Пространство духовноеПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ в искусстве

ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ

Найдено 6 определений термина ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ

философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их событие, сосуществование (в П.), с другой - процессы смены их друг другом (во В.), продолжительность их существования. В. и П. являют собой несущую конструкцию любой известной до сих пор объяснительной картины мира. Определение хотя бы в самом первом приближении масштабов в П. и ритмики смены во В. всех действительных и потенциально мыслимых природных и общественных систем как процедура представления фундаментальных параметров бытия являются необходимым условием не только процесса постижения мира человеком, но и осознание последним самого себя. Принципиально различными в трактовке П. и В. в истории философии выступали подходы, постулирующие их как: а) такие формы бытия, которые полностью автономны от тех явлений и вещных систем, которые в них "помещены" и в них существуют и являются; б) такие порядки, такие внутренние "меры" природно-социальных систем, которые задаются их взаимодействием и обусловлены их природой и характером. В модели мироустройства Ньютона П. и В. трактовались как однородные, универсальные и абсолютные формы бытия. Идеи "пустого" П. и абсолютного, автономного от человека В. были переосмыслены как философской традицией Декарта, постулировавшего их "заполненность" и обусловленность осуществляющимися взаимозависимостями и взаимодействием вещей и явлений, так и физикой 20 в., сформировавшей представление о едином "П.-В.", задающем многомерные метрики бытия и тем самым интерпретирующее В. всего лишь как одну из координат многомерного пространственно-временного континуума. В истории философии было принято различать "объективное" В., могущее фиксироваться соразмерно процессам в микромире либо ритмам движения небесных тел (и которому в таком смысле отказывает в праве на существование современная физика), и В. "субъективное", связанное с его осознанием людьми и распадающееся в зависимости от формы своей артикуляции на перцептуальное и концептуальное. В рамках концептуальных моделей возможно многомерное пространство, не апплицируемое на трехмерный мир, и нелинейные модели течения времени. В философии 20 в. доминирует понимание В. как условия возможности, как предпосылки субъективности и объективности в любом их модусе, а, следовательно, постулирование того, что В. отсутствует и в субъекте, и в объекте, и "вовне" и "внутри" (Хайдеггер). См. также: Социальное время.

А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

Пространство и время

/D/ Raum und Zeit; /E/ Space se time; /F/ L’espas et le temps; /Esp/ Espasio y tiempo.

Фундаментальные формы ориентации человека в мире. Категория пространства служит для установления отношений протяженности, структурности, сосуществования и взаимодействия. Категория времени – длительности, последовательности смены состояний.

Пространство обладает специфическими свойствами: трехмерностью, симметрией и асимметрией, формой и размерами, местоположением, расстоянием между объектами, распределением вещества и поля. Время – одномерностью, асимметричностью, необратимостью, ритмом, скоростью изменения состояний.

Человек, устанавливая свои отношения в мире, должен учитывать неразрывность единства пространства и времени; пространства, времени и изменяющихся процессов. Свойства изменяющихся процессов оказывают влияние на свойства пространства и времени, формами которых они являются. Пространство и время внутренне противоречивы, они представляют собой единство прерывности и непрерывности, конечности и бесконечности.

Первые научные и философские представления о пространстве и времени в новоевропейской философии связаны с Р.Декартом, Б.Спинозой, И.Ньютоном и Г.Лейбницем.

Р.Декарт отождествляет пространство с материей. Пространство есть порядок сосуществования тел в форме взаиморасположения одних возле других. Время – порядок последовательности моментов движения тел в форме одних после других. Эту точку зрения разделяет и Г.Лейбниц. Они отрицают саму возможность существования пространства и времени как особой реальности, независимой от бытия самих вещей.

Б.Спиноза и И.Ньютон материю отделяют от пространства и времени. И.Ньютон делит пространство на относительное, зависящее от объектов, и абсолютное, независимое от них. Абсолютное пространство является синонимом присутствия тяготения, как действия на расстоянии.И.Ньютон представлял пространство не как пустоту в античном ее смысле, а как абсолютную точку отсчета в механике и одновременно как чувствилище Бога, через которое тот видит и слышит мир. В XVII веке такое понимание пространства получило название Spiritus mundi – жизненный эфир, мировая душа, позднее обозначенное И.Ньютоном как всемирное тяготение.

Время в его научном понимании представляет собой подобие независимой переменной в математике.

В классической философии Ньютоновское понимание пространства и времени получает развитие в философии И.Канта. Он объявляет их априорными формами нашего сознания, что позволяло обосновать абсолютный и необходимый характер математических суждений.

Точка зрения Г.Лейбница и Р.Декарта развивается Г.Гегелем, а с материалистических позиций – К.Марксом и Ф.Энгельсом. Пространство и время здесь понимаются как объективные формы бытия материи органически с ней связанные через движение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия, практическое руководство

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении В. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость В. и п. от материи и рассматривают их то, как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то, как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то, как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер В. и п. В том, что В. и п. неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, В. же — последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении — от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь В. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью В. и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18—19 вв., говоря об объективности В. и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения. В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до 20 в. отождествляли П. с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а В.— протекающим равномерно. Совр. физика отбросила старые представления о П. как пустом вместилище тел и о В. как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности (Относительности теория) Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что В. и fl. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр. теории В. и п. большую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса, Я. Бойаи. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о В. и п. как внеопытных формах чувственного восприятия. Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел. обусловленность физико-химических свойств материи пространственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о В. и п. используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объективно-реальном В. и п.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВРЕМЯ и ПРОСТРАНСТВО

формы бытия, выражающие: П. - сосуществование вещей, В. - смену вещей друг другом. В более широком смысле В. и П. являются описаниями структуры бытия, зафиксированной во В. как длительность, сменяемость объектов, их стадий и состояний, в П. - как форма их взаимодействия, сочетания, со-бытия. В. и П. могут трактоваться как абстрактные характеристики бытия и как конкретные его структуры, выражающие полифоническое движение различных процессов. В. и П. могут быть представлены в качестве внешнего масштаба (масштабов), фиксирующего порядок сосуществования и смены различных объектов, и в качестве "внутренней" меры отдельных природных и общественных систем. В. и П. задают исходные ориентации, на основе которых строится любая известная картина мира. В этом плане они оказываются предельно абстрактными характеристиками бытия: они намечают исходные порядки, контуры и ритмы, обусловливающие более конкретные представления человеком определенных явлений и процессов, их духовное, теоретическое и практическое освоение. Будучи фундаментальными определителями бытия, они вместе с тем оказываются важнейшими формами согласования общения и деятельности людей и детерминантами развития личности. В этом отношении они оказываются вполне конкретными выражениями бытия, формами его воспроизводства и обновления жизни и деятельности людей. Таким образом, в качестве категорий В. и П. задают исходные масштабы представления бытия, создают основу для нормативной регуляции человеческих взаимодействий, определяют ритм практической, познавательной и мыслительной деятельности людей. В историческом развитии этих категорий заметное место занимает борьба между философами, настаивавшими на характеристике В. и П. как особых форм, не зависящих от систем и процессов, в них "протекающих", и философами, трактующими В. и П. как определенные порядки смены и сосуществования вещей и явлений, зависящие от взаимодействия последних.

В древности идею пустого П. развивал Лукреций. В новое время философия В. и П. развивалась под мощным влиянием ньютоновских представлений, в которых В. и П. выступали в качестве абсолютных, универсальных, однородных форм. Философия этого периода акцентировала внимание на определении В, и П. как самых общих категориальных характеристик бытия и на соответствующей их роли в человеческом познании, мышлении и деятельности. Этот подход стимулировался и классической механикой, абстрагирующейся от качественных описаний бытия, и зарождающейся экономической наукой, занятой поиском абстрактного В., сопоставляющего и сравнивающего разные человеческие деятельности и их результаты. В дальнейшем эволюция естествознания и общественных наук привела к необходимости конкретизировать понятия о В. и П., сопоставить их с особыми формами бытия, рядами явлений и событий. В аспекте этой задачи получили подтверждение идеи Декарта и Лейбница о "заполненности" В. и П., об их обусловленности взаимодействиями явлений и тел. Физика XX в. сформировала представления о едином "времени-пространстве", выражающем бытие особой системы и присущую ей метрику. В сфере обществознания также получило распространение понятие "хронотопа", ориентированное на особые порядки систем, в которых реализуются бытие людей, различные формы их деятельности. Философия В. и П. под влиянием этих изменений все более стала заниматься вопросами развития категорий В. и П. в истории общества, ролью этих категорий во взаимодействиях людей, в деятельности познания и мышления.

В. Е. Кемеров

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

Время  и пространство

категории соответственно характеризующие структуру изменения и устойчивости, процесса и состояния. В идеалистичекой философии принципиально, а в материализме чаще всего эти категории описывают физический мир, не распространяясь на идеальное бытие. Но в таком случае они не являются всеобщими. В коррелятивной онтологии всеобщность В. и П. гарантируется инвариантностью их отношения к изменению и устойчивости, которые тоже не сводятся к физическому движению и покою. В то же время учитывается их специфика в соотношении и изменением и устойчивостью каждого из базовых видов бытия. В объективной реальности В. и П. предстают как определенное соотношение между элементами тех множеств, которыми являются тот или иной процесс или состояние. В. есть структура изменяющегося множествас, а именно отношение между изменяющимся объектами любой природы, соответствующее степени различия их изменений по отношению к изменению объекта-эталона. Для физического В. таким объектом-эталоном является вращение Земли вокруг своей оси, для биологического В. таковым может выступать появление нового биологического вида, для исторического, допустим, переход к новой эпохе. Эти виды изменений существуют объективно, хотя выбор именно их в качестве эталона для измерения времени осуществляется субъективно. Но субъективный выбор тоже имеет вполне объективные основания: появление того нового качества, которое значимо для субъекта. Поскольку любое сущее многокачественно, оно в разных сотношениях может пребывать в разных временах. Допустим, вода достигла температуры кипнния за 10 минут. Это означает, что изменения во взаимодействии воды с тепловой энергией, позволившие получить данный результат, соотнесены с соотвествующими изменениями во вращении Земли вокруг своей оси. Однако в этом процессе происходили и иные изменения, не связанные с качеством перехода жидкости в пар, но, возможно, порождающие иные качества (к примеру, приобретение водой способности в определенной точке нагрева  вызвать ожог живых тканей). Такой подход справедлив и за пределами физического В. Так физически я, к сожалению, современник постмодернизма, но духовно могу быть современником Аристотеля или Тютчева. П. в объективной реальности также задается отношением различных элементов устойчивого множества любой природы к некоторому объекту-эталону, выступающему в качестве точки отсчета. В. объективной реальности выразимо пространственно как промежуток между различными моментами и количественно как интенсивность изменений в данный момент. В. и П. в рамках объективной реальности дискретны, разделяются на отдельные элементы, и потому являются предметами рационального научного познания и могут быть выражены в однозначных понятиях и формулах.  А.Бергсон обратил внимание на другую сторону изменения и соответственно времени, обозначив их как становление и «чистую» длительность» ((duree). Становление оказывается неделимым процессом, который совершается между начальным и конечным пунктами и всегда оказывается внутри; время этого становления также воспринимается как неделимое. И то и другое не поддается измерению и рациональному анализу , но дано лишь в переживании. С позиций коррелятивной онтологии это означает, что такое В есть характеристика субъективной реальности (напомним, что для нас субъективная реальность – всеобщий атрибут). П. в объективной реалности также не сводится к физической его разновидности и ообразует устойчивую систему координат в любой предметной области бытия: биологической, социальной, психологической и т.д. К пониманию П. субъективной реальности близко понятие «места», введенное М. Хайдеггером. Поскольку он не дает строгих определений, приходится полагаться на собственную интерпретацию: место есть устойчивый срез явленности единства времени как «чистой длительности» и пространства как «чистой протяженности», снимающейся в констатации наличного вектора сущего (под вектором понимается направленный отрезок, у которого указаны начало и конец; в обобщенном смысле указание вектора сущего есть указание его границ). В трансцендентной реальности В. выступает как вечность, тождественная мгновенью, «являет собой бесконечный круг, вечный без начала и конца, нераздельно единый и всеобъемлющий», а П. в этом круге предстает как такой центр, который совпадает с бесконечной окружностью (Николай Кузанский). - Бергсон А. Восприятие изменчивости / Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск. 1999; его же. Творческая эволюция / Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск. 1999. Кузанский Н. Об ученом незнании / Кузанский Н. Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1979. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 188-200; его же .Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 209-214; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 79-82; его же. Взаимодействие и время / Современная онтология - 3. СПб. 2009 (см. также в: http://vasagatovskij/narod.ru). Хайдеггер М. Искусство и пространство / Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философские категории авторский словарь

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

всеобщие формы бытия материи, ее важнейшие атрибуты. В мире нет материи, не обладающей пространственно-временными свойства­ми, как не существует П. и в. самих по себе, вне материи или независимо от нее. Пространство есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие эле­ментов во всех материальных системах. Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем. П. и в. неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи.

В домарксистской философии, а также в классич. фи­зике П. и в. нередко отрывались от материи, рассматривались как самостоят. сущности или внеш. условия существования и движения тел. В концеп­ции Ньютона абс. пространство понималось как беско­нечная протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от к.-л. процессов, а абс. время - как те­кущая безотносительно к к.-л. изменениям равно­мерная длительность, в к-рой все возникает и исчезает. В ньютоновской концепции П. и в. приписывались нек-рые субстанциональные признаки - абс. самостоятельность и самодостаточность существования; вместе с тем П. и в. не рассматривались как порождающие субстанции, из к-рых возникают все тела. В материалистич. натурфилософии и основывавшихся на ее прин­ципах физич. теориях преобладало атомистич. пони­мание структуры материи: конечной, абсолютной и по­рождающей субстанцией признавалась лишь движу­щаяся материя, существующая и изменяющаяся в П. и в. как внеш. условиях бытия.

В религ. и объективно-идеалистич. учениях выдвига­лась сходная концепция П. и в. как всеобщих внеш. условий бытия тел, однако П. и в. трактовались как созданные вместе с материей богом или абс. духом. С т. зр. теологии к богу понятия П. и в. не приложимы: как высшая, бесконечная и творящая субстанция он внепространствен и существует не во времени, а в вечности, являющейся одним из его атрибутов. В субъективноидеалистич. концепциях выдвигались эклектич. и внутренне противоречивые толкования П. и в. как априорных форм чувств. созерцания (Кант) либо как форм упорядочения комплексов ощущений и опытных данных, установления между ними функциональных зависимостей (Беркли, Мах, позитивизм).

Впервые подлинно науч. понимание П. и в. как все­общих атрибутов и форм существования материи было выдвинуто и обосновано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Учение диалектич. материализма о П. и в. получило глубокое подтверждение в естествознании 20 в. Значит. вклад в развитие совр. представлений о П. и в. внесла теория относительности А. Эйнштейна: она раскрыла неразрывную связь П. и в. как единой формы существо­вания материи (пространствовремя), установила един­ство пространственно-временной и причинно-следствен­ной структуры мира, обнаружила относительность пространственно-временных характеристик тел и явле­ний.

Предметом диалектико-материалистич. теории П. и в. являются методологич. интеграция важнейших до­стижений совр. науки в понимании П. и в. для разра­ботки целостного мировоззрения, исследование всеоб­щих свойств П. и в. в их связи с др. атрибутами ма­терии, теоретич. обоснование бесконечности П. и в. в количеств. и качеств. отношениях, изучение закономер­ностей науч. познания П. и в. и форм связи сменяющихся науч. теорий о П. и в.

К всеобщим свойствам П. и в. относятся: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материаль­ных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количеств. и качеств. бесконечность. Раз­личают метрич. (т. е. связанные с измерениями) и топологич. (напр., связность, симметрия пространства и не­прерывность, одномерность, необратимость времени) свойства П. и в. Познание всеобщих свойств П. и в. является результатом длит. историч. развития науки, выделения в процессе обобщения и абстрагирования таких инвариантных характеристик многообразных пространственно-временных отношений, к-рые прояв­ляются на всех структурных уровнях материи.

Наряду с едиными характеристиками, к-рые в рав­ной степени присущи как пространству, так и времени, им свойственны нек-рые особенности, характеризую­щие их как различные, хотя и тесно связанные между собой, атрибуты материи. К всеобщим свойствам пространства относятся прежде всего протяженность, означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объемов и т. п.), возможность прибавления к каждому данному элементу нек-рого следующего элемента либо возможность умень­шения числа элементов. Протяженной можно считать любую систему, в ?poя возможны изменения характера связей и взаимодействий составляющих ее элементов, их числа, взаимного расположения и качеств. особенностей. Это означает, что протяженность тесно связана со структурностью материальных систем, имеющей атрибутивный характер. Непротяженные объекты не обладали бы структурой, внутр. связями, способностью к изменениям. Пространству присуща также связность и непрерывность, проявляющаяся как в характере перемещения тел от точки к точке, так и в распространении физич. воздействий через различные поля (электромагнитное, гравитационное, ядерное) в виде близкодействия в передаче материи и энергии. Связность означает отсутствие к.-л. «разрывов» в пространстве и нарушения близкодействия в распространении материальных воздействий в полях. Вместе с тем прост­ранству свойственна относит. прерывность, проявляю­щаяся в раздельном существовании материальных объектов и систем, имеющих определ. размеры и гра­ницы, в существовании многообразия структурных уровней материи с различными пространств. отноше­ниями. Общим свойством пространства, обнаруживающимся на всех известных структурных уровнях, является трехмерность, к-рая органически связана со структурностью систем и их движением. Все материальные процессы и взаимодействия реализуются лишь в пространстве трех измерений. В одномерном или двумерном пространстве (линия, плоскость) не могли бы происходить взаимодействия вещества и поля. Абстракт­ные (концептуальные) многомерные пространства в совр. математике и физике образуются путем добавления к трем пространств. координатам времени и др. пара­метров, учет взаимной связи и изменения к-рых необхо­дим для более полного описания процессов. Однако не следует отождествлять эти концептуальные пространства, вводимые как способ описания систем, с реальным пространством, к-рое всегда трехмерно и характеризует протяженность и структурность материи, сосуществование и взаимодействие элементов в различных системах. С протяженностью пространства неразрыв­но связаны его метрич. свойства, выражающие особен­ности связи пространств. элементов, порядок и количеств. законы этих связей. В природе различие метрич. свойств пространства определяется неоднородностью структурных отношений в системах, в частности распреде­лением тяготеющих масс и величиной гравитац. потен­циалов, определяющих «искривление» пространства.

К специфич. (локальным) свойствам пространства материальных систем относятся симметрия и асим» метрия, конкретная форма и размеры, местоположе­ние, расстояние между телами, пространств. распре­деление вещества и поля, границы, отделяющие различ­ные системы. Все эти свойства зависят от структуры и внеш. связей тел, скорости их движения, характера взаимодействий с внеш. полями. Пространство каждой материальной системы принципиально незамкнуто, непрерывно переходит в пространство др. системы, к-рое может отличаться по метрич. и др. локальным свойствам. Отсюда проистекает многосвязность реаль­ного пространства, его неисчерпаемость в количеств. и качеств. отношениях.

К всеобщим свойствам времени (или временных отно­шений в материальных системах) относятся: объектив­ность; неразрывная связь с материей, а также с прост­ранством, движением и др. атрибутами материи; длительность, выражающая последовательность существования и смены состояний тел. Длительность образуется из возникающих один за другим моментов или интервалов времени, составляющих в совокупности весь период существования тела от его возникновения до перехода в качественно иные формы. Выступая как своеобразная «протяженность» времени, длительность обусловлена общим сохранением материи и движения при их превращениях из одних форм в другие. Время существования каждого конкретного объекта конечно и прерывно, т. к. любой объект имеет начало и конец существования. Однако составляющая тело материя при этом не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Благодаря общей сохраняемости материи и движения время ее существования непрерывно, и эта непрерывность абсолютна, тогда как прерывность относительна. Непрерывности времени соответствует его связность, отсутствие «разрывов» между его моментами и интервалами.

Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему. Конкретными физич. факторами, характеризующими необратимость времени, выступают возрастание энтропии в различных системах, изменение с течением времени количеств. за­конов движения тел.

Специфич. свойствами времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, к-рая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, вре­менные отношения между различными циклами в струк­туре систем.

Развитие науки в 20 в. раскрыло новые аспекты зависимости П. и в. от материальных процессов. Из теории относительности и экспериментальных фактов совр. физики следует, что с увеличением скорости движения тел и приближением ее к скорости света возрастает масса, относительно сокращаются линей­ные размеры в направлении движения, замедляются все процессы по сравнению с состоянием относит. покоя тел. Замедление временных ритмов происходит также под действием очень мощных гравитационных полей, создаваемых большими массами вещества (что проявляется, напр., в красном смещении спектральных линий излучения т. н. белых карликов и квазаров, обладающих очень высокой плотностью и мощны­ми полями тяготения). При количеств. возрастании плотности вещества (до значений порядка 1094 г/см3 и более) должны качественно меняться метрич., а воз­можно, и нек-рые топологич. свойства П.и в. Из наблю­дательных данных внегалактич. астрономии следует, что средней плотности вещества в Метагалактике порядка 10-31 г/см3 соответствует незамкнутое прост­ранство отрицат. кривизны. Однако эти данные нельзя распространять на весь мир в целом, поскольку мате­рия неоднородна и в мире существует бесчисленное мно­жество структурных уровней и типов материальных систем со свойственными им пространственно-времен­ными отношениями. См. также Материя, Время, Вечность, Симметрия, Космология. M

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ — 0

Найдено книг по теме ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ — 0

Найдено презентаций по теме ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ — 0

Найдено рефератов по теме ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ — 0