказанными И. Алленом в работе «Разум — единственный оракул человека»: человек может опираться только на свой разум. Деизм в американском Просвещении получил большее распространение, чем во французском; известный ученый-физиолог Б. Раш высказывал предположение о вечности материи именно по причине ее сотворенности Богом.

Лит.: Американские просветители, т. 1—2. M., 1969.

Т.Б.Длугач

ПРОСВЕЩЕНИЕ В АНГЛИИ. Хотя в англоязычной литературе (Joscoique J. Joseph Rouk and the English Enlightenment. Cambr., 1994) не принято говорить об английском Просвещении, все же следует признать, что именно в Англии были высказаны и осуществлены некоторые программные идеи, инициировавшие просветительское движение на европейском континенте. Здесь следует назвать философа Д. Дакка, работы которого «Опыт о человеческом разумении», «Мысли о воспитании» и «Разумность христианства» вместе с трудами И. Ньютона имели основополагающее значение для культурной программы просветителей. Образцовыми стала также энциклопедия Д. Харриса (1704, выдержала пять изданий) и особенно полная энциклопедия Э. Чамберса (1728,2-е изд. 1738), ставшая основой для французской Энциклопедии ДАламбера и Дидро. Значительными для английского Просвещения были работы Э. Коллинза, особенно его «Рассуждение о свободомыслии» (1713). Культурно-воспитательную программу Просвещения в Европе начали осуществлять эссеисты Д. Аддисон и Р. Стал вжурналах «Зритель» (1709—11) и «Болтун» (1711—14).

ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - «белое пятно» в европейском просвещении. Вековечная соперница Англии Шотландия в социально-культурном отношении долгое время отставала от нее. Только в 1707, заключив Унию с Англией, утратив политическую самостоятельность и обменяв свой парламент на «свободу торговли», Шотландия смогла воспользоваться плодами демократических и экономических реформ. К сер. 18 в. экономический и культурный подъем преобразил Шотландию. Возникает образцово поставленное сельское хозяйство, ускоренными темпами прокладываются дороги, роются каналы, строятся мосты. Первый в Европе металлический завод построен в Шотландии, там же создан «перводвигатель» промышленного переворота — паровая машина Уатта. Древний Эдинбург — столицу Шотландии — называют северными Афинами, а переживаемую шотландскую эпоху — «Веком Перикла». В Шотландии появился свой Гомер — Оссиан, свой Геродот — историк У. Робертсон, свой Аристотель — Г. Рид, Д. Юм, А. Смит, позже Р. Берне, В. Скотт уже не нуждались в сравнениях.

Выдающуюся роль в культурном подъеме страны сыграли университеты. Их курсы по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам были самыми передовыми; в учебные программы были включены курсы, посвященные теоретикам естественного права Г. Грацию и Пуфендорфу, трудам Д. Локка, а также «Оптике» И. Ньютона. В это время в Кэмбридже последним словом науки считались еще декартовы вихри, а в Оксфорде Локк пребывал в долгосрочной опале.

Большое значение имела педагогическая деятельность профессора моральной философии университета Глазго Ф. Хатчесона, читавшего курсы по естественной религии, морали, юриспруденции, «теории правления» (изданы посмертно под титулом «Система моральной философии»). Самыми популярными были его воскресные лекции (их посещал юный А. Смит), где он толковал Новый завет в духе гуманизма, что совершенно расходилось с кальвинистскими догмами о всеобщей греховности, разделявшимися шотландской пресвитерианской церковью.

Самым известным из философов Шотландии в век Просвещения был Д. Юм, чья смелая критика религиозного сознания и церкви смущала даже его друзей (А. Смит, несмотря на просьбу Юма, отказался издать его «Диалоги о естественной религии»). Эссе Юма и особенно его «Естественная история религии» (1757) и «История Англии» (в 8 т., 1754,1757,1759— 78) оказались весьма популярными на континенте (Гельвеций настоятельно предлагал Юму написать историю христианской церкви). Вместе с тем Юм был первым критиком просветительского рационализма. Широкой известностью пользовался Г. Хоум, президент шотландского философского общества; его книга «Основания критики» получала иногда негативные (Вольтер, Винкельман), но большей частью одобрительные отзывы (Кант, Лессинг, Гердер). Вопреки господствующей нормативной эстетике классицизма книга Хоума восстановила высокую репутацию Шекспира, соединяя локковский эмпиризм с эстетикой реалистического искусства. Смит — «величайший шотландский мыслитель», по определению Г. Бокля, и Фергюсон — один из первых моралистических критиков коммерческого общества и его политических институтов — выдвинули фундаментальные идеи политэкономии и социологии. Влияние обоих просветителей прослеживается и в 19 в. в утилитаризме и классическом марксизме.

Шотландское Просвещение оказало влияние на русских просветителей (молодые русские ездили учиться в Шотландию к А. Смиту, У. Робертсону, в 18 в. в России неоднократно переводились сочинения Юма).

Лит.: Daiches D. The Paradox of Scottish culture. The Eighteenth Century Experience. L., 1964; Gay P. Enlightenment. Interpretation. L., 1970; Hume and Enlightenment. Edinbourg, 1974; Lehmann W. 0. Henry Home, Lord Kames and Scottish Enlightenment. Study in national Character and the History of Ideas. The Hague, 1971.

M. A. Абрамов

НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ формировалось в условиях экономической отсталости, политической раздробленности, господства феодальных порядков и религиозной идеологии в Германии 18 в. Это во многом стало причиной умеренно-консервативного характера социально-политических воззрений немецких просветителей, их преимущественного интереса к философскому умозрению, к вопросам образования и нравственного воспитания. Наряду с Г. В. Лейбницем, Э. В. фон Чарнхаузом, ранними спинозистами (Ф. В. Штош, Т.-Л. Лау), пиетистами (Ф. Я. Шпенер, Г. Арнольд, А. Г. Франке) и др. особую роль в развитии просветительской философии сыграли X. Томазий и X. Вольф. Первый положил начало ее эмпирико-психологаческой линии, ориентированной на принципы здравого смысла и мирской «полезности» философии, второй — создал т. н. вольфовскую школу метафизики, представители которой пытались построить логически-последовательную и универсальную систему философских знаний, пригодную для просвещения и обучения. Попытки эти закончились превращением традиционного рационализма в догматическую схоластику и сближением вольфианства с линией Томазия и эклектической популярной философией позднего Берлинского просвещения (М Мендельсон, Фр. Николаи и др.). Тем не менее заслугой ряда вольфианцев (А. Г. Баумгартена, Т. Ф. Мейера, И. Г. Зульцера, И. И. Винкельмана и др.) стала разработка ими эстетики как особой науки о прекрасном и художественном вкусе, вопросов теории и истории искусства, классификации его видов и жанров и т. д. В полемике с вольтерианским и просветительским рационализмом сформировались оригинальные гносеологические подходы Хр. А. Крузия, И. Г. Ламберта, И. Н. Тетенса, И. Канта, идеи И. Г. Гамана, литературного движения «Буря и натиск», романтизма, «философии чувства и веры» Ф. Г. Якобч и др. Важный вклад в становление принципов историзма, идеи эволюции и развития неживой и живой природы, человеческого общества, культуры, языка и т. д. внесли Г. Э. Лессинг, К. Ф. Вольф, И. Г. Гердер, К. Л. Кнебель, И. В. Гете, В. Гумбольдт и др. философы и мыслители.

Jim.: Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962; ГулыгаА. В. Из истории немецкого материализма. М., 1962; Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989; Он же. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. М., 1996; CassirerE. Die Philosophie der Aufklarung. Tub., 1932; Die Aulklarung in ausgewahlten Texten. Stuttg., 1963; Die Philosophie der deutschen Aufklarung. Texte und Darstellungen. Stuttg., 1990.

В. А. Жучков

ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ. Русское Просвещение типологически сходно с классическими образцами западноевропейского Просвещения от Локка до Руссо и является национально-региональной разновидностью Просвещения как одного из направлений мировой культуры. Классической моделью его выступает французское Просвещение 18 в.

В 18 в., особенно в его второй половине, в Россию стали проникать сочинения Вольтера, Монтескье, Гельвеция, Гольбаха, Дидро, Руссо и др., оказавшие влияние на все основные течения русской мысли, вплоть до официальной идеологии самодержавия (т. н. дворцовое просвещение при Екатерине II). Но до конца 30-х гг. 19 в. просветительские идеи не оформились в России в самостоятельное направление, они функционировали в рамках других направлений, таких, как дворянско-революционное, дворянско-либеральное, университетская философия, и лишь отчасти модифицировали русскую национальную мысль. Некоторые мыслители 2-й пол. 18 — нач. 19 в. сравнительно близко подошли к просветительскому типу мировоззрения (Я. П. Козельский, А. Н. Радищев, В. В. Попугаев, А. П. Куницин и др.). Просветительские идеи широко представлены в декабризме. Но национальная почва в тот период еще не созрела для восприятия целостных просветительских концепций. Различные направления русской мысли испытывали идейное влияние со стороны западной просветительской мысли, заимствовали просветительские идеи или выдвигали антифеодальные идеи, сходные с просветительскими (апелляция к разуму, науке, критика крепостничества с позиции «естественного права»), однако в силу фрагментарности, непоследовательности отдельные передовые идеи не могли превратить эти идейные течения в типично и развито просветительские.

С кон. 18 в. до 30-х гг. 19 в. Россия, подобно всей Европе, переживала реакцию на французскую революцию 1789—93 гг. и на якобинский террор. Прогрессивные концепции приняли романтические, антипросветительские, «франкофобские», «германофильские» философские формы. Лишь на рубеже 30—40-х гг. 19 в. антифеодальная русская мысль стала принимать формы, соответствующие уровню «эпохи Просвещения». Поэтому только 40—60-е гг. 19 в. стали русским веком Просвещения. Одна из характерных особенностей русского Просвещения — его синкретизм, своеобразное переплетение демократических, антифеодальных и антикапиталистических, социалистических и утопических идей, заимствованных из Европы.

Русское Просвещение выражалось в формах, существенно отличных от теоретических построений представителей других направлений антифеодальной идеологии — дворянской революционности, либерализма, народничества. Родоначальником русского Просвещения выступил В. Г. Белинский, ставший на позиции зрелого Просветительства во всех частях своего мировоззрения, в т. ч. и в философии, в последний период своей жизни, в 1840-е гг. В русле становящегося на рубеже 30—40-х гг. русского Просвещения действовали также М. А. Бакунин, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Расцвет русского Просвещения падает на 60-е гг. 19 в. Мировоззрение Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и др. представляет наиболее зрелые, классические формы Просвещения в России. Просветители, выражая в своем мировоззрении потребности общественного развития по буржуазному пути, выдвигали принцип свободы — и как политико-юридический, и как широкий философско-исторический принцип. Истолковывая свободу в качестве потребности природы человека, они понимали ее как условие достижения личного и всеобщего блага во всех сферах жизни. Просветители признавали свободу индивида, но не были индивидуалистами. Мерилом свободы у просветителей является благо общества в целом, поэтому они считали возможным ограничить свободу индивида, коль скоро этого требует благо общества. Просветители не выдвигали, как правило, требования ликвидации сословий, а стремились к установлению между ними политического равноправия. Среди просветителей не было полного единомыслия по вопросу о форме государственного устройства. Среди них были республиканцы и сторонники «просвещенной монархии». Феодальному миру всеобщего неравенства просветители противопоставили идеи равенства, в первую очередь равенства политико-юридического.

По основной ценностной ориентации просветительская философия мыслителей круга Белинского — Чернышевского носила антифеодальный характер, а по основному познавательному содержанию представляла собой философию антиспекулятивную, антитрансцендентальную, антиметафизическую, антропоцентрическую и по основной тенденции материалистическую. Религиозное свободомыслие является системообразующим принципом русского Просвещения, тогда как атеизм — признак его отдельных представителей.

Русское Просвещение оформилось в период, когда в Западной Европе уже существовали развитые диалектические философские концепции, противостоявшие механистической философии 18 в., вт. ч. просветительской. Поэтому в русском Просвещении диалектические идеи оказались представленными в гораздо большем объеме, нежели в западноевропейских просветительских концепциях.

Как и их западноевропейские предшественники, русские просветители акцентировали необходимость связи философии с потребностями жизни общества и сознательно поставили ее на службу определенной социально-политической идее. Философия, т. о., выступает у них орудием не только познания действительности, но и ее оценки, и преобразования. Проблематика философии оказывается тесно увязана со сферой морали, юриспруденции, политики, духовной культуры в целом. Русские просветители 1840—60-х гг. перед философией ставили задачи и цели, в конечном счете соответствующие их общественно-политическим идеалам и объективно, а часто и осознанно, — революционно-демократической практике.

Лит.: Проблемы русского просвещения в литературе 18 в. М.—Л., 1961; Каменский 3. А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971; Щипаное И. Я. Философия русского просвещения, 2-я пол. 18 в. М., 1971; Пустарнаков В. Ф. Общественно-политические и философские идеи Н. Г. Чернышевского в дореволюционной историографии русской мысли.— В кн.: Н. Г. Чернышевский в общественной мысли народов СССР. М., 1984; Он же. Идейно-философское наследие Н. Г. Чернышевского в советской историографии русской мысли.— Там же, с. 75—116; Он же. А. В. Луначарский и Н. Г. Чернышевский.— В кн.: Дискуссионные проблемы исследования наследия Н. Г. Чернышевского. М., 1984; Русская мысль в век просвещения. М., 1991; Моряков В. И. Русское просветительство 2-й пол. 18 в. (Из истории общественно-политической мысли России). М., 1994.

В. Ф. Пустарнаков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ПРОСВЕЩЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ПРОСВЕЩЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ПРОСВЕЩЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ПРОСВЕЩЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ПРОСВЕЩЕНИЕ — 0