ПРОСТОТАПространственное измерение

ПРОСТОТЫ ПРИНЦИП

Найдено 2 определения термина ПРОСТОТЫ ПРИНЦИП

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

простоты принцип

ПРОСТОТЫ ПРИНЦИП — эвристический принцип, обобщающий опыт познания, согласно которому при прочих равных условиях предпочтительна наиболее простая познавательная конструкция теория, гипотеза, научно-исследовательская программа и т.п.). П. п. допускает различные интерпретации. Исторически первичной (восходящей к античности и Средним векам) можно считать метафизическую интерпретацию: объективный мир в своей основе разумен (рационален), П. п. является непременным атрибутом рациональности; следовательно, истинное знание о мире и путь к нему характеризуются П. п. Признаком П. п., сформулированным в терминах метафизики, в Средние века, напр., считалась минимизация исходных онтологических посылок рационального объяснения мира и его объектов. Такова позиция Оккама, выраженная в его методологической максиме «Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem» («He следует умножать сущности сверх необходимости»), которую он применял в полемике с аристотелизмом и платонизмом, отстаивая эмпирический фундаментализм и номинализм. Прагматическая интерпретация полагает П. п. как выражение естественного стремления к минимизации усилий для достижения практического результата любой деятельности (в гносеологическим аспекте П. п. выступает как требование «экономии мышления»).         В методологии науки эвристическое содержание П. п. выражается в различных и не сводимых друг к другу требованиях: обобщения и схематизации опытных данных, использования адекватного математического аппарата в естественнонаучных и близких к ним теориях, формализации структуры теорий, выбора наиболее простой теоретической схемы объяснения и предсказания и т.п. Понимание «П.» научного знания зависит от стиля научного мышления, от философской и общенаучной картин мира. Напр., в механико-динамической картине мира И. Ньютона и его последователей «П. п.» природы понимался как возможность сведения всего мирового многообразия к фундаментальным законам механики и теории тяготения. «Природа при бесконечном разнообразии своих действий проста только в своих причинах, и мы видим в ней небольшое число законов, рождающих огромное число явлений часто весьма сложных...» Лаплас П. Изложение системы мира. Спб., 1861. Т. 1. С. 74). П. п. основных положений теории (естественнонаучной или математической) иногда идентифицируется с их очевидностью, интуитивностью. Так, Кант полагал геометрические постулаты Евклида априорными чувственными интуициями, а Пуанкаре подчеркивал связь между их интуитивной очевидностью и Природой. Однако подобные идентификации часто оказываются ошибочными; так, создание неевклидовых геометрий и общей теории относительности разрушило кантовский априоризм в понимании пространства.         С тех пор, как методология науки отказалась от услуг метафизики, на первый план вышли попытки выразить П. п. через понятия, играющие ключевую роль в логико-методологических моделях структуры и развития научного знания. Природа научных теорий связывалась с эмпирической верифицируемостью (логический эмпиризм), фальсифицируемостью (К. Поппер), с числом независимых посылок, используемых теориями при объяснении эмпирических данных (с минимизацией добавочных объяснительных допущений) ( Г. Шлезингер). Е. А. Мамчур предложила экспликацию понятия независимости посылок через понятие инвариантности; при выборе теоретических положений из эмпирически эквивалентных систем следует предпочесть более простую, т.е. ту, предпосылки которой инвариантны относительно более широкой группы преобразований. Понятие инвариантности позволяет связать определенность посылок теории с их информативностью; это, в свою очередь, дает возможность выразить в точных терминах такие характеристики теории, как объяснительный потенциал или степень логической организации.         П. п. как эвристический прием применим не только к структурным компонентам научных теорий, но и к выбору используемого в них математического аппарата. Предприняты попытки экспликации критерия П. п. физических гипотез через характеристические числа дифференциальных уравнений (Дж. Кемени) или путем ограничений на введение в теорию производных высших порядков для построения приблизительных математических моделей, допускающих последующие уточнения и усложнения (И.В. Кузнецов). Методологическая роль П. п. ощутима и в логике, где разрабатываются системы исчислений с минимальным числом аксиом и правил вывода; предлагаются логико-аналитические методы упрощения научных текстов без утраты их информативности, известны попытки связать эти методы с общей теорией систем (А.И. Уемов и др.); разрабатываются методы оценки П. п. научных теорий (Поппер и др.).         П. п. входит в «сеть» методологических принципов науки (симметрии, дополнительности, неопределенности и др.), составивших предметную область междисциплинарных исследований, в которых принимают участие философы и ученые различных специальностей.         В.Н. Порус

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПРОСТОТЫ ПРИНЦИП

эвристический принцип, обобщающий опыт познания, согласно которому при прочих равных условиях предпочтительна наиболее простая познавательная конструкция (теория, гипотеза, научно-исследовательская программа и т. п.). Принцип простоты допускает различные интерпретации. Исторически первичной (восходящей к античности и Средним векам) можно считать метафизическую интерпретацию: объективный мир разумен (рационален) в своей основе, простота является непременным атрибутом рациональности, следовательно, истинное знание о мире и путь к нему характеризуются простотой. Напр., признаком простоты, сформулированным в терминах метафизики в Средние века считалась минимизация исходных онтологических посылок рационального объяснения мира и его объектов. Такова позиция Оккама, выраженная в его методологической максиме («Не следует умножать сущности сверх необходимости»), которую он применял в полемике с аристотелизмом и платонизмом, отстаивая эмпирический фундаментализм и номинализм. Прагматическая интерпретация рассматривает принцип простоты как выражение естественного стремления к минимизации усилий для достижения практического результата любой деятельности (в гносеологическом аспекте принцип простоты выступает как требование «экономии мышления»).

В методологии науки эвристическое содержание принципа простоты выражается в различных и не сводимых друг к другу требованиях: обобщения и схематизации опытных данных, использования адекватного математического аппарата в естественно-научных и близких к ним теориях, формализации структуры теорий, выбора наиболее простой теоретической схемы объяснения и предсказания и т. п. Понимание «простоты» научного знания зависит от стиля научного мышления, от философской и общенаучной картин мира. Напр., в механико-динамической картине мира И. Ньютона и его последователей «простота» природы понималась как возможность сведения всего мирового многообразия к фундаментальным законам механики и теории тяготения. «Природа при бесконечном разнообразии своих действий проста только в своих причинах, и мы видим в ней небольшое число законов, рождающих огромное число явлений часто весьма сложных...» (Лаплас П. Изложение системы мира, т. 1. СПб., 1861, с. 74). Простота основных положений теории (естественно-научной или математической) иногда идентифицируется с их очевидностью, интуитивностью. Так, Кант полагал геометрические постулаты Евклида априорными чувственными интуициями, а Пуанкаре подчеркивал связь между их интуитивной очевидностью и простотой. Однако подобные идентификации часто оказываются ошибочными; так, создание неевклидовых геометрий и общей теории относительности разрушило кантовский априоризм в понимании пространства.

В методологии науки 20 в. на первый план вышли попытки выразить принцип простоты через понятия, играющие ключевую роль в логико-методологических моделях структуры и развития научного знания. Простота научных теорий связывалась с эмпирической верифицируемостью (логический эмпиризм), фальсифицируемостью (Поппер), с числом независимых посылок, используемых теориями при объяснении эмпирических данных (с минимизацией добавочных объяснительных допущений) (Г. Шлезингер). Е. А. Мамчур предложила экспликацию понятия независимости посылок через понятие инвариантности; при выборе из эмпирически эквивалентных систем теоретических положений следует предпочесть более простую, т. е. ту, предпосылки которой инвариантны относительно более широкой группы преобразований. Понятие инвариантности позволяет связать определенность посылок теории с их информативностью; это в свою очередь дает возможность выразить в точных терминах такие характеристики теории, как объяснительный потенциал или степень логической организации.

Принцип простоты как эвристический прием применим не только к структурным компонентам научных теорий, но и к выбору применяемого в них математического аппарата. Предприняты попытки экспликации критерия простоты физических гипотез через характеристические числа дифференциальных уравнений (Дж. Кемени) или путем ограничений на введение в теорию производных высших порядков для построения приблизительных математических моделей, допускающих последующие уточнения и усложнения (И. В. Кузнецов). Методологическая роль принципа простоты ощутима и в логике, где разрабатываются системы исчислений с минимальным числом аксиом и правил вывода; предлагаются логико-аналитические методы упрощения научных текстов без утраты их информативности, известны попытки связать эти методы с общей теорией систем (А. И. Уемов и др.); разрабатываются методы оценки простоты научных теорий (Поппер и др.). Принцип простоты входит в «сеть» методологических принципов науки (см. Симметрии принцип, Дополнительности принцип и др.), составивших предметную область междисциплинарных исследований, в которых принимают участие философы и ученые различных специальностей.

Лит.: Методологические принципы физики. М., 1974; Мамчур Е. А; Овчинников И. Ф., Уемов А. И. Принцип простоты и меры сложности. М., 1989; Мамчур Е. Л., Овчинниковы. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1997.

В. Н. Порус

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ПРОСТОТЫ ПРИНЦИП — 0

Найдено научныех статей по теме ПРОСТОТЫ ПРИНЦИП — 0

Найдено книг по теме ПРОСТОТЫ ПРИНЦИП — 0

Найдено презентаций по теме ПРОСТОТЫ ПРИНЦИП — 0

Найдено рефератов по теме ПРОСТОТЫ ПРИНЦИП — 0